Бесшпоночное соединение

 

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в других отраслях народного хозяйства для бесшпоночной передачи крутящего момента в соединениях вала с охватывающей деталью, для соединения тонкостенных деталей. Цель изобретения - упрощение конструкции , облегчение монтажа-демонтажа соединения , Охватывающая деталь и ступица выполнены как одно целое. На цилиндрическом участке меньшего диаметра выполнена кольцевая канавка, где размещен запорный элемент в виде упругого упорного кольца. Направление резьбы участка большего диаметра вала соответствует направлению вращения ведущей ступицы и обратно направлению вращения ведущего вала. Коническая и цилиндрическая поверхности отверстия ступицы сопряжены ступенчато . 2 з.п.ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 О 1/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4814260/27 (22) 17.04.90 (46) 07,05.92, Бюл. N. 17 (71) Гомельский конструкторско-технологический и экспериментальный институт по техническому перевооружению и подготовке производства (72) Д.Т.Здоровенко (53) 621. 825(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1612142, кл. F 16 D 1/06. 1988. (54) БЕСШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ (57) Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в других отраслях народного хозяйства для бесшпоночной передачи крутящего момента в соеИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано для бесшпоночной передачи крутящего момента в соединениях вала с охватывающей деталью, для соединения тонкостенных деталей.

Известно бесшпоночное соединение, содержащее ступенчатый вал круглого сечения с двумя резьбовыми участками, один из которых выполнен на цилиндрическом концевом участке вала меньшего диаметра, втулку, навинченную на этот участок, ступицу, охватывающую конический участок вала, расположенный между цилиндрическими участками вала большего.и меньшего диаметра, причем втулка жестко соединена со ступицей от углового перемещения резьбовым элементом, ввинченным в резьбовое отверстие ступицы, а второй резьбовой участок выполнен на цилиндрическом участке вала большего диаметра и имеет направление резьбы, противоположное первому. Ц,, 1732050 А1 динениях вала с охватывающей деталью, для соединения тонкостенных деталей.

Цель изобретения — упрощение конструкции. облегчение монтажа-демонтажа соединения, Охватывающая деталь и ступица выполнены как одно целое. На цилиндрическом участке меньшего диаметра выполнена кольцевая канавка, где размещен запорный элемент в виде упругого упорного кольца, Направление резьбы участка большего диаметра вала соответствует направлению вращения ведущей ступицы и обратно направлению вращения ведущего вала. Коническая и цилиндрическая поверхности отверстия ступицы сопряжены ступенчато. 2 з.п.ф-лы, 4 ил. резьбовому участку, устройство снабжено дополнительной резьбовой втулкой, установленной на резьбовом цилиндрическом участке вала большего диаметра с конической фаской, а в ступице выполнена заходная фаска. ответная упомянутой конической фас ке. Во втул ках вы пол нен ы бе эрез ьбовые сквозные отверстия, соосные отверстию в ступице, которые также выполнены сквозными, резьбовой элемент выполнен с дополнительным гладким хвостовиком меньшего диаметра, установленным в соосном отверстии одной из втулок, Недостатком известного соединения является то, что при его применении в механизмах машин с односторонней передачей крутящего моменга оно имеет сложную KOHструкцию, так как часть его элементов воспринимает на себя нагрузку при вращении вала в одну сторону, а часть элементов воспринимает нагрузку при его вращении в

1732050 то он, К оме того, щается по часовой стрелке или в соединепротивоположную сторону, роме того, ве ая ст пица 4 вращается просложно производить монтаж и демонтаж со- нии, где ведущая сту тив часовой стрелки (на фиг,2 показано единения. т елками).

Целью изобретения является упроще- пунктирными с р ).

Цилинд ический участок 6 меньшего ние конструкции при односторонней пере- 5 Ц др

11 даче момента и облегчение монтажа — де- д р иамет а вала 1 снабжен канавкой, в

12, которой установлено упорное кольцо монтажа соединения, К ль о 12 становлено с гарантированным

П едлагаемое соединение позволяет ольцо ус

Р зазо ом 13 относительно торца ступицы 4, упростить конструкцию ступицы и соедине- заз р новлена на валу, т.е, без ния в елом. Монолитная ступица работает 10 которая плотно установлена на валу, т,е, ез ния в целом. оноли . У ь- зазора между коническим участком 5 вала 1 лучше, чем в известном соединении. меньт пи ы4.Ст пиинения, и ощается мон- и коническим участком 14 ступицы . тупишается длина соединения, упроща та>к и демонтаж соединения. ч ким езьбовым участком 15, охватыЦель достигается тем, что ступица вы- ческим резь овым уч езьбовой часток 2 вала 1, причем полнена за одно целое с охватывающей де- 15 вающим р у лью нап авление резьбы участка ольб - ответная фаска 8 ступицы 4 является констктивным элементом канавки 16, изготовmего диаметра вала соответствует направ- рук ей ст пицы и обрат- ленной на переходе от цилиндрического юьб мт частка 15 втулки ее коничено направлению вращения ведущего вала, резь ового участка вт

