Способ разработки вскрышных пород

Изобретение относится к горно-добывающей промышленности и может быть использовано при открытой комбинированной разработке пластовых месторождений с двумя угольными пластами, с поочередной выемкой пластов и междупластья и технологией вскрышных работ на базе транспортно-бестранспортной системы разработки. Техническим результатом является снижение себестоимости вскрышных работ и уменьшение вредных выбросов в атмосферу. Способ включает бурение блока и взрывание вскрышного уступа, экскавацию взорванных пород с кровли верхнего пласта полезного ископаемого в предотвал, последующую экскавацию предотвала и оставшихся объемов породы в конечный контур отвала, бурение, взрывание и отработку верхнего пласта полезного ископаемого, бурение, взрывание и отработку междупластья по бестранспортной технологии с экскавацией пород внутренней вскрыши в специально созданные отвальные емкости. При этом на участках, где ранее такие емкости не были созданы, их создают после выкладки в отвал пород внешней вскрыши, путем снятия драглайном слоя породы, с боковой поверхности внутреннего отвала, куда впоследствии после отработки верхнего пласта полезного ископаемого складируют породы междупластья. Причем глубину этого слоя определяют из соотношения. 2 ил.

 

Изобретение относится к горно-добывающей промышленности и может быть использовано при открытой комбинированной разработке пластовых месторождений с двумя угольными пластами, с поочередной выемкой пластов и междупластья и технологией вскрышных работ на базе транспортно-бестранспортной системы разработки.

Известен способ бестранспортной разработки вскрышных пород для поочередной выемки двух угольных пластов и междупластья, включающий ряд усложненных технологических схем [1].

Общим в этих схемах является наличие подготовленного пространства со стороны внутренних отвалов для укладки внешней и внутренней вскрыши (междупластья). Междупластье может разрабатываться как непосредственно с его кровли, так и с предотвала. Экскавация по этим схемам осуществляется с верхним и нижним черпанием, и предусматривается последовательная расстановка оборудования (работа друг за другом). Основным недостатком этих схем являются значительные объемы переэкскавации, неадаптированность их к условиям месторождений зоны многолетней мерзлоты (криолитозоны).

Месторождения криолитозоны характеризуются такими особенностями, при которых прямое использование вышеуказанных технологических схем невозможно. К этим особенностям следует отнести обязательную буровзрывную подготовку, смерзание взорванных пород после взрыва, невозможность работы с верхним черпанием и обычно отсутствие емкостей для внутренней вскрыши (междупластья) со стороны внутренних отвалов.

Смерзание породы ограничивает длину экскаваторного блока. По правилам безопасности, расстояние между экскаваторами должно быть не менее 2-х радиусов черпания (с учетом заброса ковша - для драглайнов). Учитывая значительные объемы переэкскавации по вышеуказанным схемам, а также время подготовительных операций по установке экскаватора на предотвал, планировочные работы, последовательная работа драглайнов представляется весьма проблематичной. Для разработки смерзающихся взорванных многолетнемерзлых вскрышных пород предложен способ разработки, в котором посредством специальной организации работ и путем ограничения длины экскаваторного блока в зависимости от определяющих факторов можно значительно снизить или даже полностью исключить влияние вторичного смерзания породы [2].

Недостатком этого способа является то, что он предусматривает отработку междупластья по транспортной схеме (ЭКГ + автотранспорт), что приводит к высокой себестоимости разработки 1 м3 вскрышных пород и влечет за собой вредные выбросы в атмосферу от автотранспорта.

В этой связи наиболее близким по технической сути и достигаемому эффекту является способ разработки вскрышных пород, включающий бурение блока и взрывание вскрышного уступа, экскавацию взорванных пород с кровли верхнего пласта полезного ископаемого в предотвал, последующую экскавацию предотвала и оставшихся объемов породы в конечные контуры отвала, бурение, взрывание и отработку верхнего пласта полезного ископаемого, бурение, взрывание и отработку междупластья по бестранспортной технологии в созданные путем смещения драглайна на необходимую величину в сторону выработанного пространства специальные отвальные емкости на заранее определенных участках, пригодных для отработки этого породного прослоя по бестранспортной технологии [3].

Оценку возможности укладки драглайном пород междупластья в конечный контур отвала и выделение участков его бестранспортной отработки осуществляют исходя из параметров экскаватора и параметров рабочей зоны: мощностей вскрыши, пластов полезного ископаемого, мощности междупластья, ширины заходки.

