Замок крышки люка летательного аппарата

 

Использование: изобретение относится к авиации, а более конкретно к замкам крышек летательного аппарата и предназначено для крепления крышек на поверхности аппарата. Сущность изобретения: межцентровое расстояние валов управляющей ручки и стопорного устройства выполнено в пределах 0,5oC0,85 длины ручки, законцовка которой выполнена с утонением открытой с конца конфигурации. 4 ил.

Изобретение относится к авиации, а более конкретно к замкам крышек летательного аппарата, и предназначено для крепления крышек на поверхности аппарата.

Известен замок крышки люка [1] содержащий подпружиненные штыри и наружную и внутреннюю ручку, кинематически связанные между собой и со штырями, причем в нем на общей оси с осью внутренней ручки закреплен рычаг, с которым одним концом шарнирно соединена тяга, к другому концу которой шарнирно подсоединен неподвижно размещенный во втулке корпуса наружной ручки шток с пазом, на уровне которого с зазором от штока расположен закрепленный на внешней ручке профилированный кулачок.

Известен также замок крышки люка летательного аппарата (см. чертеж 1.8601.0832.500 разработка АК им. С.В.Ильюшина), содержащий корпус, установленные на корпусе тандемом заподлицо с крышкой вал с управляющей ручкой и стопорное устройство нажимного действия на другом валу, выполненное в виде двуплечей защелки, функционально связанной с указанной ручкой, для ее фиксации в закрытом положении замка и поворота ручки с выходом за габарит крышки при снятии замка со стопора.

Тандемная компоновка ручки со стопорным устройством, при которой взаимодействие ручки с защелкой происходит на максимальном удалении от оси вала ручки, угол поворота которой и соответственно выход за габариты крышки при этом минимальный, создает неудобства при пользовании ручкой. Кроме того, тандемная компоновка ограничивает возможность уменьшить удаленность указанного взаимодействия, что существенно снижает эффективность стопорного устройства в части достаточности указанного угла поворота ручки.

Задачей изобретения является создание конструкции замка повышенной надежности, гарантирующей доступность управляющей ручки, вписанной в обводы крышки, без подпружинивания последней.

Технический эффект предлагаемой конструкции заключается в повышении надежности и эксплуатационных качеств замка при уменьшении габаритов.

Поставленная задача обеспечивается тем, что замок крышки люка летательного аппарата, содержащий корпус, установленные на корпусе заподлицо с крышкой вал с управляющей ручкой и стопорное устройство нажимного действия на другом валу, выполненное в виде двуплечей защелки, функционально связанной с указанной ручкой, согласно изобретению межцентровое расстояние валов управляющей ручки и стопорного устройства, выполнено в пределах 0,5-0,85 длины ручки, а законцовка ручки выполнена с утонением открытой с конца конфигурации.

Указанное соотношение является функциональным, т.к. характеризует оптимальное местоположение стопорного устройства, исходя из решения поставленной задачи и достижения указанного технического эффекта. Верхний предел (0,85) гарантирует компоновку стопорного устройства в габаритах управляющей ручки при минимально достаточном удобстве эксплуатации. Под удобством эксплуатации понимается доступность управляющей ручки после ее поворота с выходом за габарит крышки в результате снятия ручки со стопора. А нижний предел (0,5) обеспечивает вариантность компоновки, исходя из конкретной ситуации при неизменных параметрах собственно стопорного устройства. Вместе с этим законцовка ручки является единственной доступной частью ручки при указанном минимальном удобстве эксплуатации, поэтому конфигурация законцовки работает на удобство при эксплуатации.

Заявителю не известны источники информации, в которых описан замок крышки люка летательного аппарата с той же совокупностью существенных признаков, что дает основание считать, что предложенное решение соответствует критерию изобретения "новизна".

Заявителю не известны также источники информации, в которых та же задача решается совокупностью приведенных в описании отличительных признаков, что подтверждает соответствие предложенного решения критерию "изобретательский уровень".

На фиг. 1 показан общий вид предложенного замка; на фиг. 2 сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 вид по стрелке В на фиг. 1.

Замок крышки люка летательного аппарата содержит (см. фиг. 1-4) корпус 1, установленный на нем вал 2 с управляющей ручкой 3 и вал 4 со стопорным устройством нажимного действия, состоящим из поджатой пружиной 5 двуплечей защелки 6, установленной в пазу ручки 3 на валу 4.

Правое плечо защелки 6 установлено заподлицо с ручкой 3, входит с ней в зацепление и оформлено с лицевой стороны информационной гравировкой "нажим" и насечкой 7 по месту нажатия. Левым плечом защелка 6 фиксируется упором на корпус 1 в точке "а" усилием пружины 5 и имеет возможность взаимодействия с ручкой 3 по выполненному на ней скосу 8. Ручка 3 фиксируется, кроме защелки 6, упором 9 на корпусе 1.

