Система управления главной судовой дизельной установкой при реверсировании

 

Изобретение относится к судостроению , в частности к системам управления главными судовыми дизельными установками при реверсировании. Цель изобретения - повышение безопасности плавания судна путем сокращения времени реверсирования установки. Система управления содержит пост управления 1, исполнительное устройство 16 реверса и цепи управления его положениями Вперед, Нейтраль и Назад с логическими элементами, датчик 19 скорости вращения дизеля, датчик 20 давления наддува, датчик 21 скорости движения судна, датчик 22 скорости вращения Изобретение относится к судостроению , в частности к системам управления главными судовыми дизельными установками при реверсировании. Цель изобретения - повышение безопасности плавания судна путем сокращения времени реверсирования установки. На чертеже схематично изображена система управления главной судовой дизельной установкой при реверсировании. гребного винта, функциональный преобразователь 23 скорости вращения дизеля в газовый момент, функциональный преобразователь 24 скорости вращения дизеля в момент сил инерции его вращающихся частей , функциональный преобразователь 25 давления наддува в запас крутящего момента на валу дизеля, функциональный преобразователь 26 скорости судна в момент от действия гидродинамических сил, функциональный преобразователь 27 скорости вращения гребного винта в момент от сил инерции валопровода, гребного винта и присоединенных к нему масс воды, сумматоры 28, 29 и компаратор 30. Сигналы, поступающие от датчиков 19, 20, 21, 22, преобразовываются функциональными преобразователями 23, 24, 25, 26, 27, суммируются сумматорами 28, 29. Сигнал от сумматора 28, пропорциональный располагаемому моменту, и сигнал от сумматора 29, пропорциональный потребному моменту, поступают на вход компаратора 30. После равенства моментов сигнал по соответствующим цепям поступает на исполнительное устройство 16, которое переключает реверсивную передачу. 1 ил. Система содержит дистанционный пост 1 управления,логические элементы НЕТ 2 и 3 цепей Вперед - Назад, логические элементы НЕТ 4 и 5 цепей выдержки в Нейтрали , логические элементы ИЛИ 6 и 7, инверторы 8 и 9, задатчик 10 скорости, переключатель 11 задания скорости, пороговое реле 12, элементы 13 и 14 задержки, датчик 15 реверса, исполнительное устройство 16 реверса, исполнительное устройст г Ё Os VJ О о ю о

СОЮЗ СО8ЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТ8Е ННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

3 (21) 4698945/11 (22) 31.05.89 (46) 15.09.91, Бюл, № 34 (71) Центральный научно-исследовательский дизельный институт (72) В.П.Голубев (53) 629.12-8 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 11006633770099, кл. B 63 Н 21/22, 1982. (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГЛАВНОЙ

СУДОВОЙ ДИЗЕЛЬНОЙ УСТАНОВКОЙ

ПРИ РЕВЕРСИРОВАНИИ (57) Изобретение относится к судостроению, в частности к системам управления главными судовыми дизельными установками при реверсировании. Цель изобретения— повышение безопасности плавания судна путем сокращения времени реверсирования установки. Система управления содержит пост управления 1, исполнительное устройство 16 реверса и цепи управления его положениями "Вперед", "Нейтраль" и

"Назад" с логическими элементами, датчик

19 скорости вращения дизеля, датчик 20 давления наддува, датчик 21 скорости движения судна, датчик 22 скорости вращения

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам управления главными судовыми дизельными установками при реверсировании.

Цель изобретения — повышение безопасности плавания судна путем сокращения времени реверсирования установки.

На чертеже схематично изображена система управления главной судовой дизельной установкой при реверсировании.

