Способ отвалообразования пород различной прочности в отвал большой ёмкости и высоты применением мобильной разгрузочной консоли



Способ отвалообразования пород различной прочности в отвал большой ёмкости и высоты применением мобильной разгрузочной консоли
Способ отвалообразования пород различной прочности в отвал большой ёмкости и высоты применением мобильной разгрузочной консоли
Способ отвалообразования пород различной прочности в отвал большой ёмкости и высоты применением мобильной разгрузочной консоли
Способ отвалообразования пород различной прочности в отвал большой ёмкости и высоты применением мобильной разгрузочной консоли

 


Владельцы патента RU 2571111:

Ерёмин Георгий Михайлович (RU)

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом в виде круто- и наклоннопадающих рудных тел большой и малой мощности, а также в виде жил, разрабатываемых карьерами различной глубины. Техническим результатом является повышение ритмичности и производительности оборудования при отвалообразовании. Способ включает создание прочного основания для работающего оборудования до приоткосной зоны, наиболее подверженной деформации уплотнения и смещения, часто 3-5 м, и использованием мобильной разгрузочной консоли ограниченной длины, например, 15-20 м и наращиваемого отвального конвейера производят заполнение породной площади отвала, в секторах по радиусу, равному длине разгрузочной консоли, заходками послойно. При завершении отсыпки очередного слоя наращивают отвальный конвейер или применяют конвейер стандартной длины с шагом и высотой яруса, соответствующими параметрам засыпки (пригрузки) ранее отсыпанного слоя при его деформации уплотнения и смещения, не достигающей предельной величины. Причем при применении отвальных конвейеров стандартной длины у границы площади отвала подготавливают и отсыпают площадку для его передвижения вместе с разгрузочной консолью по насыпной части по радиусу сектора отсыпки и отвалообразование ведут на участках последовательно при завершении процесса уплотнения породной массы или ее смерзания на каждой из них. При переходе в другой климатический сезон нейтрализуют ослабленные слои в зоне нулевой изотермы созданием буферной зоны шириной, например, 10-15 м, причем при большой емкости отвала и его высоте отвалообразование производят в два-три яруса с учетом достижения консолидированного прочного основания с затухающими процессами уплотнения пород в подстилающих слоях ярусов и отсыпку породы в запланированном объеме производят до тех пор, пока не будет создан отвал необходимой емкости и высоты средствами поточного транспорта. 4 ил.

 

Известен способ отвалообразования, заключающийся в том, что отсыпка породы в отвал осуществляется применением бульдозеров и автотранспорта, разгружающегося под откос [1].

Недостатком способа является то, что вблизи бровки откоса может создаваться ослабленная зона при отсыпке пород небольшой прочности, и она проседает под колесами крупногабаритных автосамосвалов.

Известен способ отвалообразования, заключающийся в том, что подъем породы на отвал осуществляется магистральным конвейером, а укладка породы в отвал выполняется применением, например, экскаватора, погрузчика или бульдозера с автотранспортом [2].

Недостатком способа является то, что прочность процесса прерывается цикличным действием погрузочного и транспортного оборудования и снижением производительности при увеличении ширины отвала.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ отвалообразования, заключающийся в том, что для укладки породы при поточном способе отвалообразования применяется отвалообразователь [3] (прототип).

Недостатком способа является то, что при попадании слабых пород в отвал и переходе из одного сезона в другой за счет таяния снега или выпадении жидких осадков на поверхности отвала могут появляться ямы, провалы или его просадка при слабом основании, в результате большегрузный отвалообразователь не может работать ритмично и производительно при больших параметрах шага и ширине, длине отсыпаемой полосы.

