Трансмиссия транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения повышение надежности и долговечности планетарной передачи. Передача в трансмиссии содержит центральное колесо с внутренними зубьями, установленное без радиальной фиксации непосредственно на зубьях сателлитов. В осевом направлении центральное колесо фиксируется торцами звеньев передачи, синхронизируемых в процессе переключения режимов ее работы , например, плоским кольцевым торцем фланца картера при включении понижающего передаточного отношения и торцем фланца водила при блокировке передачи. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5I)5 В 60 К 17/08

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

QO > (21) 4258474/11; 4258473/11 (22) 22.06.87 (46) 15.01.93. Бюл, N. 2 (71) Запорожский автомобильный завод

"Коммунар" и Мелитопольский моторный завод (72) В.П,Стешенко, А.А.Баранов, С.А.Фимичев и А.Г.З а гор ко (56) Авторское свидетельство СССР

N 1699821, кл. В 60 К 17/08, 1987. (54) ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, Цель изобретения—

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим передачам, и может быть использовано в трансмиссиях автомобилей, сельскохозяйственных и других машин, Целью изобретения является повышение надежности и долговечности планетарной передачи.

На фиг. 1 изображена планетарная передача с синхронизатором в нейтральном положении, общий вид (первый вариант); на фиг, 2 — второй вариант исполнения осевой фиксации центрального колеса с внутренними зубьями; на фиг. 3 — третий вариант исполнения осевой фиксации центрального колеса с внутренними зубьями; на фиг. 4— показан переключающий механизм.

Трансмиссия транспортного средства включает в себя планетарную передачу, состоящую из корпуса 1, в котором на валу 2 установлено центральное колесо 3 с наружными зубьями, В зацеплении с колесом 3 находятся сателлиты 4, установленные в водиле 5. Центральное колесо 6 с внутренними. Ы», 1787814 А1 повышение надежности и долговечности планетарной передачи, Передача в трансмиссии содержит центральное колесо с внутренними зубьями, установленное без радиальной фиксации непосредственно на зубьях сателлитов, В осевом направлении центральное колесо фиксируется торцами звеньев передачи, синхронизируемых в процессе переключения режимов ее работы, например, плоским кольцевым торцем фланца картера при включении понижающего передаточного отношения и торцем фланца водила при блокировке передачи. 3 з.п. ф-лы, 4 ил. зубьями находится в зацеплении с сателлитами 4, охватывая их и свободно устанавливаясь на них, одновременно являясь ступицей синхронизатора, На наружной поверхности колеса 6 устанавливается каретка 7 синхронизатора с сухарями 8 и пружинами 9 вспомогательной упругой связи, способствующими установке деталей системы в нейтральное положение. Каретка 7 управляется вилкой 10, Блокирующие кольца 11 и 12 установлены на конусах 13 и 14 трения, выполненных на фланце 15 водила и фланце 16 картера, имеющих кольцевые торцы 17 и 18, соответственно.

Во втором варианте исполнения блокирующее кольцо 11 установлено на конусе трения, выполненного на фланце 19 центрального колеса с наружными зубьями, также имеющем кольцевой торец 20. Между торцем колеса 6 и торцем фланца 16 картера установлено упорное кольцо 21.

В третьем варианте исполнения кольцевые торцы 22 и 23 выполнены на блокирующих кольцах 11 и 12 соответственно.

1787814

Каретка 7 имеет паз, в котс ром установлена вилка 10 переключения. на одном торце которой выполнена фрикционная вставка 24, а между противоположным торцем и торцем паза,àðåòêè установлен упорный подшипник 25 качения.

Устройство работает слецующим образом.

Например, для блокировки редуктора вилкой 10 перемещают каретку 7 в сторону конуса 13, выполненного на фланце 15 водиг а, при этом каретка 7 увлекает шестерню

6 ее боковым торцем, прижимая к торцу 17 водила, оцчовременно, через упругую связь — сухари 8 и пружины 9, поджимается блокирующее кольцо 11 к конусу 13. Происходит блокировка каретки 7 и кольца 8 до скончания процесса синхронизации, характеризующегося трени=-м как по конуснгым поверхностям синхронизатора, так и между .опьцевым торцем 17 и торцем шестерни 6.

