Устройство для переключения передач транспортного средства

 

Использование: в автомобилестроении, системах предотвращения несанкционированного использования транспортных средств Сущность изобретения: благодаря отсоединению привода (рычага) управления коробкой передач от механизма переключения передач и блокировке вторичного вала коробки передач достигается невозможность управления коробкой передач, а также всякого движения автомобиля вследствие блокировки вторичного вала, связанного с ведущими колесами автомобиля Устройство можно привести в действие только в нейтральном положении рычага управления коробкой передач что исключает всякое движение даже при несанкционированном пуске двигателя автомобиля Рычаг управления коробкой передач приобретает свободное движение в любой из двух плоскостей, а включение передачи оказывается невозможным, ведущие колеса автомобиля становятся неподвижными. В результате предотвращается самопроизвольное движение автомобиля а также его буксировка. Весь механиз устройства располагается внутри коробки передач, что исключает доступ к нему из салона автомобиля и делает невозможным какую-пибо его преднамеренную порчу с целью добиться движения автомобиля 9 ил.

(19) RU (11) (51) 5 В 60 Р. 25 (;6

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

ЬЭ

СР

ОО

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 4950838/11 (22) 12.05.91 (46) 30.10.93 Бюл. Ма 39 — 40 (T6) Адигамов Эмиль Рашидович (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Использование: в автомобилестроении, системах предотвращения несанкционированного использования транспортных средств. Сущность изобретения: благодаря отсоединению привода (рычага) управления коробкой передач от механизма переключения передач и блокировке вторичного вала коробки передач достигается невозможность управления коробкой передач, а также всякого движения автомобиля вследствие блокировки вторичного вала, связанного с ведущими колесами автомобипя. Устройство можно привести в действие только в нейтральном положении рычага управления коробкой передач, что исключает всякое движение даже при несанкционированном пуске двигателя автомобиля. Рычаг управления коробкой передач приобретает свободное движение в любой из двух плоскостей, а включение передачи оказывается невозможным, ведущие колеса автомобиля становятся неподвижными. В результате предотвращается самопроизвольное движение автомобиля, а также его буксировка. Весь механиз устройства располагается внутри коробки передач, что исключает доступ к нему из салона автомобиля и делает невозможным какую-либо его преднамеренную порчу с целью добиться движения автомобиля. 9 ип.

2001798

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть применено при создании транспортных средств, в которых будут применяться меры, позволяющие предотвратить несанкционированное их использование.

Известно противоугонное устройство, содержащее хомут, охватывающий неподвижно прикрепленную к транспортному средству обечайку и замок. связанный с рычагом коробки передач и соединенный с хомутом.

Недостатком известного противоугонного устройства является возможность вывода его из строя в результате преднамеренного разрушения его узлов, так как к ним имеется прямой доступ, после чего возможно использование транспортного средства.

Кроме того, возможны самостоятельное движение транспортного средства и с включенным данным устройством без его разрушения в результате пуска двигателя, если рычаг коробки передач заперт на любой передаче, или буксировка транспортного средства, если рычаг находится в нейтральном положении.

Цель изобретения — исключение несанкционированного использования транспортного средства и повышение надежности устройства для переключения передач транспортного средства при выполнении его с предотвращением несанкционированного использования транспортного средства путем повышения его защиты от преднамеренного разрушения, Поставленная цель достигается тем, что устройство для переключения передач транспортного средства, содержащее механизм переключения передач, размещенный в коробке передач и снабженный рычагом управления, пропущенным через крышку коробки, замок. связанный с рычагом управления, отличается тем, что в крышке коробки передач установлена первая втулка с внутренней глухой перегородкой, полусферической опорой для рычага управления и расположенной снизу ограничительной гайкой, в нижнюю часть первой втулки введен телескопически подвижный шток, выполненный с внутренней цилиндрической пружиной, стопорным кольцом, боковым уступом на среднем участке, боковыми углублениями на нижнем конце и направленный в пазы головок штоков включения передач, имеющих выступы со стороны боковых углублений подвижного штока, под боковым уступом последнего размещен образующей поверхностью эксцентриковый кулачок со сферической с одной стороны и

55 гладкой с другой стороны торцовыми поверхностями. Гладкая торцовая поверхность кулачка жестко сочленена с квадратным штоком, направленным осью в квадратный паз второй втулки, связанной с приводом замка, во внутренней полости второй втулки расположена цилиндрическая пружина, установленная с возможностью постоянного поджатия сферической торцовой поверхноети эксцентрикового кулачка к боковой поверхности подвижного штока. На внешнюю поверхность второй втулки нанесена шестерня, спаренная с зубчатым венцом вспомогательного рычага, подвижно закрепленного в крышке коробки передач и направленного округлым нижним концом в паз головки штока включения стопорной муфты, размещенного в одной плоскости со штоками включения передач, на противоположных боковых сторонах штока включения стопорной муфты выполнены выемки, с которыми с одной стороны сопряжены стопорные плунжер и палец с воэможностью блокирования перемещения данного штока во всех положениях рычага управления, кроме соответствующего нейтральной передаче. а с другой — шарик фиксатора. К одному из торцов прикреплена вилка включения стопорной муфты, выполненная с выступами, введенными в пазы корпуса муфты, на наружной поверхности указанного корпуса и на внутренней поверхности удлинителя коробки передач выполнены шлицы, расположенные с возможностью осевого перемещения первых внутри вторых. Внутри стопорной муфты стопорным кольцом зафиксирована третья втулка, установленная с возможностью разнонаправленного углового поворота относительно корпуса муфты и охватывающая подвижно в осевом направлении вторичный вал посредством шлицевого соединения, выполненного с торцовыми скосами. На внутренней поверхности корпуса муфты и на наружной поверхности третьей втулки выполнены выступы, между которыми размещены четыре цилиндрические пружины, предназначенные для удержания втулки в среднем положении.

Сущность изобретения заключается в отсоединении рычага управления коробкой передач от механизма управления коробкой передач с одновременной блокировкой вращения вторичного вала коробки передач, связанного с ведущими колесами транспортного средства, с размещением механизма отсоединения рычага и блокировки вторичного вала внутри корпуса коробки передач, что исключает доступ к механизму иэ салона транспортного средства и делает невоэмож2001798

25

50

55 ным какую-либо его преднамеренную порчу с целью добиться движения транспортного средства, с возможностью привести в действие данный механизм только в нейтральном положении коробки передач. Рычаг управления коробкой передач приобретает свободное перемещение в любой из двух плоскостей в пределах рабочего хода без возможности управления коробкой передач, а транспортное средство становится неподвижным вследствие блокировки вторичного вала и связанных с ним ведущих колес, что исключает любое самостоятельное движение транспортного средства даже с работающим двигателем, а также его буксировку, На фиг, 1 изображено устройство, поперечный разрез; на фиг. 2 — то же, продольный разрез; на фиг. 3 — разрез по крышке коробки передач, вид сверху; на фиг. 4— стопорная муфта; на фиг. 5 — разрез А-А на фиг. 4; на фиг. 6 — разрез Б — Б на фиг, 5; на фиг. 7 — разрез  — В на фиг. 4; на фиг, 8 — вид

Г на фиг. 4; на фиг, 9 — вид Д на фиг. 4, В крышке 1 коробки передач 2 установлена первая втулка 3 с внутренней глухой перегородкой и полусферической опорой, для рычага управления коробкой передач 4, который закреплен во втулке 3 сверху. Снизу на втулке 3 располагается ограничительная гайка 5 для предотвращения извлечения с наружной стороны крышки 1 втулки 3 и ограничения хода рычага в пределах рабочего хода управления коробкой передач.

В нижнюю часть первой втулки 3 введен телескопически подвижный шток 6. Внутри телескопически подвижного штока 6 находится цилиндрическая пружина 7. Шток 6 удерживается во втулке 3 стопорным кольцом 8. Шток 6 имеет на среднем участке боковой уступ, а на нижнем конце боковые углубления. Нижний конец штока 6 направлен в пазы головок 9, 10, 11 штоков 12, 13, 14 включения передач. Пазы головок 9. 10, 11 имеют выступы 15 со стороны боковых углублений подвижного штока 8, за которые зацепляется нижний конец штока 8 своими углублениями во время переключения передач для предотвращения его самопроизвольного движения вверх, Под боковым уступом штока 6 размещен образующей поверхностью эксцентриковый кулачок 16 со сферической с одной стороны и гладкой с другой стороны торцовыми поверхностями. Гладкая торцовая поверхность кулачка 16 жестко сочленена с квадратным штоком 17. Шток 17 направлен осью в квадратный паэ, расположенный по оси второй втулки 18. Втулка 18 связана с приводом замка 19, который расположен в крышке 1 коробки передач. Во внутренней полости второй втулки 18 расположена цилиндрическая пружина 20, установленная с воэможностью постоянного поджатия сферической торцовой поверхности эксцентрикового кулачка 16 к боковой поверхности подвижного штока 6.

Для установки штока 6, в нейтральном положении коробки передач, в головке штока 10, т.е, в среднем положении, имеется пружина 21 с предохранителем 22.

На внешнюю поверхность второй втулки 18 нанесена шестерня, спаренная с зубчатым венцом вспомогательного рычага 23.

Рычаг 23 подвижно закреплен в крышке коробки передач 1 и имеет нижний округлый конец, который направлен в паз головки 24 штока включения стопорной муфты 25.

Шток включения стопорной муфты 25 размещен в одной плоскости со штоками 12, 13, 14 включения передач. На противоположных боковых сторонах штока включения стопорной муфты 25 выполнены выемки, с которыми с одной стороны сопряжены стопорные плунжер 26 и палец 27 с возможностью блокирования перемещения штока 25 во всех положениях рычага управления 4, кроме соответствующего нейтральной передаче, а с другой — шарик фиксатора 28.

К торцу штока 25 прикреплена вилка включения стопорной муфты 29, выполненная с выступами. Выступы введены в пазы корпуса стопорной муфты 30, На наружной поверхности корпуса 30 и на внутренней поверхности удлинителя 31 коробки передач 2 выполнены шлицы. Корпус 30 расположен своими шлицами в шлицах, имеющихся в удлинителе 31, с возможностью осевого перемещения корпуса в удлинителе.

Внутри корпуса 30 стопорной муфты стопорным кольцом 32 зафиксирована третья втулка 33. Втулка 33 имеет воэможность разнонаправленного углового поворота относительно корпуса муфты 30 и охватывает подвижно в осевом направлении вторичный вал 34.

На внутренней поверхности втулки 33 и на наружной поверхности вторичного вала

34 выполнены шлицы, причем взаимно обращенные друг к другу торцовые поверхности шлицев на втулке 33 и на валу 34 выполнены со скосами.

На внутренней поверхности корпуса 30 стопорной муфты и на наружной поверхности третьей втулки 33 выполнены выступы, между которыми размещены четыре цилиндрические пружины 35, предназначенные

2001798

55 для удержания втулки ЗЗ в среднем положении.

При данном взаимном расположении вышеперечисленных деталей шток G под действием пружины 7 находится в нижнем положении в пазах головок 9, 10, 11 штоков

12, 13, 14 включения передач и возможно управление коробкой передач рычагом 4.

Корпус 30 стопорной муфты с расположенной внутри него втулкой 33 находится в крайнем левом положении и не препятствует вращению вторичного вала 34.

Если рычаг 4 поставить в нейтральное положение, а затем повернуть привод замка

19, например ключом, против часовой стрелки, если смотреть со стороны ключа, то кулачок 16 упираясь образующей поверхностью в боковой уступ штока 6 поднимет его в верхнее положение, выводя его нижний конец из паза головки 10. Таким образом рычаг 4 получает свободное перемещение, ограниченное гайкой 5. Шестерня на втулке

18 приведет в движение рычаг 23, а тот, в свою очередь, — шток 25, вилку 29, корпус 30 стопорной муфты вместе с втулкой 33 в крайнее правое положение.

Внутренние шлицы втулки 33 войдут в зацепление с наружными шлицами на вторичном валу 34 и заблокируют его вращение.

Если положение шлицев на вторичном валу B данный момент не совпадает с положением внутренних шлицев втулки 33, то при подведении шлицев втулки к шлицам вала, шлицы будут упираться скошенными торцовыми поверхностями друг в друга и за

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ

ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее механизм переключения передач, размещенный в коробке передач и снабженный рычагом управления, пропущенным через крышку коробки, замок, связанный с рычагом управления, отличающееся тем, что в крышке коробки передач установлена первая втулка с внутренней глухой перегородкой, полусферической опорой для рычага управления и расположенной снизу ограничительной гайкой, в нижнюю часть первой втулки введен телескопически подвижный шток, выполненный с внутренней цилиндрической пружиной, стопорным кольцом, боковым уступом на среднем участке, боковыми углублениями на нижнем конце и направленный в пазы головок штоков включения передач, имеющих выступы со стороны бо5

30 счет скоса втулка 33 провернется относительно корпуса 30 на нужный угол в ту или другую сторону, обеспечивая совпадение положения шлицев втулки 33 и вала 34, и при этом обеспечивается зацепление шлицев друг с другом и движение корпуса 30 в крайнее правое положение.