Длина создаваемой емкости определится следующим образом.

Пусть hм - мощность междупластья, м;

Aзах - ширина экскаваторной заходки, м;

Lбестр - длина участка по фронту работ, на котором возможно применение бестранспортной технологии отработки междупластья;

Vм - объем междупластья на данном участке фронта работ, м3;

Vм=hм·Азах·Lбестр,

hотк - длина откоса отвала, м;

m - принятая глубина емкости, м;

Lемк - длина создаваемой емкости, м.

Объем создаваемой емкости должен быть равен объему междупластья, который необходимо уложить в отвал драглайном:

Vм=hм·Азах·Lбестр=hотк·m·Lемк.

И тогда необходимая длина создаваемой емкости:

Lемк=Vм/hотк·m, м.

Параметр "m" характеризует также величину смещения оси драглайна в сторону выработанного пространства при создании специальной емкости. Этот параметр зависит от мощности междупластья и объемов переэкскавации при создании отвальной емкости.

Из анализа вышеприведенных аналогов видно, что при открытой комбинированной разработке пластовых месторождений с двумя угольными пластами, с поочередной выемкой пластов и междупластья бестранспортная отработка междупластья известна. Породы междупластья складируются в данном случае в предварительно созданные в процессе отработки внешней вскрыши отвальные емкости. При этом существует ограничение по высоте вскрышного уступа, при его разработке, связанное с техническими характеристиками драглайна. То есть, предварительное формирование отвальной емкости в процессе отработки внешней вскрыши может быть технически невозможно. При недостаточных параметрах драглайна (главное здесь высота разгрузки и длина стрелы) междупластье отрабатывается по транспортной технологии.

Следует отметить, что в таких условиях создание отвальной емкости вторым драглайном, идущим последовательно с предотвала, трудноосуществимо по причине коротких длин взрываемых блоков ввиду их повторного смерзания и требования правил безопасности по расстоянию между экскаваторами. Поэтому задача драглайна, отрабатывающего вскрышной уступ максимально, быстро выложить весь объем породы в отвал вместе с предотвалом.

Однако существует возможность создания отвальной емкости для пород междупластья, а также отработки междупластья по бестранспортной технологии и в этих условиях.

Предлагаемый способ разработки вскрышных пород, включающий бурение блока и взрывание вскрышного уступа, экскавацию взорванных пород с кровли верхнего пласта полезного ископаемого в предотвал, последующую экскавацию предотвала и оставшихся объемов породы в конечный контур отвала, бурение, взрывание и отработку верхнего пласта полезного ископаемого, бурение, взрывание и отработку междупластья по бестранспортной технологии с экскавацией пород внутренней вскрыши в специально созданные отвальные емкости, отличающийся тем, что на участках, где ранее такие емкости не были созданы, их создают после выкладки в отвал пород внешней вскрыши, путем снятия драглайном слоя породы, с боковой поверхности внутреннего отвала, куда впоследствии после отработки верхнего пласта полезного ископаемого складируют породы междупластья, при этом глубину этого слоя (отвальной емкости) определяют из соотношения

m=V/h, м,

где V - объем междупластья (внутренней вскрыши), подлежащий выкладке в контур внутреннего отвала, м3/пог.м;

V=hm·Aзах·kр, м3;

h - длина боковой поверхности контура внутреннего отвала, м.

Междупластье никогда не отрабатывается сразу после отсыпки пород вскрышного уступа в отвал. Всегда существует определенный временной лаг между началом работ по отработке междупластья и периодом формирования контура внутреннего отвала. В этот период последовательно происходят следующие события: рабочая зона драглайна отодвигается все дальше и дальше от участка отсыпки отвала, через какое-то время формируются транспортные коммуникации для доступа к верхнему пласту полезного ископаемого, затем начинается добыча верхнего пласта полезного ископаемого. И только после отработки верхнего пласта полезного ископаемого можно начинать отработку междупластья. На практике это обычно несколько месяцев. Таким образом, существует возможность сформировать отвальную емкость для пород междупластья не в процессе, а после отработки вскрышного уступа с поверхности отвала.

Все это говорит о том, что предлагаемое изобретение обладает новизной и изобретательным уровнем.

Предлагаемая технология имеет следующие преимущества по сравнению с прототипом:

- снижается себестоимость разработки междупластья;

- сокращаются объемы транспортной вскрыши, вследствие чего часть парка автотранспорта высвобождается для работы на других более сложных участках разработки;

- уменьшаются вредные выбросы в атмосферу.

