Регулируемая рулевая колонка транспортного средства


B62D1/18 - Самоходные транспортные средства; прицепы (управление или направление вдоль желаемой колеи сельскохозяйственных машин и орудий A01B 69/00; колеса, ролики, оси, способы и средства для увеличения силы сцепления колес с поверхностью дороги B60B; шины, накачивание, смена или ремонт шин B60C; сцепные устройства B60D; транспортные средства, приспособленные для передвижения по рельсам и дорогам, амфибии, преобразуемые транспортные средства B60F; подвески B60G; отопительные, холодильные, вентиляционные и прочие устройства для обработки воздуха в транспортных средствах B60H; двери, окна, ветровые стекла, раздвижные крыши и подобные устройства, защитные покрытия для временно неиспользуемых транспортных средств B60J; силовые установки, вспомогательные приводы, трансмиссии,

 

Изобретение относится ктранспортным средствам с регулируемыми рулевыми колонками и может использоваться, преимущественно , на грузовых автомобилях. Цель изобретения - повышение компактности и улучшение удобства регулировки рулевой колонки, Регулируемая рулевая колонка имеет корпус 1 с рулевым валом 2, на одном Изобретение относится к транспортным средствам с регулируемыми рулевыми колонками и может использоваться, преимущественно , на грузовых автомобилях. Известна регулируемая рулевая колонка транспортного средства, содержащая корпус с рулевым валом, закрепленный на рычаге, установленном с возможностью углового поворота на оси кронштейна колонки , имеющего боковые щеки с отверстиями, и устройство для фиксации рычага колонки относительно упомянутого кронштейна, состоящее из зубчатых элементов, первый из конце которого установлено рулевое колесо 3, а на другом - карданный вал 4 привода рулевого механизма. Корпус 1 колонки с помощью рычага 5 закреплен в кронштейне 5, который выполнен в виде двух боковых щек с отверстиями на концах, в которых установлен валик 9, служащий осью поворота колонки . Фиксация углового положения колонки относительно кронштейна 6 осуществляется с помощью двух зубчатых секторов , один из которых закреплен на кронштейне 6, а другой связан с рычагом 5 колонки с помощью срезного злемента и поджимается пружиной 24 к первому сектору посредством эксцентрика, насаженного на валик 9. Рукоятка 23 служит для поворота эксцентрика в противоположную сторону и расфиксации зубчатых секторов. Колонка снабжена механизмом для поджатия зубчатых секторов синхронно с устранением аксиального люфта рычага 5 колонки между боковыми щеками кронштейна 6.4 з.п. ф-лы, 4 ил. которых неподвижно закреплен на кронштейне колонки между ее боковыми щеками, а второй зубчатый элемент связан с рычагом колонки через срезной элемент, снабжен отжимной пружиной и установлен с возможностью поджатия к первому зубчатому элементу посредством эксцентрика, закрепленного на валике, установленном с возможностью поворота в отверстиях боковых щек кронштейна и связанном с подпружиненной рукояткой. Однако известная конструкция имеет довольно большие габариты регулировочноVI ,о ел м ел

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s В 62 D 1/18

ГОСУДАРСТВЕ ННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4893031/11 (22) 21,12,90 (46) 15,09.92. Бюл, М 34 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (72) А.А.Глинка, Д.Н,Васильев, Л.Е.Глинер, И, Г,Лиходедов и К.А, Ф румкин (56) Авторское свидетельство СССР

N 1000330, кл. В 62 D 1/18, 1983.

Авторское свидетельство СССР

N 1152847, кл. В 62 D 1/18, 1985. (54) РЕГУЛИРУЕМАЯ РУЛЕВАЯ КОЛОНКА

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится ктранспортным средствам с регулируемыми рулевыми колонками и может использоваться, преимущественно, на грузовых автомобилях. Цель изобретения — повышение компактности и улучшение удобства регулировки рулевой колонки, Регулируемая рулевая колонка имеет корпус 1 с рулевым валом 2, на одном

Изобретение относится к транспортным средствам с регулируемыми рулевыми колонками и может использоваться, преимущественно, на грузовых автомобилях.

