Способ лечебно-профилактической гимнастики для грудных детей

Изобретение относится к профилактической, восстановительной медицине, педиатрии и касается гимнастики новорожденных и грудных детей. Выполняют шесть упражнений на мягкой поверхности. Первое упражнение - ребенка из исходного положения (ИП) лежа на спине лицом к взрослому с фиксацией за руки приводят в положение сидя, затем в положение стоя, поднимают над поверхностью, ставят на ноги, кладут на живот, поднимают за ноги с фиксацией за колени или голени, возвращают на спину в ИП. Второе - из ИП лежа на животе лицом от взрослого ребенка сажают на колени, фиксируя под предплечья, вытягивают ребенка за руки вверх, поднимают, кладут на спину, поднимают за ноги и возвращают на живот в ИП. Третье - из ИП вертикально спиной к взрослому, фиксируя за туловище, ребенка наклоняют вперед с полным переворотом через голову, кладут на спину, подтягивают за ручки в положение сидя и возвращают в ИП. Четвертое - из ИП вертикально лицом к взрослому, фиксируя за туловище, поднимают и сажают ребенка взрослому на грудь или плечо, одну руку взрослого подкладывают под спину ребенку, на которую отклоняют его назад, другую руку кладут на живот и с опорой на нее производят полный переворот в сагиттальной плоскости, ставят ребенка на ноги, берут за туловище и возвращают в ИП. Пятое - из ИП вертикально спиной к взрослому, фиксируя ребенка за туловище, проводят попеременные наклоны во фронтальной плоскости влево-вправо на угол 90° с удержанием на 2-4 сек в наклонном положении. Шестое - из ИП вертикально спиной к взрослому, фиксируя ребенка за туловище ближе к подмышечным впадинам, совершают вращательное движение, сочетая подъем ног ребенка к взрослому на плечо и полный переворот через голову, затем обратным вращательным движением возвращают в ИП. Каждое упражнение выполняют 8-10 раз, при общей продолжительности сеанса 10-15 мин. Способ обеспечивает активизацию врожденных безусловных рефлексов, улучшение мозгового кровотока, работы центров регуляции сосудистого и мышечного тонуса, обменных процессов среднего и продолговатого мозга. 4 пр.

 

Изобретение относится к педиатрии, а именно к области профилактической восстановительной медицины, может быть использовано лечебных учреждениях и в бытовых условиях.

Известно, что гимнастика для грудных детей широко используется и рекомендована с профилактической и лечебной целью (Бисярина В.П. Анатомо-физиологические особенности детского возраста, изд. 2, перераб. и дополн., М., Медицина, 1975, с. 151-161). Обычная гимнастика выполняется лежа. Основные движения: сгибание-разгибание, вращения в конечностях, присаживание, переворот на бок, живот и т.п. Воздействует на фоновый мышечный тонус, недостаточно эффективна: не улучшает мышечный тонус нагрузки. Низкий уровень воздействия на безусловные рефлексы. Средний уровень воздействия на психомоторное развитие. Низкий уровень воздействия на кожный тонус. Низкая корреляция с показателями состояния здоровья ребенка в динамике (осанка, речь, наличие хронических заболеваний, успеваемость). Рекомендуют проводить активную гимнастику с 3 месяцев, когда нарастут мышцы, по моим наблюдениям к 3 месяцам мышцы слабеют, особенно при нарушениях мышечного тонуса, усиливаются проявления любых болезней.

Описана методика массажа по методу Войта (Войта В., Петере А. Принцип Войты. Игра мышц при рефлекторном поступательном движении и в двигательном онтогенезе. Издание третье, изд. Springer, с. 3). Ребенок фиксируется в онтогенетических позах (эмбриональных и свойственных разным возрастам грудного периода), при этом выполняется воздействие на триггерные точки, которые заставляют ребенка напрягаться и тем самым усиливать работу рефлекторной дуги врожденного рефлекса. Проводится только специалистом. Воздействие патогенетическое. Воздействует на фоновый мышечный тонус, средний уровень воздействия на тонус нагрузки. Средний уровень воздействия на безусловные рефлексы. Средний уровень воздействия на моторное развитие. Методика недостаточно эффективна: низкий уровень воздействия на кожный тонус, низкая корреляция с показателями состояния здоровья в динамике (осанка, речь, хронические заболевания, успеваемость). Имеет выраженные отрицательные свойства: психологические за счет фиксации малыша в определенном положении и одновременного болевого воздействия на точки и физического - спазм смежных групп мышц за счет болевого воздействия, формирование эффекта «памяти боли».

