Тормозной диск оси колёсной пары железнодорожного транспортного средства (варианты)

Группа изобретений относится к области железнодорожного транспорта, а именно к устройствам тормозных дисков, установленных на осях колесных пар. Тормозной диск содержит ступицу, венец и кольцевую накладку с выполненной по внутреннему диаметру со стороны венца цилиндрической проточкой, соединенные посредством размещенных по концентрической окружности их сопряжения стягивающих элементов. Между кольцевой накладкой и венцом установлено плоское кольцо. По первому варианту плоское кольцо воздействует через разрезное кольцо круглого сечения на коническую поверхность ступицы и на сопрягаемую со ступицей цилиндрическую поверхность венца. По второму варианту плоское кольцо воздействует через разрезное кольцо круглого сечения на цилиндрическую поверхность ступицы и на сопрягаемую со ступицей коническую поверхность венца. Достигается повышение надежности работы тормозного диска оси колесной пары железнодорожного транспортного средства вследствие упрощения конструкции сопрягаемых поверхностей венца, ступицы и их соединений. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к железнодорожным транспортным средствам и касается устройств тормозных дисков, установленных на осях колесных пар.

Известен тормозной диск тележки железнодорожного вагона, содержащий венец и ступицу, соединенные друг с другом посредством размещенных по концентрической окружности их сопряжения крепежных узлов, каждый из которых представляет собой цилиндрический валик, установленный в соосные отверстия венца и ступицы, с односторонним зазором относительно венца со стороны центра диска, при этом на цилиндрическом валике в зоне его расположения в отверстии венца выполнена односторонняя эксцентрическая проточка /1/.

Недостатками известного тормозного диска являются: сложность изготовления цилиндрического валика, необходимость его фиксации при монтаже в строго ориентированном положении, а также снижение прочности цилиндрического валика из-за эксцентрической проточки, которая может привести к его «срезу» при работе тормозного диска.

Известен диск тормоза рельсового транспорта, содержащий ступицу и кольцевой венец, соединенные посредством упругосопряженных с отверстиями венца и ступицы втулок с продольным сквозным разрезом, и устройства для фиксации указанных втулок и венца на ступице. Оси отверстий расположены по образующим сопряжения венца со ступицей, а указанное устройство выполнено в виде накладок, закрывающих с двух сторон упомянутые отверстия, связанных между собой посредством стягивающих элементов, пропущенных через втулки /2/.

Недостатками известного тормозного диска являются: жесткое закрепление болта и стопорной шайбы в накладках, что приводит к дополнительным усилиям на разрыв от температурного расширения при нагреве тормозного диска при торможении, повышенный нагрев венца тормозного диска из-за недостаточного отвода тепла в ступицу через втулки с продольным сквозным разрезом.

Известен тормозной диск тормозного устройства тележки железнодорожного вагона, принятый за прототип, содержащий ступицу, венец, соединенные между собой разрезными втулками и болтовыми соединениями, сгруппированными попарно и разнесенными по окружности, при этом вентиляционные окна выполнены частично в ступице, частично в венце и расположены между попарно сгруппированными разрезными втулками и болтовыми соединениями /3/.

Недостатками известного тормозного диска являются: сложность изготовления сопрягаемых поверхностей венца и ступицы и их соединений, отсутствие фиксации разрезной втулки в строго ориентированном положении, от которого зависит компенсация тепловых деформаций и балансировка венца, что снижает надежность работы тормозного диска при торможениях железнодорожного вагона.

Техническим результатом заявленного изобретения является повышение надежности работы тормозного диска оси колесной пары железнодорожного транспортного средства вследствие упрощения конструкции сопрягаемых поверхностей венца, ступицы и их соединений, обеспечивающей нормальную балансировку венца со ступицей и сохранение балансировки при расширении венца вследствие нагрева при торможениях.

Указанный технический результат достигается тем, что в первом варианте тормозной диск оси колесной пары железнодорожного транспортного средства, содержащий ступицу, венец и кольцевую накладку, соединенные посредством размещенных по концентрической окружности их сопряжения стягивающих элементов, между кольцевой накладкой и венцом установлено плоское кольцо, воздействующее через разрезное кольцо круглого сечения на коническую поверхность ступицы и на сопрягаемую со ступицей цилиндрическую поверхность венца, а в кольцевой накладке по внутреннему диаметру со стороны венца выполнена цилиндрическая проточка.

