Передача с промежуточными звеньями

 

Использование: машиностроение. Сущность изобретения: передача содержит корпус 1, ведущий вал с кулачком 7, центральное колесо, устройство поворота, спиральную пружину, ведомый вал с обоймой 9. В пазах обоймы 9 размещены промежуточные звенья 8. Центральное колесо выполнено в виде набора колец, одно из которых неподвижно , а другое кольцо 5 имеет возможность поворота. Устройство поворота выполнено в виде связанных с корпусом тангенциально или радиально расположенных резьбовых стержней. Пружина связана с корпусом 1 и поворотом стержня смещают кольцо 5, которое выбирает зазоры в передаче . 1 з.п, ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧ Е С К ИХ

РЕСПУБЛИК (л1)5 F 16 Н 57/12

ГОСУДА P СТ В Е ННЫ Й КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

5 е

«4

О

0 с

Ql

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4782304/28 (22) 16.01.91 (46) 23.10.92. Бюл. N 39 (71) Томский филиал Научно-исследовательского института технологии машиностроения (72) Б.Г.Хохряков и В,В.Мужипов (56) Авторское свидетельство СССР

N 1335757,,кл. F 16 Н 1/00, Авторское свидетельство СССР

N1392285,,кл. F 16 Н 1/00. (54) ПЕРЕДАЧА С ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ

ЗВЕНЬЯМИ (57) Использование: машиностроение. Сущность изобретения: передача содержит кор„„SU ÄÄ 1770650А1 пус 1, ведущий вал с кулачком 7, центральное колесо, устройство поворота, спиральную пружину, ведомый вал с обоймой 9. В пазах обоймы 9 размещены промежуточные звенья 8, Центральное колесо выполнено в виде набора колец, одно из которых неподвижно, а другое кольцо 5 имеет возможность поворота. Устройство поворота выполнено в виде связанных с корпусом тангенциально или радиально расположенных резьбовых стержней. Пружина связана с корпусом 1 и поворотом стержня смещают кольцо 5, которое выбирает зазоры в передаче. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

1770650

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах высокоточных машин.

Известна передача с промежуточными звеньями, содержащая корпус, двухдисковое водило, установленное на входном валу, промежуточные звенья в виде трехрядной роликовой цепи, взаимодействующей первым и вторым рядами с дисками и с закрепленной на корпусе двухвенцовой звездочкой с внутренними зубьями. При этом каждое звено первого и второго рядов цепи выполнено с дополнительным роликом, контактирующим с соответствующим диском водила, а ось дополнительного ролика, параллельная осям основных роли ков, размещена в плоскости симметрии звена и смещена к центру передачи.

Недостатком этой передачи является ее невысокая кинематическая точность, обусловленная наличием в ней мертвого хода, величина которого зависит от погрешностей изготовления, сборки и износа несущих элементов передачи. Кроме того, величина мертвого хода в этой передаче дополнительно увеличивается за счет зазоров, имеющихся в многочисленных сопряжениях роликов с боковыми пластинами цепи.

Наиболее близким по технической сущности к заявленному изобретению, является передача с промежуточными звеньями, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы, кулачок, установленный на ведущем валу, неподвижное центральное колесо с внутренними зубьями и обойму, жестко связанную с ведомым валом, В пазах обоймы рядами в шахматном порядке размещены промежуточные звенья для взаимодействия с кулачком и центральным колесом, при этом соседние ряды смещены в окружном направлении на угол, меньший углового шага промежуточных звеньев, а центральное . колесо выполнено в виде набора колец, крайние из которых смещены в окружном направлении относительно средних на тот

>ке угол.

Недостатком этой передачи является ее низкая кинематическая точность, обусловленная тем, что суммарный зазор между зубьями центрального колеса, промежуточными звеньями, пазами обоймы и кулачком приводит к появлению мертвого хода в передаче, в пределах которого отсутствует кинематическая связь входного и выходного валов, т.е. на этом участке передача неуправляема, Величина мертвого хода непостоянна и зависит от погрешностей изготовления несущих элементов передачи и от их износа в процессе работы. Исключить зазоры, появляющиеся при сборке пе25

55 редачи, нельзя, т.к. при отсутствии зазоров между несущими элементами ее практически невозможно собрать, а полностью устранить явление износа также не представляется возможным.

Таким образом, невысокая кинематическая точность упомянутых передач с промежуточными звеньями, обусловленная наличием мертвого хода, ограничивает их широкое применение в приводах, например, космических ап паратов, и ромы шленных роботов, дозирующих устройств химических производств и т.п., где требуется сочетание высокой кинематической точности с большой несущей способностью, Целью изобретения- является повышение кинематической точности передачи путем регулирования общего зазора составных элементов передачи с промежуточными звеньями, а также автоматическое устранение мертвого хода (суммарного зазора) в ней.

Указанная цель достигается тем, что в известной передаче, содержащей корпус, ведущий и ведомый валы, кулачок, установлЕнный на ведущем валу, центральное колесо с внутренними зубьями, выполненное в виде набора по меньшей мере двух колец, обойму, жестко связанную с ведомым валом и размещенные в пазах последней рядами, промежуточные звенья для взаимодействия с кулачком и центральным колесом; передача снабжена устройством поворота, выполненным в виде двух тангенциально или радиально расположенных к центральному колесу стержней, связанных резьбовым соединением с корпусом, одно из колец набора установлено в корпусе неподвижно, а другое — с возможностью поворота и имеет на наружной поверхности углубления для взаимодействия со стержнями. Кроме того передача снабжена спиральной пружиной одним концом связанной с корпусом, а другим со стержнем.

