Динамическая таблица по математике для начальных классов

 

Использование; учебный процесс в начальных классах. Сущность изобретения, в корпусе с окнами установлены носители цифровой информации и знаков действий. Кассеты выполнены поворотными со свободно расположенными карточками, сменя емыми при повороте кассет. Носители знаков действий выполнены в виде дисков, просматриваемых в окнах панели. Окна для кассет и дисков имеют различную конфигурацию . Кроме того, имеются пластины с гнездами для установки шаблонов, также несущих информацию. Информация, нанесенная на карточках и шаблонах, выполнена с различных цветах, что позволяет при решении задач задавать числам различную смысловую нагрузку. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.

h!I+41 Ф!, СОК13 ., )(;f I СКI""Х

CC ЦИА Л ИСТИ If-CI,Èë

РЕСПУБЛИК (я)л G 09 В 23/02

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОС lATEHT СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

t(21) 4798293/12 (22) 28.11.89 (46) 23.11.92. Бюл. N 43 (75) А,P.Ïåòðåíêo (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 182931, кл. G 09 В 1/16, 1964. (54) ДИНАМИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (57) Использование; учебный процесс в начальных классах. Сущность изобретения, в корпусе с окнами установлены носители цифровой информации и знаков действий.

Изобретение относится к демонстрационным учебно-наглядным пособиям, предназначенным для при:иенения в учебном процессе, в частности к пособиям, которые используются при изучении математики в начальной школе и выработке навыков беглого устного счета.

До сих пор для этих целей используются настенные печатные 1аблицы, например, таблицы для устного счета при изучении первого десятка, набор состоит из 5 табл. (составители Эменов и Исаков). В вышеуказанных таблицах, да и других печатных таблицах. совершенно отсутствуют задания на действия с единицей и нулем. Действия с единицей и нулем отображены з таблицах для восьмилетней школы.

В практике школ за последнее время стали появляться разнообразные таблицы с подвижными и заменяемыми частями, позволяющие на глазах учащихся быстро видоизменять содержание и характер примеров и заданий. Такие устройства позволяют не только заинтересовать учащих„„SU „„1777167 А1

Кассеты выполнены поворотными со сво-. бодно расположенными карточками, сменя емыми при повороте кассет. Носители знаков действий выполнены в виде дисков. просматриваемых в окнах панели. Окна для кассет и дисков имеют различную конфигурацию. Кроме того, имеются пластины с гнездами для установки шаблонов, также несущих информацию. Информация, нанесенная на карточках и шаблонах, выполнена с различных цветах, что позволяет при решении задач задавать числам различную смысловую нагрузку. 2 з,п, ф-лы, 8 ил. ся. сэкономить время на уроке, но и облегчить усвоение программного материала.

К таким пособиям можно отнести устройство, содержащее панель с окнами . Г.Т.Герасименко.

Однако эти пособия не позволяют мобильно изменять математические символы и цифровые индексы, тем самым ставить перед учащимися разные задачи и изменять их сложность.

Печатные настенные таблицы предназначены для одной задачи (например, сложения), а указанное устройство

Г;Т.Герасименко, имея в конструкции против каждого окна в панели барабанчик с нанесенной нэ их поверхности информацией. приводимый в движение посредством привода, позволяет одновременно производить смену всех заданий нэ панели, Для дачи новых заданий (по другой теме программы) необходимо снимать переднюю крышку(панель) и производить смену барабанчиков, а затем сборку всей конструкции, 1777167 на что требуется большое количество времени.

По каждой теме программы необходим целый набор. комплектов барабанчиков. Если готовить устройство для дачи заданий по двум темам программы, то столбцы окон, которые при проведении первой конкретной работы не будут использоваться, следует закрывать листом чистой бумаги. Да и сам принцип устройства: вопрос и поиск правильного ответа — весьма ограничен в количестве заданий на устные вычисления.

Используемые настенные печатные таблицы для устного счета имеют ряд недостатков: ограниченный срок службы и неудобства в хранении; невозможность изменения структуры примеров, исходя из требований: от простых обучающих, к сложным проверочным работам; ограниченный объем содержания по каждой теме программы; воэможность закодировать учащимся ответы каждой таблицы, что позволит учащимся не производить устные вычисления, а называть лишь ответы; недостаточное количество таблиц с необходимым материалом по каждой теме;

:через каждые 2-3 урока таблицы теряют к себе интерес.

