Самоходная пожарная мотопомпа

 

Изобретение относится к пожарной технике и может найти широкое применение при тушении пожаров в условиях бездорожья , лесной местности и других аналогичных местах. Цель изобретения - повышение маневренности и надежности в работе. Мотопомпа содержит реверсную коробку 46 раздельного управления гусеницами 13, бесконтактную систему зажигания. Кроме того, усовершенствованы системы торможения , охлаждения бесконтактного генератора 41. натяжения гусениц, управления. Ходовая часть 1 за счет оригинального размещения тележек 9 и катков 11 натяжения позволяет обеспечить плавность хода по неровностям . 2 з.п. ф-лы. 13 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧЕ СКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з В 62 D 55/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

Ъ I

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4690875/11 (22) 28.03.89 (46) 07.06,91. Бюл. М 21 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт противопожарной обороны, (72) В,Д.Волков, Н.Н.Малинин, M.Ä.Êàðàсев, Ю.М.Кухтинов и В.И.Форкош (53) 629.113 (088.8) (56) Патент Англии М 2061725, кл. А 62 С 27/18, 1981. (54) САМОХОДНАЯ ПОЖАРНАЯ МОТОПОМПА (57) Изобретение относится к пожарной технике и может найти широкое применение

„„. Ы„„1654102 А1 при тушении пожаров в условиях бездорожья, лесной местности и других аналогичных местах. Цель изобретения — повышение маневренности и надежности в работе. Мотопомпа содержит реверсную коробку 46 раздельного управления гусеницами 13, бесконтактную систему зажигания. Кроме того, усовершенствованы системы торможения, охлаждения бесконтактного генератора 41, натяжения гусениц, управления.

Ходовая часть 1 эа счет оригинального размещения тележек 9 и катков 11 натяжения позволяет обеспечить плавность хода по неровностям. 2 з.п. ф-лы, 13 ил, 1654102 ка 22,. а ее основание 23 охватывает 55 концевой участок продольного лонжерона

7, на котором приварены пластины 24 с резьбовыми отверстиями, в которые вворачиваются натяжные болты 25 с контргайками 26, На вилке 22 через подшипники 27

Изобретение относится к малогабаритной передвижной пожарной технике повышенной проходимости, применяемой на различных объектах народного хозяйства для тушения пожаров до прибытия пожарных подразделений из населенных пунктов и городов, Цель изобретения — повышение маневренности и надежности в работе.

На фиг.1 приведена предлагаемая самоходная пожарная мотопомпа; на фиг.2 показана ходовая часть; на фиг.3 — то же, вид сверху; на фиг.4 — узел натяжения гусениц; на фиг.5 — схема размещения опорных катков; на фиг.6 — ведущее звено ходовой части с тормозным барабаном; на фиг.7— схема управления тормозом гусеницы; на фиг.8 — механизм регулировки положения рычага управления; на фиг.9 — реверсная коробка раздельного управления гусеницами; на фиг,10 — кинематическая схема коробки; на фиг.11 — кинематическэя схема привода и управления гусеницами; на фиг,12 — бесконтактная транзисторная система зажигания; на фиг.13 — система охлаждения двигателя.

Самоходная пожарная мотопомпа содержит ходовую часть 1 на гусеничном ходу, на которой размещены мотопомпа 2, всасывающий рукав 3, кассета 4 с напорными рукавами, рабочее место 5 оператора и рычаги 6 управления.

Ходовая часть 1 самоходной мотопомпы состоит из продольных лонжеронов 7, на которых расположены ведущие звездочки 8, опорные тележки 9, опорные ролики 10 и катки 11 натяжения, закрепленные на вилках 12.

Продольные лонжероны 7 правой и левой гусениц 13 скреплены между собой поперечными лонжеронами 14. Между опорными тележками 9 установлены демпферные пружины 15. Ведущие звездочки

8 закреплены на валу 16, установленном в подшипниках 17 на вилке 18, закрепленной на концевой части продольного лонжерона 7. На внутренних ведущих звездочках 8 закреплены тормозные барабаны 19 (по одному на каждую гусеницу), взаимодействующие с тормозной лентой 20, Вращение ведущим звездочкам 8 передается через карданный вал 21.

