Обгонный механизм

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования знакопеременного вращающего момента в знакопостоянный и реверсирования вращения ведомого вала. Цель изобретения - упрощение конструкции и изготовления. Обгонный механизм содержит ведущий 2 и ведомый 3 валы (В). На В 3 закреплена обойма 4, в которой с возможностью кругового перемещения установлены дугообразные захваты 5. Основные рычаги (ОР) 9 соединены с захватами 5 и подпружинены относительно В 2. Дополнительные рычаги (ДР) 11 скреплены с В 2 и имеют сферические наконечники для взаимодействия с торцами захватов. Упоры 16 и 17 установлены в направляющих ДР 11 с возможностью осевого перемещения, жестко соединены друг с другом и имеют скосы для взаимодействия с ОР 9. При знакопеременном вращении В 2 наконечники и скосы ДР 11 периодически взаимодействуют с торцами захватов и ОР 9, в результате чего захваты 5 периодически расклиниваются и заклиниваются с обоймой 4. На В 3 действует вращающий момент одного направления. Реверсирование вращения В 3 обеспечивается за счет осевого перемещения блока упоров 16, 17. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

<я) s F 16 0 41/00, 41/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

11

Фиг. 1

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4622215/27 (22) 19,12.88 (46) 07.07.91. Бюл. М 25 (75) В.В.Зарщиков (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1581919, кл. F 16 0 41/08, 16.11.88. (54) ОБГОННЫЙ МЕХАНИЗМ (57) Изобретение относится к машиностроению и може быть использовано для преобразования знакопеременного вращающего момента в знакопостоянный и реверсирования вращения ведомого вала. Цель изобретения — упрощение конструкции и изготовления. Обгонный механизм содержит ведущий 2 и ведомый 3 валы (В). На В 3 закреплена обойма 4, в которой с возможностью кругового перемещения установле„„!Ж„„1661512 А1 ны дугообразные захваты 5. Основные рычаги (OP) 9 соединены с захватами 5 и подпружинены относительно В 2.

Дополнительные рычаги (ДР) 11 скреплены с В2 и имеют сферические наконечники для взаимодействия с торцами захватов. Упоры

16 и 17 установлены в направляющих ДР 11 с возможностью осевого перемещения, жестко соединены друг с другом и имеют скосы для взаимодействия с ОР 9. При знакопеременном вращении В 2 наконечники и скосы

ДР 11 периодически взаимодействуют с торцами захватов и OP 9, в результате чего захваты 5 периодически расклиниваются и заклиниваются с обоймой 4, На В 3 действует вращающий момент одного направления.

Реверсирование вращения В 3 обеспечивается за счет осевого перемещения блока упоров 16, 17. 4 ил.

1661512

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин для преобразования знакопеременного вращающего момента в знакопостоянный с реверсированием вра- 5

::цения ведомого вала, Цель изобретения — упрощение конструкции механизма и изготовления.

На фиг.1 изображен обгонный механизм, продольный вертикальный разрез; на 10 фиг.2 — вид А на фиг,1; на фиг,3 — разрез Б-Б

На фиг,1; на фиг.4 — схема сил при взаимодействии скоса с основным рычагом.

Обгонный механизм содержит установленные в опорах в корпусе 1 ведущий 2 и 15 ведомый 3 валы. Обойма 4 закреплена на ведомом валу 3 и в ее цилиндрических направляющих ус ановлены с воэможностью

Кругового перемещения дугообразные захваты 5 торцы 6 и г oTopbtx p3cnollo>KeHbl 20 в радиальных плоскостях 8, проходящих через общую ось ведущего 2 и вецомого 3 валов.

Основные рычаги 9 соединены с захват=ми 5., а упругие элементы 10 связаны сво- 25 ими концами с ведущим валом 2 и основными рычагами 9, Дополнительные рычаги 11 с:<реплены с ведущим валом 2 и имеют сферические наКонечники 12 и 13, которые размещены про- 30 гив торцов 6 и 7, Центры сфер наконечников

12 и 13 находятся в срединной плоскости 14 захватов 5 и расположены на окружности

15, соединяющей центры. масс захватов 5.