По окончании процесса синхронизации происходит разблокировка и соединение каретки 7 с фланцем 15 водила, после чего взаимное перемещение звеньев планетарного редуктора прекращается и все они вращаются как единое целое, При вкл,о енил в редукторе передаточного отношения каретку 7 перемещают в стспону конуса 14, выполненного на фланце

16 картера. Дальнейший процесс протекает аналогично вышеописанному с той разницей. что торец шестерни б взаимодействует с торцам 18 картера, а з процессе синхронизации участвует блокируюшее кольцо 12, и заканчивается соединением каретки 7 с фланцем 16 и остановкой колеса 6. При этом если ведущим элементом будет вап 2, то передача будет понижающей. Вращение вала 2 передается центральной шестеоне 3, которая ьращает сателлиты 4, совершающие планетарное,цвижение и увлекающие водило 5, Отличия в работе во втором и третьем вариантах осевой фиксации центрального колеса с внутренними зубьями обусловлены лишь другими взаимосвязями звеньев передачи, например, синхронизируемыми элементами Bblступают колесо б I/I фланец 19 центральное колеса 4, а фиксация колеса б в осевом направлении осуществляется торцами 22 и 23 блокирующих колец 11 и 12 или торцами промежуточного упорного кольца

21, которое может быть выполнено из фрикционного материала, или торцем 20 фланца центрального колеса с наружными зубьями.

Устройство по фиг.4 работает следующим образом.

Если вал 2 является ведущим, то для включения прямой передачи (блокировки

40 ные на водиле, и муфту для связи центрального колеса с внутренними зубьями

5

25 редуктора), вилка 10 через подшипник 25 перемещает каретку 7 в сторону конуса 13 на водиле 5, при этом обеспечивается минимальное трение между торцем вилки и каретки, препятствующее синхронизации водила 5 и центральной шестерни 6, По окончании процесса синхронизации зубчатый венец каретки 7 и зубчатый венец водила 5 входят в зацепление, взаимное перемещение звеньев планетарного редуктора прекращается и все они вращаются как единое целое, При включении в редукторе передаточного отношения, каретку 7 перемещают в сторону конуса 14, выполненного на фланце

16 корпуса. Так как вилка 10 не вращается то трение, возникающее между вставкой 24 и торцем каретки 7, затормаживает вращающуюся каретку, что способствует ускорению процесса синхронизации, Процесс синхронизации -аканчивается соединением каретки 7 с фланцем 16 корпуса, при этом передача получается понижающей. В ращение вала 2 передается центральной шестерне 3, которая вращает сателлиты 4, совершающие планетарное движение и увлекаюьцие водило 5

Таким образом, процесс синхронизации на блокирующих кольцах 11 и 12 и конусах 13 и 14 трения проходит в менее нагруженном режиме. что повышает долговечность блокирующих колец 11 и 12.

Формула изобретения

1. Трансмиссия транспортного средства, содержащая планетарную передачу, включающую в себя установленные в корпусе центральные колеса с внутренними и наружными зубьями, зацеплением связанные друг с другом через сателлиты, размещенсоответственно с корпусом в первой позициvi и Bîðóòcvi во второй, включающую в себя каретку с переключающим механизмом, при этом муфта BblllORHGHB с возможностью размещения каретки в нейтральном положении, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности планетарной передачи, муфта выполнена с синхронизирующими элементами. центра "IbHîà колесо с внутренними зубьями установлено непосредственно на зубьях сателлитов, фиксирующих его в радиальном направлении, при этом колесо и синхронизируемые звенья планетарной передачи выполнены с кольцевыми плоскими торцами, контактирующими при синхронизации для осевой фиксации колеса.

2. Трансмиссия по п,1, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что между кольцевыми плоскими

1787814 торцами установлено по крайней мере одно упорное кольцо, 3. Трансмиссия по п.1, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения долговечности синхронизирующих элементов, торец каретки или взаимодействующий с ней при включении на корпус торец элемента переключающего механизма выполенн с фриккионным покрытием.

4. Трансмиссия по п,1, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что между торцом каретки и взаимо5 действующим с ней в процессе включения блокировки передачи торцом элемента переключающего механизма установлен упорный подшипник качения, 17878 /9

1787814

Составитель С.Белоусько

Техред М.Моргентал Корректор О.Густи

Редактор В,Фельдман

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 39 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Трансмиссия транспортного средства Трансмиссия транспортного средства Трансмиссия транспортного средства Трансмиссия транспортного средства Трансмиссия транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях автомобилей и тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии автомобилей и тракторов

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к коробкам передач самоходных машин типа тракторов и аналогичных транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх