Датчик загрузки двигателя

 

Использование: относится к технике измерения параметров двигателя, аварийнопредупредительной сигнализации и защиты двигателя внутреннего сгорания. Сущность изобретения: датчик загрузки двигателя по а.с. СССР Мг 1649316 содержит: двигатель

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (s1)s G 01 (3/24

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

V (: (Л

4 ,Ю ф !

ЬЭ (61) 1649316 (21) 4821415/10 (22) 19.01,90 (46) 30,09,92, Бюл. № 36 (71) Западное проектно-конструкторское бюро (72) И.Д.Лейкин (54) ДАТЧИК ЗАГРУЗКИ ДВИГАТЕЛЯ (57) Использование: относится к технике измерения параметров двигателя, аварийнопредупредительной сигнализации и защиты двигателя внутреннего сгорания. Сущность

Предлагаемый датчик загрузки двигателя относится к технике измерения параметров, аварийно-предупредительной сигнализации и защиты двигателя внутреннего сгорания, например дизеля.

Изобретение может быть использовано в силовых дизельных установках (B частности, судовых), вспомогател ьных дизель н ых установках, а также в других энергетических установках, в которых двигатели нагружены нагружающим устройством (например, гребным винтом регулируемого шага), изменение нагрузки двигателя с помощью которого осуществляется системой управления нагружающим устройством (например, системой управления ВРШ).

При этом в подобных установках возможно снижение ресурса двигателя как изза возникновения перегрузки двигателя по причине изменения внешних условий окружающей среды (температуры, давления воздуха, встречного ветра и т.п.), так и по причине ошибочных действий оператора, изобретения: датчик загрузки двигателя по а.с. СССР № 1649316 содержит: двигатель (1) с датчиком частоты вращения (2), датчик (3) крутящего момента, датчик (4) температуры выхлопных газов, программный задатчик (5) сигнала загрузки величины крутящего момента, программный задатчик (6) загрузки величины температуры выхлопных газов, преобразователь (7), 2 блока сравнения сигналов (8, 9), элемент ИЛИ (10), блок управления (11), потребитель (12) механической энергии двигателя. 1 ил, который, управляя нагружающим двигатель устройством (например, для поддержания необходимой скорости, нагрузки и т.n.), перегружает двигатель в различных режимах его эксплуатации, Изобретение может быть реализовано в установках с дизелями, оборудованными датчиком частоты вращения (тахометром), датчиком крутящего момента (гидравлическим динамометром), датчиком загрузки двигателя по авт, св, № 1649316, К таким двигателям относятся, например, дизели марок М5036, М503М, М513, ДРА-210 и др, Предлагаемое изобретение является усовершенствованием известного устройства, описанного в авт, св, СССР ¹ 1649416.

Известный датчик загрузки двигателя содержитдвигатель сдатчиком частоты вращения и датчиком крутящего момента, преобразователь генерирования сигнала по крутящему моменту, связанный входом с выходом датчика крутящего момента, а вы1765724

50

55 ходом — с первым входом блока сравнения, второй вход которого связан с выходом датчика частоты вращения, датчик температуры выхлопных газов, блок сравнения сигналов по крутящему моменту, блок сравнения сигналов по температуре выхлопных газов, программный задатчик сигналов по температуре выхлопных газов и элемент

ИЛИ, один из входов которого подключен к выходу блока сравнения сигналов по крутящему моменту, а второй — к выходу блока сравнения сигналов по температуре выхлопных газов, при этом вход датчика температуры выхлопных газов связан с двигателем, а выход — с первым входом блока сравнения по температуре выхлопных газов, второй вход которого связан с выходом программного задатчика сигналов по температуре выхлопных газов, подключенного входом к выходу датчика частоты вращения.

Недостатком известного датчика загрузки двигателя является то, что он при наличии (при возникновении) перегрузки двигателя генерирует на выходе единичный сигнал, только сигнализирующий оператору о наличии перегрузки, не снимая при этом эту перегрузку двигателя автоматически (т.е. без участия оператора) за достаточно малый промежуток времени. Работа же любого двигателя с перегрузкой за весь период его эксплуатации (за весь его ресурс) строго ограничена по времени, причем весьма малыми (по сравнению с ресурсом) величинами.

Целью дополнительного изобретения является повышение надежности и долговечности двигателя путем автоматического снятия его перегрузки.

Поставленная цель достигается тем, что в датчик загрузки двигателя по авт. св.

СССР М 1649316 введены потребитель механической энергии двигателя, блок управления и блок задания командного сигнала величины нагрузки крутящего момента, подключенный к первому входу блока управления, второй вход которого связан. с выходом элемента ИЛИ, а выход — со входом потребителя механической энергии двигателя.