Укаэанное устройство Г.Т,Герасименко страдает вышеуказанными недостатками, но к ним следует добавить следующие:для.дачи нового.задания необходимо произвести замену носителей цифровой информации, для чего потребуется произвести снятие верхней крышки (панели) и, заменив снятые барабанчики другим комплектом, вновь произвести сборку устройства, что сделать на уроке практически невозможно; отсутствует возмо>кность изолированного вращения отдельно взятых барабанчиков по вертикальным и горизонтальным рядам, что не позволяет на уроках разнообразить содержание предлагаемых заданий; для хранения набора комплектов барабанчиков по различным темам программы требуются условия и место; для подготовки учителя к уроку потребуется затратить значительное количество времени на поиск нужного комплекта и подготовки устройства к занятиям на уроке, для чего нужен специальный инструмент; в школах осуществляется изучение десятичной системы счисления, а устройство имеет лиш ь шесть гори эонтал ьн ых рядов.

Таким образом, вышеописанные пособия имеют ограниченные демонстрационные и дидактические возмо>кности, Цель изобретения — создать средство обучения, позволяющее наглядно демонстрировать на уроке составление примеров, затрачивая на это минимальное количество

5 времени; давать учителю .воэможность предья влять учащимся бол ьшое количество примеров для организации разнообразных тренировочных и проверочных работ на все четыре математических действия; средство

50 обучения должно позволять предлагать и римеры одинаковой трудности по вариантам при проведении проверочных работ, а также достаточное количество однотипных примеров при выработке навыков беглых устных вычислений при изучении и закреплении всех тем и разделов учебной программы начальной школы.

Средство обучения должно вносить игровые элементы при обучении и могло быть использовано еще и как дидактическое пособие.

Указанная цель достигается тем, что средство обучения имеет корпус с передней панелью, имеющей окна, В окнах одной конфигурации, с тыльной стороны панели, укреплены поворотные носители сменной цифровой информации, состоящие из двух пар поворотных кассет со свободно расположенными в них карточках, несущих цифровую информацию.

Носители индексации действия. выполнены в виде поворотных дисков, оси которых закреплены с тыльной стороны панели и расположены в зоне окон другой конфигурации, которые позволяют менять математические индексы.

Средство имеет дополнительные носители цифровой информации, состоящие из четырех пластин с вертикально расположенным рядом гнезд для свободной установки в них шаблонов. При этом одна из пластин закреплена на панели вдоль ее средней вертикальной линии, для фиксации других пластин на панели установлены зажимы.

Кроме того, карточки кассет и шаблоны пластин имеют обозначения цифр различного цвета: для разряда единиц один цвет, для разряда десятков — другой цвет, Панель имеет гнезда для установки двух скобок.

Сопоставимый анализ с прототипом показывает, что заявляемая динамическая таблица по математике для начальных классов отличается тем, что поворотные носители сменной цифровой информации и носители индексации действий расположены против окон, имеющихся на панели, и, что с целью повышения удобства в пользовании, носители цифровой информации со1777167

15 обозначения цифр различного цвета.

На фиг.1 изображен общий вид динами- 20 ческой таблицы по математике для начальсредней вертикальной линии; на фиг.3 — об- 25 ратная (тыльная) сторона динамической . левую половину и на правую. На пластине 55 имеется 10 гнед (13) для установки (снятия) шаблонов (15 и 16), носителей цифровой информации, Разделение гнезд на две группы достигается наличием на пластине, в центральной части, разграничителя (14), Это постоят иэ двух пар поворотных кассет со свободно расположенными в них KBpTo÷êàèè, несущими цифровую индексацию, и расположены в зоне окон одной конфигурации, носители индексации действий выполнены в виде поворотных дисков и расположены в зоне окон с иной конфигурацией, кассеты и оси поворотных дисков закреплены с тыльной стороны панели, причем таблица имеет дополнительные носители цифровой информации, состоящие из четырех пластин с вертикально расположенным рядом гнезд и шаблонов, предназначенных для установки в гнездах, при этом одна из пластин закреплена на панели вдоль ее средней вертикальной линии, для фиксации других пластин на панели установлены зажимы. Кроме того, карточки кассет и шаблоны пластин имеют ных классов; на фиг.2 — панель динамической таблицы и пластина с шаблонами, закрепленная на панели вдоль ее таблицы; на фиг.4 — поворотная кассета в каркасе и положение карточек в кассете; на фиг,5 — карточки для кассеты и положение цифр на карточках; на фиг.б — гнездо на пластине для установки шаблона; на фиг.7— шаблон для пластины; на фиг,8 — поворотный диск.

