Подшипник скольжения

 

Использование: в машиностроении, в частности в различных узлах трения машин и механизмов. Сущность: подшипник скольжения включает обойму с рабочими радиальными и торцевыми поверхностями, контактирующие с ними соответствующие поверхности контртела антифрикционное покрытие. На торцевой поверхности обоймы выполнены бурт и выточка, образующие ступенчатую рабочую поверхность, сопряженную со ступенчатой рабочей поверхностью контртела-втулки и создающие в паре участки рабочих поверхностей: внешние уплотнительные радиальные, торцевые упорные и внутренние опорные радиальные. Посадочные поверхности подшипника скольжения образованы периферийными участками обоймы и контртела-втулки. Торцевые участки рабочих поверхностей обоймы и контртела втулки могут быть выполнены наклонными. Обойму или контртело-втулку выполняют металлополимерными или выполняют и обойму и контртело-втулку с антифрикционным покрытием из эпоксидографитофторопласта, включающего эпоксидное связующее, политетрафторэтилен, графит и/или дисульфид молибдена, стекловолокно рублевое (1-3 мм) при следующем определенном соотношении компонентов. Количественный состав компонентов зависит от условий эксплуатации подшипника скольжения удельного давления, скорости скольжения, температуры, среды. Такое выполнение повышает надежность и уровень ремонтопригодности. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться в различных узлах трения машин и механизмов.

Наиболее близким является подшипник скольжения, содержащий обойму с выточкой, сопряженную с ними контртело-втулку с буртом, образующие внутренние торцевые и опорные участки рабочих поверхностей, и закрепленное по рабочим поверхностям обоймы или контртела-втулки антифрикционное покрытие.

Недостатком известной конструкции является то, что исполнение контртела-втулки из двух втулок, имеющих радиальные и торцевые поверхности, расположенных навстречу друг другу, сдвинутых вплотную по оси симметрии подшипника и облегающих выступ внешней обоймы, усложняет конструкцию,0 увеличивая количество деталей и снижая надежность ее работы, т.к. имеется зона разъема внутренних обойм, номинальные диаметры и формы поверхностей которых не могут быть точно совпадающими.

Техническая задача, на решение которой направлено изобретение - расширение функциональных возможностей подшипников скольжения для обеспечения их взаимозаменяемости с подшипниками качения без изменения габаритов и конструкций других деталей узлов трения.

Указанная техническая задача решается тем благодаря тому, что в подшипнике скольжение, содержащем обойму с выточкой, сопряженную с ними контртело-втулку с буртом, образующие внутренние торцевые и радиальные участки рабочих поверхностей, антифрикционное покрытие, закрепленное по рабочим поверхностям обоймы или контртела-втулки, плоскости внешних торцев контртела-втулки смещены в одну сторону относительно плоскостей торцов внешней обоймы.

Кроме того, внутренние торцевые и/или радиальные участки рабочих поверхностей могут быть выполнены наклонными.

Кроме того, обойма и/или контртело-втулка могут быть выполнены с антифрикционным покрытием из эпоксидографитофторопласта, включающего эпоксидное связующее, политетрафторэтилен, графит и/или дисульфид молибдена, стекловолокно рубленное при следующем соотношении компонентов, мас.

эпоксидное связующее 40-80 политетрафторэтилен 12-48 графит и/или дисульфид молибдена 3-10 стекловолокно рубленное 0,2-4.

Сущность изобретения поясняется чертежами: на фиг. 1 представлен подшипник скольжения (в разрезе) с антифрикционным покрытием обоймы; на фиг. 2 с антифрикционным покрытием контртела-втулки; на фиг. 3 подшипник скольжения с наклонными внутренними торцевыми участками рабочих поверхностей; на фиг. 4 с наклоненными внутренними радиальными участками рабочих поверхностей; на фиг. 5 с наклонными внутренними торцевыми и радиальными участками рабочих поверхностей.

Подшипник скольжения содержит обойму 1 с выточкой, сопряженную с ними контртело-втулку 2 с буртом, образующие внутренние торцевые 4 и радиальные 5 участки рабочих поверхностей, антифрикционное покрытие 3, закрепленное по рабочим поверхностям обоймы 1 или контртела-втулки 2, плоскости внешних торцов контртела-втулки 2 смещены в одну сторону относительно плоскостей торцов обоймы 1.

Ступенчатая рабочая поверхность может быть выполнена одно-, двух-, трехступенчатой и т.д.

Один из вариантов выполнения подшипника скольжения, при котором внутренние торцевые 4 участки рабочих поверхностей выполнены наклоненными, представлен на фиг. 3. На фиг. 4 представлен разрез подшипника скольжения с наклонными внутренними радиальными 5 участками рабочих поверхностей. На фиг. 5 представлен разрез подшипника скольжения с наклонными внутренними торцевыми 4 и радиальными 5 участками рабочих поверхностей.

Для обеспечения взаимозаменяемости с подшипниками качения без изменения габаритов и конструкций других деталей узла трения ширина подшипника Т, ширина С обоймы 1, ширина В корнтртела-втулки 2, наружный диаметр D обоймы 1 и внутренний d контртела-втулки 2 соответствуют стандартным размерным рядам роликоподшипников качения. Унификация размеров расширяет функциональные возможности подшипников скольжения, обеспечивая их взаимозаменяемость с подшипниками качения без изменения габаритов и конструкций других деталей узлов трения.