Известна регулируемая рулевая колонка транспортного средства, содержащая корпус с рулевым валом, закрепленный на рычаге, установленном с возможностью углового поворота на оси кронштейна колонки, имеющего боковые щеки с отверстиями, и устройство для фиксации рычага колонки относительно упомянутого кронштейна, состоящее из зубчатых элементов, первый из

„„. Ы „„1 761575 А1 конце которого установлено рулевое колесо

3, а на другом — карданный вал 4 привода рулевого механизма. Корпус 1 колонки с помощью рычага 5 закреплен в кронштейне 5, который выполнен в виде двух боковых щек с отверстиями на концах, в которых установлен валик 9, служащий осью поворота колонки. Фиксация углового положения колонки относительно кронштейна 6 осуществляется с помощью двух зубчатых секторов, один из которых закреплен на кронштейне 6, а другой связан с рычагом 5 колонки с помощью срезного элемента и поджимается пружиной 24 к первому сектору посредством эксцентрика, насаженного на валик 9. Рукоятка 23 служит для поворота эксцентрика в противоположную сторону и расфиксации зубчатых секторов. Колонка снабжена механизмом для поджатия зубчатых секторов синхронно с устранением аксиального люфта рычага 5 колонки между боковыми щеками кронштейна 6. 4 з.п. ф-лы, 4 ил. которых неподвижно закреплен на кронштейне колонки между ее боковыми щеками, а второй зубчатый элемент связан с рычагом колонки через срезной элемент, снабжен отжимной пружиной и установлен с возможностью поджатия к первому зубчатому элементу посредством эксцентрика, закрепленного на валике, установленном с возможностью поворота в отверстиях боковых щек кронштейна и связанном с подпружиненной рукояткой.

Однако известная конструкция имеет довольно большие габариты регулировочно1761575 го механизма, что в большой степени ограничивает компоновочную свободу размещения колонки в кабине транспортного средства, не позволяя выполнить все требования эргономики, поскольку регулировочный механизм колонки попадает в зону расположения подвески педалей управления транспортным средством, Кроме того, большое расстояние от оси колонки до оси валика эксцентрика затрудняет и делает неудобным пользование рукояткой поворота эксцентрика, Цель изобретения — повышение компактности и улучшение удобства регулировки рулевой колонки.

Для этого в устройстве колонка снабжена механизмом для поджатия зубчатых элементов синхронно с устранением аксиального люфта рычага колонки между боковыми щеками кронштейна, при этом ось кронштейна колонки совмещена с осью валика эксцентрика и снабжена надетой на нее дистанционной втулкой, первый зубчатый элемент выполнен в виде сектора с внутренними зубьями, второй зубчатый элемент выполнен в виде Г-образного сектора с наружными зубьями, который охватывает рычаг колонки, сопряжен с его торцовой поверхностью и имеет два сквозных овалообразных отверстия, большие оси которых параллельны друг другу, при этом в первом из овалообразных отверстий размещен валик с возможностью его расположения в центре делительной окружности сектора с наружными зубьями, внутри второго овалообразного отверстия расположен срезной элемент, внутри первого овалообразного отверстия установлена ось кронштейна колонки, надетая на нее дистанционная втулка расположена между боковой щекой и эксцентриком, при этом между эксцентриком и Г-образным сектором расположен рычаг колонки, а отжимная пружина выполнена в виде пружины растя>кения, обоими концами закрепленной на Г-образном секторе и охватывающей своей средней частью дистан цион ную втул ку.

При наличии в рулевой колонке механизма для поджатия зубчатых элементов синхронно с устранением аксиального люфта рычага колонки обеспечивается при повороте валика одновременное выполнение (совмещение) двух операций для фиксации рулевой колонки после регулировки ее по ложения, что улучшает удобство регулировки, Известно использование зубчатых секторов в устройстве для фиксации рычага колонки, однако известное устройство

55 требует использования двух фиксирующих механизмов.