Поставленная цель достигается тем, что в известном способе отвалообразования с ограничением поточности транспортирования и укладки породы на поверхность с изменяющейся прочностью пород на большой площади предлагается способ, отличающийся тем, что для повышения ритмичности и производительности оборудования при отвалообразовании создают прочное основание для работающего оборудования до приоткосной зоны, наиболее подверженной деформации уплотнения и смещения, часто 3-5 м, и использованием мобильной разгрузочной консоли ограниченной длины, например, 15-20 м и наращиваемого отвального конвейера производят заполнение породной площади отвала, в секторах по радиусу, равному длине разгрузочной консоли, заходками послойно, и при завершении отсыпки очередного слоя наращивают отвальный конвейер или применяют конвейер стандартной длины с шагом и высотой яруса, соответствующими параметрам засыпки (пригрузки) ранее отсыпанного слоя при его деформации уплотнения и смещения, не достигающей предельной величины, причем при применении отвальных конвейеров стандартной длины у границы площади отвала подготавливают и отсыпают площадку для его передвижения вместе с разгрузочной консолью по насыпной части по радиусу сектора отсыпки и отвалообразования ведут на участках последовательно при завершении процесса уплотнения породной массы или ее смерзания на каждой из них, а при переходе в другой климатический сезон нейтрализуют ослабленные слои в зоне нулевой изотермы созданием буферной зоны шириной, например, 10-15 м, причем при большой емкости отвала и его высоте отвалообразование производят в два-три яруса с учетом достижения консолидированного прочного основания с затухающими процессами уплотнения пород в подстилающих слоях ярусов и отсыпку породы в запланированном объеме производят до тех пор, пока не будет создан отвал необходимой емкости и высоты средствами поточного транспорта.

Применение способа позволяет уменьшить количество применяемых на карьерах конвейеров на один с исключением торцевого и технологической схемы укладки породы в отвал. Кроме того, большегрузный и дорогостоящий отвалообразователь заменяется короткой мобильной разгрузочной консолью длиной, например, 15-20 м, что позволяет ее перемещать по дуге сектора отсыпки. Конструкция консоли разработана и защищена патентом РФ №2310077 [4]. Она может работать и при выпадении твердых и жидких осадков. Поскольку прочное уплотненное основание поверхности отвала достигается в короткий промежуток времени на малой площади. Поэтому не возникает проблемы для передвижения по радиусу отсыпки отвального конвейера. Для обеспечения потока дробленой руды (породы) с магистрального конвейера на отвальный конвейер и с него на наклонную разгрузочную консоль горная масса может передаваться с помощью бункеров небольшой емкости.

Предлагаемая технология отвалообразования может применяться и при отсыпке пород небольшой прочности и в зоне северных широт при заключении отвального конвейера в легкую трубообразную полость, защищающей от снежных заносов, позволяющей перемещать ее по площади отвала.

Экономическая эффективность от применения новой поточной технологии отсыпки пород в отвал может быть оценена следующим образом:

1. Снижением стоимости отвальной консоли по сравнению с отвалообразователем на 2-3 млн. долл. США.

2. Исключением перегрузки горной массы на отвале (экскаватора или погрузчика с автотранспортом) - 300-400 тыс. долл. США.

3. Повышением производительности оборудования в 1,3-1,5 раза, поскольку на большей площади поверхности отвала, на которой перемещается отвалообразователь, может создаваться значительно большее количество ослаблений (ям, трещин) при переходе из одного сезона в другой (таяние снега, уплотнение породы, попадание жидких осадков и др.).

Предлагаемое техническое решение представлено на чертежах (фиг. 1-4). Фиг. 1. Общая схема комплекса предлагаемого технического решения (разрез):

1 - магистральный конвейер; 2 - мобильная разгрузочная консоль; 3 - передвижной отвальный конвейер; 4 - бункер у магистрального конвейера; 5 - бункер у передаточного отвального конвейера; 6 - переходная зона отсыпки пород между сезонами; α - угол откоса отвала; β - угол наклона склона.

