Инерционная муфта б.ф.кочеткова

 

Использование: в машинои стгнкостроении, о частности в устройствах для передачи вращательного движения от ведущего звена к ведомому, в которых обеспечивается возможность вращения звеньев с переменной частотой, зависящей от нагрузки на ведомом звене. Сущность изобретения: муфта содержит ведущую полумуфту в виде шарнирно соединенного с валом двухплечего коромысла, с прямолинейными плечами, ведомую полумуфту в виде диска, закрепленного на валу под углом к его оси, и инерционные грузы в виде конических роликов , установленных на концах коромысла с возможностью вращения и взаимодействия с диском. Ось шарнирного соединения коромысла с валом расположена в плоскости диска на оси муфты. Кроме того, на каждом плече основного коромысла может быть установлено дополнительное коромысло с дополнительными коническими роликами на концах. Все ролики расположены равномерно по окружности. 1 з п ф-лы, 2 ил. сл

СО103 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

csi>s Б 16 D 43/18

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

Г1РИ ГКНТ СССР

К АВТОРСКО /1У СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4872488/27 (22) 10.10.90 (46) 07.11.92. Бюл. N 41 (75) Б.,Ф.Кочетков (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1317201, кл. F 16 0 43/18, 1985.

Авторское свидетельство СССР

N 1344985, кл, Р 16 D 43/18, 1985. (54) ИНЕРЦИОННАЯ МУФТА Б,Ф,КОЧЕТКОВА (57) Использование: в машино- и станкостроении, в частности в устройствах для передачи вращательного движения от ведущего звена к ведомому, в которых обеспечивается возможность вращения звеньев с переменной частотой, зависящей от наИзобретение относится к машиностроению, а более конкретно — к устройствам, передающим вращательное движение от.ведущего звена к, ведомому с возможностью вращения звеньев с разной частотой, зависящей от нагрузки на ведомом звене, и мо>кет быть использовано в транспортном машиностроении и станкостроении.

Известна инерционная муфта, содержащая ведущую полумуфту в виде установленных посредством соединительного звена с возможностью вращения вокруг своей оси и поворота в плоскости, проходящей через ось вала, инерционных грузов, выполненных в виде тел вращения и контактирующих с ведомой полумуфтой, выполненной s виде наклонного к оси муфты диска, соединительное звено выполнено в виде двуплечего рычага, ось которого перпендикулярна оси вала и расположена в плоскости диска f1), „„5U„„1774095 А1 грузки на ведомом звене. Сущность изобретения; муфта содержит ведущую полумуфту в виде шарнирно соединенного с валом двухплечего коромысла, с прямолинейными плечами, ведомую полумуфту в виде диска, закрепленного на валу под углом к его оси, и инерционные грузы в виде конических роликов. установленных на концах коромысла с возможностью вращения и взаимодействия с диском, Ось шарнирного соединения коромысла с валом расположена в плоскости диска на оси муфты. Кроме того, на каждом плече основного коромысла может быть установлено дополнительное коромысло с дополнительными коническими роликами на концах, Все ролики расположены равномерно по окружности. 1 з,п. ф-лы, 2 ил.

Известна также центробежная муфта, содержащая ведомую полумуфту в виде наклонного к оси диска, ведущую полумуфту в виде шарнирно соединенных с валом с возможностью поворота в плоскостях, проходящих через ось муфты, коромысел и центробежных грузов s виде тел вращения, установленных на конце коромысел с возможностью взаимодействия с ведомой полумуфтой, коромысла выполнены двуплечими и изогнутыми в зоне соединения их с валом, диск в зоне соединения с валом выполнен с выемкой, а шарнир, соединяющий коромысла с валом, расположен в точке пересечения плоскости наклонного диска с осью вала (2).