„„5U„„1676926 А1 (5l)5 В 63 Н 21/22 гребного винта, функциональный преобразователь 23 скорости вращения дизеля в газовый момент, функциональный преобразователь 24 скорости вращения дизеля в момент сил инерции его вращающихся частей, функЦиональный преобразователь 25 давления наддува в запас крутящего момента на валу дизеля, функциональный преобразователь 26 скорости судна в момент от действия гидродинамических сил, функциональный преобразователь 27 скорости вращения гребного винта в момент от сил инерции валопровода, гребного винта и присоединенных к нему масс воды. сумматоры 28, 29 и компаратор 30. Сигналы, поступающие от датчиков 19, 20, 21, 22, преобразовываются функциональными преобразователями 23, 24, 25, 26, 27, суммируются сумматорами 28, 29. Сигнал от сумматора 28, пропорциональный располагаемому моменту, и сигнал от сумматора 29, пропорциональный потребному моменту, поступают на вход компаратора 30. После равенства моментов сигнал по соответствующим цепям поступает на исполнительное устройство 16, которое переключает реверсивную передачу, 1 ил.

Система содержит дистанционный пост

1 управления, логические элементы НЕТ 2 и 3 цепей "Вперед" — "Назад", логические элементы HET 4 и 5 цепей выдержки в "Нейтрали", логические элементы ИЛИ 6 и 7, инверторы 8 и 9, задатчик 10 скорости, переключатель 11 задания скорости, пороговое реле 12, элементы 13 и 14 задержки, датчик 15 реверса, исполнительное устройство 16 реверса, исполнительное устройст1676926

40 верса

50

55 во 17 изменения скорости вращения дизеля, логический элемент И 18, датчик 19 скорости вращения дизеля, датчик 20 давления наддува, датчик 21 скорости движения судна, датчик 22 скорости вращения гребного винта, функциональный преобразователь

23 скорости вращения дизеля в его газовый момент, функциональный преобразователь

24 скорости вращения дизеля в момент от сил инерции его вращающихся частей, функциональный преобразователь 25 давления наддува в запас крутящего момента на валу дизеля, функциональный преобразователь

26 скорости судна в момент от действия гидродинамических сил (т,е. момент, который должен быть приложен к гребному винту для его вращения в противоположную сторону), функциональный преобразователь 27 скорости вращения гребного винта в момент от сил инерции валопровода, гребного винта и присоединенных к нему масс воды, сумматоры 28 и 29 и компаратор 30, Дистанционный пост 1 управления служит для преобразования воздействия оператора в команды задания направления вращения Х», Х э и сигнал задания скорости вращения дизеля Х«. Выходы дистанционного поста 1 управления соединены с ! входами логических элементов НЕТ 2 и 3 цепей "Вперед" — "Назад", а также с переключателем 11 задания скорости.

Логические элементы НЕТ 2 и 3 цепей

"Вперед" — "Назад" служат для блокирования команд Х» и Х» в случае наличия сигналов С з и С» о фактическом включении и ротивоположного направления вращения.

Выходы элементов 2 и 3 соединены с входами логического элемента ИЛИ 6, а также с входами исполнительного устройства 16 реЛогические элементы НЕ 4 и 5 цепей выдержки в "Нейтрали" служат для блокирования сигналов С», С з в случае наличия сигнала от логического элемента И 18. Логический элемент И 18 служит для суммирования сигналов от инвертора 9 и компаратора 30. Выходы элементов 4 и 5 соединены с вторыми входами элементов

НЕТ 2 и 3. Выход инвертора 9 соединен с вторым входом логического элемента И 18.

Выход логического элемента И 18 соединен с вторыми входами логических элементов . НЕТ 4 и 5 цепей выдержки в "Нейтрали", Выход логического элемента ИЛИ 6 соединен с входом инвертора 8. Выход инвертора 8 соединен с первым входом порогового реле 12 и с перекл ючателем 11 задания скорости.

Задатчик 10 скорости служит для выработки постоянного по величине сигнала Р«

15.

35 задания скорости вращения дизеля. Выход задатчика 10 скорости соединен с входом переключателя 11 задания скорости.