Динамическая таблица по математике для начальных классов (фиг.1) состоит иэ передней панели (1); двух пар поворотных кассет (2) со свободно расположенными в них карточками, несущими цифровую индексацию; четырех пластин с вертикально расположенным рядом гнезд, предназначенных для установки в гнездах шаблонов, причем одна из пластин (3) закреплена на панели вдоль ее средней вертикальной линии, остальные три пластины съемные (4), для фиксации их на панели установлены зажимы (5); двух носителей индексации действий, выполненных в виде поворотных дисков (6), оси (7} которых закреплены с тыльной стороны панели; двух скобок (8), которые фиксируются в гнездах (9).

Закрепленная на панели динамической таблицы (фиг.2) пластина, вдоль ее средней вертикальной линии, символически разделяет панель таблицы на две половины: на

50 зволяет предлагать учагнимся задания в двух вариантах, по пять примеров в каждом варианте, Расположение пластины (фиг.1 и 3) в центральной части панели, между комплек тами поворотных кассет (см. фиг.1 и 2),способствует составлению примеров в два действия.

На пластине (фиг.2 и 3) шаблоны могут постоянно находиться в гнездах (13): в "рабочем" положении или же в "нерабочем" положении.

"Рабочее" положение (15) — это когда шаблон повернут лицевой стороной к учащимся, "Нерабочее" положение («) — шаблон повернут к учащимся обратной (тыльной) стороной, По аналогии устроены и съемные пластины, На тыльной стороне таблицы (фиг.3) показано крепление носителей сменной цифровой информации, состоящей из двух спаренных поворотных кассет (2), установленных против окон (фиг.2; 10), Крепление кассет осуществляется при помощи зажимов (18).

Хорошо видны и носители индексации действий (6) в рабочем положении,и расположенные в зоне окон (фиг.2; 11), оси кото-. рых (7} закреплены с тыльной стороны панели.

На верхнем бруске корпуса таблицы (17) установлены две петли, которые обеспечивают возможность быстрого ее крепления на передней стене класса или на крыле створчатой классной доски.

Поворотная кассета (фиг.4) состоит из двух одинаковых крышек (20), прикрепленных к брускам (21) кассеты шурупами (22).

Каждая крышка кассеты имеет смотровое окно (23). Кассета в каркасе вращается на двух шарнирах (24).

Каждая поворотная кассета имеет 5 свободно расположенных карточек (), II, III, IV, V). Карточки в кассету вкладываются в строго определенном порядке, накладывая одну на другую нечетными цифрами: 1, 3, 5— первый столбец, 9, 7 — второй столбец, Принцип работы кассеты основан на сдвиге в свободное пространство третьей карточки при вращении кассеты. Порядок нанесения цифр и их положение на карточках показан на фиг.5.

Носители цифровой информации, состоящие из двух поворотных кассет (фиг,3;

2), укрепленных в каркасе. позволяют производить набор порядковых чисел отОдо99.

Каждая кассета имеет свою окраску цифр.

Так. цифры первой кассе!вl окраш.зны в бе1777167 лый цвет и означают единицы, а цифры другой кассеты — красный цвет — десятки, Мг.— пользование двух цветов позволяет наглядно преподнести учащимся состав чисел. При вращении кассеты с единицами на 5 себя, числа возрастают от 0 до 9, а при вращении в обратном направлении убывают от 9 до О. По аналогии устроена и кассета с десятками.

Таким образом, при одновременном 10 вращении кассет на себя учитель получает числа 11, 22, 33...99, вращением кассет в различных направлениях можно набрать любое двузначное число..

Каркас для крепления поворотных кас- 15 . сет состоит из трех боковых брусков (фиг.4;

25), четырех распорок (26), двух шпилек (27).