Фиг. 2. Схема процесса отсыпки породы на площади отвода с работой отвального конвейера и его наращиванием в комплексе с консолью по мере увеличения насыпной части (план): 1 - магистральный конвейер; 2 - мобильная разгрузочная консоль; 3 - отвальный конвейер; 4 - бункер у магистрального конвейера; 5 - бункер у передаточного отвального конвейера.

Фиг. 3. Схема отвалообразования с использованием промежуточных и отвального конвейера длиной, близкой к стандартной, для создания первоначального фронта работ и перемещения его по радиусу сектора отсыпки:

1 - магистральный конвейер; 2 - мобильная разгрузочная консоль; 3 - отвальный конвейер; 4 - бункер перегрузки.

Фиг. 4. Схема отсыпки второго яруса отвала с использованием комплекса наращиваемый отвальный конвейер и разгрузочная консоль:

1 - магистральный конвейер; 2 - мобильная разгрузочная консоль; 3 - передвижной отвальный конвейер; 4 - бункер у магистрального конвейера; 5 - бункер у передаточного отвального конвейера; 6 - переходная зона отсыпки пород между сезонами.

Пример выполнения

Предлагаемое изобретение может быть использовано на действующих карьерах (Ковдорский карьер комплексных железных руд, Центральный ОАО «Апатит» при разработке бокового рудного тела, Коашвинский карьер Восточного рудника ОАО «Апатит») в регионе и на других карьерах.

Для этого на участке выхода магистрального конвейера на отвал подготавливают площадки для работы наклонной передвижной консоли длиной, например, 15-20 м, работающей через бункер объемом одно-двухчасового запаса руды (породы) и начинают отсыпку первой заходки по радиусу, равному длине консоли. Далее используют отвальный конвейер, работающий через бункер и включаемый в работу по схеме магистральный конвейер, отвальный конвейер и разгрузочная консоль. После отсыпки второй заходки удлиняют отвальный конвейер и перемещают консоль до приоткосной зоны, наиболее деформируемой при отсыпке слабых пород или влажных, а также пород со снегом, и составляющей часто от 2-3 до 5-7 м, чем гарантируется безопасность работы консоли, и не может быть допущена просадка оборудования, как в традиционном способе при деформации породной среды под колесами крупногабаритных машин (100-200 т и более).

Далее процесс повторяется, удлинение отвального конвейера первоначально соразмерно с длиной консоли, т.е. 15-20 м. При этом могут быть использованы перегрузочные, выдачные конвейера длиной 20-50 м. Затем могут быть применены отвальные конвейеры длиной 150-200 м. Их размещают на площадке отвала, и от них начинают отсыпку пород с использованием разгрузочной консоли, постепенно создавая площадку для перемещения отвального конвейера по радиусу сектора отсыпки. А общая длина отвального конвейера с длиной консоли зависит от площади отсыпки пород в отвал и его емкости.

При большой емкости отвала (100-150 млн. м3 пород) отсыпку вскрышных пород можно производить и слева, и справа от места первоначального выбора местоположения магистрального конвейера удлинением отвального конвейера. При необходимости может быть организован и второй, и третий ярусы отвала. Для этого осуществляют удлинение магистрального конвейера и отсыпают первоначально наклонный слой из пород под углом, например, 15-16° также с применением разгрузочной консоли. И при достижении необходимой высоты яруса отсыпают второй слой на прочное основание (первого слоя). При этом в период перехода из одного сезона в другой интенсивность работ должна быть такой, чтобы между различными температурными слоями был буфер шириной до 6-8 м для исключения таяния снега в пограничной зоне.

Для обеспечения длительной эффективной работы отвального конвейера целесообразно использование дробильных комплексов, обеспечивающих получение куска размером до 300-350 мм (в основном при конусных дробилках) и достижением производительности комплексов 20-22 млн.т вскрышных пород в год.

Применение способа и технологии отвалообразования возможно и целесообразно в северных условиях, поскольку разгрузочная консоль (пластинчатый питатель), как и отвальный конвейер, защищены от попадания снега, воды легкими покрытиями и мобильны.