Длина L ручки 3 выполнена исходя из удобства и приемлемости усилия при использовании замка. Межцентровое расстояние С выполнено 0,85 исходя из достаточности зазора H, вписываемости стопорного устройства в габариты ручки и приемлемости усилия нажатия в указанном месте стопорного устройства на перемещение запирающих элементов.

При нажатии в указанном месте защелка 6 поворачивается против часовой стрелки до упора на корпус 1 в точке "б" и выходит из зацепления с ручкой 3 правым плечом, а левым входит в контакт с ней по скосу 8 в точке "в" и поворачивает ручку 3 с валом 2 по часовой стрелке на угол достаточный для захвата конца ручки 3 пальцами 10, для чего законцовка выполнена с утонением открытой с конца конфигурации.

После того, как защелка 6 отпущена, пружина 5 возвращает ее в исходное положение, ручку 3 поворачивают по часовой стрелке до упора на корпус 1 в точке "г". При этом через вал 2 приводятся в движение запирающие люк элементы (условно не показаны).

Закрытие производится поворотом ручки 3 против часовой стрелки до контакта скосом 8 на защелку 6 в точке "д", при этом защелка 6 отходит поворотом против часовой стрелки на валу 4, ручка 3 ложится на упор 9, пружина 5 возвращает защелку 6 в исходное положение и происходит стопорение.

Предлагаемая конструкция замка повышенной надежности удобна в эксплуатации, т. к. предложенное отношение С/L гарантирует доступность управляющей ручки и уменьшение габаритов замка в целом, а также допускает вариантность исполнения.

Изготовление и сборка предложенного замка крышки люка летательного аппарата возможны в условиях существующего опытного и серийного производства.

Формула изобретения

Замок крышки люка летательного аппарата, содержащий корпус, установленные на корпусе заподлицо с крышкой вал с управляющей ручкой и стопорное устройство нажимного действия на другом валу, выполненное в виде двуплечей заделки, функционально связанной с указанной ручкой, отличающийся тем, что межцентровое расстояние валов управляющей ручки и стопорного устройства выполнено в пределах 0,5 0,85 длины ручки, кроме того, законцовка ручки выполнена с утонением открытой с конца конфигурации.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной и ракетной технике и может быть использовано в решении технической задачи согласования планера высокоскоростного летательного аппарата с двигательной установкой, включающей в себя маршевый воздушно-реактивный двигатель со входным устройством под фюзеляжной и боковой компоновки

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к системам управления створками бака для сброса жидкости в зону пожара

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к аварийно-спасательному оборудованию, в частности, компоновке надувного трапа экстренной эвакуации пассажиров

Изобретение относится к устройству для блокировки и разблокировки поворотной крышки люка, установленного, предпочтительно в перекрытии пассажирского салона самолета гражданской авиации, и ведущего в грузовой или бытовой отсек, находящийся под полом

Изобретение относится к авиа- и машиностроению, в частности к силовым замкам для быстросъемных силовых люков

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройствам управления грузовой дверью

Изобретение относится к самолетостроению, в частности к защелкам для самолетных панелей

Изобретение относится к авиационной и ракетной технике и может быть использовано в решении технической задачи согласования планера высокоскоростного летателльного аппарата с силовой установкой, включающее в себя воздушно-реактивный двигатель, расположенный под фюзеляжем

Изобретение относится к авиационной технике в частности к съемному оборудованию для крепления и фиксации в определенных положениях поддонов, контейнеров и платформ с грузами, размещаемых в грузовых отсеках летательных аппаратов

Замок // 2104216
Изобретение относится к общему машиностроению, в частности, к устройствам для одностороннего разъемного соединения двух и более элементов конструкций, и может быть использовано, в частности, в летательных аппаратах, автомашинах для крепления быстро- и легкосъемных элементов

Изобретение относится к машиностроени., а именно к конструкции люков летательных аппаратов и может применяться для открытия крышек люков и других транспортных средств

Изобретение относится к космическим летательным аппаратам и воздушно-космическим транспортным системам многоразового использования, орбитальным станциям и межпланетным короблям

Изобретение относится к средствам управления фонарем кабины самолета

Изобретение относится к авиационно-космической технике и может быть использовано для сброса давления из полости летательного аппарата, для обеспечения ее пыле- и влагозащищенности

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в конструкциях фюзеляжа, крыльев и т.д

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в конструкциях фюзеляжа, крыльев и т.д

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в конструкциях фюзеляжа, крыльев и т.д

Изобретение относится к устройствам термостатирования летательных, в частности космических, аппаратов, размещаемых под обтекателем ракеты-носителя при ее транспортировке к месту старта, при подготовке и проведении запуска
Наверх