L илиндрический участок меньшего диамет- 20 скому участку 14. цилин

На фиг.3 изображено соединение, в коа выполнен с кольцевой канавкой, в котоР нт тором вал 1 снабжен дополнительным циой азмещен запорный элемент, Р Р о линдрическим участком 17, расположенным выполненный в виде упругого упорного его ко . у кольца. Последнее установлено с зазором между его ко его коническим участком и коничето а ст пицы, а коническая 25 ской фаской 7, а конический 14 и цилиндриб 15 фаска ступицы образована кольцевой ка- ческии резь ово ны меж собо навкой, выполненной на сопряж сопряжении по- непосредственно сопряжены между со ои е отве стия, Кроме того, вал по линии 18. верхностеи ее р Р

B соединении, изображенным на фиг,4, выполнен с дополнительным цилиндрическим участком между коническои фаской и фаской и 30 конический участок 14 и цилиндрическии конической его поверхностью. онич . Коническая реэьбовой участок 15 сопряжены между сои цилиндрическая поверхности отвер тверстия бой ступенчато при помощи кольцевой поверст пицы сопряжены между со ои ступ б ступенча- хности 19, которая изготовлена перпенУ дикулярно к цилиндрической резьбовои поНа фиг,1 изображено бесшпоночное со- 35 верхности 15. Кроме того, на торце коничезрез на фиг.2 — ского участка 5 вала 1 установлена упорная единение, продольный разрез; на иг. ом 21 отвид А на фиг.: на фиг, и ф .1: ф,3 4 — бесшпоночное шайба 20 с гарантированным зазором относительно торца ступицы 4, беззазорно уссоединение, варианты исполнения.

5 1, Бесшпоночное соединение содерж о ержит тановленной на коническом участке 5 вала т ле ую имоб аступенчатый вал круглого с

1 лого сечения с резь- 40 Соединение работает следующим о рабовым участком 2, выполненным на цилин3 большего диаметра. При вращении ведущего вала 1 против дрическом участке ольш г ении ве ще

Ступица 4 охватывает конич онический участок 5 часовой стрелки или при вращ ду (Ана вала 1, расположенный между его цили дего цилинд- ступицы по часовой стрелке (по стрелке на рическим участком альmего д

3 б го диаметра и 45 фиг.1) правая резьба 9 вала 1 взаимодейстцилиндрическим участком меньшего ди6 е о диа- вует с ответной резьбой резьбового участка ч гост пи а4пеметра, B зоне перехода от к а от конического уча- 15 ступицы, в результате чего ступица пестка 5 к цилиндрическому участку вал

3 ал 1 ремещается в осевом направлении от торца и фаской 7. а ступица 4 вала 1 и напрессовывается своим коничеснабжен конической фаскои . а ступи ский часток 5 выполнена с фаскои, в ф 8 от етной конической 50 ским участком 14 на конический участок фаске 7 вала 1. Резьбовой участок в часток 2 вала 1 вала 1, Чем больше передаваемый выполнен с правой резь ои в со б и 9 в соединении, тем плотнее напрессовывается втулка на ков котором ведущии вал вр

1 в ащается против нический участок вала 1, При вращении вечасовой стрелки (левостороннее вращ ращение) дущего вала 1 по часовой стрелке или при или в соединении, где ведущая ступи ступица 4 55 вращении ведущей ступицы против часовои ьба вращается по часовой стрелке (право т(правосто- стрелки (по стрелке А на фиг.1) левая резь а раннее вращение);на фиг. показано сп

) ф .2 ано сплош- 10 вала 1 взаимодействует с ответной резьными стрелками). Резьбовои участок

), Р б сток 2 вала бсй резьбового участка 15 ступицы 4, в рееэьбой 10 (фиг.З) в зультате чего ступица 4 перемещается в

1 выполнен с левой резь ои (и . а вала 1 и насоединении, в котором ведущий едущий вал 1 вра- осевом направлении от торца вала и

1732050

1f

1б иг. прессовывается своим коническим участком 14 на конический участок 5 вала 1. Таким образом, данное соединение способно передавать односторонний крутящий момент в одном из выбранных направлений при ведущем вале или ведущей ступице, что требуется во множестве машин и механизмов.