Описан способ проведения лечебной гимнастики у детей с поражением опорно-двигательного аппарата (RU 2040922 C1, Аристакесян и др., 09.08.1995), включающий проведение процедур с погружением в воду и последующим проведением комплекса гимнастических упражнений. Упражнения выполняют вначале в положении лежа на спине путем проведения перекрестных движений с пересечением центральной оси пациента поочередно и совместно руками, поочередно ногами и аналогичные упражнения руками и ногами одновременно, затем постепенно переводят пациента в положение лежа на животе в позу "лягушка" и проводят повороты головы и выпрямление ног. Однако этот способ не позволяет добиться этиотропного воздействия, эффективности восстановления безусловных рефлексов, сосудистого тонуса, поскольку относится к пассивной гимнастике, когда упражнения делают за ребенка, не происходит стимуляции врожденных рефлексов - только при этом условии мышцы грудничка дают самостоятельный тонический ответ, нет воздействий для улучшения мозгового кровотока и самостоятельных движений.

Известен способ восстановления двигательных нарушений у новорожденных с дисплазией тазобедренного сустава (RU 2466703 C1, ФГБОУВПО УГУФК, 20.11.2012). Предусматривает проведение водных процедур с погружением в воду и проведение в воде гимнастических упражнений. Проводят воздействие на ребенка массажем, затем выполняют с ребенком комплекс гимнастических упражнений, которые ребенок впоследствии будет выполнять в воде. Ухватив ребенка за голеностопы, выполняют сгибание и разгибание туловища ребенка от 60-80 до 180° не менее 15 раз, затем выполняют толчковые движения ногами от стенки ванны 15-20 раз, затем выполняют попеременно каждой ногой круговые вращательные движения по 15-20 раз в каждую сторону 2-3 раза, затем такие же движения по нарастающей и по угасающей амплитуде (радиусу). Однако этот способ является необходимым вспомогательным методом для такого частного случая как «дисплазия тазобедренного сустава», однако не позволяет восстановить мышечный тонус и рефлексы, работу внутренних органов, стимулировать сон.

Описан способ восстановления двигательных нарушений у новорожденных с родовой травмой шейного отдела позвоночника (RU 2445062 C1, Уральский ГУ физической культуры, 20.03.2012). Способ включает проведение водных процедур с погружением в воду и проведение в воде гимнастических упражнений, причем в положении на спине выполняют упражнение «восьмерка». Делают разогревающий массаж, потом фиксируя тело ребенка делают несколько прыжков в воде, затем на спине перемещают ребенка по траектории «восьмерки», затем делают сгибательные упражнения, переводя ребенка в положение сидя, ноги при этом тоже направляют вверх. Однако этот метод может служить только в качестве вспомогательного, не позволяет в полной мере восстановить мышечный тонус и рефлексы, что особенно важно для нормального функционирования шейного отдела позвоночника, поскольку при его использовании нет активной стимуляции мозгового кровотока, достаточного влияния на сосудодвигательный центр продолговатого мозга, стимуляции работы безусловных рефлексов.

Описан способ формирования двигательных функций у младенцев при неврологических или ортопедических патологиях (RU 2309720 С2, ГИДУВ, 10.11.2007). Он включает комплекс профилактической и восстановительной гимнастики для грудных детей. Проводят занятия, на которых посредством положений и поз добиваются стимуляции постуральных и локомоторных рефлексов. При проведении занятий осуществляют подавление патологических моторных реакций. Делают массаж. Недостатки: отсутствует воздействие на улучшение мозгового кровотока и работы регуляторных центров центральной нервной системы, тем самым отсутствует прямое воздействие на восстановление врожденных рефлексов, поэтому эффективность недостаточна.

Известен другой способ восстановления нормального мышечного тонуса у детей с перинатальным поражением центральной нервной системы (RU 2489127, Уральский ГУ физической культуры, 10.08.2013). В положении на спине выполняют подъем его головы до касания подбородком груди и опускание головы на поверхность. Выполняют круговые движения головой ребенка по 5-10 раз. Обхватив ребенка под затылок и ухватив за голеностопы, выполняют сгибающие и разгибающие движения. Располагая ладонь одной руки так, чтоб охватить ребенка под голову и захватить часть спины, а другой прижимая его колени к поверхности, выполняют подъем туловища ребенка на счет раз-два 10-15 раз. Располагая ладонь одной руки так, чтобы она охватывала ребенка под голову и захватывала часть спины, приподнимают его туловище и выполняют им круговые движения. Удерживая лицо ребенка на поверхности воды 8-10 раз выполняют скольжение по «восьмерке», покачивая ребенка по вертикали. Затем - то же в положении на животе. Позитивные моменты - улучшение кровоснабжения мышц и тканей за счет водного проведения гимнастики, податливость тканей в воде улучшает эффект восстановления межмышечной связи и синергии в работе мышц. Недостатки - симптоматическое воздействие на организм, отсутствие прямого влияния на центральную мозговую регуляцию врожденных рефлексов и мышечного тонуса, влияния на тонус сосудов головного мозга и обмен в клетках головного мозга, тем самым отсутствие на причину заболевания.