У этой центробежной муфты инерционные грузы имеют шаровидную форму, что обуславливает взаимодействие их с диском в точке, вызывает значительные удельные нагрузки и повышенный износ грузов и ди1774095 ска, не позволяет передавать большой по величине вращающий момент. Применение двух инерционных грузов приводит к пульсирующему характеру в передаче вращающего момента.

Целью изобретения является повышение нагрузочной способности и уменьшение износа поверхности контакта, повышение плавности рабо1 и, Инерционная муфта позволяет передавать большие по величине вращающие моменты при уменьшении уделы ой нагрузки на взаимодействующие элементы, что повышает ее износоустойчивость, Устройство муфты позволяет сгладить пульсации в передаче момента, Постоянное соприкосновение грузов с диском устраняет возможность ударных нагрузок и делает работу муфты .бесшумной.

Поставленная цель достигается тем, что в инерционной муфте, содержащей установленные на соединяемых валах ведущую полумуфту в виде шарнирно соединенного с валом двуплечего коромысла, ведомую полумуфту в виде диска, закрепленного на валу под углом к его оси, инерционные грузы в виде тел вращения, установленных на концах коромысла с возможностью вращения и взаимодействия с диском, ось шарнирного соединения коромысла с валом, расположенную в плоскости диска на оси муфты, плечи коромысла выполнены прямолинейными, а тела вращения йнерционных грузов выполнены в виде конических роликов, образующая боковой поверхности которых расположена в плоскости диска, Инерционная муфта снабжена двумя дополнительными двуплечими коромыслами сустановленными на их концахдополнительными коническими роликами, каждое дополнительное коромысло расположено с возможностью поворота на плече основно-. го коромысла, при этом все ролики расположены равномерно по окружности.

На фиг.1 и 2 изображена инерционная муфта в двух проекциях, но на фиг.1 только два инерционных груза, расположенных в вертикальной плоскости.

Инерционная муфта состоит из ведущего 1 и ведомого 2 валов. Перпендикулярно к ведущему валу прикреплена ось 3 шарнира, несущая рамку 4, к которой прикреплены прямолинейные плечи 5 основного коромысла. Стороны рамки в месте соединения с шарниром образуют тупой угол, Концы коромысла служат осями вращения расположенных на них основных инерционных грузов 6, выполненных в форме усеченных конусов, Линия высоты каждого конуса совмещена с соответствующей осью на конце плеча коромысла и проходит через центральную точку О пересечения осевых линий ведущего вала 1 и оси 3 шарнира. С этой же точкой совмещена точка пересечения ли5 ний, образующих боковые конические поверхности инерционных грузов, На каждом из плечей 5 основного коромысла располо>кен шарнир 7 дополнительного двуплечего коромысла 8, который обеспечивает возI0 можность свободного поворота дополнительного коромысла на этом шарнире во время работы муфты. На дополнительном коромысле помещены дополнительные инерционные грузы 9, устройство которых и

15 относительное расположение к центральной точке 0 такое же, как и у основных грузов, Все грузы расположены равномерно по окружности вокруг оси муфты. Основные и дополнительные коромысла состав20.ляют ведущую полумуфту. На ведомом валу 2 установлен с наклоном к осевой линии муфты диск 10, являющийся ведомой полумуфтой, имеющий в своей центральной части выемку 11, в которой

25 размещается шарнир 3 коромысла, располагаемый в плоскости диска, т,е. плоскость диска совмещена с центральной точкой О.

Коническая поверхность каждого из грузов

6, 9 соприкасается с поверхностью диска, 30 то обеспечивает их опорное взаимодействие по линии с соответствующим уменьшением удельной нагрузки.

Инерционная муфта работает следую35 щлм образом.

