Лепестковая газодинамическая опора

 

Использование; для механизмов с быстровращающимися роторами. Сущность изобретения: лепестковая газодинамическая опора содержит втулку с равномерно расположенными по окружности со стороны внутренней цилиндрической поверхности втулки упругими лепестками с хвостовиками , цапфу и ряд равномерно расположенных по окружности на внутренней цилиндрической поверхности втулки цилиндрических роликов равного диаметра. Хвостовики упругих лепестков установлены Изобретение относится к машиностроению , а именно к лепестковым газодинамическим опорам, Цель изобретения - увеличение несущей способности, повышение надежности и увеличение ресурса работы. На фиг. 1 изображена лепестковая газодинамическая опора, поперечный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - разрез А-А на фиг. 1 при наличии плоского кольца; на фиг. 5 - разрез В-В на фиг. 4; на фиг. 6 между роликами. Опора снабжена двумя рядами равномерно расположенных на внутренней поверхности втулки цилиндрических роликов. Диаметры роликов в каждом ряду равны. Опора снабжена дополнительными цилиндрическими роликами, расположенными МеЖду роликами первого, второго, третьего рядов и хвостовиками. Длина дополнительных роликов 8 равна сумме длин всех роликов. Это необходимо для равнонагружекности хвостовиков. Диаметр дополнительных роликов одинаковый и равен минимальному диаметру роликов. Такое условие необходимо для контакта лепестка со всеми рядами роликов. Опора может быть снабжена двумя плоскими кольцами, расположенными между рядами роликов. В кольце выполнены пазы для,хвостовиков. Для исключения заклинивания колец наружный диаметр кольца меньше внутреннего диаметра втулки. Внутренний диаметр кольца больше разности внутреннего диаметра втулки и двух минимальных диаметров роликов. 4 з.п. ф-лы, 7 ил, разрез А-А на фиг. 1 при наличии кольцевого цилиндрического паза; на фиг. 7 - разрез С-С на фиг. 6. Лепестковая газодинамическая опора содержит цапфу 1 вала и втулку 2 с равномерно расположенными по окружности со стороны ее внутренней цилиндрической поверхности 3 упругими лепестками 4 с хво стовиками 5. Опора снабжена, по меньшей мере, двумя рядами расположенных на внутренней поверхности 3 втулки 2 роликов 6. При этом, хвостовики 5 лепестков 4 установлены СО с 3 о Ч| со 4

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

>s F 16 С 27/02

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4914719/27 (22) 25.02.91 (46) 23.02.93. Бюл. М 7 (71) Научно-производственное объединение

"Наука" (72) Е.П.Маханьков, П.И,Баранов и

В, Г.Иванников (56) Брагин А.Н, и др. Лепестковые газовые подшипники турбомашин, M. Наука, 1984, с. 96. (54) ЛЕПЕСТКОВАЯ ГАЗОДИНАМИЧЕСКАЯ

- ОПОРА ° (57) Использование: для механизмов с быстровращающимися роторами. Сущность изобретения; лепестковая газодинамическая опора содержит втулку с равномерно расположенными по окружности со стороны внутренней цилиндрической. поверхности втулки упругими лепестками с хвостовиками, цапфу и ряд равномерно расположенных по окружности на внутренней цилиндрической поверхности втулки цилиндрических роликов равного диаметра. Хвостовики упругих лепестков установлены

Изобретение относится к машиностроению, а именно к лепестковым газодинамическим опорам, Цель изобретения — увеличение несущей способности, повышение надежности и увеличение ресурса работы.