От самопроизвольного сворачивания ступицы с вала предохраняет упорное кольцо 12 (фиг.1 и 3) или упорная шайба 20 (фиг.1), Гарантированный зазор между упорным кольцом и упорной шайбой позволяет ступице 4 свободно совершать в допустимых пределах проворот относительно вала 1 при изменении величины крутящего момента и остановках, что позволяет уменьшить динамические нагрузки на соединение.

Формула изобретения .1. Бесшпоночное соединение, содержащее вал с двумя цилиндрическими участками большего резьбового и меньшего диаметров, сопряженных между собой участком с конической поверхностью, охватывающую деталь со ступицей, имеющей ступенчатое отверстие. соответствующее участкам вала большего резьбового диаметра и коническую, установленную на коническом участке вала с натягом. и запорный элемент, причем конический участок вала сопряжен с участком большего диаметра конической фаской, а отверстие ступицы имеет ответную коническую фаску, о т л и ч а ю5 щ е е с я тем, что с целью упрощения конструкции при односторонней передаче момента и облегчения монтажа-демонтажа соединения, ступица выполнена за одно целое с охватывающей деталью, направление

10 резьбы участка большего диаметра вала со.ответствует направлению вращения ведущей ступицы и обратно направлению вращения ведущего вала, цилиндрический участок меньшего диаметра выполнен с

15 кольцевой канавкой, в которой размещен запорный элемент, выполненный в виде упругого упорного кольца, при этом последнее установлено с зазором относительно торца ступицы, а коническая фаска ступицы обра20 зована кольцевой канавкой, выполненной на сопряжении поверхностей ее отверстия.

2. Соединение по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что вал выполнен с дополнительным цилиндрическим участком между кониче25 ской фаской и конической его поверхностью, 3. Соединение по п.1, отл и ч а ю ще ес я тем, что коническая и цилиндрическая поверхности отверстия ступицы сопряжены

30 между собой ступенчато, 1732050

ФЬг, 4

Составитель Д.Здоровенко

Техред М.Моргентал Корректор Н.Король

Редактор О.Хрипта

Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1569 Тираж Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва. Ж-35. Раушская наб., 4/5

Бесшпоночное соединение Бесшпоночное соединение Бесшпоночное соединение Бесшпоночное соединение 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обработке материалов давлением, а конкретно к соединениям охватывающих и охватываемых деталей

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для разборного крепления ступицы на гладком валу с обеспечением угловой и осевой фиксации, Цель изобретения - повышение надежности осевой фиксации ступицы

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности в ведущих мостах транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей типа вал-втулка, труба-труба

Изобретение относится к машиностроению , в частности к разъемным соединениям с натягом ступицы с валом

Изобретение относится к машиностроению , в частности к разъемным соединениям детали с валом

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для бесшпоночной передачи крутящего момента в соединениях вала с охватывающей деталью в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к судостроению, в частности к способу соединения гребного винта с гребным валом

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для осевой фиксации кольцевой детали на цапфе вала, и может быть использовано для установки внутреннего цилиндра гидравлического приспособления для съема подшипника прокатного валка

Изобретение относится к приводам наземных транспортных средств, в частности к приводам тепловозов, и содержит муфту с упругими брусками, включающую две соосно установленные на валу полумуфты с отверстиями, в которых расположены упругие элементы

Изобретение относится к машиностроению, к разъемным соединениям, передающим крутящий момент, и может быть использовано в конструкциях соединений деталей машин, приборов и оборудования

Изобретение относится к работающим в тяжелом режиме зубчатым передачам, которые используют в механизмах привода прокатных станов

Изобретение относится к области крепления валов двигателей на подшипниковых опорах, в частности для турбомашин

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано для быстроразъемного соединения вертикальных валов различных устройств

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к разъемным бесшлицевым соединениям вала со ступицей, служащим для передачи крутящего момента без разрыва силового потока

Изобретение относится к технике приборо- и машиностроения и может быть использовано для фиксации цилиндрических и конических штифтов, соединяющих две детали относительно друг друга

Изобретение относится к крепежным приспособлениям, а именно к устройствам для фиксации, преимущественно, деталей типа вал-втулка

Изобретение относится к шарнирному соединению деталей

Изобретение относится к шлицевому профилю для соединения валов и ступиц
Наверх