Кулачковая предохранительная муфта

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для предохранения высокоскоростных машин от перегрузок. Цель изобретения - снижение трудозатрат на изготовление и накладку муфты. Муфта состоит из ведущей 1 и ведомой 2 полумуфт (П) с кулачками (К) на торцах. На ведущей П 1 закреплены радиальные 21 Фиг.1 А направляющие 16, на которых установлены центробежные грузы 17, Между П расположено кольцо 5 с К на торцах, поджатое пружиной 15. П 1 установлена на валу 8 с возможностью осевого перемещения и фиксации ее положения гайкой 10 и контргайкой 11. При вращении вала момент на П 2 передается за счет зацепления К промежуточного кольца П 1 и 2. При повышении расчетного момента К кольца 5 отжимаются от К полумуфты 2 и кольцо 5 перемещается в осевом направлении, сжимая пружину 15. Когда К выйдут из зацепления, центробежные грузы 17 перемещаются и удерживают кольцо 5, прерывая контакт кольца и П 2. После уменьшения частоты вращения центробежные грузы освобождают кольцо. Для приработки пружины 15 расстояние между кольцом 5 и П 1 изменяют так, чтобы не происходила фиксация кольца 5. Это позволяет производить многократное замыкание и размыкание К без дополнительных операций , что снижает трудозатраты на наладку муфты. 1 з.п. ф-лы, 7 ил. 5 гг (Л С N Ю га/ Ъ,п а СО CJ С 18

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 D 43/20

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ нЬ (21) 4256777/27 (22) 04.06.87 (46) 23,03.92. Бюл, ¹ 11 (71) Белорусский политехнический институт и Головное специализированное проектноконструкторское технологическое бюро по комплексу машин для внесения органических удобрений (72) В.В.Краско, M.М.Жук, А.А,Сабадаш, Н.М.Гарцман, Н,А;Бендик, А.Т.Скойбеда и

А.И,Бобровник (53) 621.825.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1656234, кл. F 16 D 43/20, 1986. (54) КУЛАЧКОВАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ

МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для предохранения высокоскоростных машин от перегрузок. Цель изобретения — снижение трудозатрат на изготовление и накладку муфты, Муфта состоит из ведущей 1 и ведомой 2 полумуфт (П) с кулачками (К) на торцах.

На ведущей П 1 закреплены радиальные,, Ж,„ 1721333 А1 направляющие 16, на которых установлены центробежные грузы 17, Между П расположено кольцо 5 с К на торцах, поджатое пружиной 15. П 1 установлена на валу 8 с возможностью осевого перемещения и фиксации ее положения гайкой 10 и контргайкой 11, При вращении вала момент на П 2 передается за счет зацепления К промежуточного кольца П 1 и 2. При повышении расчетного момента К кольца 5 отжимаются от К полумуфты 2 и кольцо 5 перемещается в осевом направлении, сжимая пружину 15.

Когда К выйдут из зацепления, центробежные грузы 17 перемещаются и удерживают кольцо 5, прерывая контакт кольца и П 2, После уменьшения частоты вращения центробежные грузы освобождают кольцо. Для приработки пружины 15 расстояние между кольцом 5 и П 1 изменяют так, чтобы не происходила фиксация кольца 5. Это позволяет производить многократное замыкание и размыкание К без дополнительных операций, что снижает трудозатраты на наладку муфты. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

А 522 !

20 ,,) 1721333

15

45

Изобретение. относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для предохранения высокоскоростных машин и механизмов от перегрузок.

Целью изобретения является снижение трудозатрат на изготовление и отладку муфты эа счет регулировки положения ведущей полумуфты.

На фиг. 1 изображена муфта, осевой разрез; на фиг. 2 — схема сил, действующих на промежуточный кольцевой элемент при передаче крутящего момента; на фиг. 3— разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 4 — взаимное расположение грузов и промежуточного кольцевого элемента в процессе размыкания; на фиг. 5 — относительное расположение кулачков полумуфт и промежуточного элемента в процессе размыкания муфты; на фиг. 6- взаимное расположение центробежных грузов и промежуточного кольцевого элемента при полном размыкании муфты; на фиг. 7 — относительное расположение кулачков полумуфт и промежуточного кольцевого элемента при полном .размыкании. 25 муфты.