Переключатель 11 задания скорости служит для переключения задания скорости вращения дизеля с сигнала Х«от дистанционного поста 1 управления на сигнал Р«от задатчика 10 скорости и обратно в зависимости от наличия на его входе сигналов от логического элемента ИЛИ 7 и от инвертора

8. Выход переключателя задания 11 скорости соединен с входом исполнительного устройства 17 изменения скорости вращения дизеля, а также с входом порогового реле

12. Выход порогового реле 12 соединен с входом исполнительного устройства 16 реверса.

Датчик 15 реверса служит для выработки сигналов С» и Ся3 о фактическом направлении вращения дизеля. Выходы датчика 15 реверса соединены с входами логического элемента ИЛИ 7, а также через элементы 13 и 14 задержки с запрещающими входами логических элементов НЕТ2 и3 цепей "Вперед" — "Назад". Выход логического элемента

ИЛИ 7 соединен с входом переключателя 11 задания скорости и входом инвертора 9.

Датчик 19 служит для выработки сигнала о скорости вращения дизеля. Выход датчика 19 соединен с входом функционального преобразователя 23. Функциональный преобразователь 23 служит для преобразования сигнала о скорости вращения дизеля в сигнал о располагаемом дизелем газовом моменте.

Функциональный преобразователь 24 служит для преобразования сигнала о скорости вращения дизеля в сигнал о моменте от сил инерции его вращающихся частей.

Выходы функциональных преобразователей 23 и 24 соединены с первым и вторым входом сумматора 28.

Датчик 20 служит для выработки сигнала о давлении наддува. Выход датчика 20 соединен с входом функционального преобразователя 25. Функциональный преобразователь 25 служит для преобразования сигнала о давлении наддува в сигнал о запасе крутящего момента дизеля. Выход функционального преобразователя 25 соединен с третьим входом сумматора 28.

Датчик 21 служит для выработки сигнала о скорости судна. Выход датчика 21 соединен с входом функционального преобразователя 26. Функциональный преобразователь 26 служит для преобразования сигнала о скорости судна в сигнал о моменте от действия на гребной винт гидродинамических сил. Выход функционального

1676926 вращения гребного винта в сигнал о моменте от действия сил инерции валопровода, гребного винта и присоединенных к нему масс воды. Выход функционального преобразователя 27 соединен с вторым входом сумматора 29.

Сумматоры 28 и 29 служат для суммирования сигналов от функцио альных преобразователей 23, 24, 25 и 26, 27. Выходы сумматоров 28 и 29 соедичены с компаратором 30, Компаратор 30 служит для сравнения сигналов, поступающих от сумматоров 28 и

29, и выработки дискретного сигнала в случае, если сигнал от сумматора 28 больше или равен сигналу от сумматора 29 (при необходимости в компараторе происходит приведение дискретного сигнала к тому виду и уровню, который необходим). Выход компаратора 30 соединен с первым входом логического элемента И 18.

Система работает следующим образом.

Для реверсирования с переднего хода оператор перемещает рукоятку (не показана) дистанционного поста 1 управления в положение заднего хода, С выхода дистанционного поста 1 управления исчезает команда Х „и появляется Хн, которая поступает в логический элемент НЕТ 3, но блокирована в нем сигналом Свп,поступающим через элемент 14 задержки и логический элемент НЕТ 5 от датчика 15 реверса.

В результате на выходе элемента ИЛИ 6 нет сигнала, что приводит к появлению на выходе инвертора 8сигнала Уо1о необходимости переключения реверсивной передачи в положение "Нейтраль".

Сигнал Уо1 приводит переключатель 11 задания скорости в положение, когда к исполнительному устройству 17 изменения скорости вращения дизеля проходит постоянное задание скорости Рск от задатчика 10 скорости (У,— = Р,„). Одновременно сигнал

Уо> поступает к первому входу порогового реле 12 и включает его s работу, Если в момент включения в работу порогового реле 12 уровень аналогового сигнала задания скоростного режима У к, поступающего к его второму входу, уже станет равным постоянному заданию скорости

Рск (Уск=Рск), порогового реле 12 срабатывает, на его выходе появляется сигнал на пе10

55 преобразователя 26 соединен с первым входом сумматора 29.