На фиг.1 изображена планетарная передача с промежуточными звеньями; на фиг.2 — поперечное сечение А-А передачи, снабженной устройством поворота, выполненным в виде тангенциально расположенных резьбовых стержней; на фиг,З передача с промежуточными звеньями, снабженная устройством поворота, выпол,ненным в виде радиально расположенных резьбовых стержней; на фиг.4 — передача с промежуточными звеньями, снабженная устройством поворота, выполненным в виде тангенциально расположенного резьбового стержня — червяка; на фиг.5 — передача с промежуточными звеньями и автоматическим устранением мертвого хода, 1770650

Передача с промежуточными звеньями (фиг.1) содержит корпус 1, соединенный неподвижно с фланцем 2, в корпусе 1 при помощи штифта 3 установлено неподвижное кольцо 4 центрального колеса с внутренними зубьями. Кольцо 5 установлено в корпусе 1 между фланцем 2 и кольцом 4 с возможностью поворота. Во фланце 2 установлен ведущий вал 6, выполненный заодно с эксцентричным кулачком 7, взаимодействующим с промежуточными звеньями 8, например шариками, которые размещены в радиальных пазах обоймы 9, жестко связанной с ведомым валом 10. Для регулировки величины зазора передача снабжена устройством поворота, выполненным в виде тангенциально (фиг.2, 4) или радиально (фиг.3) расположенных поотношению к центральному колесу резьбовых стержней, которые представляют собой винты 11, контрящиеся гайками 12,или червяк 13, закрепленный в корпусе гайкой 14 и стопоримый винтом 15. Передача может быть снабжена спиральной пружиной 16,одним концом связанной с корпусом 1, а другим с резьбовым стержнем — червяком 13.

Передача работает следующим образом.

При вращении ведущего вала 6 вместе с ним перемещается кулачок 7, совершающий орбитальное движение по окружности с радиусом, равным эксцентриситету этого кулачка, при этом промежуточным звеньям

8 сообщается радиальное перемещение и они одновременно взаимодействуют как с обеими кольцами 4 и 5 центрального колеса, так и с обоймой 9, в результате чего происходит непрерывный поворот обоймы 9 относительно неподвижного центрального колеса, а через обойму 9 вращение передается на ведомый вал 10.

Зазор в передаче устраняется за счет углового перемещения кольца 5 центрального колеса относительно неподвижного кольца 4 при помощи резьбовых стержней или винтов 11 или червяка 13, которые фиксируются в заданном положении соответственно или гайками 12 или винтом 15.

Регулирование зазоров в передача, подвергшейся на последней стадии изго5

50 товления прикатке, обеспечивается за счет возможности поВороТВ подвижного кольца центрального колеса относительно неподвижного кольца. При этом происходит сближение контактирующих поверхностей: зубьев центрального колеса, промежуточных тел качения, пазов обоймы и рабочей поверхности кулачка. От величины углового разворота подвижного кольца центрального колеса относительно неподвижного кольца зависит величина суммарного бокового зазора в передаче, которая может быть сведена до нуля или может принимать даже отрицательное значение, т.е. может быть создан натяг в передаче, Однако создание натяга в передаче снизит ее коэффициент полезного действия.

В передаче (фиг.5) реализуется автоматическое устранение мертвого хода, Спиральная пружина 16 поворотом червяка 13 создает натяг в зацеплении.

Формула изобретения

1, Передача с промежуточными звеньями, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы, кулачок, установленный на ведущем валу, центральное колесо с внутренними зубьями, выполненное в виде набора по меньшей мере из двух колец и обойму, жестко связанную с ведомым валом, размещенные в пазах последней рядами промежуточные звенья для взаимодействия с кулачком и центральным колесом, отличающаяся тем, что, с целью повышения кинематической точности путем регулирования зазоров, передача снабжена устройством поворота, выполненным в виде тангенциально или радиально расположенных к центральному колесу резьбовых стержней, связанных с корпусом, одно из колец набора установлено в корпусе неподвижно, а другое — с возможностью поворота и имеет на наружной поверхности углубления для взаимодействия со стержнями.

2. Передача по п.1, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью автоматического устранения мертвого хода, передача снабжена спиральной пружиной, одним концом связанной с корпусом, а другим со стрежнем.

1770650

1770650

Составитель Б,Хохряков

Техред М.Моргентал

Корректор M.Ïåòðîâà

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул, Гагарина, 101 (./ t.l 1

Заказ 3727 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Передача с промежуточными звеньями Передача с промежуточными звеньями Передача с промежуточными звеньями Передача с промежуточными звеньями Передача с промежуточными звеньями 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в промышленных роботах

Редуктор // 1758322

Изобретение относится к машиностроению и может применяться в приводах высокоточных и тяжело нагруженных машин

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах для промышленных роботов

Редуктор // 1670271
Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано пои проектировании устройств для задания равномзрной скорости вращения и устройств, содержащих точные кинематические цепи

Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам, а более конкретно, к планетарным зубчатым передачам

Изобретение относится к планетарным передачам

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым планетарным передачам

Изобретение относится к механическим передачам и может быть использовано в электроприводах, например в приводах антенных систем РЛС для точного управления антенными колонками

Изобретение относится к зубчатым передачам и приводам на их основе

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при передаче больших усилий при вращении с высокой точностью угла поворота

Привод // 2067706
Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве электропривода, например, в космическом аппарате
Наверх