На противоположном конце продольного лонжерона 7 установлена натяжная вил5

50 установлен вал 28, на котором закреплены катки 11 натяжения.

На боковых поверхностях продольных лонжеронов 7 выполнены направляющие

29, в которые входит шток 30 и в верхней части которых установлены опорные ролики

10. На штоке 30 выполнен выступ 31, нэ который опирается аммортизационная пружина 32, Ка конце штока 30 имеется ось 33, на которой закреплена опорная тележка 9.

Кинематическая схема предлагаемой самоходной пожарной мотопомпы представляет собой двигатель 34, коленчатый вал 35 которого через муфту 36 соединен с ведущим валом 37 коробки 38 передач. На ведущем валу 37 установлена коническая пара шестерен 39 и 40. Причем шестерня 40 установлена на валу бесконтактного генератора 41. Вторичный вал 42 коробки 38 передач цепными передачами 43 через промежуточный вал 44 соединен с первичным валом 45 реверсной коробки 46 раздельного управления гусеницами, Вторичные валы 47 реверсной коробки 46 через муфты 48 сцепления и карданные валы 21 соединены с ведущими звездочками 8 гусениц 13. Вилка 49 выжимного подшипника муфты 48 сцепления через тягу 50 соединена с валом 51 привода управления, на котором установлен механизм 52 регулировки положения рычага 6 управления. Механизм 52 выполнен в виде размещенных в корпусе 53 червячного колеса 54 и червяка

55, а рычаг 6 закреплен на корпусе 53. Вал

51 через систему 56 тяг и шток 57 взаимодей твуе г с тормозной лентой 20, Бесконтактный генератор 41 подключен к входу транзисторного коммутатора 58, к выходу которого параллельно подключены две катушки 59 повышения напряжения, а к выходам последних подключены две свечи

60 зажигания, каждая из которыхустановленэ на отдельном цилиндре 61 двухтактного двигателя 34 мотопомпы 2.

Система охлаждения двигателя 34 включает в себя рубашку 62 охлаждения, к которой присоединены патрубки 63, один из которых подключен к входу водяного насоса

64, а второй — к его выходу, На выходе водяного насоса 64 установлен термостат 65. Вход и выход водяного насоса сообщены с радиатором 66, а между радиатором 66 и водяным насосом

64 на одном валу с ним установлен вентилятор 67. Вал водяного насоса связан ременной передачей 68 с коленчатым валом двигателя.

Самоходная пожарная мотопомпа работает следующим образом. ь

1654102

37 коробки 38 передач включаем в зацепле- 20

30

35 робки 46 включаются в разных по- 40

55

Перед запуском мотопомпы 2 коробка

38 передач и реверсная коробка 46 находятся в центральном положении. При запуске двигателя от коленчатого вала 35 через муфту 36 вращение передается на ведущий вал

37 коробки 38 передач. При этом осуществляется через коническую пару шестерен 39 и 40 вращение якоря генератора 41.

Вырабатываемая генератором ЭДС поступает на транзисторный коммутатор 58, импульсы тока которого через катушки 59 повышения напряжения поступают на свечи 60, каждая из которых осуществляет зажигание цилиндра 61. Передаточное число

2:1 конической пары шестерен 39 и 40 обеспечивает передачу импульса зажигания на каждую свечу за половину оборота коленчатого вала.

Выжимая сцепление на ведущем валу ние вторичный вал 42 с требуемой передачей. Включаем в зацепление первичный вал

45 реверсной коробки с вторичными валами 47. Отпускаем сцепление ведущего вала

37, и самоходная мотопомпа начинает движение. При повороте на небольшой угол рычагом 6 через тягу 50 с вилкой 49 выжимается сцепление на муфте 48. При этом отключается вторичный вал 47 реверсной коробки от карданного вала 21 ведущей звездочки 8.

При необходимости более крутого поворота дополнительно включается тормозная система путем торможения лентой 20 барабана 19 на левой или правой гусенице При установке на водоем. может возникнуть необходимость поворота мотопомпы вокруг своей оси. В этом случае муфты зацепления первичного вала 45 реверсной коотношению одна к другой положениях, т.е. одна группа шестерен в прямом зацеплении, а вторая группа шестерен в обратном зацеплении. При этом производится движение гусениц в противоположных одна другой направлениях, т.е, вращение самоходной мотопомпы вокруг своей оси.