Возможность осуществления данного способа разработки вскрышных пород зависит от горно-технических условий месторождения, параметров рабочей зоны карьера и параметров вскрышного оборудования - экскаватора-драглайна.

На фиг. 1 и 2 показан способ разработки вскрышных пород с созданием специальных отвальных емкостей для пород междупластья.

Способ осуществляется следующим образом. После производства буровзрывных работ на уступе внешней вскрыши экскаватор начинает экскавацию развала взорванной породы в конечные контуры отвала. При этом на заранее определенных участках, пригодных для отработки междупластья по бестранспортной технологии, драглайн смещают на необходимую величину "m" в сторону выработанного пространства и создают специальную отвальную емкость (фиг. 1). Длина этой емкости определится из выражения Lемк=Vм/hотк·m, м.

На участках, где такие емкости по каким-либо причинам не созданы, отсыпку отвала осуществляют обычным способом, без смещения оси экскаватора.

После отработки по фронту работ вскрышного уступа отрабатывают верхний пласт полезного ископаемого. На участках, где ранее такие емкости не были созданы, их создают после выкладки в отвал пород внешней вскрыши, путем снятия драглайном слоя необходимой глубины, с боковой поверхности внутреннего отвала, куда впоследствии после отработки верхнего пласта полезного ископаемого складируют породы междупластья.

Глубина этого слоя (отвальной емкости) определяется как

m=V/h, м,

где V - объем междупластья (внутренней вскрыши), подлежащий выкладке в контур внутреннего отвала, м3/пог.м;

V=hm·Aзах·kр, м3;

h - длина боковой поверхности контура внутреннего отвала, м.

После этого отрабатывают нижний пласт полезного ископаемого.

Источники информации

1. М.И. Щадов, К.Е. Винницкий, М.Г. Потапов и др. Развитие техники и технологии открытой угледобычи. - М.: Недра, 1987. - 237 с.

2. Авторское свидетельство №1624152, кл. E21C 41/00. Способ разработки вскрышных пород / И.И. Заудальский, А.С. Марченко, C.H. Петров и др. (СССР); Заявл. 17.10.1998; Опубл. 01.10.1990. // Открытия, изобретения. - 1991. №4. - С.89.

3. Пат. 2299985 Российская Федерация МПК E21C 41/26. Способ разработки вскрышных пород [Текст] / Панишев СВ., Сердобинцев В.В., Аксененко С.А., Стриганов В.В.; заявитель и патентообладатель Институт горного дела Севера им. Н.В. Черского СО РАН. - №2005117488/03; заявл. 07.06.2005; опубл. 27.05.2007, Бюл. №15. - 6 с: ил.

Способ разработки вскрышных пород, включающий бурение блока и взрывание вскрышного уступа, экскавацию взорванных пород с кровли верхнего пласта полезного ископаемого в предотвал, последующую экскавацию предотвала и оставшихся объемов породы в конечный контур отвала, бурение, взрывание и отработку верхнего пласта полезного ископаемого, бурение, взрывание и отработку междупластья по бестранспортной технологии с экскавацией пород внутренней вскрыши в специально созданные отвальные емкости, отличающийся тем, что на участках, где ранее такие емкости не были созданы, их создают после выкладки в отвал пород внешней вскрыши, путем снятия драглайном слоя породы, с боковой поверхности внутреннего отвала, куда впоследствии после отработки верхнего пласта полезного ископаемого складируют породы междупластья, при этом глубину этого слоя (отвальной емкости) определяют из соотношения
m=V/h, м,
где V - объем междупластья (внутренней вскрыши), подлежащий выкладке в контур внутреннего отвала, м3/пог.м;
V=hmзаххkp, м3;
h - длина боковой поверхности контура внутреннего отвала, м.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при разработке сульфидных руд из тонких крутонаклонных жил. Способ обеспечивает повышение производительности процесса разработки сульфидных руд из тонких крутонаклонных жил и увеличение качества добываемого минерального сырья.
Изобретение относится к категории горной промышленности и может быть использовано при освоении месторождений твердых полезных ископаемых, включая строительные горные породы.