Кулачковая предохранительная муфта содержит ведущую 1 и ведомую 2 полумуфты с кулачками 3 и 4 на обращенных одна к другой торцевых поверхностях, промежуточный кольцевой элемент 5 с кулачками 6 и

7 на обоих торцах, контактирующими с кулачками 3 и 4 полумуфт 1 и 2; На ведущем валу 8 посредством шлицев или шпонки 9 установлена ведущая полумуфта 1, зафиксированная от осевых перемещений гайкой

10, установленной на валу 8, и накидной контргайкой 11, установленной на ступице полумуфты 1, Ведомая полумуфта 2 установлена на 40 валу 8 на подшипниках 12 качения или скольжения и зафиксирована от осевого.перемещения корончатой гайкой 13. Перемещению ведомой полумуфты 2 влево препятствуют силы, действующие на ее кулачках 4, и элементы 14, связываюшие муфту с предохраняемым приводом. Осевая фиксация ведомой полумуфты 2 на валу 8 может быть выполнена и с помощью других деталей, например с помощью стопорных колец. Промежуточный кольцевой элемент 5 установлен между полумуфтами 1 и 2 на валу 8 с зазором и подпружинен относительно ведомой полумуфты 2 посредством тарированной пружины 15. Смежные кулачки 3 и 6 ведущей полумуфты 1 и.п ромежуточного элемента 5 выполнены большими по высоте, чем смежные кулачки 4 и 7 ведомой полумуфты 2 и промежуточного элемента 5, а угол профиля смежных кулачков 3 и 6 меньше угла профиля смежных кулачков 4 и 7.

Наружный диаметр смежных кулачков 3 и 6 может. быть больше или меньше наружного диаметра смежных кулачков 4 и 7.

Зацепление кулачков полумуфт выполнено таким, что при перегрузках промежуточный, кольцевой элемент 5 имеет возможность осевого перемещения. На кулачках 3 ведущей полумуфты 1 радиально закреплены направляющие 16, на которых с возможностью перемещения установлены центробежные грузы 17 дугообразной формы, имеющие коническую поверхность. Повороту грузов 17 вокруг оси направляющих

16 препятствует внутренней торец ведущей полумуфты 1. Направляющие и грузы смонтированы на кулачках 3 ведущей полумуфты

1 так, что в замкнутом положении полумуфт расстояние между вершинами конических поверхностей грузов 17 и кольцевой канавки 18 на внутренней поверхности промежуточного кольцевого элемента 5 меньше высоты кулачков в зацеплении промежуточного элемента 5 и ведомой полумуфты 2.

Муфта закрыта сборным корпусом 19, который крепится к ведомой полумуфте 2 винтами 20. Уплотнение осуществляется манжетой 21 и кольцом 22. В торце ведомой полумуфты 2 выполнено отверстие, закрываемое пробкой 23 с уплотнением.24, служащее для заливки и контроля уровня масла в корпусе. Для исключения дисбаланса, в случае надобности, на торце той же полумуфты

2 в соответствующих местах могут быть установлены балансирные. грузы.

Предварительно муфту настраивают на передачу требуемого крутящего момента, для чего подбирают пружину 15, прижимающую промежуточный кольцевой элемент 5 к ведомой полумуфте 2. Требуемое усилие пружины 15 определяется из зависимости о (,д(а-р) - — д д(у— - р))- Рц.Г, 2Т D, где Т вЂ” передаваемый муфтой крутящий момент, Нм;

D — наружный диаметр смежных кулачков 4 и 7 ведомой полумуфты 2 и промежуточного кольцевого элемента 5,м;

d — наружный диаметр смежных кулачков 3 и 6 ведущей полумуфты 1 и промежуточного кольцевого элемента 5,м; а — угол профиля кулачков зацепления промежуточного кольцевого элемента 5 и ведомой полумуфты 2, град; у — угол профиля кулачков зацепления .ведущей полумуфты 1 и промежуточного кольцевого элемента 5, град;

1721333

10

20 не фиксируется грузами в разомкнутом положении, что обеспечивает беспрепятственное повторное замыкание муфты. Циклы размыкания-замыкания (5000-6000) повторяются в течение всего времени приработки, После приработки муфты ведущая полумуфта 1 вместе с центробежными грузами 17 с помощью гайки 10 и накидной контргайки 11 устанавливается на валу 8 так, что расстояние между вершинами ко ц > Рпр(1Я P + 1прив), 45

p — угол трения на поверхностях кулачков, град;

Ец — центробежная сила грузов 17., Н;

f — - коэффициент трения грузов 17 о промежуточный элемент 5.

