Способ определения профессиональных возможностей и профобучения слабовидящих - инвалидов по зрению и стенд для его осуществления



Способ определения профессиональных возможностей и профобучения слабовидящих - инвалидов по зрению и стенд для его осуществления
Способ определения профессиональных возможностей и профобучения слабовидящих - инвалидов по зрению и стенд для его осуществления
Способ определения профессиональных возможностей и профобучения слабовидящих - инвалидов по зрению и стенд для его осуществления
Способ определения профессиональных возможностей и профобучения слабовидящих - инвалидов по зрению и стенд для его осуществления
Способ определения профессиональных возможностей и профобучения слабовидящих - инвалидов по зрению и стенд для его осуществления

 


Владельцы патента RU 2416823:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, ПРОТЕЗИРОВАНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ИМ. Г.А. АЛЬБРЕХТА ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ" (ФГУ "СПбНЦЭР им. Альбрехта Росздрава" (RU)

Изобретение относится к медико-социальной экспертизе и реабилитации инвалидов и может быть использовано для определения профессиональных возможностей, профобучения слабовидящих - инвалидов по зрению. Технически результат - обеспечение эффективности и точности определения профессиональных возможностей, профобучения слабовидящих. Способ заключается в том, что предлагается на стенде выполнить «N»-e количество тестовых работ, например сборочно-штамповочных, затем результат профтестирования анализируется и оценивается по определенным характеристикам. Стенд для определения профессиональных возможностей и профобучения слабовидящих - инвалидов по зрению - содержит вертикальную плоскость (1) стенда, шлем (2), соединенный с кнопкой (3) сброса информации по методикам БДТЯВ и КЧСМ, индикатор (4) для определения точки ясного виденья, установленный на вертикальной плоскости стенда и электрически соединенный с кнопкой (3) сброса информации по методикам БДТЯВ и КЧСМ, индикатор (5) определения критической частоты слияния световых мельканий, соединенный с ручкой (6) управления КЧСМ, счетчик (7) общего количеств изделий, находящихся в приемнике (8) готовой продукции, размещенном на горизонтальной плоскости (9) стенда, счетчик (10) правильно собранных изделий, соединенный электрически с механизмом (11) завальцовки и датчиком (12) отбраковки изделий, на горизонтальной плоскости (9) стенда также установлен таймер (13) отсчета времени с начала выполнения работы и N-e количество ячеек (14) для деталей изделий. 2 н.п. ф-лы, 3 ил., 3 табл.

 

Изобретение относится к медико-социальной экспертизе и реабилитации инвалидов и может быть использовано для определения профессиональных возможностей, профобучения слабовидящих - инвалидов по зрению (лиц с нарушениями зрительных функций).

Известны способы для профессионального отбора по зрению для людей (например, для авиадиспетчеров, операторов радиолокационных станций) с нормальным зрением, выполняющих визуальное обнаружение и опознавание объектов различных размеров и контрастности в условиях ненарушенных зрительных функций. Зрительные функции определяются путем измерений субъективных параметров, включающих статическую остроту зрения, величину поля зрения и порог глубинного зрения. При использовании этих способов в качестве зрительной нагрузки используются плоскопечатные оптотипы и таблицы с различными видами шрифтов (кольца Ландольта, шрифты и знаки Головена-Сивцева и др.).