Во втором варианте тормозной диск оси колесной пары железнодорожного транспортного средства, содержащий ступицу, венец и кольцевую накладку, соединенные посредством размещенных по концентрической окружности их сопряжения стягивающих элементов, между кольцевой накладкой и венцом установлено плоское кольцо, воздействующее через разрезное кольцо круглого сечения на цилиндрическую поверхность ступицы и на сопрягаемую со ступицей коническую поверхность венца, а в кольцевой накладке по внутреннему диаметру со стороны венца выполнена цилиндрическая проточка.

В обоих вариантах возможна установка между плоским кольцом и разрезным кольцом круглого сечения, по меньшей мере, одного плоского регулировочного кольца, а кольцевая накладка, плоское кольцо и плоское регулировочное кольцо могут быть выполнены составными, состоящими, по меньшей мере, из двух частей.

Сущность предлагаемого изобретения представлена на следующих чертежах:

- на фиг. 1 - общий вид тормозного диска по первому варианту;

- на фиг. 2 - фрагмент А фиг. 1 - установка плоского регулировочного кольца по первому варианту;

- на фиг. 3 - общий вид тормозного диска по второму варианту;

- на фиг. 4 - фрагмент Б фиг. 3 - установка плоского регулировочного кольца по второму варианту.

Тормозной диск по первому варианту (фиг. 1) расположен на оси 1 колесной пары железнодорожного транспортного средства (на чертеже не показана) и состоит из ступицы 2, венца 3, кольцевой накладки 4, соединенных посредством размещенных по концентрической окружности их сопряжения стягивающих элементов 5. Между кольцевой накладкой 4 и венцом 3 установлено плоское кольцо 6, воздействующее через разрезное кольцо 7 круглого сечения на коническую поверхность 8 ступицы 2 (фиг. 2) и на сопрягаемую со ступицей цилиндрическую поверхность 9 венца 3. В кольцевой накладке 4 по внутреннему диаметру со стороны венца 3 выполнена цилиндрическая проточка 10. Между плоским кольцом 6 и разрезным кольцом 7 круглого сечения возможна установка, по меньшей мере, одного плоского регулировочного кольца 11.

Тормозной диск по второму варианту (фиг. 3) расположен на оси 1 колесной пары железнодорожного транспортного средства (на чертеже не показана) и состоит из ступицы 2, венца 3, кольцевой накладки 4, соединенных посредством размещенных по концентрической окружности их сопряжения стягивающих элементов 5. Между кольцевой накладкой 4 и венцом 3 установлено плоское кольцо 6, воздействующее через разрезное кольцо 7 круглого сечения на цилиндрическую поверхность 12 ступицы 2 (фиг. 4) и на сопрягаемую со ступицей коническую поверхность 13 венца 3. В кольцевой накладке 4 по внутреннему диаметру со стороны венца 3 выполнена цилиндрическая проточка 10. Между плоским кольцом 6 и разрезным кольцом 7 круглого сечения возможна установка, по меньшей мере, одного плоского регулировочного кольца 11.

Тормозной диск оси колесной пары железнодорожного транспортного средства собирается и работает следующим образом.

После изготовления и балансировки венца 3 и ступицы 2 они собираются непосредственно на оси 1 колесной пары железнодорожного транспортного средства.

При вращении оси 1 колесной пары железнодорожного транспортного средства, в первом варианте, центрированное положение венца 3 на ступице 2 при воздействии динамических сил обеспечивается в результате воздействия плоского кольца 6 через разрезное кольцо круглого сечения 7 на коническую поверхность 8 ступицы 2 и находящимся в плотном контакте с сопрягаемой со ступицей 2 цилиндрической поверхностью 9 венца 3.

Во втором варианте центрированное положение венца 3 на ступице 2 при воздействии динамических сил обеспечивается в результате воздействия плоского кольца 6 через разрезное кольцо 7 круглого сечения на цилиндрическую поверхность 12 ступицы 2 и находящимся в плотном контакте с сопрягаемой со ступицей 2 конической поверхностью 13 венца 3.

При расширении венца 3 вследствие нагрева при торможениях сохраняется его центрированное положение относительно ступицы 2 в результате воздействия плоского кольца 6 на разрезное кольцо 7 круглого сечения, уплотняющее образовавшийся из-за нагрева зазор между конической поверхностью 8 ступицы 2 и сопрягаемой со ступицей 2 цилиндрической поверхностью 9 венца 3 по первому варианту и уплотняющее образовавшийся из-за нагрева зазор между цилиндрической поверхностью 12 ступицы 2 и сопрягаемой со ступицей 2 конической поверхностью 13 венца 3 по второму варианту.