Для повышения точности и стабильности срабатывания после установки требуемой пружины проводят ее приработку, для чего ведущую полумуфту 1 вместе с центробежными грузами 17 с помощью гайки 10 и накидной контргайки 11 устанавливают на валу 8 так, что при размыкании муфты центробежные грузы 17 заведомо не входят в кольцевую канавку 18 на промежуточном кольцевом элементе 5. Требуемое положение ведущей полумуфты 1 на валу 8 обеспечивается при соблюдении заранее известного размера Л (фиг. 1). При прира1 ботке промежуточный кольцевой элемент 5 нусных поверхностей грузов 17 и кольцевой канавки на промежуточном элементе 5 меньше высоты смежных кулачков ведомой полумуфты 2 и элемента 5, Такое положение ведущей полумуфты также обеспечивается при соблюдении заранее определенного размера Л(фиг. 1), Крутящий момент от ведущего вала 8 передается ведущей полумуфте 1, а от нее через кулачки — на промежуточный элемент

5 и далее через кулачки на ведомую полумуфту 2, жестко соединенную с фланцем 14 или с любым другим элементом, соединяющим полумуфту 2 с предохраняемым приводом, При этом грузы 17 центробежной силой прижимаются к внутренней поверхности промежуточного кольцевого элемента 5.

При изменении момента сопротивления на ведомой полумуфте изменяется осевая сила, действующая в зацеплении кулачков .ведущей полумуфты 1 и промежуточного элемента 5 и прижимающая промежуточный элемент 5 к ведомой полумуфте 2. Так, при увеличении момента сопротивления на ведомой полумуфте 2 данная сила также увеличивается. Но так как угол профиля смежных кулачков 7 и 4 промежуточного элемента 5 и ведомой полумуфты 2 больше угла профиля смежных кулачков 3 и 6 ведущей полумуфты 1 и промежуточного элемен25

40 та 5, то сила отталкивания полумуфты . и элемента 5 при возрастань ч момента сопро тивления увеличивается быстрее, В момент, когда сила отталкивания полумуфты 2 и элемента 5 уравновесит осевую силу, действующую в зацеплении ведущей полумуфты 1 и промежуточного элемента 5, и силу пружины 15, происходит размыкание муфты, т.е. промежуточный элемент 5, перемещаясь по валу 8, выходит из зацепления с ведомой полумуфтой 2. В замкнутом положении муфты промежуточный элемент 5 центрируется по кулачкам в зацеплениях с ведущей 1 и ведомой 2 полумуфтами, а также центробежными силами грузов 17 и силой пружины

15.

На конечной стадии выхода кулачков промежуточного элемента 5 из зацепления с кулачками ведомой полумуфты 2 в контакт с конусной поверхностью кольцевой канавки 18 на внутренней поверхности промежуточного элемента 5 входит конусная поверхность грузов 17 (фиг. 4 и 5), расходящихся под действием центробежных сил по направляющим 16 в радиальном направлении, а возникающие при этом осевые силы, сжимая пружину 15, выводят кулачки 7 промежуточного элемента 5 из зацепления с кулачками 4 ведомой полумуфты 2 и отводят промежуточный элемент 5 от ведомой полумуфты 2 на заданное расстояние. Передача крутящего момента на ведомую полумуфту прекращается, Промежуточный элемент при этом центрируется по кулачкам ведущей полумуфты 1, а также при помощи центробежных сил грузов 17 и силы пружины

15. Промежуточный элемент 5 удерживается грузами 17 в разомкнутом положении (фиг. 6 и 7) до тех пор, пока передается вращение на ведущий вал 8. При этом необходимо, чтобы выполнялось условие где Рц — центробежная сила грузов 17, Н;

Рпр — усилие пружины 15.Н, P — угол наклона образующих конических поверхностей грузов 17 и кольцевой канавки на промежуточном элементе 5 к основанию, град;

1прив — приведенный коэффициент трения грузов 17 о направляющую 16 и промежуточный элемент 5.

При остановке вала 8 центробежные силы грузов 17 уменьшаются от своего максимального значения до нуля. При определенном значении частоты вращения вала 8 промежуточный элемент 5, воздействуя конусной поверхностью кольцевой ка1721333 ц < Pop(tg P прив) ф6/2 Р навки на конусную поверхность грузов 17, начинает перемещать их в исходное положение, При выходе грузов из кольцевой канавк ° происходит замыкание муфты; Для замыкания муфты необходимо, чтобы выполнялось условие

В момент пуска, когда действуют большие угловые ускорения, в зацеплении кулачков ведущей полумуфты и промежуточного элемента дополнительно возникает сила инерции, прижимающая промежуточный элемент 5 к ведомой полумуфте 2, что позволяет муфте при ее настройке на передачу номинального крутящего момента передавать, не размыкаясь, пусковые нагрузки.