Известны также приборы для субъективного определения офтальмоэргономических параметров здорового человека: ПЗЛ, АКА - 1. При этом поля зрения глаз измеряются методом периметрии на различных приборах. Имеются малогабаритные приборы серийного производства «Нептун» и «Контраст», разработанные специально для исследования зрительных возможностей здорового человека (например, для авиадиспетчеров, операторов радиолокационных станций), работающего в малогабаритных помещениях. Так, например, прибор «Нептун» предназначен для оценки профессиональнозначимых функций зрения здорового человека (журнал «Эргономика зрительной деятельности человека» В.В.Волков, А.В.Луизов, Б.В.Овчинников, Н.П.Травникова - Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1989 г., стр.96). Данный прибор используется для комплексного исследования зрительных функций (острота зрения, порог глубинного зрения) операторов, работающих в обычных производственных условиях. Прибор приставляется к глазам и устанавливается на наилучшую резкость изображения и точное соответствие расстояний между осями его окуляров (расстояние между зрачками глаз оператора). Установка на резкость производится отдельно для каждого глаза путем вращения оправы телескопических трубок (при этом светофильтры прибора должны быть выведены из поля зрения). Для определения остроты зрения необходимо, чтобы на основную часть прибора была надета насадка с надписью «Острота зрения». Приставив прибор к глазам и нажав кнопку, проверяют резкость фокусировки теста с кольцами Ландольта. Наблюдая в прибор, надо найти тот ряд с кольцами Ландольта, в котором можно еще уверенно различить глазом направление разрывов в кольцах на фоне заданной яркости. Для определения порогов глубинного зрения по признаку относительной удаленности используется насадка с надписью «Глубинное зрение». Включив осветитель и приставив прибор к глазам, устанавливают барабан отсчетного устройства на «ноль» и наблюдают на фоне освещенности, примерно равной 100 кд/м2 (без светофильтров). Поворачивая барабан, определяют тот момент, когда правый тест-объект окажется ближе левого. Снимают отсечку по барабану. Измерение повторяют не менее пяти раз. То же самое проделывают для случая, когда правый тест-объект окажется дальше левого. На основании полученных данных работодатель принимает решение о пригодности обследованного.

Общим недостатком рассмотренных способов и приборов является невозможность использования при определении профессиональных возможностей и профобучения слабовидящих - инвалидов по зрению.

Задача - обеспечение эффективности и точности определения профессиональных возможностей, профобучения слабовидящих - инвалидов по зрению.

Технический результат поставленной задачи достигается тем, что в способе определения профессиональных возможностей и профобучения слабовидящих - инвалидов, предлагается на стенде выполнить «N»-е количество тестовых работ, например сборочно-штамповочных, результат профтестирования анализируется и оценивается по следующим характеристикам: офтальмоэргономические и профессиональнозначимые; офтальмоэргономические характеристики оцениваются в баллах по методике определения критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ):

- умерено выраженные - до 10% - 1 балл;

- выраженные - от 11% до 30% - 2 балла:

- резко выраженные - от 30% и выше - 3 балла,

затем этот же параметр оценивается по методике определения ближайшей/ дальнейшей точки ясного виденья (БДТЯВ);

суммарный параметр офтальмоэргономических характеристик составит:

OF1=ОFББДТЯВ + ОFКЧСМ=1-2 балла;

OF2=ОFББДТЯВ + ОFКЧСМ=3-4 балла;

OF3=ОFББДТЯВ + ОFКЧСМ=5-6 баллов;

профессиональнозначимые характеристики определяются по следующим параметрам:

- производительность труда:

P-Ni-N(i-1)/Ti-T(i-1),

где Ni - количество собранных изделий в процессе выполнения работы - текущее измерение;

N(i-1) - количество собранных изделий предыдущего измерения;

Ti - время текущего измерения;

T(i-1) - время предыдущего измерения.

Технически результат поставленной задачи достигается также тем, что стенд для определения профессиональных возможностей и профобучения слабовидящих - инвалидов по зрению - содержит вертикальную плоскость стенда, шлем, соединенный с кнопкой сброса информации по методикам БДТЯВ и КЧСМ, индикатор для определения точки ясного виденья, установленный на вертикальной плоскости стенда и электрически соединенный с кнопкой сброса информации по методикам БДТЯВ и КЧСМ, индикатор определения критической частоты слияния световых мельканий, соединенный с ручкой управления КЧСМ, счетчик общего количеств изделий, находящихся в приемнике готовой продукции, размещенном на горизонтальной плоскости стенда, счетчик правильно собранных изделий, соединенный электрически с механизмом завальцовки и датчиком отбраковки изделий, на горизонтальной плоскости стенда также установлен таймер отсчета времени с начала выполнения работы и N-e количество ячеек для деталей изделий.