При движении по бездорожью, при пересечении рельсовых путей и в других аналогичных условиях для обеспечения плавного движения предназначены опорные тележки и опорные ролики.

При наезде на препятствия опорная тележка 9 поворачивается относительно штока 39 на оси 33, Пружина 32 служит для смягчения удара, а ролик 10 обеспечивает постоянное натяжение гусениц.

Демпферные пружины 15 также позволяют смягчать удары при наезде на препят5

15 ствия и возвращают опорную тележку 9 в исходное положение.

При установке мотопомпы на водоем и движении от очага пожара для обеспечения оперативности прокладки напорной рукавной линии рукава, уложенные "в гармошку" в кассете 4, отстегивают и сбрасывают на поверхность земли, т.е. при подъезде мотопомпы к водоему рукавная линия уже проложена и остается только сбросить всасывающий рукав 3 в водоисточник и включить подачу воды.

В случае необходимости откачки дыма на объекте пожара мотопомпа может использоваться как дымосос, Откачка дыма производится рукавом (не показан) через радиатор 66 и корпус дымососа 69 вентилятором 67, В предлагаемой конструкции использована водяная система охлаждения двигате-. ля по замкнутому контуру в отличие от применявшихся для охлаждения двигателей мотопомп систем охлаждения от забираемой воды.

Для этого в конструкцию введены дополнительный водяной насос 64 с термостатом 65 и вентилятором 67 и радиатор бб с патрубками 63, образующими замкнутый контур с рубашкой 62 охлаждения двигателя, Термостат 65 обеспечивает постоянный режим работы двигателя 34 при 80 — 95 С

При температуре, ниже укаэанной, охлаждающая жидкость движется, минуя радиатор бб, а именно по контуру: водяной насос

64 — первый патрубок 63 — рубашка 62 охлаждения — второй патрубок 63 — водяной насос 64.

При работе на режиме в систему включается охлаждение воды через радиатор 66.

Термостат 65 открывает канал для поступления воды в радиатор 66, а вентилятор 67 обеспечивает ее охлаждение.

Для удобства работы оператора предусмотрена регулировка положения рычагов 6 управления с помощью механизма 52. Вращением червячного колеса 54, закрепленного в корпусе 53, жестко соединенном с рычагом 6, осуществляется поворот корпуса

53 на валу 51, что позволяет отрегулировать положение рычагов 6 в зависимости от роста и длины рук оператора, сидящего на рабочем месте 5.

Введение реверсной коробки раздельного управления гусеницами позволяет существенно повысить маневренность самоходной мотопомпы, что особенно важно при установке мотопомпы на водоемах, при тушении пожаров в лесном массиве и при использовании ее в качестве дымососа.

1654102

Главное движение по пересеченной местности с расчетной скоростью до 25 км/ч обеспечивает предложенная конструкция ходовой части с использованием опорных тележек с опорными катками.

При такой конструкции натяжение гусениц остается постоянным независимо от вида неровностей.

Кроме того, наличие натяжных роликов на продольном лонжероне упрощает. регулировку натяжения гусениц при техническом обслуживании,.

Формула изобретения

1. Самоходная пожарная мотопомпа, содержащая ходовую часть на гусеничном ходу, выполненную в виде продольных лон, жеронов с установленными на них ведущими звездочками, катками натяжения гусениц и опорными катками, на которой размещены мотопомпа и другое пожаротех,ническое оборудование, двигатель с системой охлаждения и системой зажигания, и органы управления, включающие в себя

"привод сцепления, систему торможения и рычаги управления, отличающаяся тем, что, с целью повышения маневренно, сти и надежности в работе. она содержит реверсную коробку передач раздельного управления гусеницами, первичный вал которой соединен цепной передачей через промежуточный вал с вторичным валом коробки передач, а два вторичных вала этой коробки через муфты сцепления и карданные валы соединены с ведущими звездочками гусениц, система торможения включает в себя два тормозных барабана, закрепленных на соответствующем валу с ведущей звездочкой гусеницы, и тормозную ленту, соединенную через шток и систему тяг с рычагом управления и с вилкой выжимного подшипника через муфты сцепления, каждый из опорных катков размещен на штоке, установленном в направляющей лонжерона