На чертеже изображена схема датчика загрузки двигателя.

Двигатель 1 имеет датчик 2 частоты вращения, датчик 3 крутящего момента, датчик

4 температуры выхлопных газов (ТВГ).

Выход датчика 2 соединен с входом программного задатчика 5 сигнала Р, величина которого соответствует заданной программой загрузки величине крутящего момента, и с входом программного задатчика 6 сигнала Т ТВГ, величина которого со5

35 ответствует заданной программой загрузки величине ТВГ, Выход датчика 3 соединен с входом преобразователя 7 для генерирования сигнала

Р по крутящему моменту и подачи его к блоку 8 сравнения сигналов.

Блок 8 сравнения выходных сигналов программного задатчика 5 (Р ) и преобразователя 7 (Pz) генерирует на выходе единичный сигнал P при превышении величины сигнала Pz над величиной сигнала Р1.

Выход программного задатчика 6, вырабатывающего выходной сигнал Т1, соединен с одним из двух входов блока 9 сравнения выходных сигналов программного задатчика 6 (Т ) TBI и датчика 4 (Т2)

ТВГ. Второй вход блока 9 соединен с выходом датчика 4.

Блок 9 генерирует на выходе единичный сигнал Т при превышении сигнала Tg над величиной сигнала Т1, Выход блока 8 соединен с одним из двух входов элемента 10 ИЛИ, второй вход которого соединен с выходом блока 9.

Элемент 10 генерирует на выходе единичный сигнал П при наличии единичного сигнала хотя бы на одном из его входов (P или Т).

Выход элемента 10 подключен к одному из двух входов блока 11 управления системы управления потребителем 12 механической энергии двигателя.

Другой вход блока 11 соединен с выходом блока 13 задания командного сигнала величины нагрузки Рз — крутящего момента, развиваемого двигателем, величина которого задается оператором, Выход блока 11, на котором генерируется сигнал Р4, равный по величине либо входному сигналу Рз, при отсутствии сигнала П (П = О) на втором его входе, либо равный нулю при наличии единичного сигнала

П (П = 1) на втором его входе, соединен с потребителем 12 механической энергии двигателя, кинематически соединенным с двигателем.

Предлагаемый датчик загрузки работает следующим образом.

Если точка, характеризующая режим работы двигателя в координатах "Крутящий момент — частота вращения" или в координатах "Температура выхлопных газов — частота вращения" лежит ниже заданной программной зависимости загрузки — верхней ограничительной характеристики двигателя, то величины сигналов Р1, Рг, Т1, Тг связаны условиями:

P < Р1 и Т < Т ....,1 765724

50

При этих условиях сигнал Р, вырабатываемый блоком 8, равен нулю, т.е, P = О, и сигнал Т, вырабатываемый блоком 9, также равен нулю, т.е. Т = О, Соответственно и сигнал П также равен нулю, т.е. П = О. Это означает, что двигатель по сравнению с заданной программой загрузкой (по сравнению с его верхней ограничительной характеристикой) недогружен, механическая и тепловая напряженности двигателя находятся в пределах допустимых и перегрузки двигателя нет.

В этом случае (когда П = О) командный сигнал Рз величины нагрузки, вырабатываемой блоком 13 задания этого сигнала, и поступающий на вход блока 11 управления, передается на выход блока 11, т,е. сигнал Р4 по величине соответствует сигналу Рз (Р4 =

Рз). Сигнал Р4, поступающий на вход потребителя 12 механической энергии двигателя, определяет соответствующую велйчину нагрузки двигателя.

Если режимная точка работы двигателя в соответствующих координатах лежит выше заданной программной зависимости загрузки, то величины сйгналов Р>, Р, T>, Tz связаны условиями: P2 > Р и T2 > Т .

В этих условиях блоки 8 и 9 вырабатывают на выходе соответственно сигналы Р =

1 и Т = 1. Тогда сигнал П, вырабатываемый элементом ИЛИ 10, также равен единице, т.е. П = 1, Это означает, что двигатель по сравнению с заданной программой величиной загрузки перегружен, а из этого следует, что механическая и тепловая напряженность двигателя выше допустимого.

В случае когда Р > Р и P = 1, à Tz < T> и Т = О или когда Pz < P) и P = О, а Т > T) и

Т = 1, то сигнал П = 1, Л юбой из этих случаев означает, что напряженность двигателя (механическая или тепловая) выше допустимой.