Применение способа и технологии отвалообразования позволяет создать устойчивым отвал большой емкости, исключить использование автотранспорта на отвале при применении ЦПТ в карьере, таким образом сократить расстояние транспортирования по сравнению с применением автотранспорта в среднем на 3-5 км, получив прибыль при меньших эксплуатационных затратах на отвалообразование до 1-2 млн. долл. США в год и по капитальным затратам около 2-3 млн. долл. США по сравнению с приобретением отвалообразователя типа ОШ.

Источники информации

1. Красносельский Э.Б., Чашников В.В., Архипов А.В., Ивановский Е.В., Архипова С.Е. Технология формирования породных отвалов в условиях горного рельефа / Сб. науч. тр. Апатиты. Изд. Кольского филиала АН СССР. - 1988. - С. 90-99.

2. Экологическая эффективность высоких отвалов вскрышных пород / Виноградов А.И., Кузнецов М.А., Ким Б.В. М.: Горный журнал. - 2007. - №4. - С. 69-71.

3. Усынин В.И., Решетняк С.П. Открытая разработка железорудных месторождений Севера. Апатиты. Изд. Кольского научного центра. - 1987. - 118 с. (прототип).

4. Патент РФ №2310077 Способ формирования высокого ярусного отвала. Опубл. 10.11.2007. Бюл. №31.

Способ отвалообразования на карьерах, включающий поточную отсыпку пород в отвал большой емкости и высоты, отличающийся тем, что для повышения ритмичности и производительности оборудования при отвалообразовании создают прочное основание для работающего оборудования и устанавливают его до приоткосной зоны, наиболее подверженной деформации уплотнения и смещения, часто 3-5 м, и использованием мобильной разгрузочной консоли ограниченной длины, например, 15-20 м и наращиваемого отвального конвейера производят заполнение породной площади отвала, в секторах по радиусу, равному длине разгрузочной консоли, заходками послойно, и при завершении отсыпки очередного слоя наращивают отвальный конвейер или применяют конвейер стандартной длины с шагом и высотой яруса, соответствующими параметрам засыпки (пригрузки) ранее отсыпанного слоя при его деформации уплотнения и смещения, не достигающей предельной величины, причем при применении отвальных конвейеров стандартной длины у границы площади отвала подготавливают и отсыпают площадку для его передвижения вместе с разгрузочной консолью по насыпной части по радиусу сектора отсыпки и отвалообразование ведут на участках последовательно при завершении процесса уплотнения породной массы или ее смерзания на каждой из них, а при переходе в другой климатический сезон нейтрализуют ослабленные слои в зоне нулевой изотермы созданием буферной зоны шириной, например, 10-15 м, причем при большой емкости отвала и его высоте отвалообразование производят в два-три яруса с учетом достижения консолидированного прочного основания с затухающими процессами уплотнения пород в подстилающих слоях ярусов и отсыпку породы в запланированном объеме производят до тех пор, пока не будет создан отвал необходимой емкости и высоты средствами поточного транспорта.



 

Похожие патенты:

Конвейерное устройство имеет головную установку и хвостовую установку (3), причем головная установка разделяется на мобильную головную барабанную установку (2) и стационарную передающую установку (1).

Изобретение относится к горным работам и может быть использовано при разработке пластов, пологих или наклонных залежей полезных ископаемых. Заходку в панели размещают поперек к направлению отсыпки навала полезного ископаемого и по длине разделяют на три участка.

Изобретение относится к горнодобывающей промышленности и может быть использовано при разработке малообъемных кимберлитовых трубок с низким содержанием алмазов.

Изобретение относится к горно-добывающей промышленности и может быть использовано при открытой комбинированной разработке пластовых месторождений с двумя угольными пластами, с поочередной выемкой пластов и междупластья и технологией вскрышных работ на базе транспортно-бестранспортной системы разработки.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при разработке сульфидных руд из тонких крутонаклонных жил. Способ обеспечивает повышение производительности процесса разработки сульфидных руд из тонких крутонаклонных жил и увеличение качества добываемого минерального сырья.
Изобретение относится к категории горной промышленности и может быть использовано при освоении месторождений твердых полезных ископаемых, включая строительные горные породы.