На фиг.1 представлен стенд для определения профессиональных возможностей и профобучения слабовидящих - инвалидов по зрению.

На фиг.2 представлена функционально-структурная схема стенда для определения профессиональных возможностей и профобучения слабовидящих - инвалидов по зрению.

На фиг.3 представлены графики динамики производительности труда и таблицы с нормативными профессиональнозначимыми показателями.

Стенд для определения профессиональных возможностей и профобучения слабовидящих - инвалидов по зрению - содержит:

вертикальную плоскость 1 стенда, шлем 2, соединенный с кнопкой 3 сброса информации по методикам БДТЯВ и КЧСМ, индикатор 4 для определения точки ясного виденья, установленный на вертикальной плоскости стенда и электрически соединенный с кнопкой 3 сброса информации по методикам БДТЯВ и КЧСМ, индикатор 5 определения критической частоты слияния световых мельканий, соединенный с ручкой 6 управления КЧСМ, счетчик 7 общего количеств изделий, находящихся в приемнике 8 готовой продукции, размещенном на горизонтальной плоскости 9 стенда, счетчик 10 правильно собранных изделий, соединенный электрически с механизмом 11 завальцовки и датчиком 12 отбраковки изделий. На горизонтальной плоскости 9 стенда также установлен таймер 13 отсчета времени с начала выполнения работы и N-e количество ячеек 14 для деталей изделий.

Способ определения профессиональных возможностей и профобучения слабовидящих - инвалидов по зрению - на стенде осуществляется следующим образом.

На первом этапе производится оценка офтальмоэргономических характеристик по методикам БДТЯВ и КЧСМ в следующей последовательности. Оператор сажает пациента - слабовидящего - инвалида по зрению - к стенду и надевает на него шлем 2. Оператор запускает таймер 13 отсчета времени с начала выполнения работы. Пациент движениями головы вперед/назад определяет расстояние до точек ближнего и дальнего ясного виденья. При этом он ориентируется на буквенный знак, установленный в индикаторе 4 для определения точки ясного виденья. Точка ближнего ясного виденья определяется, когда инвалид на ближайшем расстоянии четко (в фокусе) видит буквенный знак, установленный в индикаторе 4 для определения точки ясного виденья. Точка дальнего виденья определяется, когда буквенный знак, установленный в индикаторе 4 для определения точки ясного виденья, начинает размываться на максимальном удалении. Далее оператор предлагает определить критическую частоту слияния световых мельканий. Для этого инвалид пододвигается к индикатору 5 определения критической частоты слияния световых мельканий и смотрит на мигающий светодиод индикатора 5. Оператор увеличивает частоту мелькания светодиода при помощи ручки 6 управления КЧСМ до наступления момента слияния мельканий в ровный свет по словам пациента. Данная операция проводится каждые 15 минут в течение всего тестирования.

Результаты определения офтальмоэргономических параметров заносятся оператором в специальные таблицы.

Офтальмоэргономические характеристики оцениваются в баллах по методике определения критической частоты слияния световых мельканий (KЧCM):

- умерено выраженные - до 10% - 1 балл;

- выраженные - от 11% до 30% - 2 балла:

- резко выраженные - от 30% и выше - 3 балла,

затем этот же параметр оценивается по методике определения ближайшей/дальнейшей точки ясного виденья (БДТЯВ);

суммарный параметр офтальмоэргономических характеристик составит:

OF1=ОFББДТЯВ + ОFКЧСМ=1-2 балла;

OF2=ОFББДТЯВ + ОFКЧСМ=3-4 балла;

OF3=ОFББДТЯВ + ОFКЧСМ=5-6 баллов.

