Устройство для подвода отработавших газов двигателя внутреннего сгорания турбокомпрессору наддува

 

О П И С А Н И Е ()663866

Союз Советских

Социалистических

Реслублик

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 28.12.76 (21) 2435203)25-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

F 02 В 37/02

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открмтий (53) УДК 621.43. -,052 (088.8) Опубликовано 25.05.79. Бюллетень № 19

llàòà опубликования описания 30.05.79 (72) Автор изобретения

С. M. Ломов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДВОДА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ

ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

К ТУРБОКОМПРЕССОРУ НАДДУВА

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к устройствам для наддува двигателя внутреннего сгорания.

Известны устройства для подвода отработавших газов двигателя внутреннего сгорания к турбокомпрессору наддува, содержащие коллекторы, каждый из которых подсоединен к выпускным органам цилиндров с неперекрываюшимися фазами выпуска и к смесительной камере, установленной перед турбиной (1). Смесительная камера выполняет роль преобразователя импу)тьсов давления газов в коллекторах в повышенное статическое давление газов перед турбиной.

Известны устройства преобразователей импульсов, в которых каждый коллектор снабжен суживающимся выпускным участком, подключенным к минимальному сечению смесительной камеры, обращенной к сопловому аппарату турбины своей расширяющейся частью 12) .

Так как коллекторы известных устройств имеют разную длину, они не могут быть настроены на оптимальное смещение основного импульса выпуска и отраженной волны сжатия. С др roA стороны, обьединение

2 всех коллекторов в одной смесительной камере приводит к росту противодавления на выпуске из них, что, в свою очередь, приводит к увеличению отрицательной работы насосных ходов и снижению топливной эко5. номичности двигателя. Выполнение смеситсльной камеры в виде патрубка сплошного сечения с центральным подводом к турбине, являющееся традиционным в настоящее время, не является оптимальным конструктивным решением, особенно для осевого турбо1О компрессора с однозаходной турбиной.

Цель изобретения — повышение эффективности преобразования энергии импульсов давления в коллекторах в потенциальную энергию газов перед турбиной.

Для этого коллекторы разделены на две группы, в первой из которых выпускные участки размещены в приемных отверстиях смесительной камеры с кольцевым зазором, а во второй — в промежуточной емкости, сообщенной со смесительной камерой с по2о мощью суживающихся каналов, охватывающих выпускные участки коллекторов первой группы. Количества коллекторов в группах могут быть равны между собой. Смесительная камера может быть выполнена в

663866

Вид(. ко,ll>ll((30(о ди()фузо1)а co cp(. дн!1м диаметром, равным среднему диаметру соплового аппарата. Г!роходнос сеченис каждого из приемных отверстий смесительной камеры может быть выполнено в соответствии с соотношением каьс

4m гдс 7 — количество цилиндров двигателяя;

F. — эффективное максимальное проход((ое сечение выпускных органов одного цилиндра;

m- „— количество коллекторов в первой группе.

На фиг. 1 схематически изображено пред1$ лагаемое устройство для двигателя внутреннего сгорания с числом цилиндров, кратным четырем, общий вид; на фиг. 2 — кольцевая смесительная камера, общий вид; на фиг. 3 — сечение А — А на фиг. 2; на фиг. 4 вид по стрелке Б на фиг. 3 (торец, обра- 2о щенный к сопловому аппарату); на фиг. 5— приемные отверстия смесительной камеры, выполненные в виде криволинейного усеченного конуса; на фиг. 6 — устройство для многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания с числом цилиндров, кратным двум.

Цилиндры 1 — 16 двигателя с помощью коллекторов 17 — 24, каждый из которых снабжен суживающимся выпускным участком

25, подключены к смесительной камере 26. зо

Каждый из коллекторов подсоединен к выпускным органам цилиндров с неперекрывающимися фазами выпуска в соответствии с порядком их работы 1 — 11 †6 †15 †2

5 — 9 — 8 — 14 — 3 — 10 — 7 — 13 — 4 — 16. Коллекторы разделены на две группы, в первой из которых выпускные участки 25 размещены в приемных отверстиях 27, смесительной камеры, а выпускные участки коллекторов второй группы размещены в промежуточной ем, кости 28, сообщенной со смесительной ка- 4о мерой суживающимися каналами 29, охватывающими-выпускйые участки коллекторов первой группы. Смесительная камера обращена своей расширяющейся частью к сопловому аппарату турбины, и, как показано на фиг. 3, может быть выполнена в виде кольцевого диффузора. Средний диаметр D диффузора может быть выполнен равным среднему диаметру соплового аппарата турбины 30. В примере, показанном на фиг. 1, число коллекторов двигателя делится на два и количества коллекторов в первой группе, объединяющей коллекторы 19, 20, 22 и 24, и во второй группе, объединяю цей коллекторы

17, 18, 21 и 23, равны между собой. В случае, показанном на фиг. 6, количество коллекторов второй группы превышает количество коллекторов первой группы. Проходное сечение F каждого из приемных отверстий 27 смесительной камеры выполнено в соответствии с соотношением

F ццкс

4m где Z — количество цилиндров двигателя;

Г „— эффективное максимальное проходное сечение выпускных органов одного цилиндра

m — количество цилиндров в первой группе.

Наличие прямоточной емкости 28 позволяет выбирать дли(1у коллекторов L из условия обеспечения равенства периода колебаний газов полному периоду продувки

24n где Р— период открытия продувочных окон для двухтактных двигателей или период открытия выпускных органов соответственно для четырехтактных двигателей; а — скорость звука, соответствующая средней температуре выпускных газов;

n — частота вращения коленчатого вала двигателя.

Отработавшие газы каждого цилиндра поступают в коллектор с переменным давлением. Искажение импульса давления в коллекторе исключено, так как фазы выпуска в подсоединенных к нему цилиндрах ие совпадают. Из второй группы коллекторов через, суживающиеся выпускные участки происходит истечение газов в промежуточную емкость 28. Емкость выполняет роль модулятора колебаний. Наряду с сопловым эффектом в суживающихся выпускных участках и с эффектом модуляции предотвращаются потери свежего заряда после закрытия продувочных окон в двухтактных двигателях и обеспечивается дозарядка цилиндров продувочным воздухом в четырехтактных двигателях.

Суживающиеся выпускные участки коллекторов первой группы в процессе работы двигателя выполняют роль сопел эжектора и способствуют подсасыванию газов из промежуточной емкости в смесительную камеру через охватывающий каждый участок суживающийся канал 29 и кольцевой зазор в приемном отверстии. В связи с этим площадь

F каждого приемного отверстия должна соответствовать числу коллекторов в каждой группе, их суммарному количеству и размерам выпускных органов цилиндра. Требуемое соотношение между перечисленными элементами определяется математическим выражением

F Е ((а а

4m

В результате снижения давления в промежуточной емкости, возникающего вследствие эффекта эжектирования, уменьшается отрицательная работа насосных ходов и, 663866 следовательно, повышается экономичность двигателя.

Если смесительную камеру выполнить в виде кольцевого диффузора, как показано на фиг. 2 и 3, и совместить его средний диаметр со средним диаметром соплового аппарата, можно максимально приблизить смесительную камеру к сопловому аппарату турбины и уменьшить потери энергии по длине газового тракта.

Таким образом, предлагаемое устройство позволяет обеспечить настройку коллекторов на оптимальное смещение основного импульса выпуска и отраженной волны сжатия, что способствует повышению эффективности преобразования импульсов давления и способствует эффективной продувке цилиндров. При этом одновременно уменьшаются потери насосных ходов и потери энергии по длине газового тракта.

Формула изобретения

1. Устройство для подвода отработавших газов двигателя внутреннего сгорания к турбокомпрессору наддува, содержащее коллекторы, каждый из которых подсоединен к выпускным органам цилиндров с неперекрывающимися фазами выпуска и снабжен суживающимся выпускным участком, подключенным к минимальному сечению смесительной камеры, обращенной своей расширяющейся частью к сопловому аппарату турбины, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности преобразования

1 2 3 ч s b 7 энергии импульсов давления в коллекторах в потенциальную энергию газов перед турбиной, коллекторы разделены на две группы, в первой из которых выпускные участки размешены в приемных отверстиях смесительной камеры с кольцевым зазором, а во вто,рой — в промежуточной емкости, сообщенной со смесительной камерой с помощью суживающихся каналов, охватывающих выпускные участки коллекторов первой группы.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что количества коллекторов в группах равны между собой.

3. Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что смесительная камера выполнена в виде кольцевого диффузора со средним диаметром равным среднему диаметру соплового аппарата турбины.

4. Устройство по пп, 1 и 3, отличающееся тем, что проходное сечение каждого из приемных отверстий смесительной камеры выполнено в соответствии с соотношением го у z7

4m где Z — количество цилиндров двигателя;

Гилас.— эффективное максимальное проходное сечение выпускных органов одного н цилиндра, m — количество коллекторов в первой группе.

Источники информации, принятые во вни мание при экспертизе

1. Акцептованная заявка Великобритании № 1328645, кл. F 1 В, опубл. 1973.

2. Авторское свидетельство СССР № 502124, кл. F 02 В 37/02, 1974.

663866

Вид р р-ë

27

Фиг.Х

Ppz.5

Фиаb

Составитель М. Файн, Редактор Т. Зубкова Техред О. Луговая Корректор С. Патрушева

Заказ 2955/29 Тираж 627 Подписное

ЦН И И П И Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

l 13035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для подвода отработавших газов двигателя внутреннего сгорания турбокомпрессору наддува Устройство для подвода отработавших газов двигателя внутреннего сгорания турбокомпрессору наддува Устройство для подвода отработавших газов двигателя внутреннего сгорания турбокомпрессору наддува Устройство для подвода отработавших газов двигателя внутреннего сгорания турбокомпрессору наддува 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в системах выпуска отработавших газов

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к выпускным системам двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к турбонаддувным двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в системах выпуска отработавших газов

Изобретение относится к системам газотурбинного наддува двигателей внутреннего сгорания транспортных средств

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания (ДВС) с турбонаддувом

Изобретение относится к системам извлечения энергии, а более конкретно к устройству, повышающему эффективность системы извлечения энергии

Изобретение относится к устройствам для подвода газа к турбокомпрессору двигателя внутреннего сгорания
Наверх