При охлаждении венца 3 разрезное кольцо 7 круглого сечения возвращается в исходное состояние вследствие уменьшения зазора между сопряженными радиальными поверхностями венца 3 и ступицы 2, воздействуя на плоское кольцо 6, для осевой податливости которого в кольцевой накладке 4 по внутреннему диаметру со стороны венца 3 выполнена цилиндрическая проточка 8.

Установка одного или нескольких плоских регулировочных колец 11 между плоским кольцом 6 и разрезным кольцом 7 круглого сечения увеличивает усилие, действующее от плоского кольца 6 на разрезное кольцо 7 круглого сечения, находящимся в плотном контакте с сопряженными радиальными поверхностями венца 3 и ступицы 2 в обоих вариантах, центрируя венец 3 относительно ступицы 2 и повышая уравновешенность тормозного диска.

Для упрощения монтажа и регулировок, повышающих уравновешенность тормозного диска в эксплуатации кольцевая накладка 4, плоское кольцо 6 и плоское регулировочное кольцо 11 в обоих вариантах могут быть выполнены составными, состоящими, по меньшей мере, из двух частей.

Таким образом, в предлагаемом тормозном диске оси колесной пары железнодорожного транспортного средства упрощена конструкция сопрягаемых поверхностей венца, ступицы и их соединений, обеспечивающая центрированное положение венца относительно ступицы, поддерживается нормальная балансировка венца при действии динамических сил и при расширении венца вследствие нагрева при торможениях и, следовательно, повышается надежность и безопасность работы тормозного диска в эксплуатации.

Источники информации

1. SU, авт. свид. №1625750 А1, МПК B61H 5/00, опубл. 07.02.91.

2. RU, полезная модель №7650 U1, МПК B61H 5/00, опубл. 16.09.98.

3. RU, патент №125152 U1, МПК B61H 5/00, опубл. 27.02.13.

1. Тормозной диск оси колесной пары железнодорожного транспортного средства, содержащий ступицу, венец и кольцевую накладку, соединенные посредством размещенных по концентрической окружности их сопряжения стягивающих элементов, отличающийся тем, что между кольцевой накладкой и венцом установлено плоское кольцо, воздействующее через разрезное кольцо круглого сечения на коническую поверхность ступицы и на сопрягаемую со ступицей цилиндрическую поверхность венца, а в кольцевой накладке по внутреннему диаметру со стороны венца выполнена цилиндрическая проточка.

2. Тормозной диск оси колесной пары железнодорожного транспортного средства по п. 1, отличающийся тем, что между плоским кольцом и разрезным кольцом круглого сечения установлено, по меньшей мере, одно плоское регулировочное кольцо.

3. Тормозной диск оси колесной пары тележки железнодорожного транспортного средства по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что кольцевая накладка, плоское кольцо и плоское регулировочное кольцо выполнены составными, состоящими, по меньшей мере, из двух частей.

4. Тормозной диск оси колесной пары железнодорожного транспортного средства, содержащий ступицу, венец и кольцевую накладку, соединенные посредством размещенных по концентрической окружности их сопряжения стягивающих элементов, отличающийся тем, что между кольцевой накладкой и венцом установлено плоское кольцо, воздействующее через разрезное кольцо круглого сечения на цилиндрическую поверхность ступицы и на сопрягаемую со ступицей коническую поверхность венца, а в кольцевой накладке по внутреннему диаметру со стороны венца выполнена цилиндрическая проточка.

5. Тормозной диск оси колесной пары тележки железнодорожного транспортного средства по п. 4, отличающийся тем, что между плоским кольцом и разрезным кольцом круглого сечения установлено, по меньшей мере, одно плоское регулировочное кольцо.

6. Тормозной диск оси колесной пары тележки железнодорожного транспортного средства по пп. 4 и 5, отличающийся тем, что кольцевая накладка, плоское кольцо и плоское регулировочное кольцо выполнены составными, состоящими, по меньшей мере, из двух частей.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к области транспортного машиностроения, а именно к дисковым тормозным устройствам. Тормозной диск включает в себя цилиндрическую ступицу, фрикционное кольцо и конусообразный фланец, соединяющий ступицу с фрикционным кольцом.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к вентилируемым дисковым тормозным устройствам. Ротор тормозного диска имеет форму цилиндрической плиты с кольцевой геометрией и с осью круговой симметрии для его наружной окружности и его внутренней окружности и имеет центральное отверстие, симметричное по отношению к оси.

Группа изобретений относится к области машиностроения, а именно к дискам для дискового тормоза транспортных средств. Тормозная пластина диска выполнена из первого материала, предназначенного для тормозного воздействия, прикладываемого колодками к тормозным поверхностям.

Группа изобретений относится к области машиностроения, в частности к фрикционным дискам, имеющим на поверхности трения углубления. Фрикционный диск содержит металлический каркас с восемью выемками по наружному контуру каркаса и восемью отверстиями.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным дискам тормозных систем транспортных средств. Тормозной диск содержит цельный корпус, образованный фрикционным круговым венцом и ступицей, передающей момент сил на весь диск.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Тормозной вентилируемый диск содержит фрикционное кольцо, состоящее из двух разделенных перемычками отдельных колец, и несущую часть, по окружности которой предусмотрено несколько соединенных с ней соединительных частей.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Тормозной вентилируемый тормозной диск содержит фрикционное кольцо и несущую часть, по окружности которой предусмотрено несколько заделанных в нее соединительных частей, выступающих в отверстия во фрикционном кольце.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Тормозной диск вала для рельсового транспортного средства содержит фрикционное кольцо, прикрепленное к ступице посредством винтов.

Колесо содержит тело (1) и тормозные диски (2), присоединенные к нему с обеих сторон посредством крепежных элементов. На соответствующих участках прилегания тормозных дисков (2) к телу (1) колеса расположен высоконагружаемый механически и термически промежуточный слой (7).

Немоторная тележка содержит две колесные пары (1), установленные на раме (2). Каждая колесная пара содержит ось (3), два напрессованных на нее колеса (4), каждое из которых имеет на дисковой части по два тормозных диска (5), и две буксы (6).

Изобретение относится к тормозному оборудованию железнодорожных транспортных средств, в частности к дисковым тормозам. Дисковый тормоз состоит из корпуса с подвесом, расположенным на подрессоренной раме транспортного средства, пространственного клещевого механизма с параллелограммными контурами, содержит тормозной цилиндр, рычаги, суппорт, тяги, башмаки с фрикционными накладками.

Моторная тележка содержит две моторные колесные пары (1), установленные на раме (2). Каждая колесная пара содержит ось (3), жестко установленную на ней резинометаллическую клиновую муфту (4) для передачи тягово-тормозного момента к оси от моторно-редукторного блока (5), установленного на поперечной балке (6) рамы посредством резинометаллических шарниров (7) и на оси посредством муфты (4).

Группа изобретений относится к области транспортного машиностроения, а именно к дисковым тормозным устройствам. Тормозной диск включает в себя цилиндрическую ступицу, фрикционное кольцо и конусообразный фланец, соединяющий ступицу с фрикционным кольцом.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к зажимным тормозным устройствам. Клещевое тормозное устройство содержит тормозную колодку, осуществляющую приложение силы трения посредством скольжения в контакте с диском, основной корпус клещей, прикрепленный к транспортному средству, и исполнительное устройство, осуществляющее прижатие тормозной колодки к диску.

Изобретение относится к тормозному оборудованию железнодорожных транспортных средств, в частности к дисковым тормозам. Тормозной блок состоит из корпуса с подвесом, расположенным на подрессоренной раме транспортного средства, клещевого механизма, содержащего рычаги, тормозной цилиндр, башмаки, авторегулятор зазора между накладками и диском с храповым механизмом и привод авторегулятора.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к дисковым тормозным устройствам рельсовых транспортных средств. Дисковое тормозное устройство содержит тормозной диск для установки на шасси и тормозную систему для обеспечения тормозного усилия.

Изобретение относится к области железнодорожного и промышленного транспорта, в частности к тормозным накладкам дисковых тормозов. Накладка содержит несущую плиту и множество фрикционных элементов.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и касается конструкции тормозных накладок дисковых тормозов. Тормозная накладка содержит закрепленные на металлическом тыльнике фрикционные элементы с пазами.

Изобретение относится к тормозному оборудованию железнодорожных транспортных средств, в частности к дисковым тормозам. Дисковый тормоз состоит из корпуса, расположенного на подрессоренной раме транспортного средства с клещевым параллелограммным механизмом, механизма-усилителя, колодок и фрикционных накладок, взаимодействующих с тормозным диском.

Изобретение относится к тормозному оборудованию железнодорожных транспортных средств, в частности к накладкам тормозных колодок для дисковых тормозных механизмов. Накладка тормозной колодки содержит несколько присоединенных к держателю накладки элементов накладки, из которых каждый имеет несущую пластину и закрепленные на ней, вложенные с обратной стороны в приемные элементы, а также фрикционные элементы. Несущая пластина выполнена с возможностью осуществления опрокидывающего движения и удерживается на держателе накладки. В несущей пластине, смежно с приемными элементами, предусмотрено увеличивающее поверхность несущей пластины углубление. Достигается увеличение срока службы. 9 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх