Фрикционная муфта

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 01.0377 (21) 2458572/25-27 с присоединением заявки Рй (23) Приоритет

Гоеударетвенный комитет

СССР по лелам нзобретений н открытий

Опубликовапо 150379. Бюллетень М 10

Дата Опубликования Описания 150379 (72) Авторы изобретенна

A.B. Ефанов и И.И. Лифшиц

Pl) Заявитель (54) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению и, в частности к транспортному машиностроению.

Известна фрикционная муфта содержащая две полумуфты, взаимодействующие через пакет фрикционных дисков (1l . .Недостатком ее является большой вес и габариты.

Известна фрикционная муфта, содер- 1О жащая ведущую и ведомую полумуфты, установленные на валу, имеющем винтовой участок и смонтированную на нем с возможностью осевого перемещения винтовую втулку (2). 15

Эта муфта является наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Недостатком ее является невозмож-. ность отключения полумуфт и низкая величина передаваемого момента,вращения.

Целью изобретения является обеспечение возможности отключения полумуфт и увеличение передаваемого момента Ж вращения.

Поставленная цель достигается тем, что на наружном торце ведущей полумуфты выполнены пазы, а на цилиндрической поверхности винтовой" ЗО втулки — радиальные выступы, при этом последние расположены в пазах ведущей полумуфты, а ведомая полумуфта установлена на валу с возможностью вращения.

На чертеже показана предлагаемая фрикционная муфта, разрез.

Ведомая полумуфта — наружный барабан 1, несущий ведущий диск 2, установлен на подшипнике 3 на первичном валу 4 коробки передач. Ведущая полумуфта — внутренний барабан 5, в пазах б которого расположены ведомые диски 7, установлен на первичном валу 4 коробки передач с возможностью вращения и ограничен от осевого перемещения стопорным кольцом 8 и внутренним кольцом подшипника 3. Ведущие 2 и ведомые 7 диски сжаты усилием пружины 9, действующей на них через винтовую втулку 10, которая связана с первичным валом 4 коробки передач с помощью винтового соединения 11 вала 4. Выступы 12 винтовой втулки 10, выполненные на ее наружной поверхности, входят в.пазы б внутреннего барабана 5.Винтовая втулка 10 связана с механизмом 13 выключения муфты сцепления посредством стопорного кольца 14. фрикционная муфта работает следу ющим образом. "

При плавном включении сцепления нажимная:п1 ужина 9, перемещая винтовую втулку 10, смыкает ведущие 2 и ведомые 7 диски. В результате этого вращающий момент передается от наруж- 5 ного барабана 1 последовательно че-. . рез внутренний барабан 5 и втулку 10 на первичный вал 4 коробки передач.

Окружная сила, возникающая в винтовом соединении 11 втулки 10 с первич-10 ным валом 4 коробки передач с небольшим наклоном шлиц, создает осевую составляющую, которая стремится переместить втулку 10 в осевом направлении и создает дополнительное усилие сжатия ведущих 2 и ведомых

7 дисков фрикционной муфты сцепления, пропорциональное передаваемому вращающему моменту.

Таким образом, с увеличением передаваемого момента увеличивается усилие сжатия дисков фрикционной муфты, необходимое для передачи этого момента, как в процессе торможения, так и в режиме тягового движения.

В режиме торможения вращающий момент передается двигателем в направлении, противоположном указанному, s результате чего осевая составляющая окружной силы, возникающая в соеди ненни 11 стремится сдвинуть втулку 80

10 в направлении сжатия пружины 9 с усилием, пропорциональным моменту торможения двигателем, а пружина 9 воспринимает это усилие и обеспечивает необходимое усилие сжатия ведущих 35

2 и ведомых 7 дисков.

Таким образом, в тяговом режиме движения ведущие 2 и ведомые 7 диски сжаты суммарным усилием пружины 9 и осевой составляющей окружной силы, 40 .передаваемой винтовым соединением

83

11, а в режиме торможения двигателем они сжаты разностью усилий пружины 9 и осевой составляющей, которая пропорциональна передаваемому моментул

Поскольку в режиме торможения двигателем передаваемый фрикционной муфтой момент в несколько раэ меньше, чем в тяговом режиме, то пружина

9 с небольшим установочным усилием обеспечивает его передачу.

Применение предлагаемой муфты позволит упростить конструкцию, снизить ее металлоемкость, что облегчит управление транспортным средством благодаря снижению усилия на управление сцеплением.

Формула изобретения

Фрикционная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, установленные на валу, имеющем винтовой участок и смонтированную на нем с возможностью осевого перемещения вйнтовую втулку, взаимодействующую с ведущей полумуфтой, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения возможности отключения полумуфт и увеличения передаваемого момента вращения, на наружном торце ведущей полумуфты выполнены пазы, а на цилиндрической поверхности винтовой втулки — радиальные выступы, при этом последние расположены в пазах ведущей полумуфты, а ведомая полумуфта установлена на валу с возможностью вращения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 289695, кл, F 16 D 13/52, 1968.

2. Кожевнйков С.Н., Есипенко Я.И., Раскин Я.М. Механизмы, М., Машиностроение, 1976, с. 434, рис.111.

ИПИ Заказ 1026/36 Тираж 1138 Подписное ца- ——

Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул. Проектная, 4

Фрикционная муфта Фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для передачи крутящего момента от ведущего вала к ведомому

Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для трансмиссий транспортных средств, а именно для выключения сцепления при переключении передач

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к гидроуправляемым фрикционным муфтам коробок передач транспортных средств, преимущественно тракторов

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к управляемым муфтам сцепления и предназначено для установки в многоскоростных коробках передач самоходных машин различного назначения

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, в частности к муфтам с управляемым приводом бурового ротора, а также к автомобильной промышленности

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к фрикционным муфтам

Муфта // 661173
Наверх