Датчик 22 служит для выработки сигнала о скорости вращения гребного винта, Выход датчика 22 соединен с входом 5 функционального поеобразователя 27.

Функциональный преобразователь 27 служит для преобразования см нала о скорости реключение исполнительного устройства 16 реверса в положение "Нейтраль".

Исполнительное устройство 16 реверса переключает реверсивную передачу (на фиг.2 не показана) в положение "Нейтраль", В результате сигнал Св на выходе датчика

15 реверса исчезает. Одновременно с исчезновением сигнала на выходе датчика 15 реверса включается в работу элемент 14 задержки, который начинает отсчет времени паузы в положении "Нейтраль". Элемент

14 задержки настраивается на определенное заранее установленное время задержки, До истечения этого времени будет сохраняться сигнал на входе логического элемента НЕТ 5 и, соответственно, сигнал на его выходе, поступающий к запрещающему входу логического элемента НЕТ 3, Одновременно с исчезновением сигнала на выходе датчика,5 исчезает сигнал на выходе логического элемента ИЛИ 7, соответственно, исчезает сигнал на выходе инвертора 9. На выходе инвертора 9 появляется сигнал и поступает на один из входов логического элемента И 18.

Одновременно с этим сигналы, поступающие от датчиков 19 — 22, преобразовываются функциональными преобразователями

23 — 27, суммируются сумматорами 28 и 29.

Сигнал от сумматора 28 (пропорциональный располагаемому моменту) и сигнал от сумматора 29 (пропорциональный потребному моменту) поступают на вход компаратора

30. В случае равенства моментов или превышения располагаемым моментом потребного на выходе компаратора 30 появляется сигнал (преобразованный к необходимому виду и уровню), который поступает к второму входу логического элемента И 18.

На выходе логического элемента И 18 появляется сигнал, который поступает к запрещающему входу логического элемента

НЕТ 5, после чего сигнал на выходе логического элемента HET 5 исчезает, соответственно, исчезает сигнал на запрещающем входе логического элемента НЕТ 3. Существовавший запрет на прохождение сигнала

Хз через логический элемент НЕТ 3 будет снят. Сигнал Х > через логический элемент

НЕТ 3 поступает на вход исполнительного устройства 16 реверса и переключает его в положение "Назад". Пауза в положении

"Нейтраль" прерывается до истечения времени, отсчитываемого устоойством 14 задержки. Исполнительное устройство 16 реверса переключает реверсивную передачу в положение "Назад".

После переключения реверсивной передачи в положение "Назад" на выходе датчика 15 реверса появляется сигнал С„,, 1676926 который через логический элемент ИЛИ 7 поступает к переключателю 11, который переключает на свой выход сигнал Хск от дистанционного поста 1 управления. На вход исполнительного устройства 17 поступает 5 сигнал Уск=Х к, происходит увеличение ско рости вращения диэеля до заданной, Реверсирование выполнено.

Реверсирование с заднего хода на пере,дний происходит в той же последовательно- 10, сти.

Формула изобретения

Система управления главной судовой дизельной установкой при реверсировании, содержащая дистанционный пост управле- 15 ния, два логических элемента НЕТ цепей

"В перед" — "Назад", два логических элемента НЕТ цепей выдержки в "Нейтрали", пер, вый и второй логические элементы ИЛИ, инвертор, задатчик скорости, переключа- 20 тель задания скорости, пороговое реле, два

), элемента задержки, датчик реверса, испол, нительное устройство реверса г исполнительное устройство изменения скорости вращения дизеля, причем выходы дистанци- 25 онного поста управления соединены с входами двух логических элементов НЕТ цепей

"Вперед" — "Назад" и с переключателем задания скорости, а выходы двух логических элементов НЕТ цепей "Вперед" — "Назад" 30 соединены с входами первого логического элемента ИЛИ и с входами исполнительного устройства реверса, при этом выходы двух логических элементов НЕТ цепей выдержки в "Нейтрали" соединены с вторыми входами 35 логических элементов НЕТ цепей "Вперед"—

