Кессон-док

 

Изобретение относится к судостроению , а именно к средствам ремонта подводной части плавсредств различного назначения. Кессон-док содержит понтон 1, в носовой оконечности которого размещены ворота, в кормовой - съемная шлюз-перегородка 6. Вдоль понтона 1 расположены бортовые башни 2 с опирающейся на них кран-балкой. Каждая башня выполнена с открытым сверху выступом в сторону диаметральной плоскости (ДП) понтона, а носовой и кормовой транцы понтона на участке между башнями 2 смещены относительно соответствующих транцевых плоскостей башен к миделю кессон-дока. Ворота кессон-дока выполнены полыми и шарнирно прикрепленными к понтону по нижней их кромке. В полости ворот размещены две группы соосных барабанов, на каждом из которых намотана гибкая цилиндрическая пневмоемкость. На выступах башен понтона установлены кронштейны для крепления на них секций шлюз-перегородок, верхняя открытая поверхность выступов выполнена с наклоном в сторону ДП понтона. На внутренней поверхности каждой пневмоемкости закреплены кольцеобразные наделки, которые выполнены из пористого эластичного материала , на свободном конце пневмоемкости выполнено отверстие для подачи воздуха. 2 з.п. ф-лы, 8 ил. (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ социАлистических

РЕСПУГ>ПИК (я)5 В 63 С 1/02

ГОСУДАРС1ВЕННЫЙ KOMUiTET

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ . (21) 4853962/11 (22) 23.07.90 (46) 07.09.92. Бюл. М 33 (71) Нижегородский институт инженеров водного транспорта и Ленинградский пассажирский порт (72) А. А. Кеслер и Н, Н. Фомин (56) Авторское свидетельство СССР

М 229990, кл. В 63 С 1/02, 1967.

Авторское свидетельство СССР

¹l 557953, кл. В 63 С 1/02, !975, Патент ФР! N 1916428, кл. В 63 С 1/10, 1975. (54) КЕССОН-ДОК (57) Изобретение относится к судостроению, а именно к средствал ремонта подводной части плавсредств различного назначения. Кессон-док содержит понтон 1, в носовой оконечности которого размещены ворота, в кормовой — сьемная шлюз-перегородка 6. Вдоль понтона 1 расположены бортовые башни 2 с опирающейся на них

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования плавсредств для осушения оконечностей судов с целью их осмотра и ремонта, Известен кессон-понтон. предназна-. ченный для создания рабочего (кессонного) пространства в месте стыковки на плаву блоков судна. Наряду с понтоном рабочее пространство кессон-понтона ограничивается по бортам башнями, в носовой и кормовой оконечностях шлюз-перегородками. По верхнему торцу каждой шлюз-перегородки, на участке ее прилегания к поверхности кор„„5> 1759725 А1 кран-балкой, Каждая башня выполнена с открытым сверху выступом в сторону диаметральной плоскости (ДП) понтона. а носовой и кормовой тргнцы понтона на участке между башнями 2 смещены относительно соответствующих транцевых плоскостей башен к миделю кессон-дока. Ворота кессон-дока выполнены полыми и шарнирно прикрепленными к понтону по нижней их кромке. В полости ворот размещены две группы соосных барабанов, на каждом из которых намотана гибкая цилиндрическая пневмоемкость.

На выступах башен понтона установлены кронштейны для крепления на них секций шлюз-перегородок, верхняя открытая поверхность выступов выполнена с наклоном в сторону ДП понтона, На внутренней поверхности каждой пневмоемкости закреплены кольцеобразные наделки, которые выполнены из пористого эластичного материала, нэ свободном конце пневмоемкости выполнено отверстие для подачи воздуха, 2 з.п. ф-лы, 8 ил. пуса судна, установлено резиновое уплотнение. Кессон-понтон выполнен из двух частей с шарнирным их соединением в диаметральной плоскости и снабжен б лластной системой.

Наличие шарнирного соединения частей и отсутствие на кессон-понтоне ворот делают его непригодным для кессонирования носовой и корл1овой оконечностей судов.

Известен двухбашенный плавучий док со створчатыми воротами в оконечности стапель-палубы, Каждая створка ворот шар1759725

Зь

40 нирна закреплена на башне и имеет вертикальную ось вращения. Такой док не может быть использован для кессонирования о..анечностей судов без дооборуГ,<..вания ега шлюз-перегородкой, Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является плавучий док с двумя бортовымл башнями, на которые опираются концы кранбалки. Кран-балка предназначена для перемещения над стапель-палубой элементов докуемаго судна, производственного оборудования, а также завадки судна в док, Применение этого дэка для кессонирования оконечностей судов невозможно без дооборудования его воротами и шгпоэ-перегородкой. Размещение путей под кран-балкой не позволяет использовать ее для транспортлрования грузов со стапель-палубы на рейдовое судно и обратно.

Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств кессон-дока.

Для этого в кессон-доке, содержащем понтон, в носовой оконечности которого размещены ворота, в кормовой — съемная шлюз-перегородка, а вдоль понтона расположены бортовые башни с апира1ащейся на них концами кран-балкой, каждая башня понтона выполнена с открытым сверху выступам в сторону диаметральной плоскости понтона, а его носовой и кормовой транцы на участке между башнями смещены относительно соответствующих транцевых плоскостей б-øå.í к ..миделю кессан-дока, ворота вь!Пол нены палыми с шарнирным креплением к понтону по нижней их кромке, а в полости ворот размещень. две группы соосных барабанов, на каждом из которых намотана гибкая цилиндрическая пневмаемкасть, причем один конец ее закреплен на соответствующем ей барабане, а другой свободный конец пропущен между r.àðàëлельно расположенными об>кымными валиками, установленными в кессон-доке с возможностью регулирования зазора между ними, На каждом выступе башни установлены кронштейны для крепления на них секций шлюз-перегородок, а верхняя открытая поверхность этого выступа выполнена с наклоном в сторону диаметральной плоскости понтона. На внутренней поверхности каждой пневмоемкости закреплены кольцеобразные наделки, выполненные из пористого эластичного материала., а на свободном конце пневмаемкасти выполнены отверстия для подачи воздуха.

На фиг. 1 показан вид сверху на кессондок с условным изображением кессонируемой кормовой оконечности судна; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг, 1; на фиг. 3 — разрез

Б — Б на в>иг. 1 (при условно снятой передней стенке ворот); на фиг. 4 — разрез В-В на фиг.

1; на фиг, 5 — вид сверху на стапель-палубу при рабочем положении пневмоемкостей; на фиг, б — разрез Г-Г на фиг. 5; на фиг, 7— узел I на фиг. 2; на фиг. 8 — фрагмент размещенля смежных пневмоемкостей между валиками (сечение), Кессан-док содержит понтон 1, на котором размещены бортовые башни 2, имеющие верхнюю открытую палубу 3 (топ-палубу) и выступ 4 в сторону диаметоальнай плоскости понтона 1. На вь1ступе 4 установлены кронштейны 5 для закрепления секций шлюз-перегородок б в нерабочем их положении, В рабочем положении две секции той или иной шлюз-перегородки

6 закрепляются на стапель-палубе 7 в ее кормовой оконечности (см. фиг. 1 и 2). Секция шлюз-перегородки 6 выполнена в виде жесткой стенки и резиновой обкладкой 8 по лекал ьной ее кромке. Ш n ..оэ-перегородка б выполняет двоякую роль: ограждает рабочее пространство кессона ат забортной воды и служит опорой для судна.

В носовой части стапель-палубы 7 шарнирна закреплены подьемно-опускные ворот- 9. В понтоне 1 выполнена ниша 10 для размещения ворот 9 в горизонтальном положении; такое положение ворот 9 cooTBGT ствует случаю использования кессон-дока для докования судна.

В палостл ворот 9 размещены две группы саасных барабанов 11, на каждом из которых одним концом закреплена и намотана пневмоемкость 12, На фиг. 3 представлено два барабана 11 с пневмоемкастлми

12, насаженные на верхний вал 13, и три барабана 11 с пневмоемкостями 12 — на нижний вал 13; валы 13 закреплены на задней стенке ворот 9. Привод галов 13 включает двигатель 14 и валикова-цепную передачу, которая содержит сьемное звено

,5. Необходимость звена 15 оаусловлена тем, чта прл использовании reccoн-дока в качестве дока ворота 9 приводятся в горизонтальное положение, Подключение к приводу верхнего и нижнего валов 13 осуществляется поочередно (механизм переключения привода от одного вала кдругому не показан).

Ряд других конструктивных элементов кессон-дока связаны с устройством и применением. пневмоемкостей 12. Назначение пневмоемкостей 12 состоит в том, чтобы в процессе кессонирования оконечности судна вытеснять воду из рабочего пространства и одновременно создавать дополнительную силу плавучести. Осуществляется это следующим образом. Перед началом притаплива1759725

I5

55 ния кессон-дока каждая пневмоемкость 12 частично сматывает=я с барабана 11 и укладывается на стэпель-палубу 7. Д1лина участка пневл»оемкости 12, уклядываемого на стапель-палубу 7, определяется предварительно из услов»ля, что судно и пневмоемкость 12, наполненная воздухом, не соприкасаются между собой во избежание повреждения последней (см, фиг. 5), Пневмоемкости 12 крепятся к стапельпалубе 7 гибкими хомутами 17; к отверсти»о