Причем срезной элемент выполнен в виде направляющего винта, ввернутого в рычаг колонки, дистанционная втулка выполнена из антифрикционного материала и имеет в средней части кольцевую проушину, а между эксцентриком и рычагом колонки установлена антифрикционная шайба.

Механизм для поджатия зубчатых элементов синхронно с устранением аксиального люфта рычага колонки может быть выполнен в виде косого торца валика эксцентрика, обращенного к косой шайбе, укрепленной в отверстии боковой щеки крон штейна.

Кроме того, механизм для поджатия зубчатых элементов синхронно с устранением аксиального люфта рычага колонки может быть выполнен в виде резьбы на валике эксцентрика, охваченной резьбовой втулкой, укрепленной в отверстии боковой щеки кронштейна, Для регулировки и фиксации исходного значения аксиального люфта рычага колонки конец валика эксцентрика, противоположный рукоятке, выполнен резьбовым и снабжен фигурной гайкой, направление закручивания которой совпадает с направлением затягивания эксцентрика.

На фиг. 1 изображен общий вид установки регулируемой рулевой колонки; на фиг. 2 — разрез по оси кронштейна колонки; на фиг, 3 — фрагмент установки регулируемой рулевой колонки, вид на зубчатые сектора и рычаг колонки; на фиг. 4 — разрез по оси кронштейна колонки варианта выполнения механизма устранения аксиального люфта в виде винтовой пар.

Регулируемая рулевая колонка имеет корпус 1 с рулевым валом 2, на одном конце которого установлено рулевое колесо 3, а на другом — карданный вал 4 привода рулевого механизма, Корпус 1 колонки с помощью рычага 5 закреплен в кронштейне 6, который выполнен в виде двух боковых щек 7 и

8 с отверстиями на концах, Кронштейн 6 неподвижно закреплен к каркасу кабины.

Рычаг 5 колонки установлен с возможностью углового поворота относительно валика 9, проходящего через отверстия на концах боковых щек 7 и 8 кронштейна 6.

Между боковыми щеками 7 и 8 с помощью винтов 10 неподвижно закреплен сектор 11 с внутренним зубчатым зацеплением, центр делительной окружности которого расположен на оси отверстий кронштейна 6 колонки. С сектором 11 взаимодействует

Г-образный сектор 12, имеющий наружное

17615?5

55 зацепление. Г-образный сектор 12 охватывает рычаг 5 колонки, прилегая к нему боковой поверхностью, и имеет два сквозных овалообразных отверстия 13 и 14 (овалообразные, т,е. две из четырех дуг каждого отверстия имеют бесконечный радиус кривизны), большие оси которых параллельны друг другу, при этом центр делительной окружности наружного зацепления Г-образного сектора 12 расположен на оси отверстия 13, внутри которого проходит валик 9.

Антифрикционная дистанционная втулка

15, надетая на валик 9, расположена между щекой 8 и эксцентриком 16, который посажен на валик 9 с помощью шлицевого ".oåдинения 17, Между эксцентриком 16 и

Г-образным сектором 12 расположен рычаг

5 колонки. Отжимная пружина 18 обоими концами с помощью винтов 19 закреплена на торце Г-образного сектора 12, охватывая своей средней частью дистанционную втулку 15, которая имеет кольцевую канавку 20 для центрирования этой пружины. Второй стороной Г-образный сектор 12 прилегает к боковой щеке 7. Внутри отверстия 14 Г-образного сектора 12 расположен срезной элемент 21, выполненный в виде направляющего винта, ввернутого в рычаг 5 колонки, Между эксцентриком 16 и рычагом 5 колонки установлена антифрикционная шайба 22.

