Динамическая автоматическая муфта сцепления

 

Использование: в машиностроении, в устройствах для лередачи вращения, в силовых приводах самоходных машин. Сущность изобретения: динамическая автоматическая муфта сцепления содержит размещенную в корпусе планетарную передачу в виде ведущего звена, солнечного колеса, сателлитов с неуравновешенными грузами и механизма свободного хода. Солнечное колесо находится в зацеплении с сателлитами и связано с ведущим элементом механизма свободного хода. Муфта снабжена дополнительным механизмом свободного хода. Его ведущий элемент соединен с ведомым валом , а ведомый элемент соединен с ведущим звеном планетарной передачи. Муфта может быть снабжена синхронизатором. 1 З.п,ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 D 43/20

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (21) 4919933/27 . (22) 19.03.91 (46) 30.07.93. Бюл. М 28 (71) Липецкий политехнический институт (72) С,П.Баженов, А.В.Белецкий и А.С.Наэарян (73) С.П.Баженов (56) Авторское свидетельство СССР

N 1460465. кл. F 16 D 43/20, 1981. (54) ДИНАМИЧЕСКАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ

МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ .(57) Использование: в машиностроении, в устройствах для передачи вращения, в силовых приводах самоходных машин. СущИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве автоматических сцеплений в различных машинах, в частности в трансмиссиях самоходных машин,.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей муфты и повышение интенсивности разгона машинного агрегата.

С этой целью передний конец ведомого вала муфты предельного момента посредством механизма свободного хода (МСХ) соединяется с ведущим элементом, а на задний конец ведомого вала установлен синхронизатор.

На фиг. 1 изображена кинематическая схема муфты, осевой разрез; на фиг. 2— разрез А-А на фиг, 1.

Муфта сцепления состоит из смонтированной в корпусе 1 планетарной передачи в виде короны 2, связанной с ведущим валом

3, солнечного колеса 4 и сателлитов 5 с жеБЫ 1831608 АЗ ность изобретения: динамическая автоматическая муфта сцепления содержит размещенную в корпусе планетарную передачу в виде ведущего звена, солнечного колеса, сателлитов с неуравновешенными грузами и механизма свободного хода. Солнечное ко- лесо находится в зацеплении с сателлитами и связано с ведущим элементом механизма свободного хода. Муфта снабжена дополнительным механизмом свободного хода. Его ведущий элемент соединен с ведомым валом, а ведомый элемент соединен с ведущим звеном планетарной передачи. Муфта может быть снабжена синхронизатором, 1 з.п.ф-лы, 2 ил. стко связанными с ними неуравновешенными грузами 6. Между солнечным колесом 4 и ведомым валом 10 установлен механизм свободного хода 8, Между короной 2 и ведомым валом муфты 10 расположен механизм свободного хода 11 с клиновыми пазами, в которых расположены подпружиненные тела закаливания 12, контактирующие с обоймой, расположенной на внутренней цилиндрической поверхности диска короны.

Между корпусом муфты 1 и ведомым валом 10 расположен синхронизатор, например, в виде внутреннего барабана 12 и наружного барабана 13, взаимодействующих между собой посредством наружных 14 и внутренних 15 дисков трения.

Муфта работает следующим образом.

Вращающий момент передается с вала 3 через корону 2, сателлиты 5 и колесо 4 на вал 10, В момент пуска или перегрузки сателлиты 5 обкатываются по солнечному

1831608 колесу 4, к которому приложен момент сопротивления рабочего органа. Наличие неуравновешенных грузов 6 сателлитов вызывает появление сил инерции

P =- m . R оР. Когда центр масс груза находится на определенной линии, инерци-.

- онный момент равен нулю, так как плечо сил инерции равно нулю. При смещении центра масс с этой линии появляется плечо, изменяющееся от нуля до некоторой максимальной величины по мере поворота сателлита.

Соответственно этому величина инерционного момента flu = P h возрастает от нуля до максимальной величины и вновь уменьшается до нуля при перемещении центра масс в крайнее нижнее положение. Далее центр масс перемещается на другую половину сателлита, плечо сил инерции появляется с другой стороны и соответственно момент сил инерции меняет знак.

Таким образом, на центральное зубчатое колесо действуют два импульса инерционного момента противоположного знака.

