Ходовая часть транспортного средства

 

Изобретение относится к движителям на основе эластичных гусеничных лент и позволяет повысить их эффективность и улучшить работоспособность путем регулирования натяжения ленты в зависимости от нагрузки на движитель. Достигается это тем, что лента 5, охватывающая основание, пневматическое колесо 1 и расположенные по обе его стороны опорные ролики 2 и 3, снабжена натяжными роликами 17 и 18, контактирующими с ее внешней протекторной поверхностью. Ролики установлены на продолжениях плеч рычагов 6 и 7, несущих опорные катки, причем плечи шарнирно сочленены на оси, прикрепленной к колесу 1 с возможностью их поворота и фиксации. 2 з.п. ф-лы, 10 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 62 0 55/04

ГОСУДАРСТВЕ ННЫЙ КОМИТЕТ

flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

6 00

4ййПИ- T

БЧБЛИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4691814/11 (22) 15.05.89 (46) 30.05.91. Бюл, ЛЬ 20 (72) П.В.Зеленый, В.Д.Пищало, В.В.Гетман и M.M.Çeëåíàÿ (53) 629.113.012.4 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

ЬВ 1556992, кл. В 62 D 55/04, 1988. (54) ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к движителям на основе эластичных гусеничных лент и позволяет повысить их эффективность и

„„! Ы„, 1652169 А1 улучшить работоспособность путем регулирования натяжения ленты в зависимости от нагрузки на движитель. Достигается это тем, что лента 5, охватывающая основание. пневматическое колесо 1 и расположенные по обе его стороны опорные ролики 2 и 3, снабжена натяжными роликами 17 и 18, контактирующими с ее внешней протекторной поверхностью. Ролики установлены на продолжениях плеч рычагов 6 и 7, несущих опорные катки, причем плечи шарнирно сочленены на оси, прикрепленной к колесу 1 с возможностью их поворота и фиксации. 2 з.п. ф-лы, 10 ил.

1652169

Изобретение относится к движителям на основе эластичных гусеничных лент.

На фиг.1 изображена ходовая часть, вид, сбоку; на фиг.2 — то же, вид сзади; на фиг.З вЂ” то же, вид сверху; на фиг.4 — то же, с регулировочными устройствами предварительного натяжения гусеничной ленты, на фиг.5 — принцип работы устройства; на фиг.6 — схема к обоснованию установочных параметров роликов и достигаемого при оптимальных параметрах эффекта взаимодействия движителя со сминаемой опорной поверхностью; на фиг.7-схема расположения роликов; на фиг.8 — устройство для регулирования расположения роликов; на фиг.9 — эффект, достигаемый регулированием положения роликов относительно колеса; на фиг,10 — устройство для упругого регулирования натяжения гусеничной ленты.

Ходовая часть транспортного средства содержит основное пневматическое колесо

1, опорные катки 2 и 3, расположенные по

его стороны в продольно-вертикальной плоскости 4, и охватывающую их замкнутую эластичную ленту 5, Опорные катки 2 и 3 балансирно связаны между собой и колесом

1, причем рычаги 6 и 7, несущие оси 8 и 9 катков, шарнирно сочленены. Цилиндрический шарнир 10 сочленения плеч посажен на ось 11; поифлянцованную к диску 12 колеса с внешней. стороны. Противоположной, обращенной к остову транспортного средства, стороной диск 12 прифлянцован к оси

13, установленной в остове с возможностью вращения, а s ñëó÷àå выполнения движите ля ведущим — снабженной приводом враще, ния. На несомый диском обод 14 посажена пневматическая шина 15, герметичная внутришинная полость 16 которой находится под давлением, превышающим атмосферное, причем, в случае необходимости, регулируемым в процессе движения применительно к конкретным внедорожным условиям, а также в зависимости от нагрузки на движитель.

На продолжениях плеч 6 и 7 рычагов по другую сторону от шарнира 10 их сочленения установлены ролики 17 и 18, оси 19 и 20 вращения которых параллельны оси вращения колеса 1 и осям 8 и 9 катков. Ролики 17 и 18, выполняющие роль натяжных, контактируют с внешней поверхностью ленты 5 по обе стороны колеса, опираясь на нее при нагружении плеч рычагов 6 и 7 силами реакции грунта и обеспечивая тем самым ее натяжение, Сцепление ленты внутренней поверхностью с шиной 15 колеса осуществляется за счет сил трения, зависящих от натяжения ленты и угла охвата ею шины, Ролики 17 и18 при опирании катков 2 и 3 на грунт увеличивают как силу натяжения ленты, так и угол охвата пропорционально нагрузке на движитель.