Изобретение относится к горному делу, в частности к разработке полезных ископаемых открытым способом с применением комбинированного транспорта, и может быть использовано при разработке месторождений с пологим или горизонтальным залеганием полезного ископаемого с вытянутой формой карьера в плане.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при выполнении вскрышных и добычных работ на месторождениях, сложенных из плотных и полускальных пород, с применением стреловых карьерных комбайнов, отвалообразователей и других горных машин.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при выполнении вскрышных и добычных работ на месторождениях, сложенных из плотных и полускальных пород, с применением землеройно-фрезерных машин и скреперов.

Группа изобретений относится к горному делу и может быть использована при разработке угольных месторождений на пластах крутого залегания открытым способом, главным образом на угольных месторождениях, находящихся на завершающей стадии открытой разработки и на уже отработанных карьерных полях.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для отработки ограниченных в плане крутопадающих залежей, например кимберлитовых трубок. Техническим результатом является повышение эффективности способа отработки за счет снижения капитальных и эксплуатационных затрат и уменьшения расстояния транспортирования комбинированным транспортом при обеспечении безопасности отработки. Способ включает отработку по этапам: верхней части - до экономически целесообразной глубины Н по традиционной технологии с рыхлением БВР, устройством капитального транспортного съезда, использованием автомобильной и экскаваторной техники; доработку нижней части - с формированием нерабочего борта с предельно допустимыми по устойчивости параметрами, рыхлением и транспортировкой руды с нижних горизонтов с использованием специализированного подъемного устройства (СПУ). При этом отработку средней части РТ ведут в период строительства и монтажа СПУ, оформляют перегрузочную площадку в районе окончания капитального транспортного съезда, сооружают временные съезды, транспортируют добытую руду на поверхность по временным и далее по капитальным транспортным съездам, а доработку нижней части РТ осуществляют после погашения временных съездов, сооружают крутонаклонный служебный проезд, обеспечивающий возможность проезда гусеничной техники, транспортируют руду СПУ до перегрузочной площадки, где перегружают в автомобильный транспорт. 8 з.п. ф-лы, 4 ил., 1 пр.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке крутопадающих месторождений площадной формы. Техническим результатом является снижение текущего коэффициента вскрыши в первоначальный период разработки месторождения. Для этого в способе открытой разработки глубокозалегающих месторождений, включающем формирование рабочей зоны, технологию отработки вскрышных уступов и обеспечение грузотранспортной связи рабочих горизонтов с поверхностью, вскрышные уступы рабочей зоны принимают увеличенной высоты (до 25-30 м), уступы объединяют в группы по три в каждой, при этом для верхних и нижних уступов в группах предусматривают минимальные рабочие площадки с размерами, равными ширине транспортных площадок, обеспечивающими двухстороннее движение технологического автотранспорта и его маневрирование, для средних уступов ширину площадок принимают равной сумме ширины минимальной рабочей площадки и ширины выемочной заходки с готовыми к выемке объемами вскрышных пород, обеспечивающими необходимую скорость понижения горных работ в каждой группе вскрышных уступов рабочей зоны, при формировании развала взорванной горной массы исходят из условия размещения его на средних и нижних уступах, при этом развал породы, остающийся на средних уступах, делят на два слоя, верхние из которых отрабатывают гидравлическими экскаваторами типа «обратная лопата», располагаемыми на площадках верхних уступов групп, с погрузкой в транспортные средства, находящихся на этих же площадках, объемы нижних слоев и объемы пород, сброшенных взрывом на нижние уступы, отрабатывают отдельными карьерными экскаваторами с удлиненным рабочим оборудованием с погрузкой в транспортные средства, находящиеся на одних с ними уровнях, после отработки готовых к выемке объемов вскрышных пород во всех группах уступов и образования соответствующих объемов на смежных нижележащих уступах и происшедшего при этом смещения границ групп вниз на один уступ их отработку повторяют в вышеизложенном порядке, вскрытие вскрышных уступов рабочей зоны производят с применением крутых скользящих съездов с продольным уклоном 5-15° и шириной, обеспечивающей размещение развала взорванной горной массы при их расширении и одновременно сквозной проезд технологического транспорта, расширение крутых съездов производят с применением гидравлических экскаваторов типа «обратная лопата» путем деления развала взрываемой горной массы на горизонтально-клинообразные слои и их последовательной отработки. 4 ил.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке сложноструктурных месторождений. Техническим результатом является снижение объемов вскрышных работ на основе применения клиновидной формы дна карьеров, обеспечивающей уменьшение высоты их торцевых частей и использование дна в качестве вскрывающих выработок при отработке глубоких горизонтов. Для этого дно карьера при разработке сложноструктурных месторождений, приобретающее ломаную форму вследствие различия горно-геологических условий его отдельных частей, спрямляют, двигаясь от наиболее глубоких отметок в сторону торцов с максимально крутым подъемом по условиям работы технологического транспорта, придавая дну клинообразную форму, затем вычисляют приращение (увеличение или уменьшение) запасов полезного ископаемого во вновь установленных границах и производят их корректировку на эту величину, поднимая или опуская дно по всей его длине, обеспечивая тем самым неизменность запасов полезного ископаемого в границах карьера и уменьшение объемов дополнительного разноса бортов для размещения вскрывающих выработок, функции которых по вскрытию глубоких горизонтов переходят к дну карьера. 1 ил.