Положительный импульс момента с помощью тел заклинивания МСХ передается ведомому валу 10, а отрицательный импульс момента проворачивает центральное колесо относительно ведомого вала в сторону, противоположную его вращению, в следст- 30 вие чего этот импульс не действует на ведомые элементы.

В режиме выбега ведомых элементов, например в режиме торможения автомобиля двигателем, частота вращения ведущего 35 вала становится меньше частоты вращения ведомого вала, т,е. последний становится ведущим, В этом случае происходит соединение ведомого вала с ведущим посредством механизма свободного хода 11. Тем 4 самым обеспечивается обратная связь ведомых и ведущих элементов.

Между ведущим валом 3 и ведомым.валом 10 существует постоянная кинематическая связь посредством зубчатого зацепления корона — сателлиты — солнечное колесо, Поэтому даже при малой частоте вращения ведущего вала сателлиты создают на ведомом валу некоторый остаточный вращающий момент, который затрудняет переключение передач в коробке. С целью облегчения переключения передач установлен синхронизатор 9, который при включвнии соединяет ведомый вал муфты с корпусом, например, с помощью наружных 14 и внутренних 15 дисков трения. За счет возникновения между названными дисками момента трения происходит подтормаживание или остановка ведомого вала 10, что облегчает включение передач в коробке.

Наличие неуравновешенной массы сателлитов обусловливает на режиме трогания с места появление на ведомом валу муфты импульсов инерционного момента, превышающего момент приводного двигателя в 2-3 раза, По этой причине увеличивается интенсивность разгона самоходной машины при трогании с места. Последнее повышает среднетехническую скорость движения и соответственно увеличивает производительность машины.

Экономический эффект будет достигнут также за счет уменьшения объема технического обслуживания, поскольку у предлагаемой муфты отсутствует износ силовых звеньев и соответственно не требуются эксплуатационные регулировки механизма выключения. По причине отсутствия износа рабочих звеньев повысится также и долговечность предлагаемой муфты по сравнению с применяемыми фрикционными сцеплениями.

Формула изобретения

1. Динамическая автоматическая муфта сцепления, содержащая размещенную в корпусе планетарную передачу в виде ведущего звена, соединенного с ведущим валом, сателлитов с неуравновешенными грузами, механизма свободного хода и солнечного колеса; находящегося в зацеплении с сателлитами и связанного с ведущим элементом механизма свободного хода, о т л и ч а ющ а я;с я . тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, она снабжена дополнительным механизмом свободного;: хода, ведущий элемент дополнительного механизма свободного хода соединен.с ведомым валом, а ведомый элемент — с ведущим звеном планетарной передачи, 2.Муфта сцепления пои. 1, отл и ча ющ а я с я тем что, она снабжена синхронизатором, ведущий элемент которого связан с ведомым валом, а ведомый — с корпусом.

1831608

Маг /

A-А Риг, 2

Составитель С. Баженов

Техред M.Mîðãåíòàë . Корректор С. Лисина

Редактор С. Кулакова

Заказ 2546 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35; Раушская наб., 4/5

Производственно-иэлательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Динамическая автоматическая муфта сцепления Динамическая автоматическая муфта сцепления Динамическая автоматическая муфта сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматическим нормально замкнутым тормозам, размыкаемым энергией двигателя, используемым, например, в транспортных средствах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системах приводов различных машин

Муфта // 2195589

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нефтедобывающей промышленности в погружном электронасосном оборудовании скважин, а также в других отраслях промышленности в приводах машин и механизмов

Муфта // 2299364
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжелонагруженных машин, агрегатов и станков, например в металлопрокатных станах, в качестве передач одностороннего действия

Муфта // 2299365
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжелонагруженных машин, агрегатов, прокатных станов, станков и специального оборудования в качестве передаточных механизмов одностороннего действия с предельными моментами сил

Муфта // 2299366
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжело нагруженных машин, агрегатов, прокатных станов, станков и специального оборудования в качестве передаточных механизмов одностороннего действия с предельными моментами сил

Муфта // 2299367
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжело нагруженных машин, агрегатов, прокатных станов, станков, бурового оборудования и специальных устройствах в качестве передаточных механизмов одностороннего действия с предельными моментами сил

Муфта // 2328633
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах тяжелонагруженных машин, агрегатов и станков, например в металлопрокатных станах, в качестве передач одностороннего действия
Наверх