Скрепление каркаса производится зажимом гаек (28), расположенных на концах шпилек. 20

Гнездо (фиг.5; 13) для шаблона на пластине имеет четыре паза (29) и расположены они парами по боковым ребрам пластины, симметрично относительно друг к другу, по оси симметрии. Чтобы шаблон не смещался 25 из одного гнезда в другое, основание каждого гнезда имеет ограничитель (30). По аналогии устроены все гнезда, Шаблон (фиг.7) для пластин имеет на лицевой стороне (16) начертание цифры, а 30 обратная (тыльная) сторона (17) — чистая, Одно боковое ребро шаблона ровное, а дру- гое имеет два выступа (31) и две проушины (32), Шаблон в гнезде пластины удерживает. ся четырьмя пазами (фиг.5; 29), ровным ре- 35 бром и двумя выступами (фиг.7; 31),. основанием упирается в ограничитель (фиг.5; 30), Поворотный диск (фиг.8) разбит на восемь секторов, В каждом из семи секторов 40 нанесен один носитель индекСации действий: "плюс", "минус". "умножить", "разделить", "больше", "меньше", "равно".

Восьмой сектор свободен.

Скобка (фиг.1; 8) на каждом конце имеет 45 припаянный штырь, Вводом штырей B гнезда (фиг.1; 9). имеющиеся на панели (фиг.1;

1), производится установка скобок на панели таблицы.

Все съемные и поворотные элементы 50 конструкции таблицы обеспечивают бес- препятственное и надежное их перемещение, Возможность видоизменять содержание и характер примеров и заданий на глазах учащихся, затрачивая на зто мини- 55 мальное количество учебного времени на уроке, позволяет использовать ее не только как таблицу для дачи неограниченного количества разнообразных примеров для устных вычислений, но и испольэовать ее как дидактическое пособие при изучении нового материала, а красочность разрядов (два цвета) подчеркивает состав числа (единицы, десятки), облегчает работу учащихся.

1. Для демонстрации присчета и отсчета, предыдущего и последующего числа используем одну пару поворотных кассет.

Вращением кассеты с единицами на себя производим присчет единиц, вращением кассеты от себя — отсчет единиц. Вращением кассеты с десятками демонстрируем присчет и отсчет десятков. Вращением обеих кассет производим присчет и отсчет десятков и единиц одновременно.

2. По аналогии производится ознакомление учащихся с предыдущим и последующим числом.

3. Легко показать состав двузначного числа, для чего используем любую пару поворотных кассет. (Например, правую пару, фиг.1). При этом кассетами устанавливаем 0 — десятков, 0 — единиц: Пластину с десятками и пластину с единицами устанавливаем на правой половине панели так, чтобы они закрывали нули поворотных кассет. Получим 10 примеров двузначных чисел (фиг.1).

Убирая пластину с единицами — остаются десятки, убирая десятки — единицы.

4: При решении примеров вида 45+ 28, используем обе пары поворотных кассет и один поворотный диск. Набираем данный пример на таблице. Производим к первому. слагаемому присчет десятков, а затем единиц, одновременно отсчитываем десятки и единицы у второго слагаемого.

5. При решении примеров на вычитание производим отсчет десятков и единиц, как у уменьшаемого, так и у вычитаемого, Динамизм заявляемой динамическая таблица по математике для начальных классов заключается в том, что при использовании одной пары поворотных кассет и пластины с вертикально расположенным рядом гнезд, с установленными в них шаблонами, закрепленной на панели вдоль ее средней вертикальной линии, при одноразовом вращении кассеты единиц предлагается 10 примеров (например. на умножение). При-повторном вращении поворотной кассеты единиц.: вниманию учащихся предлагаются новые 10 примеров на табличное-умножение. При вращении только поворотной кассеты десятков вниманию учащихся будут предлагаться 10 примеров на умножение круглых десятков. А при одновременном вращении обеих кассет в различных направлениях будут предлагаться по 10 примеров на внетабличное умножение.

1777167

Если производить только вращение поворотного диска, то вниманию учащихся будут предложены 10 примеров в одно действие на "сложение", на "вычитание", на

"умножение", на "деление".

Наличие на поворотном диске "больше", "меньше", "равно" — позволяет предлагать примеры на сравнение чисел и решение примеров на "равенство" и "неравенство".

Свободный восьмой сектор поворотного диска позволяет предлагать примеры на восстановление нужного знака индексации действий и решение примеров на состав чисел, Если использовать обе пары поворотных кассет, оба поворотныхдиска и пластину, укрепленную на панели, то учащимся можно предлагать примеры в два действия на все четыре математические действия и на порядок действий, Использование съемных пластин и скобок, их свободную установку на любой половине панели таблицы позволяет получать разнообразные примеры в неограниченном количестве однотипных простых и сложных примеров (фиг,1), что крайне необходимо для разучивания и совершенствования навыков и умений в беглости устных вычислений и доведения их до автоматизма.