"Назад", а выход первого логического элемента ИЛИ соединен с входом инвертора, выход которого соединен с пороговым реле и переключателем задания скорости, при- 40 чем выход порогового реле соединен с входом исполнительного устройства реверса, а выходы элементов задержки соединены с вторыми входами логических элементов

НЕТ цепей выдержки в "Нейтрали", при 45 этом выходы датчика реверса соединены с входами второго логического элемента ИЛИ и элементами задержки, а выход второго логического элемента ИЛИ соединен с входом переключателя задания скорости, выход которого соединен с исполнительным устройством изменения скорости вращения дизеля, о т л и ч а ю щ а я сятем,,что, с целью повышения безопасности плавания судна путем сокращения времени реверсирования установки, она снабжена датчиком частоты вращения дизеля, датчиком частоты вращения гребного винта, датчиком давления наддува, датчиком скорости судна, функциональным преобразователем сигнала о частоте вращения дизеля в сигнал, пропорциональный газовому моменту дизеля, функциональным преобразователем сигнала о частоте вращения дизеля в сигнал, пропорциональный моменту от сил инерции его вращающихся частей, функциональным преобразователем сигнала о давлении наддува в сигнал, пропорциональный запасу крутящего момента на валу дизеля, функциональным преобразователем сигнала о скорости судна в сигнал, пропорциональный моменту, который должен быть приложен к гребному винту для его вращения в противоположную сторону, функциональным преобразователем сигнала о частоте вращения гребного винта в сигнал, пропорциональный моменту от сил инерции валопровода, гребного винта и присоединенных к нему масс воды, двумя сумматорами, компаратором, вторым инвертором и логическим элементом И, причем выходы упомянутых датчиков соединены с соответствующими функциональными преобразователями, выходы которых соединены с сумматорами, а выходы сумматоров соединены с входами компаратора, выход которого соединен с вторым входом логического элемента И, при атом первый вход логического элемента И соединен с выходом второго инвертора, а выход соединен с запрещающими входами логических элементов НЕТ цепей выдержки в "Нейтрали", причем вход второго инвертора соединен с выходом второго логического элемента ИЛИ.

1676926

Составитель Е.Игнатьев

Редактор Л,Веселовская Техред М.Моргентал Корректор Т.Палий

Заказ 3077 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж 35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Система управления главной судовой дизельной установкой при реверсировании Система управления главной судовой дизельной установкой при реверсировании Система управления главной судовой дизельной установкой при реверсировании Система управления главной судовой дизельной установкой при реверсировании Система управления главной судовой дизельной установкой при реверсировании 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам многоканального управления судовой арматурой с двух постов

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам управления комплексами турбоагрегат - винт регулируемого шага - валогенератор

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам дистанционного автоматического управления судовыми паротурбинными установками (ПТУ) с винтами регулируемого шага (ВРШ)

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам автоматизированного управления судовыми нереверсивными дизелями и их реверсивными передачами (РП)

Изобретение относится к судостроению, в частности, к системам автоматического контроля и диагностирования технического состояния пропульсивного комплекса судна, включающего в себя двигатель, редуктор, муфту, линию вала, гребной винт

Изобретение относится к судостроению, в частности к дистанционным приводам и системам управления судовыми двигателями, преимущественно судовыми газотурбинными двигателями

Изобретение относится к судостроению, а именно к системам дистанционного управления судовыми двигателями

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам дистанционного автоматизированного управления судовыми энергетическими установками (СЭУ)

Изобретение относится к области автоматизации силовых установок транспортных средств, в частности к многодвигательным силовым установкам, установленным, например, на судах

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам управления движителями, в том числе винтом регулируемого шага, подруливающим устройством, водометным движителям с реверсивно-рулевым устройством, состоящим из рулей и барабанов, а также крыльчатым движителям

Изобретение относится к судостроению , в частности к системам автоматического управления судовыми дизельными установками с гребными винтами регулируемого шага (ВРШ)
Наверх