Эластичная лента 5, выполняющая в устройстве роль гусеницы, состоит из несущего слоя, армированного в продольном направлении нерастяжимым кордом, и содержит на внешней поверхности протектор

21 для взаимодействия с грунтом. Протектор представляет собой утолщенный слой эластомера, в частности резины, из которого выполнена лента, рассеченного прорезями в виде "елочки" и придающего ленте необходимую поперечную жидкость, Закраины 22, отпрессованные вовнутрь контура, охватываемого лентой,, обеспечивают ее удержание на катках в поперечном направлении. Верхняя ветвь ленты в поперечном направлении фиксируется ребордами 23, с которыми контактируют боковые поверхности ее протектора, В соответствии с фиг.4 предварительное натяжение ленты регулируется гайками

24, служащими подвижными упорами для плеч 25 и 26 балансира, выполненными выдвижными из телескопических, охватывающих их частей 27 и 28. Шлицевые или шпоночные соединения 29 в местах подвижных сопряжений указанных деталей 25 — 28 не допускают их относительного поворота.

Большую роль в характере взаимодействия движителя со сминаемым грунтом играет относительное положение роликов 17 и 18 и катков 2 и 3 в продольной плоскости друг относительно друга, При симметричном (фиг,1 и 4) расположении относительно вертикальной диаметральной плоскости 30 колеса реакции под передними и задними катками равны и глубина колеи под ними одинакова (фиг.5).

Однако при движении по слабонесущему грунту предпочтительно частично разгрузить передний каток, что улучшает колесообразование благодаря взбеганию

его на поверхность грунта из глубокой колеи и снижает сопротивление движению.

Такое ассиметричное распределение нагрузок между передним и задним катками возможно, в частности, если углы а между плечом 6 и его продолжением 31 и Р между плечом рычага 7 и его продолжением 32 будут неравны, а точнее а (P (фиг.6). Очевидно, что при неравенстве этих углов, ролики 17 и 18, опираясь под нагрузкой на ленту 5, удерживают опорные катки на разных уровнях (передний выше, фиг,7). Значе1652169 ние разностиуглов а иР зависитоттипичных условий предстоящей эксплуатации транспортного средства, и чем выше сминаемость грунта, что характеризует его низкие несущие свойства, тем она больше, Однако для большей приспосабливаемости к различным условиям движения эти углы предпочтительно должны быть регулируемыми, что достигается шарнирным сочленением плеч 33 и 34 балансира, их продолжений 35 и 36 с возможностью фиксирования в различных относительных положениях. С этой целью шарнир сочленений плеч балансиров и их продолжений выполнен в четырех концентричных втулках (фиг.8). Внутренняя цилиндрическая втулка

37 посажена íà ocb 38, несомую колесом 39, и к ней прикреплено плечо 34 балансира, несущее заднюю пару катков 40. На нее посажена цилиндрическая втулка 41, к которой прикреплена продолжение 35 плеча 34, несущее передний натяжной ролик 42. Обе втулки связаны червячной зубчатой передачей, червяк 43 которой установлен с возможностью вращения на втулке 41 тэк, что его ось скрещивается с осью втулки, а ответное зубчатое колесо выполнено непосредственно на втулке 37. При вращении червяка угол между плечам 34 и его продолжением

35 изменяется.

Плечо 33 балансира, несущее переднюю пару катков 44, прикреплена к цилиндрической втулке 45, пасэженчай нэ втулку

41 и охваченной цилиндрической втулкой

46, К этой втулке, связанной с втулкой 45 зубчатой червячной передачей, прикреплено продолжение 36, несущее задний натяжной ролик 47, Вращение черняка 48 можно менять относительное угловое положение плеча 33 и ега продолжения, Аналогичного эффекта, а именно различного по высоте положения опорных катков (фиг.9), можно достичь регулировкой вылета несущих плеч 25 и 26 балансира.

Удлинением плеча впереди расположенной пэры катков и укарачиванием соответственно плеча задней пары катков обеспечивается необходимая разница их опорных реакций, так как моменты, удерживающие плечи балансира, саздэвэемь е силами реакции гусеничной ленты при апирэнии на нее роликов, сохраняют свои значения.

Улучшить динамические характеристики двигателя и в целом плавность хода несомого им транспортного средства позволяет подпружинивание плеч 49 и 50 балансира в направлении катков (фиг,10).

Цилиндрические пружины 51 и 52 при зтам упираются в плечи посредством навинченныx на них гэеK""упоров 53 и 54, Эти гэйкih

55 упоры позволяют регулировать как натяжение гусеничной ленты, так и разность длин вылета плеч балансира.