Валик 9 снабжен рукояткой 23, с помощью которой осуществляется поворот эксцентрика 16. Для постоянного удержания эксцентрика 16 в положении, соответствующем прижатию Г-образного сектора 12 к сектору 11, рукоятка 23 снабжена возвратной пружиной 24. Колонка снабжена механизмом для синхронизированного с поджатием зубчатых элементов устранения аксиального люфта в соединении элементов, расположенных между щеками 7 и 8, Конструктивно он может быть выполнен в виде винтовой пары (резьбы "а" на валике 9 + резьбовая втулка 25 в отверстии кронштейна 6 (фиг. 4) или, что более предпочтительно, валик 9 может быть выполнен с косым торцом 26, взаимодействующим с косой шайбой или втулкой 27, закрепленной на щеке 8 таким образом, чтобы при повороте рукоятки 23 в сторону затягивания эксцентрика 16 происходило осевое зажатие всех элементов, расположенных между щеками 7 и 8, а при повороте рукоятки в противоположную сторону вместе с освобождением эксцентрика возникал бы осевой люфт между щеками 7 и 8. Для фиксации исходного значения люфта служит фигурная гайка 28, установленная на резьбовом конце валика 9, Направление закручивания фигурной гайки 28 должно сов5

40 падать с направлением затягивания рукоятки 23.

В транспортном положении шлицы Гобразного сектора 12 зафиксированы шлицами сектора 11 с внутренним зацеплением.

С помощью фигурной гайки 28 регулируется затяг боковых щек 7 и 8 кронштейна 6 так, чтобы в транспортном положении отсутствовал аксиальный зазор у элементов, расположенных между щеками 7 и 8, Для изменения угла наклона колонки рукоятки 23 перемещается на водителя, пс ворачивая эксцентрик 16 по часовой стрег ке, одновременно из-за взаимного поворо косых шайб 26 и 27 в осевом;arðавлeн, появляется зазор, позволяющий осуществлять перемещения элементов, расположенных между щеками 7 и 8 кронш-:айна 6, По действием отжимной пружи -;:: Г-образ— ный сектор 12 выходит из зацепления с сектором 11. Перемещая рулевое колесо вперед или назад, водитель устанавливает рулевую колонку в нужное положение, после чего отпускает рукоятку 23. Возьратная пру>кина 24 поворачивает валик 9 и, следовательно, эксцентрик 16 против часовой стрелки, поджимая Г-образный сектор 12 к сектору 11, одновременно взаимный поворот косых шайб 26 и 27 вызывает стягива:.ие боковых щек 7 и 8 кронштейна 6 и выборку аксиального зазора, обеспечивая надежную фиксацию рулевой колонки в требуемом положении. При столкновении транспортного средства с препятствием водитель воздействует на рулевое колесо руками и корпусом с силой, в несколько раз превышающей нормальный режим, направляющий винт 21 (штифт) срезается и рулевая колонка откидывается на валике 9 вперед до упора в щиток приборов, преодолевая трение в зажатых без зазора элементах, расположенных между боковыми щеками 7 и 8 кронштейна 6, Формула изобретения

1. Регулируемая рулевая колонка транспортного средства, содержащая корпус с рулевым валом, закрепленный на рычаге, установленном с возмо>кностью углового поворота на оси кронштейна колонки, имеющего боковые щеки с отверстиями, и устройство для фиксации рычага колонки относительно упомянутого кронштейна, состоящее из зубчатых элементов, первый из которых неподвижно закреплен на кронштейне колонки между ее боковыми щеками, а второй зубчатый элемент связан с рычагом колонки через срезной элемент, имеющий отжимную пружину и установленный с возможностью поджатия к первому

1761575

1 зубчатому элементу посредством эксцентрика, закрепленного на валике, установленном с возможностью поворота в отверстиях боковых щек кронштейна и связанном с подпружиненной рукояткой, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения компактности и улучшения удобства регулировки, она снабжена механизмом для поджатия зубчатых элементов и устранения аксиального люфта рычага колонки между боковыми щеками кронштейна, ось кронштейна колонки совмещена с осью валика эксцентрика и снабжена надетой на нее дистанционной втулкой, размещенной между боковой щекой и эксцентриком, первый зубчатый элемент выполнен в виде сектора с внутренними зубьями, второй зубчатый элемент выполнен в виде Г-образного сектора с наружными зубьями, охватывающего рычаг колонки, сопряженного с его торцовой поверхностью и имеющего два сквозных овальных отверстия, большие оси которых параллельны друг другу, в первом из упомянутых отверстий размещен валик с возможностью его расположения в центре делительной окружности сектора с наружными зубьями, внутри второго отверстия размещен срезной элемент, при этом между эксцентриком и Г-образным сектором расположен рычаг колонки, а отжимная пружина выполнена в виде пружины растяжения, обоими концами закрепленной на Г-образном секторе и охватывающей своей средней частью дистанционную втулку, 2. Рулевая колонка по и. 1, о т л и ч а юща я с я тем, что срезной элемент выполнен

5 в виде направляющего винта, ввернутого в рычаг колонки, дистанционная втулка выполнена из антифрикционного материала и имеет s средней части кольцевую канавку для средней части отжимной пружины, кото10 рая выполнена в виде проушины, а между эксцентриком и рычагом колонки установлена антифрикционная шайба.

3. Рулевая колонка по и, 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что механизм для поджатия

15 зубчатых элементов выполнен в виде косого торца валика эксцентрика, обращенного к косой шайбе, закрепленной в отверстии боковой щеки кронштейна.

4. Рулевая колонка по и. 1, о т л и ч а ю20 щ а я с я тем, что механизм для поджатия зубчатых элементов выполнен в виде резьбы на валике эксцентрика, охваченной резьбовой втулкой, закрепленной в отверстии боковой щеки кронштейна.

25 5. Рулевая колонка по и. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что конец валика эксцентрика, противоположный рукоятке, выполнен резьбовым и снабжен фигурной гайкой, направление закручивания которой совпадает

=0 с направлением затягивания эксцентрика для регулировки и фиксации исходного значения аксиального люфта рычага колонки, |

Фиг.2 б 11 24

Фиг,З

)761575

Составитель В, Ридер

Редактор Н. Каменская Техред М.Моргента К л орректор А. Долинич

Заказ 3224 Тираж

ВНИИПИ Гос да ственного

Подписное уд р о комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент" . У тент, г. жгород, ул.Гагарина, 101

Регулируемая рулевая колонка транспортного средства Регулируемая рулевая колонка транспортного средства Регулируемая рулевая колонка транспортного средства Регулируемая рулевая колонка транспортного средства Регулируемая рулевая колонка транспортного средства Регулируемая рулевая колонка транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобилестроению , в частности к травмобезопасным конструкциям крепления рулевых колонок автотранспортных средств

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к тягово-ЈЦепным устройствам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рулевым колонкам транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к конструкциям каркасов рулевых колес

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к тчговосцепным устройствам прицепных звеньев автопоезда

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на тракторах и других самоходных транспортных средствах

Изобретение относится к автомобильному транспорту, в частности к травмобезопасным рулевым колонкам

Изобретение относится к транспортным средствам и предназначено для рулевых управлений колесных и гусеничных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к организации поста управления самоходных машин

Изобретение относится к соединительному устройству рулевого управления для автодорожного транспортного средства, например, для городского общественного транспорта

Изобретение относится к системам автоматического управления направлением движения транспортного средства вдоль одного направляющего рельса

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рабочему месту водителя, в частности, линейных автобусов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам рулевого управления транспортных средств, например легковых автомобилей, и предназначено для установки его на панели приборов с учетом требований активной и пассивной безопасности

Изобретение относится к рулевым управлениям транспортных средств, преимущественно автомобилей, погрузчиков, тракторов

Изобретение относится к автомобильному оборудованию и обеспечивает контроль состояния агрегатов и блоков, адекватное воздействие на них и предотвращение угона

Изобретение относится к автомобильному оборудованию и обеспечивает контроль состояния агрегатов и блоков, адекватное воздействие на них и предотвращение угона

Руль // 2168436
Изобретение относится к объектам автомобильного производства

Изобретение относится к автомобилестроению
Наверх