Устройство управления трансмиссией гусеничной машины

 

<11 652017

Союз Советских

Социалистимасюа

Республик

ОП ИСАНЫЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДИТВЛЬСТВУ (61} Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 22. 12.75 (21) 2302539/27-11 с присоединением заявки №

/ (23) Приоритет—

Опубликовано 15.03.79.Бюллетень №10

Дата опубликования описания 18.03.79 (51) М. Кл.

В 62D 11/00

Государственный комитет

СССР на делам изобретений н еткрытий (53) УДК 629.113-578/-5 87 (088,8) A. Д. Левитанус, Л. М. Зеликовский, И. А. Скрыпник, 3. Э. Забелышинский и Т. Б. Волошина. (72) Автор изобретения (71) Заявитель. (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ

ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к транспортному машиностроению и тракторостроению, в частности к устройствам управления трансмиссиями гусеничных транспортных средств, у которых на противоположных сторонах ус- 5 тановлены удвоители передачи с гидроуправляемыми фрикционными муфтами.

Известно устройствЬ управления трансмиссией транспортного средства, включающее нагнетательный клапанный механизм, состоящий из нескольких золотников, и клапанное устройство выбора направления, тоже состоящее из системы золотников. Управляются оба клапанные устройства посредством рулевого колеса и давления нагнетательной среды, которое регулируется отдельным клапанным устройством. Рулевое колесо„при повороте регулирует положение золотника клапанного устройства; выбирающего интенсивность и направление поворота. Происходит включение одноименных или разноименных передач на каждой стороне машины, при этом осуществляется прямолинейное движение машины или кинематический поворот (1), Недостатком такого устройства является сложность конструкции.

Известно устройство управления трансмиссией гусеничной машины, снабженной раздельными удвоителями передач, расположенными на противоположных сторонах машины и имеющими гидроуправляемые фрикционные муфты, содержащее гидронасос, соединенный через фильтр и предохранительный клапан с делителем потока, нагнетательную и сливную магистрали и управляющий орган, состоящий из размещенного в корпусе с возможностью осевого перемещения золотника (2) .

Недостатком такого устройства управления является сложность конструкции, а именно наличие двух рычагов управления, связанных с двумя золотниками, и двух блокирующих клапанов-золотников, а также неудобство управления двумя рычагами.

Целью изобретения является облегчение управления машиной и упрощение конструкции.,\

Эта цель достигается тем; что в предлагаемом устройстве управления трансмиссией, имеющем гидронасос, соединенный через фильтр и предохранительный клапан с делителем потока, нагнетательную и сливную магистрали, и управляюц(ий орган, состоя652017

15

55 щий из корпуса с золотником, золотник имеет симметрично расположенные с каждой стороны центральные осевые каналы, каждый из которых радиальными каналами в золотнике и корпусе соединен с нагнетательной магистралью, лыски, расположенные на наружной поверхности золотника, при этом две из них соединены каждая своим радиальным каналом с одним центральным каналом золотника, а две другие — со вторым центральным каналом для периодического сообщения гидроуправляемых муфт с нагнетательной магистралью, и дополнительные каналы для периодического сообщения гидроуправляемых муфт через каналы в корпусе со сливной магистралью, при этом золотник установлен в корпусе с возможностью дополнительного углового перемещения, обеспечивающего сообщение нагнетательной магистрали с гидроуправляемыми фрикционными муфтами разноименных передач, а при осевом перемещении золотника нагнетательная магистраль сообщена с гидроуправляемыми фрикционными муфтами одноименных передач на каждой стороне машины.

На фиг. 1 показано предлагаемое устройство управления трансмиссией гусеничной машины; на фиг. 2 — управляющий орган с золотником в положении подачи жидкости к гидроподжимным фрикционным муфта м низшей передачи правой и левой стороны; на фиг. 3 — сечение А — А на фиг. 2; на фиг. 4 — то же, при повороте золотника влево; на фиг. 5 показано сечение Б — Б на фиг. 2; на фиг. 6 — то же, при повороте золотника влево; на фиг. 7 — управляющий орган с золотником в положении подачи жидкости к гидроподвижным фрикционным муфтам высшей передачи правой и левой стороны; на фиг. 8 — сечение B — В на фиг. 7; на фиг. 9 — то же, при повороте золоника влево; на фиг. 10 — сечение à — Г на фиг. 7; на фиг. 11 — то же, при повороте золотника влево; на фиг. 12 — сечение Д вЂ” Д на фиг. 7; на фиг. 13 — кинематическая схема передачи мощности к гусеницам.

Устройство управления трансмиссией состоит из гидронасоса 1, соединенногб через фильтр 2 и предохранительный клапан 3 с делителем 4 потока, соединенным через перепускной клапан 5, раДиатор 6 с баком 7 золотникового управляющего органа 8, связанного с гидроуправляемыми фрикционными муфтами 9 — 12 и с удвоителем 13 передач.

В корпусе 14 золотникового управляющего органа 8 установлен с возможностью осевого перемещения и поворота золотнйк 15.

В золотнике 15 выполнены две симметричные системы осевых и радиальных каналов— центральные осевые каналы 16 и 17, связанные радиальными каналами 18 и 19 в золотнике через каналы в корпусе с нагнетательными магистралями 20 и 21 от гидронасоса и радиальными каналами 22 — 25 с системой лысок 26 — 29, которые сообщаются через каналы в корпусе с магистралями

30 — 33 подачи жидкости к гидроуправляемым муфтам 9, 11 низшей и 10 12 высшей передач.

Лыски в золотнике выполнены попарно и симметрично оси золотника для уравновешивания радиальных сил, действующих на

3 о J7 от н и к.

На золотнике 15 выполнено три узких и один широкий поясок. Поясок 34 отделяет торцовую камеру 35 от полости 36 слива.

Поясок 37 отделяет полость 36 слива от нагнетательной полости 38 правой стороны, поясок 39 отделяет торцовую камеру 40 от нагнетательной полости 41 левой стороны

Для обеспечения безразрывности переключения передач между делителем 4 потока и золотниковым управляющим органом 8 установлено два клапанных устройства 42 и 43.

В золотнике имеются дополнительные осевые каналы 44 и 45, просверленные со стороны торцовой камеры 35, которые дополнительными каналами 46 и 47, 48 сообщают выключаемые гидромуфты со сливной полостью 36.

Осевые центральные каналы 16, 17 и дополнительные каналы 44, 45 на торцах золотника заглушены.

Управление машиной осуществляется следующим образом.

Прямолинейное движение на низшей или высшей передаче осуществляется в зависимости от включения гидрофрикционных муфт удвоителя передач 13.

При движении на низшей передаче золотник 15 устанавливают в положение, показанное на фиг. 2. жидкость от насоса 1 подается к нагнетательным магистралям 20 и 21 в нагнетательные полости 38 и 41 золотника и по радиальным каналам 18 и 19, центральным каналам 16 и 17, радиальным каналам 22 и 24 — к лыскам 26 и 28, затем через нагнетательные магистрали 30 и

32 — к гидроуправляемым муфтам 9 и 11 низшей псредачи правой и левой стороны.

В это время гидроуправляемые муфты высшей передачи соединены через магистрали 31 и ЗЗ и дополнительные каналы 44, 45, 46 и 47 со сливной полостью 36.

При движении на высшей передаче золотник 15 устанавливают в положение, показанное на фиг. 7. жидкость из центральных каналов 16 и 17 через радиальные каналы 23 и 25 поступает к лыскам 27 и 29, затем через нагнетательные магистрали 31 и 33 — к муфтам 10 и !2 высшей передачи правой и левой стороны.

В это время гидроуправляемые муфты низшей передачи соединены через магистрали 30 и 32 и дополнительные каналы 44 и

45 со сливной полостью 36.

652017

Таким образом, в первом и втором случаях на левой и правой сторонах машины включены одноименные передачи и осуществляется прямолинейное движение.

Для поворота машины вправо или влево золотник 15 поворачивают вправо или влево. При этом при движении на низшей передаче на забегающей стороне происходит переключение низшей передачи на высшую, а при движении на высшей передаче на отстающей стороне происходит переключение высшей передачи на низшую. Это обеспечивается расположением лысок и каналов на золотнике.

При повороте на низшей передаче, например, влево золотник 15 поворачивают влево, при этом лыски 26 устанавливаются так, что соединяют нагнетательную магистраль 20 от насоса через каналы в золотнике с нагнетательной магистралью 31, идущей к фрикционной гидромуфте 10 высшей передачи правой стороны, и происходит переключение передачи. Одновременно при этом магистраль 30 от фрикционной гидромуфты 9 низшей передачи правой стороны соединяется через дополнительные каналы 44 и 46 в золотнике со сливной полостью 36 и каналом 48 — происходит выключение фрикционной гидромуфты удвоителя передач низшей передачи правой стороны. В это время лыски 28, переместившись, остаются соединенными магистралью 32 подачи жидкости к муфтам низшей передачи левой стороны машины и на левой стороне остается включенной низшая передача.

При повороте на высшей передаче, например., влево. золотник поворачивают влево, при этом лыски 29 устанавливаются так, что соединяют нагнетательную магистраль

21 от насоса через каналы. в золотнике с нагнетательной магистралью 32, идущей к фри кцион ной гидро муфте 11 низшей передачи левой стороны, и происходит переключение передачи. Одновременно при этом магистраль 33 от фрикционной гидромуфты 12 вьгсшей передачи левой стороны соединяется через дополнительные каналы 45 и 46 в золотнике со сливной полостью 36 и каналом

48 — происходит выключение фрикционной гидромуфты удвоителя передач высшей передачи левой стороны. В это время лыски 27, переместившись, остаются соединенными с магистралями 31 подачи жидкости к муфтам высшей передачи правой стороны машины, и на правой стороне остается включенной. высшая передача.

Подобно описанному повороту влево на низших и высших передачах происходит поворот вправо, но для этого золотник 15 поворачивают вправо.

Таким образом при включении разноименных передач происходит кинематический по- ворот Машины.

Формула изобретения !

Устройство управления трансмиссией гусеничной машины, снабженной разделенными удвоителями передач, расположенными на противоположных сторонах машины и

15 имеющими гидроуправляемые фрикционные муфты, содержащее гидронасос, соединенный через фильтр и предохранительный клапан с делителем потока, нагнетательную и сливную магистрали и управляющий орган, состоящий из размещенного в корпусе с возможностью осевого перемещения золотника, отличающееся тем, что, с целью облегчения. управления машиной и упрощения конструкции, золотник имеет симметрично расположенные с каждой стороны центральные осевые каналы, каждый из которых радиальными каналами в золотнике и корпусе соединен с нагнетательной магистралью, лыски, расположенные на наружной поверхности золотника, при этом две из них соединены каждая своим радиальным каналом с одним центральным каналом золотника, а две другие — со вторым центральным каналом для периодического сообщения гидроуправляемых муфт с нагнетательной магистралью, и дополнительные каналы для периодического сообщения гидроуправляемых муфт че35 рез каналы в корпусе со сливнои магистралью, при этом золотник установлен в корпусе с возможностью дополнительного углового перемещения, обеспечивающего сообщение нагнетательной магистрали с гидро40 управляемыми фрикционными муфтами разноименных передач, а при осевом перемещении золотника нагнетательная магистраль сообщена с гидроуправляемыми фрикционными муфтами одноименных передач на каждой стороне машины.

45 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе !. Патент ФРГ № 1291217, кл. 63 с 30, 1970.

2. Горбунов П. П. и др. Гидромеханические трансмиссии тракторов

Львов, Машиностроение,"1966, с. 263.

652017

Риг, 77

Фиг. 12

Составитель В. Маринкина

Техред О. Луговая Корректор П. Макаревич

Тираж 768 .Подписное

UHHHHH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор Л. Василькова

Заказ 944/16

Ф ф: ф

Устройство управления трансмиссией гусеничной машины Устройство управления трансмиссией гусеничной машины Устройство управления трансмиссией гусеничной машины Устройство управления трансмиссией гусеничной машины Устройство управления трансмиссией гусеничной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к полноприводным транспортным средствам, имеющим передачи, обеспечивающие дифференциальное распределение мощности

Изобретение относится к тяговой и транспортной технике и может быть использовано в тракторах, погрузчиках, трубоукладчиках и других машинах

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к быстроходным военным гусеничным машинам /ВГМ/, тягачам и бронетранспортерам

Изобретение относится к машиностроению, а именно к бортовым коробкам передач, которые могут быть использованы в трансмиссиях гусеничных транспортных средств для изменения скорости движения и радиуса поворота

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве привода ведущих колес транспортного средства или механизма управления поворотом

Изобретение относится к системам и способам управления гусеничными траншейными экскаваторами

Изобретение относится к тормозам поворота гусеничных машин

Изобретение относится к горному машиностроению
Наверх