5 и подпружиненном относительно него, а в нижней части штока размещена ось, нэ которой с возможностью изменения угла наклона установлена опорная тележка, причем между опорными тележками уста10 новлены демпферные пружины, а катки натяжения гусениц установлены на натяжной вилке, основание которой охватывает концевой участок продольного лонжерона и закреплено на нем с возможностью

15 регулирования положения вилки на продольной оси лонжерона.

2. Мотопомпа по п,1, отл и ча ю ща яс я тем, что, с целью повышения надежности в работе, на ведущем валу коробки пе20 редач. соединенном с коленчатым валом двигателя, размещена ведущая коническая шестерня, входящая в зацепление с передаточным числом 2:1 с ведомой шестерней, установленной на валу бесконтактного ге25 нератора, электрически соединенного с транзисторным коммутатором, к выходу которого через катушки повышения напряжения подключены две свечи зажигания, а система охлаждения двигателя снабжена

30 дополнительным водянь(м насосом с термостатом, вентилятором и радиатором, подключенным через патрубки водяного насоса к рубашке охлаждения двигателя.

3, Мотопомпа по п,1 или 2, о т л и ч а ю35 щ а я с я тем, что, с целью повышения удобства в эксплуатации, рычаг управления закреплен на корпусе, в котором установлен червяк. взаимодействующий с червячным . колесом на валу привода управления.

1654102

1654102,1654102

1654102

<Риг. Я

1654102

1654102

1654102

67 бб й Риг. Ц

Составитель С. Белоусько

Техред М.Моргентал Корректор М.Максимишинец

Редактор Б. Федотов

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2285 Тираж 350 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5

Самоходная пожарная мотопомпа Самоходная пожарная мотопомпа Самоходная пожарная мотопомпа Самоходная пожарная мотопомпа Самоходная пожарная мотопомпа Самоходная пожарная мотопомпа Самоходная пожарная мотопомпа Самоходная пожарная мотопомпа Самоходная пожарная мотопомпа Самоходная пожарная мотопомпа Самоходная пожарная мотопомпа 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидравлическим натяжным устройствам гусеничных движителей транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и позволяет обеспечить прогрессивность и симметричность характеристик амортизационных механизмов направляющих колес по бортам транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению , в частности к транспортным средствам многоцелевого назначения на гусеничном ходу

Изобретение относится к транспортному машиностроению и обеспечивает повышение надежности и долговечности за счет снижения динамических нагрузок

Изобретение относится к многогусеничным транспортным средствам

Изобретение относится к транспортному машиностроению и позволяет повысить надежность работы гусеничного хода путем снижения износа и исключения возможно сти повреждения боковин пневматической шины

Изобретение относится к движителям на основе эластичных гусеничных лент и позволяет повысить их эффективность и улучшить работоспособность путем регулирования натяжения ленты в зависимости от нагрузки на движитель

Изобретение относится к ходовой части внедорожных транспортных средств и позволяет повысить эффективность путем регулирования натяжения ленты

Изобретение относится к транспортным средствам высокой проходимое-, ти

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гусеничным машинам с поддерживающими роликами

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тракторам с шарнирно-сочлененной рамой типа 4х4 и предназначено для повышения проходимости тракторов, снижения удельного давления движителя на почву

Изобретение относится к области транспортных строительных машин и может быть использовано в коммунальном и сельском хозяйствах

Изобретение относится к транспортному машиностроению и движителям гусеничного и колесного типов

Изобретение относится к военным гусеничным машинам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к транспортным средствам на гусеничном ходу

Изобретение относится к транспортной аварийно-восстановительной технике, предназначенной для ликвидации пожаров, использования при землетрясениях и железнодорожных авариях

Изобретение относится к транспортным средствам повышенной проходимости с эластичными гусеницами и может быть применено при производстве снегоходных машин
Наверх