Изобретение относится к горному делу, в частности к разработке полезных ископаемых открытым способом с применением комбинированного транспорта, и может быть использовано при разработке месторождений с пологим или горизонтальным залеганием полезного ископаемого с вытянутой формой карьера в плане.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при выполнении вскрышных и добычных работ на месторождениях, сложенных из плотных и полускальных пород, с применением стреловых карьерных комбайнов, отвалообразователей и других горных машин.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при выполнении вскрышных и добычных работ на месторождениях, сложенных из плотных и полускальных пород, с применением землеройно-фрезерных машин и скреперов.

Группа изобретений относится к горному делу и может быть использована при разработке угольных месторождений на пластах крутого залегания открытым способом, главным образом на угольных месторождениях, находящихся на завершающей стадии открытой разработки и на уже отработанных карьерных полях.

Группа изобретений относится к горному делу и может быть использована при разработке крутозалегающих пластов полезных ископаемых, главным образом на угольных месторождениях, находящихся на завершающей стадии открытой разработки и на уже отработанных карьерных полях.

Изобретение относится к открытой разработке месторождений полезных ископаемых, более конкретно к открытой разработке крутопадающих месторождений большой протяженности с внутренним отвалообразованием.

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при открытой и комбинированной разработке месторождений твердых полезных ископаемых Севера. Техническим результатом является предотвращение растепления мерзлых пород нерабочих бортов уступов карьеров.
Изобретение относится к горнодобывающей промышленности, а конкретно к добыче угля открытым способом. Техническим результатом является полное исключение вредных воздействий на окружающую среду и обслуживающий персонал при буровзрывном способе рыхления горных пород.

Изобретение относится к горнодобывающей промышленности и может быть использовано при разработке малообъемных кимберлитовых трубок с низким содержанием алмазов. Техническим результатом является повышение производительности, снижение энергоемкости, увеличение скорости проходки скважины при бурении неглубоких скважин в мерзлых породах. Способ включает разделение карьера на верхнюю и нижнюю зоны, отработку верхней зоны с вывозкой горной массы автотранспортом на поверхность, нижней зоны одним высоким вертикальным уступом, транспортированием алмазосодержащей руды в контейнерах по вертикальной схеме с вывозкой на обогатительную фабрику. При этом отработку верхней зоны карьера ведут скреперами с предварительным разупрочнением полускальных кимберлитов рыхлителями, а для отработки нижней зоны проходят глубокую въездную траншею внешнего заложения до отметки дна верхней зоны карьера, на которой создают перегрузочную площадку, при этом выемку руды производят экскаваторами нижнего черпания с повышенным усилием резания, добытую руду грузят в контрейлеры и транспортируют их по вертикали клетьевыми подъемниками до перегрузочной площадки, далее выкатом перегружают в автотранспорт с доставкой на алмазоизвлекательную фабрику, на хвостах которой устанавливают мини-фабрику для извлечения мелких ценных минералов и редкоземельных элементов. 3 табл., 4 ил.

Изобретение относится к горным работам и может быть использовано при разработке пластов, пологих или наклонных залежей полезных ископаемых. Заходку в панели размещают поперек к направлению отсыпки навала полезного ископаемого и по длине разделяют на три участка. Сначала отрабатывают крайние участки заходки, прилегающие к ее торцевым границам, при этом полезное ископаемое перемещают за пределы контура разрабатываемой панели. Вскрышные породы отсыпают в выработанное пространство между продольными границами. Технический результат изобретения заключается в повышении эффективности способа за счет увеличения производительности выемочного и транспортного оборудования. 4 ил.