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при вскрытии глубоких горизонтов карьеров. Техническим результатом является повышение эффективности разработки. Способ предусматривает проведение крутой траншеи с помощью гидравлических экскаваторов типа «обратная лопата» и автомобильного транспорта, способного преодолевать крутые уклоны. Проведение траншеи после ее взрывания осуществляют в несколько этапов, делящих крутую траншею на горизонтально-клинообразные слои высотой, определяемой возможной глубиной копания экскаваторов, которые отрабатывают с нижним черпанием последовательно сверху вниз, выдерживая в крутонаклонных частях слоев заданный профиль траншеи в ее конечном положении. 3 ил.

Изобретение относится к горнодобывающей промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений криолитозоны. Техническим результатом является повышение интенсивности теплооборота в горных породах. Для этого в процессе подготовки очередного горизонта создают зоны интенсивного теплооборота в горных породах в виде блоков активного климатического воздействия (блоки АКВ) путем прохождения выработок, служащих для создания дополнительной обнаженной поверхности блока АКВ. При этом в зависимости от горнотехнических условий месторождения блоки располагают вдоль или перпендикулярно направлению развития фронта горных работ. Параметры блоков, время их отработки определяют с учетом температурно-климатических характеристик района работ, теплофизических свойств горных пород, характеристик горно-добычного оборудования во взаимосвязи со степенью разупрочнения массива пород в блоке. 1 ил., 1 табл.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при разработке скальных месторождений полезных ископаемых с большими пространственными размерами и большим сроком разработки, расположенных на небольшой глубине от поверхности, с использованием автомобильно-конвейерного транспорта. Техническим результатом является сокращение затрат на разработку полезного ископаемого за счет уменьшения объема выемки вскрыши под площадки размещения дробильно-перегрузочных пунктов и оптимального шага переноса дробильно-перегрузочного пункта по глубине в верхней части карьера, а также заезда автосамосвалов на дробильно-перегрузочный пункт непосредственно из рабочей зоны в нижней части карьера. Способ заключается в транспортировании автосамосвалами полезного ископаемого из рабочей зоны карьера с заездом на дробильно-перегрузочный пункт непосредственно с капитального съезда и перегрузке горной массы в конусную дробилку крупного дробления через бункеры с пластинчатыми питателями с металлического моста, к которому крепятся бункеры. Дробленая масса подъемным конвейером в траншее выдается на поверхность и далее конвейерной линией транспортируется на дробильно-обогатительную фабрику. По мере понижения конечного борта карьера дробильно-перегрузочный пункт на величину оптимального шага переноса по глубине переносят и устанавливают на новом месте вдоль капитального съезда, с выдачей дробленой массы на поверхность новым подъемным конвейером в новой траншее. Подъемный конвейер с максимальной длиной по условию прочности конвейерной ленты в верхней зоне карьера удлиняют подъемным конвейером, на который горная масса поступает с дробильно-перегрузочного пункта, расположенного в нижней зоне карьера на временном целике пород. После выдачи на поверхность всего объема полезного ископаемого дробильно-конвейерный комплекс демонтируют, а целик пород под ним с оставшимся объемом полезного ископаемого разрабатывают с выдачей горной массы на поверхность автомобильным транспортом. 5 ил.