Упоры 16 и 17 установлены параллельно 35 обЩей оси ведущего 2 и ведомого 3 валов с

Возможностью осевого перемещения, налример; в направляющих 18, скрепленных с ,цополнительными рычагами 1 l. Упоры 16 и

17;oeäèíåíû друг с другом фланцами 19 и 46

1альцами 20 и имеют скосы 21 и 22, которые

IараллелbHû друг другу и размещены по . )бе стороны от основных рычагов 9. Фланцы 19 связаны с системой упрaeëåíèÿ (не . оказана). 45

- Обгонный механизм работает следующим образом, Для обеспечения вращения ведомого вала 3, например, по часовой стрелке по команде от системы управления фланцы 19 50 перемещаются вправо (фиг.1), в результате чего упоры 16 выходят из направляющих 18 и скосы 21 занимают рабочее положение, а упоры 17 утапливаются в направляющие 18 (фиг, 3 и 4), 55

При повороте ведущего вала 2 и дополнительных рычагов 11 по часовой стрелке сферические наконечники 12 раэобщаютс» ,: торцами 7 захватов 5, а упоры 16 своими скосами 21 контактируют с основными оычагами 9 (фиг.2-4). Зазоры в системе выбраны так, что при этом сферические наконечники 13 также разобщены с торцами 6 (что всегда может быть обеспечено, так как торцы 6 и 7 и упоры 16 и 17 находятся на разных расстояниях от обгцей оси ведущего 2 и ве-. домого 3 валов), Скосы 21 расположены так, что усилия

Р1 и Р2, действующие от них на основные рычаги 9 и захваты 5, направлены параллельно и перпендикулярно срединной плоскости 14 (фиг.4), поэтому под действием усилий Р1 и Р захваты 5 перекашиваются в обойме 4 в параллельном и перпендикулярном плоскости 14 направлениях, в результате чего резко возрастают нормальные усилия и соответствующие им касательные силы трения в местах контакта захватов 5 с обоймой 4, Когда момент от указанных сил трения станет равным по величине моменту внешнего сопротивления на вецомом валу

3, захваты 5 заклиниваются s обойме 4, в результате чего ведущий и ведомый валы 2 и 3 скрепляются в единое целое и совместно движутся по часовой стрелке, а вращающий момент передается с ведущего 2 на ведомый 3 вал, т,е. совершается рабочий ход обгонного механизма.

При повороте ведущего вала 2 и дополнительных рычагов 11 против часовой стрелки скосы 21 упоров 16 разобщаются с основными рычагами 9, а сферические наконечники 12 кон — àêòèðóþò с торцами 7 (фиг.2 и 3). Усилие, действующее на торец 7 от сферического наконечника 12, направлено по . <асательной к окружности 15, являющейся траекторией движения центра масс захвата 5, поэтому захваты 5 расклиниваются с обоймой 4 и движутся в ней против часовой стрелки, а упругие элементы 10 обеспечивают выборку зазоров. При этом вращающий момент не передается на ведомый вал 3 и он движется по часовой стрелке по инерции, т,е. совершается холостой ход обгонного механизма.

При повороте ведущего вала 2 в обратном (по часовой стрелке) направлении сферические наконечники 12 разобщаются с торцами 7, скосы 21 контактируют с основными рычагами 9, захваты 5 перекашиваются и заклиниваются в обойме 4 и цикл повторяется, при этом за полный цикл работы обгонного механизма на ведомый вал 3 действует вращающий момент одного (по часовой стрелке) направления и ведомый вал 3 вращается по часовой стрелке.