Наиболее близким к патентуемому является способ реабилитации детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы, предусматривающий, что взрослый держит ребенка вертикально, спинкой к груди взрослого, охватывая пальцами его грудную клетку, а затем выполняет с ребенком комплекс лечебно-профилактической гимнастики, включающий изменения положения тела ребенка (RU 2506942 C1, Уральский ГУ физической культуры, 20.02.2014 - прототип). Гимнастика, при которой ребенок фиксируется в руках у взрослого за туловище и производят наклоны в стороны, вращения вокруг собственной оси, включая, в частности, наклоны и повороты тела ребенка в разные стороны, раскачивания, движения тела ребенка по горизонтально лежащей «восьмерке», по дуге, опускание и поднимание ребенка головой вниз, лежание ребенка на одном и на другом боку на ладони взрослого. Недостатки - отсутствие влияния на улучшение микроциркуляции в головном мозге и на улучшение работы регуляторных центров, безусловных рефлексов; отсутствие полноценного циклического воздействия на рефлекторную дугу (от пальцев рук на шею, затем на торс, поясницу, ноги стопы и обратно) и полного восстановления рефлексов.

Настоящее изобретение направлено на разработку эффективного комплекса лечебно-профилактической гимнастики для грудных детей.

Патентуемый способ состоит из упражнений с ребенком на весу с исходным положением на мягкой поверхности. Рекомендуется проводить с рождения - когда врожденные рефлексы наиболее «живые», нет развития болезненных состояний, дети позитивней воспринимают гимнастику и, самое главное, к 3 месяцам наблюдается полное или практически полное восстановление здоровья малыша по всем направлениям.

Отличие состоит в том, что проводят шесть упражнений, направленных на улучшение мозгового кровотока и активизацию врожденных безусловных рефлексов, в следующей последовательности:

первое упражнение - ребенка из исходного положения (ИП) лежа на спине лицом к взрослому с фиксацией за руки приводят в положение сидя, затем в положение стоя, поднимают над поверхностью, ставят на ноги, кладут на живот, затем поднимают за ноги с фиксацией за колени или голени и возвращают на спину в ИП;

второе упражнение - из ИП лежа на животе лицом от взрослого ребенка сажают на колени, фиксируя под предплечья, вытягивают ребенка за руки вверх, поднимают, кладут на спину, поднимают за ноги и возвращают на живот в ИП;

третье упражнение - из ИП вертикально спиной к взрослому, фиксируя за туловище, ребенка наклоняют вперед с полным переворотом через голову, кладут на спину, подтягивают за ручки в положение сидя и возвращают в ИП;

четвертое упражнение - из ИП вертикально лицом к взрослому, фиксируя за туловище, поднимают и сажают ребенка взрослому на грудь или на плечо, одну руку взрослого подкладывают под спину ребенку, на которую отклоняют его назад, другую руку кладут на живот и с опорой на нее производят полный переворот в сагиттальной плоскости, ставят ребенка на ноги, берут за туловище и возвращают в ИП;

пятое упражнение - из ИП вертикально спиной к взрослому, фиксируя ребенка за туловище, проводят попеременные наклоны во фронтальной плоскости влево-вправо на угол 90° с удержанием на 2-4 секунды в наклонном положении;

шестое упражнение - из ИП вертикально спиной к взрослому, фиксируя ребенка за туловище ближе к подмышечным впадинам, совершают вращательное движение, сочетая подъем ног ребенка к взрослому на плечо и полный переворот через голову, затем обратным вращательным движением возвращают в ИП,

при этом каждое упражнение выполняют 8-10 раз при общей продолжительности сеанса 10-15 мин.

Технический результат - активизация врожденных безусловных рефлексов, улучшение мозгового кровотока, работы центров регуляции сосудистого и мышечного тонуса, обменных процессов среднего и продолговатого мозга.

Патентуемый способ основан на реципрокном (обратном) воздействии через безусловные рефлексы по рефлекторной дуге на соответствующие отделы центральной нервной системы с обеспечением прямого воздействия притока крови к головному мозгу (короткое по времени экспозиции - ребенок переворачивается на несколько секунд, но многократное по частоте).