При затормаживании ведомой полумуфты, когда действуют отрицательные ускорения, данная сила инерции способствует размыканию муфты.

Муфта позволяет проводить приработку без введения дополнительных элементов и полной разработки, что снижает трудозатраты на отладку муфты, Формула изобретения

1. Кулачковая предохранительная муфта, содержащая установленные на соединяемых валах ведущую и ведомую полумуфты

5 с кулачками на-взаимообращенных торцах, аксиально расположенный между указанными торцами промежуточный элемент в виде кольца с кулачками на обоих торцах, контактирующими с кулачками соответству10 ющих полумуфт, и механизм фиксации муфты в разомкнутом положении, выполненный в виде дугообразных центробежных грузов, установленных в радиальных направляющих, выполненных в ведущей полумуфте, 15 отличающаяся тем, что, с целью снижения трудозатрат на изготовление и наладку муфты, ведущая полумуфта установлена на валу с возможностью фиксированного осевого перемещения

20 относительно ведомой полумуфты и промежуточного элемента.

2. Муфта по и. 1, отличающаяся тем, что средства фиксации осевого положения ведущей полумуфты выполнены в виде

25 установленной на валу и контактирующей своим торцом с торцом полумуфты гайки и накидной контргайки, установленной на ступице полумуфты и контактирующей внутренней торцовой поверхностью с обращен30 ной к ней поверхностью упомянутой гайки.

1721333..- 76

1721333

16 11 5! /

/ ог 6 б г- ——

Фиг. 7

7 4

Составитель Ю, Рунов

Техред М.Моргентал

Редактор И. Шмакова

Корректор М, Максимишинец

Заказ 940 Тираж . Подписное, ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Кулачковая предохранительная муфта Кулачковая предохранительная муфта Кулачковая предохранительная муфта Кулачковая предохранительная муфта Кулачковая предохранительная муфта Кулачковая предохранительная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к устройствам для передачи вращающих моментов ограниченной величины

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам передачи момента вращения ограниченной величины, и может быть использовано в приводах, работающих в автоматическом режиме

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться в энергетике, например ветроэнергетике, в транспорте и других областях техники

Изобретение относится к машиностроению и станкостроению, в частности к инерционным муфтам

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для передачи предельного момента от привода, и может быть использовано в механизированном инструменте

Изобретение относится к машиностроению , к предохранительным устройствам приводов различных машин, где требуется надежное прекращение потока энергии при перегрузках Цель изобретения - обеспечение надежности и долговечности за счет фиксации выключенного положения и уменьшения ударов при включении

Изобретение относится к машиностроению , в частности к средствам передачи мо мента вращения ограниченной величины Цель изобретения - повышение надежности за счет обеспечения плавного изменения момента вращения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано г

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи крутящих моментов ограниченной величины

Изобретение относится к машиностроению, в частности к средствам, обеспечивающим предохранение приводов машин от перегрузок

Изобретение относится к автоматическим нормально замкнутым тормозам, размыкаемым энергией двигателя, используемым, например, в транспортных средствах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системах приводов различных машин

Муфта // 2195589

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нефтедобывающей промышленности в погружном электронасосном оборудовании скважин, а также в других отраслях промышленности в приводах машин и механизмов

Муфта // 2299364
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжелонагруженных машин, агрегатов и станков, например в металлопрокатных станах, в качестве передач одностороннего действия

Муфта // 2299365
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжелонагруженных машин, агрегатов, прокатных станов, станков и специального оборудования в качестве передаточных механизмов одностороннего действия с предельными моментами сил

Муфта // 2299366
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжело нагруженных машин, агрегатов, прокатных станов, станков и специального оборудования в качестве передаточных механизмов одностороннего действия с предельными моментами сил

Муфта // 2299367
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжело нагруженных машин, агрегатов, прокатных станов, станков, бурового оборудования и специальных устройствах в качестве передаточных механизмов одностороннего действия с предельными моментами сил

Муфта // 2328633
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжелонагруженных машин, агрегатов и станков, например в металлопрокатных станах, в качестве передач одностороннего действия
Наверх