18 на конце каждой пневмоемкости 12 подсоединяется воздуховод 19, связанный = воздухонагнетателем (не показан). На фиг, 5 воздуховоды 19, подсоединенные к трем промежуточным пневмоемкостям 12, условно не показаны, Затем валиками 16 пневмоемкости 12 обжимаются с целью предотвращения поступления воздуха на участок пневмоемкости 12, расположеннь»й внутри полости ворот 9, цтобы повысить воздухонепроницаемость пневмоемкости 12 на участке между валиками 16 на ее внутренней поверхности закреплены кольцеобразные наделки 20, выполненные из пористого эластичного материала, Расположение наделок 20 по длине каждой пневмоемкости 12 принимается в соответствии с длинами ее участков, которые вь«водятся на стапель-палубу 7 при кессонировании различных судов, В рабочее состояние пневмоемкости 12 приводятся после размещения оконечности судна над стапель-палубой, Для этого через отверстия 18 нагнетается воздух и пневмоемкость 12, имевшая лентовидную форму, приобретает цилиндрическую форму.

Различие форм пневмоемкостей »2 при хранении и в рабочем состоянии оп ределяет необходимость их разм" ùåíèÿ на двух группах соосных барабанов 11. В рабочем состоянии пневмоемкости 12 не перекрывают друг друга, общая их ширина практически равна ширине стапель-палубы. Те же пневмоемкости 12 в нерабочем состоянии частично перекрь»вают друг друга по ширине, Очевидно, что уложить их в таком виде на одну группу соосн ых барабанов без затруднения нельзя; при двух группах соосных барабанов обеспечиваются необходимые условия как хранения их, так и применения, Кессон-док снабжен кран-балкой 21, которая опирается на рельсы 22, уложенные на башнях 2 по всей их длине, Кессонирование оконечности судна выполняется в следующей последовательности.

Две секции шлюз-перегородки б, соответствующие оконечности судна, кран-балкой 21 перемещают от места их хранения на выступе 4 башни 2 в кормовую оконечность стапель-палубы 7, Здесь секции крепятся к стапель-палубе 7, стенкам башен 2 и между. собой. Затем с помощью кран-балки 21 ворота 9, есл.< они»аходились в нише 10, поднимаются и крепятся в вертикальном положении. Из полости ворот 10 пзвлекае»ся определенная часть по д»м»»е каждой пнсвмоем»;ости 12 и креп«»тся» к cTal leл»,-г«алубе 7 хомутами 17; к пневмоемкостям 12 подсоединяется воздуховод 19 и она обжимается валиками 16. В такам виде, заполнением балластных цистерн, кессон-док притапливается до тех пор пока погружение верхней кромки ц«»л»о" -перегородки б не превысит осадку судна ia 0.5 — 1,0 л . Зятем оконечноггь судна заводится в объем над

craneль-палубой 7 и крепится тросами к башням 2 (тросы не показаны), Следу ощий этап кассо«»ираван» я — удаление воды из рабочего (кессонного) объема, Вначале это выполняется с помощь e пневмоемкос» ей 12 путем подачи в них воздуха. Вытесняемая при этом вода вытекает за борт через зазор между поверхностью судна и кромкой шлюз-перегородки б, а после запиряния этого зазора — врез отверстия, напримео, в шлюз-перегородке 6 (отверстие условно не показано). Пневмоемкости 12, выггесняя воду из c«abc»«e» о объема за борт, одновременно увели»ива»от силу плавучести кессон-дока, обеспечивают его всплытие и запирание зазора между шлюзперегородкой 6 и поверхностью судна, По окончании наполнения воздухом пневмоемкостей 12 отверстие в шл»оз-перегородке 6 закрывается и рабочий объем полностью изолируется от забортной воды. Остаток воды из рабочего обьема перекачивяется в цистерны кессон-дока с пол»ощью его балластной системы, После удаления воды со стапель-палубы

7 она освобождается и от пневмоемкостей

12. Для этого от пневмоемкостей 12 отсоединяются воздуховоды 19, а от стапель-палубы 7 — хомуты 17, верхний обжимной валик 16 переводится в верхнее положение, валы 13 выводятся из застопорен ного состояния, Затем с использованием двигателя 14 пневмоемкости 12 поочередно намять.ваю.ся на барабаны 1»1.

В процессе ремонта судна перемещение частей движительно-рулевого комплекса со стапель-палубы 7 на рейдовое транспортное судно и обратно выполняется кран-балкой 21.

Рейдовое судно и ри этом размещается между башнями 2 у носового торца понтона 1.

После завершения ремонта судна кессон-док притапливается для заполнения водой рабочего объема и удаления из нега судна, В случае использования кессон-дока в качестве дока шлюз-перегородка 6 не уста1авливается, а ворота 9 размещаются в нише 1О. Целесообразность применения пневмоЕмкостей 12 при доковани11 теряет- 5 ся, так 1<81(стапель-палуба 7 вместе с судном поднимается выше уровня поверхности забортной воды. Пневмоемкости 112 при этом

Ролность10 находятся В полости ВороТ 9.

Применение пневмоемкостей позволяет Ii уменьшить как продолжительность осушения рабочего объема при кессонировании, так и расход на это энергии.

За счет хранения секций шлюз-перегородок на выступах башен, а также конструк- 15 тивных особенностей корпуса кессон-дока, позволя1ощих широко испольэовать кранбалку, обеспечиваются автономность и устойчивость работы кессон-дока.

ОП

Формула изобретения

1. Кессон-док, содержащий понтон, в носовой Оконечности которого размещены ворота, в кормовой — съемная шлюз-перегоpo+KG, а вдоль lloHTGHB pBcfloIloj4<614bI GopTO 25 вые башни с опира1ощейся на НМх ксч4цами кран-балкой, о т л и ч а 1о шийся тем, что. с целью улучшения 81 î эксплуатационных качеств, каждая башня понтона выполнена с открытым сверху выступом в сторону диа- ЗО м етральной плоскости понтона, а его носовой и кормовой транцы на участке между башнями смещены относительно соответствующих транцевых плоскостей аашен к миделю кессон-дока, ворота выполнены полыми с шарнирным креплением к понтону по нижней их кромке, а в полости ворот разме1дены две группы соосных барабанов, на как<дом из которых намотана гибкая цилиндрическая пневмоемкость, причем один конец ее закреплен на соответствующем ей б4pàáàHO. адругой еесвободный конец пропущен между параллельно расположенными Обжимными валиками, установленными в кессон-доке с вазможностью регулирования зазора между ними, 2. Кессон док по и. 1, отл и ч à ю щи йс я тем, ";î на каждом упомянутом выступе устаноьлены кронштейны для крепления на них секций шлюз-перегородок, а верхняя открытая поверхность эioco выступа выполнена с наклоном в сторону диаметральной г1лоскости понтона, 3, Кессон-док по и. 1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что на внутренней поверхности каждой пневмоемкости закреплень1 кольцеобразные наделки, выполненные из пористого эластич Iol.o материала, а на свободном l

1759725

Составитель Г,Луценко

Техред M.Mîðãåíòàë

Корректор Н,Тупица

Редактор

Производственно-издательский комбинат Патент", г. Ужгород, yn,Ãàãeðèíà, 10

Заказ 3148 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственно о комитета по изобретенилм и открь тиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Рауиская наб., 4/5

Кессон-док Кессон-док Кессон-док Кессон-док Кессон-док Кессон-док 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению , а именно к плавучим докам

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано на плавучих транспортных доках при переводе их по внутренним судоходным путям в условиях меняющихся глубины и ширины фарватера

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к судостроени»8 и судоремонту и может быть использовано .в устройствах для защиты внутрибашенного пространства доков от ветра

Изобретение относится к технологии судостроения и судоремонта/касается конбтруирования построечно-спусковых комплексов

Изобретение относится к судостроению и судоремонту, в частности к способам доковзния плавучих доков и позволяет снизить трудозатраты и время на докование плавучего дока путем обеспечения возможности постановки его в доки

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к судоремонту и касается строительства плавучих доков, способных осуществлять самодокование

Изобретение относится к судостроению, а именно к устройствам для изоляции затонувших объектов

Изобретение относится к судостроению и касается проводки и постановки судов, преимущественно подводных лодок (ПЛ), в условиях мелководья

Изобретение относится к судостроению и касается проводки и постановки судов, преимущественно подводных лодок (ПЛ), в условиях мелководья

Изобретение относится к снаряжению водного спорта, открытого дыхания с малых глубин

Изобретение относится к судостроению, а именно к устройствам, используемым для подъема судов из воды на береговой стапель либо для спуска судов на воду с берегового стапеля

Судно-док // 2326786
Изобретение относится к судостроению, в частности к судам-докам

Изобретение относится к судостроению, в частности к плавучему передвижному судовому доку

Изобретение относится к морскому транспорту, а именно к подводному транспортному комплексу, создающему возможность перевозки грузов в экстремальных условиях Северного Ледовитого океана

Изобретение относится к судоподъему и может быть использовано для выполнения аварийно-спасательных работ на море, подъема со дна водоемов и последующей транспортировки затонувших кораблей и других объектов
Наверх