В итоге обеспечивается улучшение связи головной мозг - спинной мозг - периферия - нормализация сосудистого тонуса головного и спинного мозга. Мозг, в свою очередь, восстанавливает сосудистый и мышечный тонус периферии, что приводит к значительному качественному улучшению микроциркуляции, а следовательно, к оздоровлению организма в целом. Прямое воздействие на периферию укрепляет костно-суставной и связочно-мышечный аппарат. Механизм эффекта упражнений связан с обратным воздействием через безусловные рефлексы по рефлекторной дуге на соответствующие отделы центральной нервной системы, а также в прямом воздействии притока крови к головному мозгу.

Первое упражнение: ребенка из положения лежа на спине лицом к взрослому поднимают над поверхностью с фиксацией за руки, при опускании обратно ставят на ноги, кладут на живот, затем поднимают за ноги с фиксацией за колени или голени и возвращают на спину в исходное положение. При потягивании ребенка за руки к положению сидя возникает каскад рефлексов - хватательный, плечевой со сгибанием рук и напряжением глубоких мышц спины и шеи, выпрямляющий с поясницы на спину и шею, полный опорный рефлекс при вставании с выпрямлением поясницы, спины, шеи, восстанавливается удержание головы. При дальнейшем поднятии за руки над поверхностью все указанные рефлексы усиливаются, обеспечивается кратковременный подъем внутричерепного давления (ВЧД). Далее опускают ребенка на поверхность (соответствие по физическому состоянию лучше-хуже: ребенок опускается на стопы - колени, ягодицы), при этом стимулируется восходящий каскад опорных выпрямляющих рефлексов с ног на поясницу, торс, плечи, шею; далее переводят в положение лежа на животе, в силу чего спадает ВЧД (причем при повышенном ВЧД за счет кратковременной стимуляции к дополнительному подъему при расслаблении ВЧД до нормальных значений по закону гиперполяризации), расслабляются мышцы. Когда ребенка берут за голени или ягодицы и начинают поднимать вверх, выполняя стойку на руках и затем вис вверх ногами, то кратковременно поднимается ВЧД, стимулируется работа разгибательного рефлекса, тонического ножного рефлекса, шейно-плечевого тонического опорного рефлекса. С небольшим замахом кладут ребенка на спину, в этот момент усиливается ножной тонический рефлекс. Затем лежа как результат - снижается ВЧД и расслабляются мышцы, улучшается мозговой и периферический кровоток.

Второе упражнение - из положения лежа на животе лицом от взрослого ребенка сажают на колени, фиксируя под предплечья, вытягивают за руки вверх, поднимают, кладут на спину, поднимают за ноги и возвращают на живот в исходное положение. Когда ребенок переводится из положения на животе с опорой на руки в положение на колени, а затем на стопы стимулируется шейно-плечевой тонический опорный рефлекс, сгибательный рефлекс (помогает детям с усиленным тонусом разгибателей спины), а также восходящий каскад опорных выпрямляющих рефлексов с ног на поясницу, на торс и на шею. Подъем за руки в воздух усиливает этот результат и восстанавливает баланс сгибателей и разгибателей туловища, мышечную синергию, вызывает легкий подъем ВЧД.

Когда кладут на живот через стойку на руках и вис вверх ногами, то это дает тренировку шейно-плечевого тонического рефлекса, одновременно всех выпрямляющих рефлексов, кратковременный подъем ВЧД; лежа - спад ВЧД, улучшение мозгового и периферического кровотока, ликворообмена, расслабление мышц.

Третье упражнение - из положения вертикально спиной к взрослому, фиксируя за туловище, ребенка наклоняют вперед с полным переворотом через голову, кладут на спину, подтягивают за ручки в положение сидя и возвращают в исходное положение вертикально спиной к взрослому. При кувырке вперед обеспечивается рефлекторная работа мышц сгибателей, сгибательный рефлекс, синхронизируется работа сгибателей и разгибателей туловища. За счет попеременного изменения ВЧД улучшается мозговой и периферический кровоток. При приведении в положение сидя обеспечивается тренировка шейно-плечевого и сгибательного рефлексов, каскада выпрямляющего рефлекса с поясницы на торс и шею, работа мышц брюшного пресса, сгибателей рук.

Четвертое упражнение - из положения вертикально лицом к взрослому, фиксируя за туловище, поднимают ребенка и сажают его взрослому на грудь или на плечо, одну руку взрослого подкладывают под спину ребенку, на которую отклоняют его назад, другую руку - кладут на живот ребенку и с опорой на нее производят полный переворот в сагиттальной плоскости, ставят на ноги, берут за туловище и возвращают в исходное положение. При кувырке назад происходит стимуляция сгибательного рефлекса, кратковременный подъем ВЧД, что усиливает работу выпрямляющих мышц ног и спины, позволяет поставить ребенка на ноги, что восстанавливает и стимулирует восходящий каскад опорных выпрямляющих рефлексов с ног на поясницу, торс, шею с дальнейшим спадом ВЧД.