Свободная установка шаблонов на пластинах позволяет регулировать степень трудности примеров по вариантам, особенно это важно при даче самостоятельных и письменных контрольных работах.

Использование двух цветов цифр позволяет наглядно преподнести учащимся состав чисел (единицы, десятки), что облегчает работу учащихся.

Использование динамической таблицы по математике для начальных классов на уроках математики может быть весьма разнообразным: на уроках математики в I — IV классах применяются кассеты с целыми числами, в V-Vill классах — с относительными числами и с десятичными дробями, для чего достаточно установить между поворотными кассетами знак — запятую. Заменив крышку кассеты на крышку с двойными смотровыми окнами, получим обыкновенные дроби.

5 Динамическая таблица по математике для начальных классов внешне эстетична, безопасна в обращении и удобна в хранении.

10 Формула изобретения

1, Динамическая таблица по математике для начальных классов, содержащая корпус с передней панелью, имеющей окна, 15 поворотные носители сменной цифровой информации и носители индексации действий, расположенные напротив окон. о т л и= ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения удобства в пользовании, носители цифро20 вой информации состоят из двух пар поворотных кассет со свободно . расположенными в них карточками, несущими цифровую индексацию, носители индексации действий выполнены в виде

25 поворотных дисков, оси которых закрепле. ны с тыльной стороны панели, при этом окна лицевой панели имеют различную конфигурацию. кассеты расположены в зоне окон с одной конфигурацией, а диски — в зоне с

30 иной конфигурацией.

2. Таблица по п.1, о тл и ч а ю ща я с я тем, что она имеет дополнительные носители цифровой информации, состоящие из пластин с вертикально расположенным ря35 дом гнезд и шаблонов, предназначенных для установки в гнездах, при этом одна из пластин закреплена на панели вдоль ее средней вертикальной линии, для фиксации других пластин на панели установлены за40 жимы.

3. Таблица по пп.1 и 2, о т л и ч à ю щ а яс я тем, что карточки кассет и шаблоны пластин обозначены цифрами различного цвета.

17771671777167

1777167 ус/с Асс ичь ь о Met 9 с/с Фса

pD 8. 4

Составитель А.Петренко

Техред М,Моргентал Корректор А.Козориз

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 4124 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/ 5

Динамическая таблица по математике для начальных классов Динамическая таблица по математике для начальных классов Динамическая таблица по математике для начальных классов Динамическая таблица по математике для начальных классов Динамическая таблица по математике для начальных классов Динамическая таблица по математике для начальных классов Динамическая таблица по математике для начальных классов Динамическая таблица по математике для начальных классов Динамическая таблица по математике для начальных классов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к процессам нормальных алгоритмов учебного назначения , и может быть использовано в системе образования по курсам программирования , теории алгоритмов и теории автоматов

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано в качестве учебного пособия при изучении элементарных функций двоичной алгебры логики

Изобретение относится к учебным приборам по математике и может быть использовано при изучении теоремы Пифагора, тригонометрических функций, для операции с комплексными числами, при определении квадрата, куба и логарифма числа

Изобретение относится к демонстрационным приборам и может быть использовано в учебном процессе

Изобретение относится к средствам обучения Цель изобретения - повьовенне наглядности вьтолнёния опе- patpift

Изобретение относится к учебнонаглядным пособиям по математике и позволяет повысить наглядность демонстрации понятия производной

Изобретение относится к учебно-наглядным пособиям, в частности к учебным приборам по математике, и может быть использовано при рассмотрении вариационных задач, например, функции Брахистохрона в двухмерном пространстве

Изобретение относится к учебным пособиям и может быть использовано в области учебно-наглядного оборудования для демонстрации и изучения физических и оптических явлений

Бусы // 2380012
Изобретение относится к производству бижутерии

Изобретение относится к средствам для обучения математике, в частности решения алгебраических и неопределенных уравнений

Изобретение относится к области механики и может быть использовано для изучения геометрических форм математических и физических решений изопериметрических задач

Изобретение относится к демонстрационным приборам и может быть использовано при изучении теории линейного программирования и позволяет расширить дидактические возможности известного, улучшить наглядности обучения

Изобретение относится к учебным пособиям по арифметике, в частности для изучения таблицы умножения
Наверх