После определения офтальмоэргономических параметров пациент приступает к непосредственному выполнению технологических операций, например штамповки патронов для люминесцентных ламп. Слабовидящий - инвалид - из ячейки 14 берет корпус патрона, две контактные пластинки с винтами и вставляет их в пазы корпуса патрона таким образом, чтобы шляпки винтов были установлены снаружи корпуса патрона. После этого слабовидящий - инвалид - берет изоляционную крышку и закрывает установленную в корпус патрона контактную пару пластинок. Собранный патрон устанавливается инвалидом в механизм 11 завальцовки и имитируется прессование патрона путем одноразового поворота рукоятки механизма 11. Правильность сборки изделия определяется установкой собранного патрона в цокольном устройстве 12 «датчик отбраковки». Если патрон собран правильно, то идет сигнал на счетчик 10 правильно собранных изделий. После контроля патрон опускается в приемник 8 готовой продукции. Ритм и темп работы определяются оператором по счетчику 13 времени для определения ритма и темпа трудовой деятельности (производительности). Общее количество собранных изделий и количество правильно собранных изделий фиксируется на счетчике 7 общего количества изделий и счетчике 10 правильно собранных изделий соответственно. После завершения выполнения технологических операций оператор по полученным данным строит графики (фиг.3) и таблицы производительности труда. Профессиональнозначимые характеристики определяются по следующим параметрам:

- производительность труда:

P=Ni-N(i-1)/Ti-T(i-1),

где Ni - количество собранных изделий в процессе выполнения работы - текущее измерение;

N(i-1) - количество собранных изделий предыдущего измерения;

Ti - время текущего измерения;

T(i-1) - время предыдущего измерения.

Динамика производительности труда определяется путем построения графика за весь цикл работы. В зависимости от состояния организма и усталости пациента, а так же от нагрузки на органы зрения, вид кривой графика подразделяются на четыре вида:

а) от начала работы (точка 0) до точки 1 - производительность растет, затем она остается на одном уровне до точки 2, затем возрастает;

б) от начала работы (точка 0) до точки 1 - производительность растет, затем резко падает до точки 2 и остается на том же уровне;

в) от начала работы (точка 0) до точки 1 - производительность растет, затем она остается на одном уровне до точки 2, затем падает;

г) от начала работы (точка 0) до точки 1 - производительность растет, затем резко падает.

На основании всех полученных данных делаются выводы о профессиональных возможностях и профобучении слабовидящих - инвалидов.

Пример обследования слабовидящего - инвалида

Положительный эффект предлагаемого изобретения заключается в следующем: использование способа определения профессиональных возможностей и профобучения слабовидящих - инвалидов по зрению - позволяет значительно улучшить качество жизни слабовидящего за счет получения возможности трудиться, быть социально реабилитированным.

Способ определения профессиональных возможностей и профобучения слабовидящих - инвалидов по зрению - и стенд для его осуществления.

Оценка графиков динамики производительности приведена в таблице 1.

Вид графика динамики Балльность Координальные характеристики графиков
Вид №1 G1
Вид №2 G2
Вид №3 G3
Вид №4 G4

Врабатываемость в трудовой процесс характеризуется ростом производительности труда, определяется как угол наклона восходящей прямой из начала координат к оси - t - до точки перегиба А графика динамики производительности труда:

W=Pa/Та,

где Wa - врабатываемость в трудовой процесс;

Pa - прямая графика производительности труда до точки перегиба 1;

Та - время по оси - t - до перпендикуляра, опущенного из точки 1.

Нормативные показатели и оценка в баллах параметра врабатываемости в трудовой процесс представлена в таблице 2.

Таблица 2
Врабатываемость
Балльность
W1 W2 W3 W4
1 2 3 4
Группа инвалид. 1 и 2 3 Hopм 1 и 2 3 Hopм 1 и 2 3 Hopм Все
ПНМ №1 >2 0,8-2 <0,8 0,1

Нормативные показатели и оценка в баллах параметра точности представлены в таблице 3.

Таблица 3
Наименование параметра и балльность Т1, 1 балл Т2, 2 балла Т3,3 балла
Результат вычисления >0,7 0,5-0,7 <0,5

1. Способ определения профессиональных возможностей и профобучения слабовидящих - инвалидов, предлагается на стенде выполнить «N»-e количество тестовых работ, например сборочно-штамповочных, результат профтестирования анализируется и оценивается последующим характеристикам: офтальмоэргономические и профессионально значимые; офтальмоэргономические характеристики оцениваются в баллах по методике определения критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ):
умерено выраженные - до 10% - 1 балл;
выраженные - от 11% до 30% - 2 балла:
резко выраженные - от 30% и выше - 3 балла,
затем этот же параметр оценивается по методике определения
ближайшей/дальнейшей точки ясного виденья (БДТЯВ);
суммарный параметр офтальмоэргономических характеристик составит:
ОF1=ОFББДТЯВ + ОFКЧСМ=1-2 балла;
ОF2=ОFББДТЯВ + ОFКЧСМ=3-4 балла;
ОF3=ОFББДТЯВ + ОFКЧСМ=5-6 баллов;
профессионально значимые характеристики определяются по следующим параметрам:
производительность труда:
P=Ni-N(i-1)/Ti-T(i-1),
где Ni - количество собранных изделий в процессе выполнения работы - текущее измерение;
N(i-1) - количество собранных изделий предыдущего измерения;
Ti - время текущего измерения;
T(i-1) - время предыдущего измерения.

2. Стенд для определения профессиональных возможностей и профобучения слабовидящих - инвалидов по зрению содержит вертикальную плоскость стенда, шлем, соединенный с кнопкой сброса информации по методикам БДТЯВ и КЧСМ, индикатор для определения точки ясного виденья, установленный на вертикальной плоскости стенда и электрически соединенный с кнопкой сброса информации по методикам БДТЯВ и КЧСМ, индикатор определения критической частоты слияния световых мельканий, соединенный с ручкой управления КЧСМ, счетчик общего количеств изделий, находящихся в приемнике готовой продукции, размещенном на горизонтальной плоскости стенда, счетчик правильно собранных изделий, соединенный электрически с механизмом завальцовки и датчиком отбраковки изделий, на горизонтальной плоскости стенда также установлен таймер отсчета времени с начала выполнения работы и N-e количество ячеек для деталей изделий.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сфере образования и, в частности, к средствам обучения. .

Изобретение относится к магнитным материалам, которые могут использоваться для отображения информации, и способствует повышению информативности, наглядности, игрового и занимательного эффектов.

Изобретение относится к системе транспортного обслуживания, к специальному образованию, в частности, для обучения логистике, для планирования и анализа индивидуальных туристических маршрутов, а также в качестве игрового элемента для развлечения и развития пространственного воображения.

Изобретение относится к психофизиологии и компьютерной технологии и может быть использовано для профессиональной подготовки операторов персонального компьютера через подключение по локальной сети или Интернет.

Изобретение относится к учебной гитаре для вокалистов-любителей. .

Изобретение относится к способам и средствам обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста началам грамоты. .

Изобретение относится к системе и способу обучения и может быть использовано для групповой и/или индивидуальной подготовки и повышения квалификации персонала, эксплуатирующего и обслуживающего сложное техническое оборудование, например основных и вспомогательных объектов магистральных газопроводов (МГ)
Изобретение относится к области изучения иностранных языков, к способам контекстного запоминания лексических единиц и выражений и может быть использовано для быстрого восприятия и запоминания большого количества иностранных слов и фраз, формирования необходимой словарной базы, а также понимания иностранной речи на слух и, кроме того, значительного увеличения уже имеющегося иностранного словарного запаса

Изобретение относится к средствам обучения

Изобретение относится к области образования

Изобретение относится к учебным пособиям, помогающим устному счету

Изобретение относится к автоматизированным учебно-тренировочным средствам обучения персонала по обслуживанию и эксплуатации нефтепромыслового оборудования в режиме реального времени

Изобретение относится к обучению, преимущественно иностранным языкам

Изобретение относится к области электронного обучения

Изобретение относится к области образования, а именно к способам постановки произношения при обучении иностранному языку
Наверх