Пятое упражнение - из положения вертикально спиной к взрослому, фиксируя ребенка за туловище, проводят попеременные наклоны в фронтальной плоскости влево-вправо на угол 90° с удержанием на 2-4 секунды в наклоненном положении. Происходит тренировка бокового шейно-тонического рефлекса, симметричных и асимметричных туловищных рефлексов, удержание тела в вытянутом положении, синергия движения рук и ног. Осуществляется попеременное изменение ВЧД, улучшение мозгового кровотока.

Шестое упражнение - из исходного вертикального положения спиной к взрослому, фиксируя ребенка за туловище ближе к подмышечным впадинам, совершают вращательное движение, сочетая подъем ног ребенка к взрослому на плечо и полный переворот через голову, затем обратным вращательным движением возвращают в исходное положение. Это упражнение, похожее на подъем-переворот, одно из самых действенных упражнений для восстановления врожденных рефлексов, мышечного тонуса, ВЧД, функций внутренних органов, правильного формирования позвонков при задержке развития костной ткани из хрящевой. Обеспечивается стимуляция сгибательного тонического рефлекса, ножного рефлекса, выпрямляющего, шейно-тонического рефлекса, нарастание ВЧД со спадом в конце; стимуляция опорного тонического рефлекса с выпрямлением ног, спины, шеи.

Патентуемая гимнастика «Прима» может проводиться родителями. Осуществляется воздействие на всех уровнях: этиотропное, патогенетическое и симптоматическое на кровоток в ЦНС, усиливается прохождение сигнала по рефлекторной дуге, а также улучшается периферический кровоток, укрепляются суставы. Обеспечивается высокая степень воздействия на фоновый мышечный тонус, на мышечный тонус нагрузки и позотонические рефлексы (четко доказано при проведении функциональных проб), высокий уровень воздействия на психомоторное развитие ребенка. Наблюдается корреляция с показателями здоровья в динамике (осанка, речь, хронические заболевания, успеваемость). Эффективность применения нового комплекса оказалась весьма высокой, на порядок выше результатов применения общепринятых фармакологических средств, известной гимнастики и детского массажа. Повышение эффективности за счет активизации врожденных безусловных рефлексов, воздействий для качественного улучшения мозгового кровотока, первостепенной направленности на улучшение работы центров регуляции сосудистого и мышечного тонуса, обменных процессов среднего и продолговатого мозга при минимальных временных затратах. Применяется для детей с рождения, не вызывает боли, комплексу гимнастики легко обучаются родители, эффективность сочетается с минимальными временными затратами.

Гимнастика апробирована примерно на 2000 пациентов в течение 10 лет. Положительная динамика развития детей (около 200) наблюдалась в течение последних 5-6 лет после применения гимнастики. При отсутствии медикаментозной терапии по прошествии трехмесячного курса лечения получены, в частности, следующие результаты: компенсация необструктивной гидроцефалии, компенсация или полное устранение гидроцефалии (ни одного шунтированного ребенка), Устранение пупочных грыж (ни одного оперированного ребенка даже с начальной грыжей 2 см), устранение мышечного гипертонуса и гипотонуса, устранение тремора (от локального тремора нагрузки до постоянного генерализованного тремора), восстановление процесса образования костной ткани из хрящевой в позвонках при гипотонусе у грудных детей и сопутствующем замедлении образования костной ткани в позвонках, ускорение заращивания дефектов в перегородках сердца, устранение дисплазии тазобедренных суставов на стадиях предвывыха и подвывиха (без распорок) и проявлений рахита. Наблюдались высокий уровень психомоторного развития, нормализация функции желудочно-кишечного тракта, бронхов, легких, а также улучшение состояния кожи при атопическом дерматите. Отдаленные результаты: хорошая работа систем внутренних органов, широкие легочные поля, к году "литая" спина, прямая посадка, высокий свод стопы, нормальная функция межкостных мышц стопы и кистей (максимально страдающих при мышечной дистонии, что проявляется в первую очередь плоскостопием и неправильной установкой стопы в ногах и слабостью мелкой моторики в руках).

Достижение технического результата подтверждается нижеприведенными примерами.

Пример 1. Ребенок С., родилась на 32 неделе беременности, 04.02.2008 г. Клинический диагноз: Недоношенность III ст.