При вращении ведущей полумуфты, установленные на шарнирах коромысла 5. 8 с грузами в виде конических роликов 6, 9.под действием центробежных сил стремятся за40 нять положение в плоскости, перпендикулярной оси вращения, оказывая при этом давление на диск 10. Сила давления грузов на диск имеет тангенциальную (касательную) составляющую, создающую вращаю45 щий момент на ведомой полумуфте, направленный в сторону вращения ведущей полумуфты. В связи с возможностью перекатывания роликов инерционных грузов по поверхности диска, потери на трение при

50 этом будут минимальны. Вследствие расположения оси 3 шарнира коромысла в плоскости, проходящей через диск 10, места контакта роликов грузов с диском будут находиться на окружностях, имеющих центр в

55 точке шарнира, т.е. на оси муфты, что исключает перемещение грузов относительно диска в радиальном направлении и уменьшает потери на трение.

Работу инерционной муфты можно также объяснить циклическим изменением мо1774095

Составитель Б. Кочетков

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Л, Лукач

Редактор С. Козлова

Заказ 3915 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 мента количества движения инерционных грузов при вращении их относительно ведомой полумуфты. При постоянной угловой скорости грузов они при перекатывании по наклонному диску будут циклически изме- 5 нять расстояние от оси муфты с соответствующим изменением скорости движения, Минимальное расстояние от оси и наименьшую скорость движения грузы будут иметь при прохождении положений А и B (фиг.2), 10 а максимальное значение эти показатели имеют при прохождении грузами положений Б и Г, Соответственно меняется и момент количества движения грузов, который увеличивается за счет мощности, передава- 15 емой по ведущему валу, и уменьшается в связи с взаимодействием с наклонным диском 10 ведомой полумуфты, Это определяет постоянное направление передаваемого вращающего момента, Применение инер- 20 ционных грузов в количестве более двух сглаживает пульсации в передаче момента.

Величина передаваемого вращающего момента зависит от частоты вращения ведущей полумуфты относительно ведомой, 25 поскольку это определяет интенсивность изменения момента количества движения грузов, т.е, частота вращения ведомого вала находится в обратной зависимости от нагрузки на нем. 30

Формула изобретения

1. Инерционная муфта, содержащая ус-. тановленные на соединяемых валах ведущую полумуфту в виде шарнирно соединенного с валом двуплечего коромысла, ведомую полумуфту в виде диска, закрепленного на валу под углом к его оси, инерционные грузы в виде тел вращения, установленных на концах коромысла с 6озможностью вращения и взаимодействия с диском, ось шарнирного соединения коромысла с валом расположена в плоскости диска на оси муфты, отл ича ю щаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности и уменьшения износа поверхности контакта, плечи коромысла выполнены прямолинейными, а тела вращения выполнены в виде конических роликов, образующая боковой поверхности которых расположена в плоскости диска, 2. Муфта по п.1, о.т л и v a ю щ а я с я тем, что, с целью повышения плавности работы, она снабжена двумя дополнительными двуплечими коромыслами с установленными на их концах дополнительными коническими роликами, каждое дополнительное коромысло расположено с возможностью поворота на плече основного коромысла, при этом все ролики расположены равномерно по окружности.

Инерционная муфта б.ф.кочеткова Инерционная муфта б.ф.кочеткова Инерционная муфта б.ф.кочеткова 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи момента вращения

Изобретение относится к машиностроению , в частности к средствам передачи момента вращения ограниченной величины при ограниченном диапазоне частоты вращения

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для упругой передачи крутящего момента между соединяемыми валами

Изобретение относится к машиностроению

Лебедка // 1521950
Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения в различных машинах

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для плавного соединения и предохранения от перегрузки

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для защиты привода от перегрузок

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на различных видах транспортных средств для плавного их разгона, а также в механизмах, где необходимо безударное включение ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено предпочтительно для передачи крутящего момента между соосными валами

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно - к узлам соединения валов авиационных и наземных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно к фрикционным центробежным муфтам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в устройствах и механизмах для безударного включения ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно - к малогабаритной сельхозтехнике, но может быть использовано и в других областях техники, где требуется соединение вращающихся валов

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить плавность включения центробежной муфты
Наверх