Для реверсирования вращения ведомого вала 3 по команде от системы управления фланцы 19 перемещаются влево (фиг.1), при агом упоры 16 утапливаются в направляю1661512

Фиг.2 щих 18, а упоры 17 выходят из направляющих 18 и скосы 22 занимают рабочее положение (фиг.3).

При повороте ведущего вала 2 и дополнительных рычагов 11 против ча "îâîé 5 стрелки сферические наконечники 13 разобщаются с торцами 6 захватов 5, а скосы 22 упоров 17 контактируют с основными рычагами 9 (фиг.2 и 3)., в результате чего захваты

5 перекашиваются и заклиниваются в обой-:10 ме 4, ведущий и ведомый валы 2 и 3 скрепляются в единое целое и движутся против часовой стрелки, а вращающийся момент передается с ведущего 2 на ведомый 3 вал, т.е, совершается рабочий ход обгонного ме- 15 ханиэма на режиме реверсирования, При повороте ведущего вала 2 с дополнительными рычагами 11 по часовой стрелке скосы 22 упоров 17 разобщаются с основными рычагами 9, а сферические нако- 20 нечники 13 кон-.àêòèðóþò с торцами 6,,в результате чего захваты 5 расклиниваются с обоймой 4,. движутся в ней по часовой стрелке, при этом вращающий момент не передается на ведомый зал 3 и он движется 25 против часовой стрелки по инерции, т.е. совершается холостой ход обгонного механизма на режиме реверсирсвания.

При повороте ведущего вала " в обратном (против часовой стрелки) направлении 30 цикл работы повторяется, при этом за полный цикл работы обгонного механизма не режиме реверсирования на ведомый вал 3 действует вращающий момент одного (против часовой стрелки) направления и ведомый вал 3 вращается против часовой стрелки, Обгонный механизм обеспечивает воэможность преобразования знакопеременного вращающего момента з э>-:акопостоянный и реверсирование вращения ведомого вала-.и имеет простой механизм переключения, Формула изобретения

Обгонный механизм, содержащий соосно расположенные ведущий и ведомый валы, закрепленную на ведомом валу обойму с цилиндрическими направляющими, подпружиненные относительно ведущего вала основные рычаги с захватами дугообразной формы, расположенными с воэможностью окружного перемещения по направляющим обоймы, дополнительные рычаги со сферическими наконечниками и упорами со скосами. дополнительные рычаги-установлены на ведущем валу с воэможностью поочередного взаимодействия упоров с основными рычагами, а сферических наконечников — с расположенными в радиальных плоскостях торцами захватов, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции механизма и изготовления, дополнительные рычаги жестко соединены с ведущим валом, упоры жестко соединены между собой и установлены в выполненных в дополнительных рычагах направляющих с воэможностью перемещения вдоль оси механизма.

1661512

Составитель T. Орлова

Редактор О, Юрковецкая Техред М.Моргентал Корректор Т, Малец

Заказ 2112 Тираж 411 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издатель",.Kèé комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Обгонный механизм Обгонный механизм Обгонный механизм Обгонный механизм 

 

Похожие патенты:

Муфта // 1594323
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи крутящего момента

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования знакопеременного вращающего момента в знакопостоянный

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных вариаторах и трансформаторах вращающего момента

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в комплексных гидродинамических передачах

Изобретение относится к машиностроению и м

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин для преобразования знакопеременного вращающего момента в знакопостоянный с реверсированием вращения ведомого вала

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам свободного хода

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в передачах транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в бесступенчатых передачах, а также в двигателестроении для привода навесных агрегатов для устранения развития резонансных крутильных колебаний, возникающих в приводе

Изобретение относится к машиностроению и может применяться в импульсных вариаторах и других передачах

Муфта // 1594323
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи крутящего момента

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для сообщения вращательного движения ведомому звеау от качающегося ведущего звена

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в приводах пуска двигателя автомобиля, в импульсных вариаторах и других высокоскоростных приводах машин
Наверх