Сопутствующий диагноз: внутриамниотическая инфекция плода, омфалит. Задержка внутриутробного развития по гипотипу I ст. Дыхательная недостаточность I-2 т. Гипоксически-ишемическое поражение ЦНС, синдром мышечной дистонии. Гидроцефалия. Анемия недоношенных смешанного генеза средней тяжести. Конъюгационная желтуха 1 ст. Дефект межжелудочковой перегородки, открытое овальное окно 3 мм, поперечная трабекул левого желудочка, НК 0 ст. Носительство ЦМВ - инфекции. Пупочная грыжа 2 см. Родители обратились к врачу в 1,5-месячном возрасте ребенка.

Применялась гимнастика: по 3 сеанса в день 1,5 месяца, 2 сеанса - 1,5 месяца, 1 сеанс - 1 месяц. Для лечения носительства ЦМВ однократно проводилось лечение импортным иммуноглобулином.

После 3 месяцев признаков гидроцефалии не выявлялось, к 8 месяцам была снята с учета у окружного невролога. Дефекты межжелудочковой перегородки полностью заросли. На месте пупочной грыжи отмечается полное закрытие дефекта передней брюшной стенки. Психомоторное развитие в норме. Ребенок пошел в школу в 5 лет по собственному желанию и разрешению психологов.

Пример 2. Ребенок М., родился на 39 нед., 25.04.2013 г.

Диагноз: Гипоксически-ишемическое поражение ЦНС, синдром угнетения, ВЖК II ст. Полицитемия. Тромбофлебит пупочной вены. МРТ: смешанная гидроцефалия, лейкопатия. Гимнастика проводилась с возраста 1 месяц в течение 5 месяцев: по 5 сеансов в день в течение 2 месяцев, затем по 3 сеанса в день - 2 месяца, 1-2 сеанса - 1 месяц. На настоящий момент ребенку 2,5 года. Размеры желудочков мозга по КТ головного мозга пришли в норму к 8 месяцам. Наружная гидроцефалия компенсирована с 2 месяцев. Психомоторное развитие в норме. Остаточные явления: легкий спазм продольных мышц спины; вальгусное положение стоп легкой степени - исправление стельками по рекомендации ортопеда.

Пример 3. Ребенок С., родилась на 38 неделе беременности.

Диагноз: Гипоксически-ишемическое поражение ЦНС, ВЖК 1 ст., конъюгационная желтуха. До 9 месяцев наблюдалась по месту жительства с диагнозом «Здорова». В возрасте 9 месяцев была осмотрена на приеме, диагностирована задержка психомоторного развития 2 ст. (ребенок не переворачивался, не сидел, не ползал, не соответствовал возрасту по психоэмоциональному развитию), синдром мышечной дистонии по гипотипу. Родители обратились в ДГБ №18. Диагноз был подтвержден: последствия гипоксически-ишемического поражения головного мозга, ВЖК 1 ст., задержка психомоторного развития 2 ст., синдром мышечной дистонии по гипотипу. От классических рекомендаций родители отказались, занимались по патентуемой методике. Занимались гимнастикой в течение 2 месяцев по 3 сеанса в день и в течение одного месяца по 2 сеанса в день. К 1 году психомоторное развитие полностью восстановилось. На настоящий момент - ребенку 3 года, психомоторное развитие в норме.

Пример 4. Ребенок В., 6 месяцев. Дисплазия правого тазобедренного сустава 1-2 степени, недоотведение бедра 20 градусов. По рекомендации хирурга ногу предстояло гипсовать, а в дальнейшем возможно оперировать.

По просьбе родителей предоставлено время на восстановление сустава.

В течение двух недель с ребенком занимались ежедневно по патентуемой методике, плюс по 5 минут в день вращали ногу в тазобедренном суставе в воде (в ванной). Через две недели по результатам УЗИ сустав полностью восстановился.

Способ лечебно-профилактической гимнастики для новорожденных и грудных детей, включающий выполнение гимнастических упражнений на мягкой поверхности путем изменения положения тела ребенка в пространстве при удержании ребенка взрослым за предплечья, голени и туловище,

отличающийся тем, что проводят шесть упражнений в следующей последовательности:

первое упражнение - ребенка из исходного положения (ИП) лежа на спине лицом к взрослому с фиксацией за руки приводят в положение сидя, затем в положение стоя, поднимают над поверхностью, ставят на ноги, кладут на живот, затем поднимают за ноги с фиксацией за колени или голени и возвращают на спину в ИП;

второе упражнение - из ИП лежа на животе лицом от взрослого ребенка сажают на колени, фиксируя под предплечья, вытягивают ребенка за руки вверх, поднимают, кладут на спину, поднимают за ноги и возвращают на живот в ИП;