Конвейерное устройство имеет головную установку и хвостовую установку (3), причем головная установка разделяется на мобильную головную барабанную установку (2) и стационарную передающую установку (1). Обусловленное разработкой изменение расстояния ленточного транспортера между хвостовой установкой и передающей установкой компенсируется в соответствии с изобретением изменением расстояния между мобильной головной барабанной установкой и передающей установкой. Обеспечивается согласование конвейерного устройства с глубиной разработки без разрезания конвейерной ленты. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом в виде круто- и наклоннопадающих рудных тел большой и малой мощности, а также в виде жил, разрабатываемых карьерами различной глубины. Техническим результатом является повышение ритмичности и производительности оборудования при отвалообразовании. Способ включает создание прочного основания для работающего оборудования до приоткосной зоны, наиболее подверженной деформации уплотнения и смещения, часто 3-5 м, и использованием мобильной разгрузочной консоли ограниченной длины, например, 15-20 м и наращиваемого отвального конвейера производят заполнение породной площади отвала, в секторах по радиусу, равному длине разгрузочной консоли, заходками послойно. При завершении отсыпки очередного слоя наращивают отвальный конвейер или применяют конвейер стандартной длины с шагом и высотой яруса, соответствующими параметрам засыпки (пригрузки) ранее отсыпанного слоя при его деформации уплотнения и смещения, не достигающей предельной величины. Причем при применении отвальных конвейеров стандартной длины у границы площади отвала подготавливают и отсыпают площадку для его передвижения вместе с разгрузочной консолью по насыпной части по радиусу сектора отсыпки и отвалообразование ведут на участках последовательно при завершении процесса уплотнения породной массы или ее смерзания на каждой из них. При переходе в другой климатический сезон нейтрализуют ослабленные слои в зоне нулевой изотермы созданием буферной зоны шириной, например, 10-15 м, причем при большой емкости отвала и его высоте отвалообразование производят в два-три яруса с учетом достижения консолидированного прочного основания с затухающими процессами уплотнения пород в подстилающих слоях ярусов и отсыпку породы в запланированном объеме производят до тех пор, пока не будет создан отвал необходимой емкости и высоты средствами поточного транспорта. 4 ил.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для отработки ограниченных в плане крутопадающих залежей, например кимберлитовых трубок. Техническим результатом является повышение эффективности способа отработки за счет снижения капитальных и эксплуатационных затрат и уменьшения расстояния транспортирования комбинированным транспортом при обеспечении безопасности отработки. Способ включает отработку по этапам: верхней части - до экономически целесообразной глубины Н по традиционной технологии с рыхлением БВР, устройством капитального транспортного съезда, использованием автомобильной и экскаваторной техники; доработку нижней части - с формированием нерабочего борта с предельно допустимыми по устойчивости параметрами, рыхлением и транспортировкой руды с нижних горизонтов с использованием специализированного подъемного устройства (СПУ). При этом отработку средней части РТ ведут в период строительства и монтажа СПУ, оформляют перегрузочную площадку в районе окончания капитального транспортного съезда, сооружают временные съезды, транспортируют добытую руду на поверхность по временным и далее по капитальным транспортным съездам, а доработку нижней части РТ осуществляют после погашения временных съездов, сооружают крутонаклонный служебный проезд, обеспечивающий возможность проезда гусеничной техники, транспортируют руду СПУ до перегрузочной площадки, где перегружают в автомобильный транспорт. 8 з.п. ф-лы, 4 ил., 1 пр.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке крутопадающих месторождений площадной формы. Техническим результатом является снижение текущего коэффициента вскрыши в первоначальный период разработки месторождения. Для этого в способе открытой разработки глубокозалегающих месторождений, включающем формирование рабочей зоны, технологию отработки вскрышных уступов и обеспечение грузотранспортной связи рабочих горизонтов с поверхностью, вскрышные уступы рабочей зоны принимают увеличенной высоты (до 25-30 м), уступы объединяют в группы по три в каждой, при этом для верхних и нижних уступов в группах предусматривают минимальные рабочие площадки с размерами, равными ширине транспортных площадок, обеспечивающими двухстороннее движение технологического автотранспорта и его маневрирование, для средних уступов ширину площадок принимают равной сумме ширины минимальной рабочей площадки и ширины выемочной заходки с готовыми к выемке объемами вскрышных пород, обеспечивающими необходимую скорость понижения горных работ в каждой группе вскрышных уступов рабочей зоны, при формировании развала взорванной горной массы исходят из условия размещения его на средних и нижних уступах, при этом развал породы, остающийся на средних уступах, делят на два слоя, верхние из которых отрабатывают гидравлическими экскаваторами типа «обратная лопата», располагаемыми на площадках верхних уступов групп, с погрузкой в транспортные средства, находящихся на этих же площадках, объемы нижних слоев и объемы пород, сброшенных взрывом на нижние уступы, отрабатывают отдельными карьерными экскаваторами с удлиненным рабочим оборудованием с погрузкой в транспортные средства, находящиеся на одних с ними уровнях, после отработки готовых к выемке объемов вскрышных пород во всех группах уступов и образования соответствующих объемов на смежных нижележащих уступах и происшедшего при этом смещения границ групп вниз на один уступ их отработку повторяют в вышеизложенном порядке, вскрытие вскрышных уступов рабочей зоны производят с применением крутых скользящих съездов с продольным уклоном 5-15° и шириной, обеспечивающей размещение развала взорванной горной массы при их расширении и одновременно сквозной проезд технологического транспорта, расширение крутых съездов производят с применением гидравлических экскаваторов типа «обратная лопата» путем деления развала взрываемой горной массы на горизонтально-клинообразные слои и их последовательной отработки. 4 ил.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке сложноструктурных месторождений. Техническим результатом является снижение объемов вскрышных работ на основе применения клиновидной формы дна карьеров, обеспечивающей уменьшение высоты их торцевых частей и использование дна в качестве вскрывающих выработок при отработке глубоких горизонтов. Для этого дно карьера при разработке сложноструктурных месторождений, приобретающее ломаную форму вследствие различия горно-геологических условий его отдельных частей, спрямляют, двигаясь от наиболее глубоких отметок в сторону торцов с максимально крутым подъемом по условиям работы технологического транспорта, придавая дну клинообразную форму, затем вычисляют приращение (увеличение или уменьшение) запасов полезного ископаемого во вновь установленных границах и производят их корректировку на эту величину, поднимая или опуская дно по всей его длине, обеспечивая тем самым неизменность запасов полезного ископаемого в границах карьера и уменьшение объемов дополнительного разноса бортов для размещения вскрывающих выработок, функции которых по вскрытию глубоких горизонтов переходят к дну карьера. 1 ил.