Обойму 1 или контртело-втулку 2 выполняют с антифрикционным покрытием 3 из эпоксидографитофторопласта, включающего эпоксидное связующее, политетрафторэтилен, графит и/или дисульфид молибдена, стекловолокно рубленое при следующем соотношении компонентов, мас.

Эпоксидное связующее 40-80 политетрафторэтилен 12-48 графит и/или дисульфид молибдена 3-10 стекловолокно рубленое 0,2-4 Количественный состав компонентов зависит от условий эксплуатации подшипника скольжения: удельное давление, скорости скольжения, температуры, среды. Оптимальный состав компонентов антифрикционного покрытия 3 иллюстрируется примерами (см. таблицу, где эпоксидное связующее включает эпоксидную смолу и отвеpдитель, напpимеp, ЭД-20 и полиэтиленполиамин ПЭПА.

Изготавливают подшипник, используя традиционную технологию: обойма 1 и контртело-втулка 2 выполняются токарной обработкой, антифрикционное покрытие 3 наносится центробежным способом формирования и подвергается термообработке для окончательной полимеризации композиционного покрытия, затем протачивают под требуемые номинальные размеры в определенных полях допусков на токарном станке.

Работает подшипник скольжения следующем образом.

Обойма 1 базируется на корпусной детали узла трения, а контртело-втулка 2 на валу (или оси). При вращении обоймы 1 или контртела-втулки 2 антифрикционное покрытие 3 воспринимает внешнюю нагрузку ступенчатой рабочей поверхностью: внутренними торцевыми участками 4 воспринимается осевая составляющая внешней нагрузки, а внутренними радиальными участками 5 рабочих поверхностей воспринимается радиальная составляющая внешней нагрузки. Композиционный материал антифрикционного покрытия 3 самосмазывающийся, т.е. может эксплуатироваться длительное время без смазки или в условиях ограниченной смазки. Уплотнительные радиальные участки рабочих поверхностей, образованные буртом контртела-втулки 2 в сопряжении с выточкой обоймы 1, служат для защиты от попадания абразивных частиц в зоны трения.

Формула изобретения

1. Подшипник скольжения, содержащий обойму с выточкой, сопряженную с ними контртело-втулку с буртом, образующие внутренние торцевые и опорные участки рабочих поверхностей, и закрепленное по рабочим поверхностям обоймы или контртела-втулки антифрикционное покрытие, отличающийся тем, что контртело-втулка размещена со смещением относительно обоймы по оси вращения подшипника, при этом один из ее внешних торцов расположен снаружи обоймы, а другой внутри обоймы.

2. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что внутренние торцевые и/или опорные участки рабочих поверхностей выполнены наклонными.

3. Подшипник по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что обойма и/или контртело-втулка выполнены с антифрикционным покрытием из эпоксидографитофторопласта, включающего эпоксидное связующее, политетрафторэтилен, графит и/или дисульфид молибдена, стекловолокно рубленое при следующем соотношении компонентов, мас.

Эпоксидное связующее 40 80 Политетрафторэтилен 12 48
Графит и/или дисульфид молибдена 3 10
Стекловолокно рубленое 0,2 4

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к радиально-упорному подшипнику скольжения, и может быть использовано в горнодобывающей промышленности на вращающихся деталях большого габарита и веса

Изобретение относится к теплоэнергетике , в частности к теплообменным аппаратам с реактивными гидровентиляторами

Изобретение относится к узлам и деталям машин, в частности к опорам скольжения, и может быть использовано в различных машинах и устройствах для восприятия нагрузок , изменяющихся по направлению их приложения

Опора вала // 1670212
Изобретение относится к химическому машиностроению и может быть использовано в аппаратах с перемешивающими устройствами

Изобретение относится к гидродинамическим радиально-упорным подшипникам скольжения с автоматическим накачиванием смазочного масла

Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорам скольжения судовых электрических машин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании опорно-упорных подшипников скольжения, предназначенных для работы в тяжелых условиях, например в качестве подшипников ротора паровой турбины, работающего при высоких нагрузках и частоте вращения, а кроме того, подверженного значительному нагреву

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения, испытывающих кроме радиальных нагрузок осевые перемещения и динамические нагрузки

Изобретение относится к устройству подшипника, в котором на пластине или на аналогичной поверхности двери, окна или подобной части конструкции закреплен подшипник, действующий как в осевом, так и в радиальном направлении, и на нем - ручка или другое воздействующее средство, поворачивающееся относительно пластины

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нефтехимической промышленности и холодильной технике

Изобретение относится к турбиностроению и предназначено для использования в подшипниках валопровода турбины

Изобретение относится к тяжелому машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения, испытывающих большие радиальные статические и динамические нагрузки, а также незначительные осевые смещения и нагрузки взамен самоустанавливающихся подшипников катков, колес, роликов балансиров перемещения металлоконструкций: кран-балок, консольно-козловых, козловых и башенных кранов, а также большегрузных тележек

Изобретение относится к области вращающихся машин

Изобретение относится к подшипнику скольжения для стойки подвески четырехколесного автомобиля

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к опорам скольжения валов
Наверх