третье упражнение - из ИП вертикально спиной к взрослому, фиксируя за туловище, ребенка наклоняют вперед с полным переворотом через голову, кладут на спину, подтягивают за ручки в положение сидя и возвращают в ИП;

четвертое упражнение - из ИП вертикально лицом к взрослому, фиксируя за туловище, поднимают и сажают ребенка взрослому на грудь или на плечо, одну руку взрослого подкладывают под спину ребенку, на которую отклоняют его назад, другую руку кладут на живот и с опорой на нее производят полный переворот в сагиттальной плоскости, ставят ребенка на ноги, берут за туловище и возвращают в ИП;

пятое упражнение - из ИП вертикально спиной к взрослому, фиксируя ребенка за туловище, проводят попеременные наклоны во фронтальной плоскости влево-вправо на угол 90° с удержанием на 2-4 секунды в наклонном положении;

шестое упражнение - из ИП вертикально спиной к взрослому, фиксируя ребенка за туловище ближе к подмышечным впадинам, совершают вращательное движение, сочетая подъем ног ребенка к взрослому на плечо и полный переворот через голову, затем обратным вращательным движением возвращают в ИП,

при этом каждое упражнение выполняют 8-10 раз, при общей продолжительности сеанса 10-15 мин.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, кардиологии, эндокринологии. Больным с артериальной гипертонией (АГ) и ожирением, в зависимости от наличия или отсутствия метаболических нарушений, нарушения толерантности к глюкозе (НТГ) назначают один из трех диетических планов (ДП).

Изобретение относится к области медицины, перинатологии, неврологии, реабилитации, лечебной физической культуре, может быть использовано для создания самостоятельных двигательных функций, их совершенствования от неподвижности до ходьбы у ребенка (Р) в возрасте до трех лет.

Изобретение относится к медицине, лечебной гимнастике, может использоваться для коррекции фигуры, оздоровления при заболеваниях дыхательных путей, опорно-двигательного аппарата, женской репродуктивной системы.

Изобретение относится к медицине, лечебной гимнастике, может использоваться для коррекции фигуры, оздоровления при заболеваниях органов дыхательных путей, опорно-двигательного аппарата, женской репродуктивной системы.

Изобретение относится к реабилитационной медицине и может быть использовано для реабилитации людей после травм опорно-двигательного аппарата. Роботизированный тренажер включает персональный компьютер, микропроцессорные устройства, силовые транзисторные ключи и ортопедические модули, состоящие из пяти жестких сочленений.

Изобретение относится к медицине, спорту, может быть использовано для коррекции асимметрии мышц спины у спортсменов. В программу их тренировок вводят комбинированное упражнение для опорно-двигательного и вестибулярного аппаратов спортсмена.

Изобретение относится к медицине, методам саморегуляции, лечебной физкультуре и может быть использовано для профилактики и лечения гипертонической болезни, переутомления, снятия последствий стресса, обучения пациента навыкам психофизической саморегуляции.
Изобретение относится к медицине, оздоровлению, может быть использовано для увеличения ЖЭЛ, полноценного снабжения кислородом основных органов человека и повышения содержания углекислого газа в крови до оптимального значения.
Варианты изобретения относятся к медицине, способам мануальной терапии дегенеративно-дистрофических заболеваний позвоночника. Первый вариант способа включает воздействие путем дистракции позвоночного столба (ПС) и одновременной транспозиции пораженных позвоночных двигательных сегментов (ПДС) с последующей фиксацией их в заданном положении.

Изобретение относится к медицине, а именно к кардиологии. Больного укладывают на спину на основание аппарата.

Изобретение относится к медицине. Устройство для терапии двигательной активности включает основание, первую часть стола, механизм наклона, механизм для ступней, механизм движения ног и вторую часть стола. Механизм наклона соединяет основание с указанной первой частью стола и обеспечивает ее наклон между горизонтальным положением и вертикальным положением. Механизм для ступней установлен на первой части стола для размещения на нем ступней пациента. Механизм движения ног выполнен для обеспечения движения ног пациента. Вторая часть стола соединена с первой частью стола, так что вторая часть стола соединена с механизмом наклона только посредством первой части стола. Вторую часть стола можно регулировать относительно первой части стола для подгонки устройства под пациентов разного роста. Изобретение обеспечивает положение пациента в вертикальном положении устройства на достаточно небольшой высоте. 14 з.п. ф-лы, 16 ил.
Изобретение относится к медицине, реабилитации, неврологии, лечебной физкультуре и может быть использовано в комплексном лечении больных в острый период инсульта. Проводят дозированные физические нагрузки, включающие однонаправленные и разнонаправленные движения, активные и пассивные с помощью здоровой конечности, общетонизирующие упражнения, дыхательные, на координацию и точность выполнения, равновесие и артикуляцию под наблюдением врача с объяснением и показом движений, контролем и учетом общего самочувствия и клинической картины больного. Причем проводят все движения больному в виде комплекса, включающего гомолатеральные, гетеролатеральные и перекрестные движения, активные движения для здоровой руки, пассивные движения для парализованной руки, которые осуществляются с помощью здоровой с захватом кисти в замок. При этом комплекс упражнений построен в виде танца и проводится с использованием музыкального сопровождения с меняющимся танцевальным темпом и ритмом. Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями с произнесением на выдохе аффирмации оздоравливающего характера. Продолжительность каждого упражнения 1-2 мин, всего комплекса 7-10 мин. Занятия проводят ежедневно 2-6 раз в день в исходных положениях в зависимости от возможностей пациента, стоя с опорой, сидя на стуле или лежа. Курс лечения 20-60 процедур. Способ обеспечивает восстановление двигательной функции парализованных конечностей, равновесия, координации движений, опороспособности ноги, речи и когнитивных функций, улучшение настроения и качества жизни, социальных контактов и уровня коммуникаций, снижения утомления, повышения жизненной активности, расширяет арсенал средств оздоровления больных вострый период инсульта. 1 пр.

Изобретение относится к медицине, лечебной физкультуре, лечению поясничного остеохондроза с пролабированием и грыжей дисков. Проводят 12-36 занятий упражнениями по 2-5 серий каждого, не менее чем 2-20 повторов за серию, с преодолением боли путем произнесения звука «XA» на выдохе. Для этого занятие начинают с выполнения виса на турнике с подъемом ног, согнутых под прямым углом в коленных суставах до уровня груди. Далее дополнительно выполняют вис на турнике со скручиванием туловища и подъемом ног под прямым углом в коленных суставах до уровня груди; вис на турнике с отклонением ног вправо и влево и их подъемом под прямым углом в коленных суставах; вис на турнике и сгибание ног в коленных суставах и опускание их на выдохе; вис на турнике с движением ногами, имитирующими бег; вис на турнике с разводом и скрещиванием прямых ног в стороны. Заканчивают занятие глубокими приседаниями, стоя на полу с опорой на ступни ног и с поднятием рук вверх при опускании таза к пяткам. Проводят сгибание туловища в тазобедренных суставах при прямых ногах, стоя на полу с опорой на ступни ног. Выполняют суставную гимнастику для поясничного, брюшного отделов и тазобедренных суставов, для чего лежа производят махи одной или двумя ногами, вращение их в тазобедренных суставах согнутыми или прямыми в коленях. Проводят психотерапевтическое самовнушение на оздоровление, лежа в расслабленном состоянии, и воздействие душа с температурой воды 4-6°C длительностью 10-120 с. Способ обеспечивает самостоятельное лечение пациентом упомянутой патологии с использованием только одного тренажера – турника. 21 ил.
Изобретение относится к медицине, а именно к вертебрологии, и может быть использовано для комплексного лечения заболеваний поясничного отдела позвоночника. Для этого на аппарате DRX9000 проводят сеансы аппаратного вытяжения позвоночника в горизонтальном положении пациента с индивидуальным подбором угла наклона поясничного отдела позвоночника. Аппаратное вытяжение проводят по схеме, состоящей из десяти ежедневных сеансов и десяти сеансов через день. Причём перед проведением каждого ежедневного сеанса аппаратного вытяжения позвоночника осуществляют внутритканевую электростимуляцию с помощью аппарата Магнон-ПРБ продолжительностью 30 мин электрическим током с частотой 50 Гц и силой тока 5-20 мА курсом из десяти дней. Для этого накладывают первый электрод на позвонки, а второй электрод - на проекции болевых зон. Также проводят лекарственную терапию, состоящую из внутривенного капельного введения в первые четыре дня по 20 мг тексамена, а в последующие шесть дней попеременного введения через день смеси из 5 мл магнезии с 5 мл актовегина и смеси из 5 мл спазгана, 5 мл новокаина, 5 мл 0,5% трентала и 5 мл витамина B12. Способ обеспечивает комбинированное воздействие на различные элементы патогенеза заболевания позвоночника с помощью нескольких терапевтических факторов, реализующих синергетический лечебный эффект, для восстановления объёма межпозвонкового диска и создания устойчивой мышечной памяти здорового состояния в околопозвоночных мышцах. 2 з.п. ф-лы, 2 пр.
Наверх