Блокировка включения механизма отсоединения рычага и блокировки вторичного вала при включении какой-либо передачи, кроме нейтральной, осуществляется при помощи стопорного плунжера 26 и пальца 27, которые, перемещаясь при включении какой-либо передачи, блокируют перемещение штока 25 и соответственно всех связанных с ним деталей.

Облегченное движение корпуса 30 стопорной муфты в шлицах удлинителя 31 и втулки 33 по шлицам вторичного вала 34 обеспечивают фторопластовые вкладыши

36, которые устанавливаются между шлицами на корпусе 30, и фторопластовые вкладыши 37, которые устанавливаются между шлицами во втулке 33.

Положительный эффект изобретения заключается в том, что оно позволяет исключить любое несанкционированное движение транспортных средств, тем самым способствует безопасному их использованию, а также позволяет принести экономический эффект, связанный с сокращением расходов на поиск несанкционированно используемых транспортных средств. (56) Авторское свидетельство СССР

N 1209474, кл. В 60 P 25/00, 1982. ковых углублений подвижного штока, под боковым уступом подвижного штока размещен образующей поверхностью эксцентриковый кулачок со сферической с одной стороны и гладкой с другой стороны торцевыми поверхностями, последняя иэ которых жестко сочленена с квадратным штоком, направленным осью в квадратный паз второй втулки, связанный с приводом замка, во внутренней полости второй втулки расположена цилиндрическая пружина, установленная с воэможностью постоянного поджатия сферической торцевой поверхности эксцентрикового кулачка к боковой поверхности подвижного штока, на внешнюю поверхность второй втулки нанесена шестерня. спаренная с зубчатым венцом вспомогательного рычага, подвижно закрепленного в крышке коробки передач и направленного округлым нижним концом в паз головки включения стопорной муфты, размещенного в одной плоскости со што2001798

10 ками включения передач, на противоположных боковых сторонах штока включения стопорной муфты выполнены выемки, с которыми с одной стороны сопряжены стопорные плунжер и палец с возможностью блокирования перемещения данного штока во всех положениях рычага управления, кроме соответствующего нейтральной передаче, с другой сторонышарик фиксатора, а к одному из торцов прикреплена вилка включения стопорной муфты, выполненная с выступами, введенными в пазы корпуса муфты, на наружной поверхности указанного корпуса и на внутренней поверхности удлинителя коробки передач выполнены шлицы, расположенные с возможностью осевого перемещения первых во вторых, внутри стопорной муфты стопорным кольцом зафиксирована третья втулка, установленная с возможностью разнонаправленного углового поворота относителЬно корпуса муфты и охватывающая подвижно в осевом направлении вторичный вал посредством шлицевого соединения, выполненного с торцевыми скосами, на внутренней поверхности корпуса муфты и на наружной поверхности третьей втулки выполнены выступы, между которыми размещены четыре

15 цилиндрические пружины, предназначенные для удержания втулки в среднем положении.

2001798

2001798

11 3

Г гl sll

// р

/ к /

pl I

kf

° НИИИ!

Ir

° ° °

Устройство для переключения передач транспортного средства Устройство для переключения передач транспортного средства Устройство для переключения передач транспортного средства Устройство для переключения передач транспортного средства Устройство для переключения передач транспортного средства Устройство для переключения передач транспортного средства Устройство для переключения передач транспортного средства Устройство для переключения передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к их противоугонным устройствам, предназначенным для предотвращения угона транспортных средств посторонними лицами

Изобретение относится к области автотранспортной техники

Изобретение относится к противоугонному устройству для транспортных средств

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к оборудованию для предотвращения недозволенного использования или кражи транспортных средств

Изобретение относится к запорному устройству рычага управления коробкой передач для автоматической системы передачи в автомобиле с прямолинейной зубчатой выемкой

Изобретение относится к запорному устройству рычага управления коробкой передач для автоматической системы передачи в автомобиле

Изобретение относится к устройствам блокировки валов с осевым перемещением, в частности для противоугонного устройства автомобилей с автоматической коробкой передач

Изобретение относится к противоугонным устройствам для моторных транспортных средств
Наверх