Изобретение относится к открытой разработке месторождений полезных ископаемых. Техническим результатом является снижение объемов дополнительного разноса бортов карьеров за счет уменьшения размеров перегрузочных пунктов, производящих перегрузку горной массы сборочного автотранспорта небольшой грузоподъемности в магистральный большегрузный автотранспорт. Эту задачу решают путем устройства перегрузочных пунктов на двухполосных внутрикарьерных бермах, которые по ширине делят на две равные части комбинированной стенкой высотой 6-8 м, состоящей из труб, установленных в специально пробуренные скважины, и приваренных к трубам стальных листов. Пространство между стенкой и откосом уступа заполняют взорванной горной массой, образуя из нее склад с однополосным крутонаклонным съездом со стороны подъезда сборочного транспорта и разгрузочной площадкой с противоположной стороны. В примыкающем к складу откосе уступа на уровне верхней площадки склада в законтурный массив проходят штольню длиной и сечением, обеспечивающими размещения в ней одного автосамосвала как средства для создания нормальных условий для маневрирования и высокопроизводительной работы транспортного, погрузочного и вспомогательного оборудования в условиях эксплуатации перегрузочного пункта ограниченных размеров. 2 ил.

Изобретение относится к области горного дела и строительства и может быть использовано при креплении горных склонов или бортов карьера, подверженных воздействию грунтовых вод. Техническим результатом является обеспечение надежности предотвращения образования оползней за счет каскадного отведения поверхностных и подземных вод от оползневого тела горных склонов или бортов карьера. Способ каскадного обезвоживания оползневого тела горных склонов или бортов карьера, заключающийся в том, что проводят инженерно-геологические и гидрогеологические изыскания для определения наличия оползневых тел, затем проводят биолокационную съемку, по результатам которой определяют подземные водотоки и выясняют их характеристики для определения количества и месторасположения сквозных фильтров, после чего горные склоны или борта карьера разделяют на каскады или уступы по вертикали в зависимости от наличия оползневого тела, после этого от подножия каждого каскада или уступа проходят горизонтальную штольню с уклоном i=0,005 за пределы оползневого тела, далее из нее в обе противоположные стороны проходят перпендикулярные штольни также с уклоном i=0,005 в сторону стока воды, затем с поверхности каждого каскада или уступа бурят скважины под сквозные фильтры, гидронаблюдательные и вентиляционные скважины, причем вентиляционные скважины и скважины под сквозные фильтры бурят до сопряжения со штольнями, а гидронаблюдательные скважины бурят за пределами штолен, горизонтальные штольни соединяют с трубопроводом для перепуска воды, проложенным по поверхности горного склона или борта карьера от верхнего до нижнего каскада или уступа, причем за пределами оползневого тела обустраивают канавы или зумпфы для сбора воды, соединенные дренажной трубой с трубопроводом для перепуска воды. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх