Судовой лопастный двигатель

 

М 479О8

Класс 651 3

АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ИА ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ судового лопастного движителя.

К авторскому свидетельству П. Е; Ефреиоеа, заявленному 24 сентября

1934 года (спр. о перв. № 154488), с присоединением заявки от 17 февраля 1935 года (спр. о перв. № 164090).

О выдаче авторского свидетельства опубликовано 31 июля 1936 года.

Изобретение касается судового лопастного движителя с применением подвижного эксцентрика, управляющего положением гребных лопастей относительно центральной оси движителя.

В предлагаемом движителе для перемещения эксцентрика относительно оси применена закрепленная на валу секторообразная шестерня, воздействующая на зубчатую дугообразную рейку, укрепленную на эксцентрике.

На чертеже фиг. 1 изображает вид движителя сбоку с частичным разрезом; фиг. 2 — вид его сверху; фиг. 3 —.5 — детали движителя; фиг. б — 10 — схему управления движителем; фиг. 11 — вид сбоку иной формы выполнения движителя с частичным разрезом; фиг. 12 — вид ее сверху.

В нижней части вала 1 (фиг. 1) укреплена секторооб разная шестерня 2 (фиг. 4 и 5), сцепляющаяся с зубчатой дугообразной рейкой 3, которая при помощи шурупов 4 прикреплена к телу сектора-эксцентрика 5, в средней части коего имеется вырез по ширине несколько больше суммы удвоенного эксцентриситета и диаметра вала 1.

В противоположном конце тела эксцентрика имеется выступ с направляющей выемкой и отверстием для штыря б, при помощи которого эксцентрик подвижно соединен с фланцем 7 (фиг. 4) пустотелого вала 8 (фиг. 1 и 4).

На нижней части эксцентрика 5 насажен ролико-подшипник 13, закрепленный гайкой 11; роликоподшипник имеет обойму 74, закрепленную на роликоподшипнике 73 помощью четырех сухарей шурупами 75. Для передачи колебательного движения служит тяга 1б вилкообразной формы, скрепленная с серьгой 17; конец С тяги 1б снабжен ползуном, помещенным в пазу между роликоподшипником 13 и обоймой 74; другой же конец тяги шарнирно соединен в точке D с кривошипом ЛЕ, прочно посаженным на валик 12 гребной лопасти 29 и закреплен затяжной чекой.

Движитель устанавливают в кормовой части корпуса, причем нижняя часть кожуха ротора ставится заподлицо с обшивкой корпуса судна.

На вертикальном пустотелом валу 18 (фиг. 1), укрепленном конусной своей частью во втулке трехлапого крестовика кронштейна 19, смонтирована на радиальных роликоподшипниках 21 и 20 и упорном шарикоподшипнике 22, несущем вес вращающейся части ротора, ступица 23, получающая вращательное движение через посредство конических колес 43 и 42 и промежуточного вала от главного вала. Ступица 23своей нижней уши ренной частью помощью двенадцати болтов 24 скреплена с горизонтальным диском 25, к четырем лапам коего в параллелях и укреплены четыре цилиндра 26, в которых на валиках 12 смонтированы гребные лопасти 29, выходящие за донную часть кожуха ротора.

Крестовина 19 своими лапами прикреплена--и. площадкам 27, укрепленным на кронштейнах--;-.з углового железа, приклепанных к стенкам цилиндра 28, который в свою очередь помощью обводного уголка по нижней кромке прикреплен к корпусу судна. Таким образом упор, создаваемый движителем, передается на основное крепление корпуса— шпангоуты и кильсон.

Вращение от главного вала 30 мотора, поддерживаемого подшипниками 31 и 32 с кольцевой смазкой, передается движителю через посредство зубчатой передачи 33 — 34 и промежуточного вала 35, смонтированного на подшипниках Зб и 37 на радиальных шарикоподшипниках.

Лопасти 29 укреплены на валиках 12, поддерживаемых через посредство гильзы 40 подшипником 38 и шарикоподшипником 39. Лопасть поддерживается крышкой 41, опирающейся на фланец цилиндра 26. Лопасти имеют наклон наружу в 4 по отношению к вертикальным осям валиков 12.

При поворачивании вала 1 звездочкой 9 секторообразная шестерня Z через посредство зубчатой рейки 3 производит смещение эксцентриситета эксцентрика 5 относительно центра вращения штыря 6 из положений О в положение N или Р (фиг. 3 и 5), причем связанная с эксцентриком зубчатая рейка 3 своей скошенной наружной частью скользит в соответствующей выточке фланца 7 пустотелого вала 8 (фиг. 4). Это устройство имеет целью изменение величины эксцентриситета эксцентрика.