Устройство работает следующим образом.

При нагружении ходовой части шина колеса 1 деформируется, и нагрузка частично воспринимается передней и задней парами катков 2 и 3, Катки в некотором положении по высоте удерживаются благодаря опиранию роликов 17 и 18 на верхнюю ветвь гусеничной ленты 5 (фиг,5). Зто приводит к натяжению ленты и увеличению угла охвата ею шины колеса, что необходимо для лучшего сцепления ленты с шиной при работе движителя в ведущем режиме, Чем больше нагрузка на движитель, тем значительнее указанное сцепление и меньше потери энергии, выделяемой из топлива в двигателе транспортного средства, нэ проскальзывание колеса. С уменьшением или увеличением внутришиннаго давления воздуха, уменьшается или возрастает жесткость шины, увеличивается или уменьшается соответственно ее радиальная деформация, Однако характер распределения нагрузки между катками и колесом существенна не изменяется, поскольку катки получаю-; саатветствующее перемещение па выса;е.

Тэк, с увеличением деформации !i ны при уме *:ьшении внутришиннага давления гусеничная лента праслэбляется пад ралик=.м 1

17 и 18, ролики опускаются, и катки перемещаю-,ся вверх вслед зэ плтнагл контакта шины.

Применительно к конкретным условиям и режимам эксплуатации движитель настраивается путем регулирования предаарительнага натяжения ленты выдвижением плеч 25 и 26 балансира, изл1енением углов между плечами и их продолжениями, сжатием или ослаблением пружин 51 и 52, прижимаю цих катки к внутренней поверхности ленты.

Формула изабретекия

1. Ходовая часть транспортного средства, содержащая колесо, установленное на аси, рычаги, размещенные па абе стороны колеса в продольной вертикальной плоскости и шарнирно установленные на аси с возможностью изменения ат привода их взаимнага углавага положения и его фиксации, опорные катки, размещенные нэ свободных плечах рычагсв, зэл;кнутую эластичную ленту, охватывающую колесо и опорные катки, а т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, анэ снабжена роликами, каждый рычаг выполнен двуилечим, на втором плече которого

1652169

11 размещен ролик, контактирующий с наружной поверхностью замкнутой эластичной ленты.

2. Ходовая часть по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что плечи рычагов подпружинечы в продольном направлении.

3. Ходовая часть по и, 1, о т л и ч а ю- щ а я с я тем, что привод изменения взаимного углового положения рычагов представляет собой зубчатый червячный

5 механизм.

1652169

1652169

Составитель Е. Гучкова

Редактор И. Касарда . Техред М.Моргентал Корректор Л. Бескид

Заказ 1741 Тираж 351 Подписное

BHVIMllM Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Чжгород, ул.Гагарина, 101

Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ходовой части внедорожных транспортных средств и позволяет повысить эффективность путем регулирования натяжения ленты

Изобретение относится к сельскохозяйственному и тракторному

Изобретение относится к ходовым системам колесных тракторов

Изобретение относится к тракторои автомобилестроению, преимущественно к машинам с классической колесной схемой, оснащенным в качестве средств повышения проходимости полугусеничным ходом, установленным с зазором относительно поверхности твердого грунта

Изобретение относится к движителям транспортных средств, преимущественно внедорожных

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к транспортным средствам со съемными кузовами, и может быть использовано в качестве прицепного средства и в виде сборной емкости при уборке урожая в агропромышленном комплексе

Изобретение относится к области транспортного машиностроения , в частности, к гусеничным транспортным средствам специального назначения

Изобретение относится к транспортному машиностроению и обеспечивает повьшение надежности движителя

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к тракторным подвескам

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к шасси транспортных средств высокой проходимости

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тракторам с шарнирно-сочлененной рамой типа 4х4 и предназначено для повышения проходимости тракторов, снижения удельного давления движителя на почву

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к сельскохозяйственному и тракторному машиностроению

Изобретение относится к области автотранспорта и может применяться в автомобилях, работающих в сельской местности

Изобретение относится к устройствам для строительства и ремонта железнодорожного пути методом звеньевой укладки

Изобретение относится к машиностроению, а точнее к автомобилестроению, в частности к транспортным средствам повышенной проходимости, и может быть использовано в широком спектре транспортных средств с колесным и гусеничным движителем

Изобретение относится к автомобильному транспорту и касается создания уетройств для повышения проходимости транспортных средств при их движении по неровной поверхности с низкой прочностью

Изобретение относится к универсальным транспортным средствам, которые могут перемещаться как по дорогам с твердым покрытием, так и по слабонесущим грунтам
Наверх