На фиг. 1 изображена лепестковая гаэодинамическая опора, поперечный разрез; на фиг, 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3— разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез А — А на фиг. 1 при наличии плоского кольца; на фиг. 5 — разрез  — В на фиг. 4; на фиг, 6—,, Я2,, 1796784 А1 между роликами. Опора снабжена двумя рядами равномерно расположенных на внутренней поверхности втулки цилиндрических роликов. Диаметры роликов в каждом ряду равны. Опора снабжена дополнительными цилиндрическими роликами, расположенными между роликами первого, второго, третьего рядов и хвостовиками. Длина дополнительных роликов 8 равна сумме длин всех роликов. Это необходимо для равнонагруженности хвостовиков. Диаметр дополнительных роликов одинаковый и равен минимальному диаметру роликов. Такое условие необходимо для контакта лепестка со всеми рядами роликов.:Опора может быть снабжена двумя плоскими кольцами, расположенными между рядами роликов. В кольце выполнены пазы для хвостовиков. Для исключения заклинивания колец наружный диаметр кольца меньше внутреннего диаметра втулки. Внутренний диаметр кольца Я больше разности внутреннего диаметра втулки и двух минимальных диаметров роликов. 4 э,п. ф-лы, 7 ил. ° ввеаЬ разрез А — А на фиг. 1 при наличии кольцевого цилиндрического паза; на фиг, 7 — разрез

С-С на фиг. 6.

Лепестковая гаэодинамическая опора содержит цапфу 1 вала и втулку 2 с равномерно расположенными по окружности со стороны ее внутренней цилиндрической поверхности 3 упругими лепестками 4 с хво. стовиками 5, Опора снабжена, по меньшей мере, двумя рядами расположенных на внутренней поверхности 3 втулки 2 роликов 6. При этом, хвостовики 5 лепестков 4 установлены

1796784

3 между роликами 6, а каждый ряд роликов 6 составлен из роликов равного диаметра.

Опора может быть снабжена дополнительно расположенными между роликами 6 первого и второго рядов и хвостовиками 5 цилиндрическими роликами 7 с длиной, равной сумме длин роликов 6 первого и второго рядов. При этом диаметр дополнительного ролика 7 равен наименьшему диаметру роликов 6 первого и второго ряда, а количество дополнительных роликов 7 равно удвоенному количеству упругих лепестков 4. Опора также может быть снабжена, по меньшей мере, одним расположенным между рядами роликов 6 плоским кольцом 8 с пазами 9 для .хвостовиков 5. При этом наружный диаметр кольца-8 меньше внутреннего диаметра втул ки 2, а внутренний диаметр больше разности внутреннего диаметра втулки 2 и двух наи.меньших диаметров роликов 6, На внутрен.ней цилиндрической поверхности 3 втулки 2 может быть выполнен кольцевой цилиндрический паз 9 с глубиной меньше наименьшего диаметра ролика 6 и шириной больше суммы длин роликов 6 каждого ряда и толщины упомянутого кольца 8. На внутренней цилиндрической поверхности 3 втулки 2 также могут быть выполнены равномерно расположенные по окружности продольные пазы 10, а на наружной поверхности плоского кольца 8 могут быть. выполнены выступы

11, количество которых равно количеству продольных пазов 10 втулки 2 и которые установлены в упомянутых пазах втулки с зазором.

Лепестковая гэзодинамическая опора работает следующим образом, 5 При вращении цапфы 1 силы сухого трения увлекают лепестки 4, которые через хвостовики 5 воздействуют на ролики 6 и 7 и перемещают их относительно втулки 1, При определенной скорости вращения цапфы 1

10 между ее наружной поверхностью лепестками

2 возникает газодинамический слой, который создает нэ упругие лепестки 4 радиальную нагрузку. Сила от этой нагрузки вследствие упругости лепестков 4 прижимает послед15 ние к роликам 6 и 7, которые придают лепестку определенный профиль, Подбирая диаметр, длину и расположение роликов 6 и

7 можно получить профиль лепестка 4, дающий максимальную несущую способность

20 опоры, Плоское кольцо 8 исключает воздействие роликов 6 и 7 друг на друга. Наличие кольцевого цилиндрического паза 9 поэволяет фиксировать ролики 6 и 7 в осевом направлении. Для исключения обкатывания роликами 6 и 7 лепестков 5 служат продольные пазы 10 на внутренней цилиндрйческой поверхности 3 втулки 2 и выступы 11 на наружной поверхности плоского кольца 8.