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при вскрытии глубоких горизонтов карьеров. Техническим результатом является повышение эффективности разработки. Способ предусматривает проведение крутой траншеи с помощью гидравлических экскаваторов типа «обратная лопата» и автомобильного транспорта, способного преодолевать крутые уклоны. Проведение траншеи после ее взрывания осуществляют в несколько этапов, делящих крутую траншею на горизонтально-клинообразные слои высотой, определяемой возможной глубиной копания экскаваторов, которые отрабатывают с нижним черпанием последовательно сверху вниз, выдерживая в крутонаклонных частях слоев заданный профиль траншеи в ее конечном положении. 3 ил.

Изобретение относится к горнодобывающей промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений криолитозоны. Техническим результатом является повышение интенсивности теплооборота в горных породах. Для этого в процессе подготовки очередного горизонта создают зоны интенсивного теплооборота в горных породах в виде блоков активного климатического воздействия (блоки АКВ) путем прохождения выработок, служащих для создания дополнительной обнаженной поверхности блока АКВ. При этом в зависимости от горнотехнических условий месторождения блоки располагают вдоль или перпендикулярно направлению развития фронта горных работ. Параметры блоков, время их отработки определяют с учетом температурно-климатических характеристик района работ, теплофизических свойств горных пород, характеристик горно-добычного оборудования во взаимосвязи со степенью разупрочнения массива пород в блоке. 1 ил., 1 табл.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при разработке скальных месторождений полезных ископаемых с большими пространственными размерами и большим сроком разработки, расположенных на небольшой глубине от поверхности, с использованием автомобильно-конвейерного транспорта. Техническим результатом является сокращение затрат на разработку полезного ископаемого за счет уменьшения объема выемки вскрыши под площадки размещения дробильно-перегрузочных пунктов и оптимального шага переноса дробильно-перегрузочного пункта по глубине в верхней части карьера, а также заезда автосамосвалов на дробильно-перегрузочный пункт непосредственно из рабочей зоны в нижней части карьера. Способ заключается в транспортировании автосамосвалами полезного ископаемого из рабочей зоны карьера с заездом на дробильно-перегрузочный пункт непосредственно с капитального съезда и перегрузке горной массы в конусную дробилку крупного дробления через бункеры с пластинчатыми питателями с металлического моста, к которому крепятся бункеры. Дробленая масса подъемным конвейером в траншее выдается на поверхность и далее конвейерной линией транспортируется на дробильно-обогатительную фабрику. По мере понижения конечного борта карьера дробильно-перегрузочный пункт на величину оптимального шага переноса по глубине переносят и устанавливают на новом месте вдоль капитального съезда, с выдачей дробленой массы на поверхность новым подъемным конвейером в новой траншее. Подъемный конвейер с максимальной длиной по условию прочности конвейерной ленты в верхней зоне карьера удлиняют подъемным конвейером, на который горная масса поступает с дробильно-перегрузочного пункта, расположенного в нижней зоне карьера на временном целике пород. После выдачи на поверхность всего объема полезного ископаемого дробильно-конвейерный комплекс демонтируют, а целик пород под ним с оставшимся объемом полезного ископаемого разрабатывают с выдачей горной массы на поверхность автомобильным транспортом. 5 ил.
Наверх