Во всех этих случаях появление перегрузки двигателя может быть вызвано либо изменением внешних условий окружающей среды — температуры, давления воздуха, охлаждающей двигатель воды, смазочного масла, либо увеличением нагрузки из-за воздействия на потребитель механической энергии двигателя изменившихся внешних условий; ухудшения дорожного покрытия на колеса автомобиля, встречного ветра, волны, преодолеваемой ВРШ судна и т,п., при неизменной величине сигнала Рд(и Рз), либо ошибочными действиями оператора, увеличивающего на1фЫ йа двйгатель",изменяя величину командйого сигнала Рз (и Рд) без необходимого соответствующего изменения режима работы двигателя, При появлении перегрузки двигателя, а следовательно, при появлении единичного сигнала П, т.е. П = 1, подача сигнала Рз (независимо от его величины) в блоке 11 управления к выходу блока 11 прекращается, и сигнал Р4 становится равным нулю, т.е. при П = 1 P4 = 0. Это приводит к тому, что потребитель механической энергии двигателя снимает с двигателя нагрузку, соответствующую по величине предшествовавшему сигналу Р4, и устанавливает нагрузку двигателя, равную нулю, Двигател ь при этом разгружается до тех пор, пока его перегрузка не снимется, т.е. пока не наступят условия: Рг < P и P = О, Т < T> и Т = 0 и П = О.

Последнее вновь приводит к тому, что сигнал Р4 становится равным по величине сигналу Рз, т.е. Рд = Рз и нагрузка двигателя восстанавливается, При этом если условия, вызвавшие перегрузку двигателя, сохраняются, процесс снятия перегрузки повторится, Естественно, что перегрузки двигателя не будет тогда, когда условия, вызвавшие перегрузку двигателя, анулируются, Если же этого не произойдет, оператор должен изменить (снизить) величину командного сигнала Рздо уровня, при котором перегрузка двигателя исчезнет.

Применение предлагаемого устройства обеспечит эксплуатацию двигателей в строroM соответствии с инструкцией по эксплуатации, т.е. без перегрузки, что, в свою очередь, повышает надежность работы двигателей и их долговечность, При этом упрощается работа оператора, так как снятие перегрузки двигателя происходитавтоматически.

Кроме того, обеспечение эксплуатации двигателей без их перегрузок ведет также к сокращению расхода топлива. Эффективность применения устройства складывается из зкономии затрат на эксплуатацию двигателей, Формула изобретения

Датчик загрузки двигателя по авт, св, СССР N 1649316, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности двигателя путем автоматического снятия его перегрузки, в него введены потребитель механической энергии двигателя, блок управления и блок задания командного сигнала величийы нагрузки крутящего момента, подключений к первому входу блок: » управления, второй вход которого связан с выходом элемента ИЛИ, а выход — со входом потребителя механической энергии двигателя.

1765724

Составитель В.Петрова

Техред М.Моргентал Корректор О.Юрковецкая

Редактор Т,Орловская

Заказ 3380 Тираж . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Датчик загрузки двигателя Датчик загрузки двигателя Датчик загрузки двигателя Датчик загрузки двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения работы автомобилей и аналогичных транспортных средств

Изобретение относится к автоматическому управлению и предназначено для использования на металлорежущих станках

Изобретение относится к измерительной технике для измерения параметров двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к диагностированию дизелей тепловозов с гидропередачей

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к технике измерения па'раметров работы двигателя

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения мощности тепловозов

Изобретение относится к технической диагностике и может быть использовано при определении потерь мощности непосредственно при работе двигателя

Изобретение относится к измерительной технике, может быть использовано для контроля и регулирования режимов работы ДВС и позволяет повысить точность (достоверность) контроля за счет введения блока определения экстремального значения мощности

Изобретение относится к сельскохозяйственной технике и может быть использовано для регулирования, вручную или автоматически, режимами работы машинно-тракторного агрегата (МТА) в эксплуатационных условиях, а также при обучении и повышении квалификации трактористов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения и оценки наработки различных видов транспортных средств при работе в различных эксплуатационных условиях

Изобретение относится к измерителям мощности двигателя и может быть использовано в двигателестроении

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для непрерывного измерения энергоресурса двигателя внутреннего сгорания, работающего в реальных эксплуатационных условиях

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для эксплуатационного контроля эффективной мощности главных судовых двигателей
Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к сельскохозяйственному приборостроению

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля и регулирования режимов работы двигателей внутреннего сгорания, преимущественно дизелей, включая дизели с наддувом

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения максимальной мощности, развиваемой пневматическим двигателем

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения вращающего момента, скорости вращения, потребляемой энергии электродвигателей

Изобретение относится к области испытаний и технической диагностики двигателей внутреннего сгорания в отсутствии тормозных устройств, в частности к способам оценки технического состояния двигателей внутреннего сгорания (ДВС) по значению мощности механических потерь (Nмex), и может быть использовано для контроля и диагностирования ДВС в процессе их изготовления, обкатки, технического обслуживания и ремонта
Наверх