При повороте вала 1 по часовой стрелке, т. е. когда эксцентриситет отклонится от центра О вправо, получается передний ход — от момента „стоп" до полного хода вперед. При повороте же вала против стрелки получается задний ход (в данном случае ротор вращается против часовой стрелки), причем, изменяя величину эксцентриситета, можно получить любую промежуточную скорость движения судна.

Иаменение положения эксцентриситета эксцентрика относительно центра О достигается поворачиванием пустотелого вала 8 с фланцем 7, на котором укреплен эксцентрик, помощью штурвала 10, насаженного прочно на верхнем конце вала 8 и приводимого во вращение от рулевого колеса. Посредством поворота этого вала достигается управление судном.

Лопасти вращаются вместе с ротором и одновременно с этим совершают колебательное движение вокруг своих осей вращения. Эти колебательные движения производятся находящимся внутри кожуха механизмом, описанным выше.

На фиг. 2 видно, как происходит колебание лопасти при прохождении ее из положения 1 в положения II,III и IV.

При переводе на задний ход центр роликоподшипника из точки Р (передний ход) переводится сначала в точку О, причем лопасти устанавливаются по касательной к окружности вращения ротора, что соответствует положению

„стоп"; при дальнейшем переводе в положение точки N (задний ход) лопасти принимают положение, обратное первоначальному,— получается задний ход.

На фиг. б — 10 изображена схема управления лопастным движителем, причем фиг. 6 соответствует переднему ходу, фиг. 7 — заднему ходу, фиг. 8 — повороту на левый борт, фиг. 9 — повороту на пра вый борт и фиг. 10 — положению

„стоп".

В иной форме выполнения движителя (фиг. 11 и 12) устройство передаточного механизма от эксцентрика 50 к гребным лопастям 29 для приведения их в колебательное движение состоит из коленчатых рычагов 44, поворотных относительно штыря 45 во втулке 46 диска 47движителя. На одном конце рычага 44 укреплен ролик 48, соприкасающийся с наружной обоймой роликоподшипника 49, насаженного (фиг. 12) на эксцентрик 50 и закрепленного гайкой 51. На нижних частях штырей 45 (фиг. 11) квадратного сечения насажены кривошипы 52, свободные концы которых, попарно-противоположные, стянуты помощью спиральных пружин 53, прижимающих ролики 48 рычагов 44 к обойме роликоподшипника 49 эксцентрика 50.

На противоположных концах рычагов имеются кулисы (фиг. 11 и 12), в которых скользят ползуны 54, соединенные с шаровым пальцем 55 кривошипов 56, прочно соединенных с гребными лопастями 29. Это устройство имеет целью обеспечить передачу колебательного движения от эксцентрика 50 лопастям 29.

Предмет изобретения.

1. Судовой лопастный движитель с применением подвижного эксцентрика, управляющего положением гребных лопастей относительно центральной оси движителя, отличающийся тем, что, с целью изменения хода судна от полного вперед до полного назад, перемещение эксцентрика 5 относительно оси О достигается и ри помощи секторообразной шестерни 2, закрепленной на валу 1, приводимой во вращение звездочкой 9 и воздействующей на дугообразную рейку 3, укрепленную на . эксцентрике.с целью достижения изменения направления хода судна при помощи вала 8, приводимого во вращение штурвалом 10 и сочлененного с эксцентриком штырем б, помещенным свободно во фланце 7 вала (фиг. 1 — 5).

2. При движителе по и. l применение для воздействия на лопасти коленчатых рычагов 44, поворотных относи-тельно штыря 45 и стянутых попарно пружинами 53 (фиг. 11 и 12).

3. При движителе по и. 1 применение для воздействия на лопасти кулис,. в которых при помощи ползуна 54 и шаровых пальцев 55 перемещается кривошип 56, жестко сочлененный: с гребными лопастями 29 движителя. (фиг. 11 и 12).

Судовой лопастный двигатель Судовой лопастный двигатель Судовой лопастный двигатель Судовой лопастный двигатель Судовой лопастный двигатель Судовой лопастный двигатель Судовой лопастный двигатель 

 

Похожие патенты:

Судно // 43817

Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям скоростных кораблей и судов различного назначения

Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям скоростных кораблей и судов различного назначения

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для преобразования одного вида энергии в другой и может быть использовано в водном движителе

Изобретение относится к судостроению, к движителям колебательного типа

Изобретение относится к движителям, совершающим возвратно-поступательное движение в направлении перемещения объекта, и может быть использовано для перемещения в воде судов и пловцов
Наверх