Таким образом, предложенная лепест30 ковая газодинэмическэя опора позволяет увеличить ее несущую способность, а в результате повысить надежность и увеличить ресурс ее работы.

Формула изобретения

1. Лепестковая газодинамическая опора, содержащая цапфу вала и втулку с равномерно расположенными по окружности со стороны ее внутренней цилиндрической поверхности упругими лепестками с хвостовиками, отличающаяся тем, что, с целью увеличения несущей способности, повышения надежности и увеличения ресурса, она снабжена по меньшей мере двумя рядами равномерно расположенных на внутренней поверхности втулки цилиндрических роликов, при этом хвостовики лепестков установлены между роликами, а каждый ряд роликов составлен из роликов равного диаметра.

2.Опора поп.1,отличающая Ся тем, что она снабжена дополнительно расположенными между роликами первого и второго рядов и хвостовиками цилиндриче55

4, Опора по и. З,.отличающаяся тем, что на внутренней цилиндрической поверхности втулки выполнен кольцевой цилиндрический паз с глубиной, меньше наименьшего диаметра ролика, и с ширискими роликами с длиной, равной сумме

40 длин роликов первого и второго рядов, при этом диаметр дополнительного ролика равен наименьшему диаметру роликов первого или второго ряда, а количество дополнитель-. ных роликов равно удвоенному количеству

45 упругих лепестков.

3, Опора по п. 1, отличающаяся тем, что она снабжена по меньшей. мере одним расположенным между рядами роликов плоским кольцом с пазами для хвосто50 виков, при этом наружный диаметр кольца меньше внутреннего диаметра втулки, а внутренний диаметр больше разности внутреннего диаметра втулки и двух наименьших диаметров роликов, 1796784 ной, больше суммы длин роликов каждого ряда и толщины упомянутого кольца.

5. Опора по и. 3, отличающаяся тем, что на внутренней цилиндрической по- 5 верхности втулки выполнены равномерно расположенные по окружности продольные пазы, а на наружной поверхности плоского кольца выполнены выступы, количество которых равно количеству продольных пазов втулки и которые установлены в упомянутых пазах втулки с зазором, 17967S4

Составитель B,Èâàííèêoâà

Техред М.Моргентал Корректор З.Салко

Редактор Т,Шагова

Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул. Гагарина, 101

Заказ 637 Тираж . Подписное

9НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Лепестковая газодинамическая опора Лепестковая газодинамическая опора Лепестковая газодинамическая опора Лепестковая газодинамическая опора 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к гидроэнергетике, теплоэнергетике и машиностроению и может быть использовано при создании опор скольжения мощных гидро- и теплоагрегатов ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и АЭС

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения с жидкостной и газовой смазкой, используемым для осевой и радиальной подсветок роторов высокоскоростных турбомашин различного назначения, например турбохолодильников, турбодетандеров, турбокомпрессоров, турбонагнетателей, турбогенераторов, турбонасосов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям ракетно-артиллерийского вооружения

Изобретение относится к машиностроению и касается создания подшипников скольжения, имеющих жесткие наружные и внутренние детали с эластичным материалом между ними

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам скольжения с керамическими парами трения, и может быть использовано в узлах трения, предназначенных для работы в абразивосодержащих, агрессивных средах в широком диапазоне температур и давлений

Изобретение относится к опорным подшипникам и в особенности к средствам предотвращения перекосов для гидродинамического воздушного подшипника

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении упругодемпфирующих подшипников скольжения

Изобретение относится к устройству подшипника, в котором на пластине или на аналогичной поверхности двери, окна или подобной части конструкции закреплен подшипник, действующий как в осевом, так и в радиальном направлении, и на нем - ручка или другое воздействующее средство, поворачивающееся относительно пластины

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к радиальным лепестковым газодинамическим подшипникам, и может быть использовано в радиальных опорах с газовой смазкой
Наверх