Гибкая муфта

 

патон.;;;.

E r.:,. 3 б @дно (с,.а, ., Б А

Сомз Советских

Социалист нмвских

Реслубпнк

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6!) Дополнительное к авт. свиа-ву (22) Заявлено04.04.77 (21)2468722/25 27 с присоединением заявки № (51) М. Кл.

F 16 D 3/56

Гвеудератеенный наэвпат

СССР ве делам нэабретеннЯ н аткрытнй (23) Приоритет

Опубликовано05.09.79.Бюллетень ¹33

Дата опубликования описаиия07Л9 79 (53) УДИ321.825. .7(088.8) (72) Авторы изобретения

К.E. Коварский, С. Л. Голинкин, В. И. Берлянд и H. Г. Мусулевская

Харьковский филиал Центрального конструкторского бюро

Главэнергоремонта (71) Заявитель (54) ГИБКАЯ МУФТА

Изобретение относится к машинострое нию, а именно к муфтам с упругими элементами, и может найти применение в энергомашиностроении.

Известна гибкая муфта, содержащая две фланцевые полумуфты, соединенные S между собой упругими элементами, выполненными в виде отрезков троса, расположенных параллельно оси вращения муфты и заделанных концами во втулки, располо . женные в гнездах, предусмотренных во фланцах полумуфт (11.

Известна также гибкая муфта, содержащая две соосно расположенные полумуфты, установленные в кожухе и имеющие на наружной поверхности пазы для гибких элементов, сообщающиеся с каналами для подачи масла к трущимся поверхностям посредством маслоулавливающих козырьков и отверстиями для слива масла, выполненных в углах периферийной части кожуха (2) .

; та муфта является наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту.

Такие муфты широко применяются в asротурбостроении на двухцилиндровых агре гатах, у которых ротор каждого as пилив»

1 и дров имеет свой независимый 1уйорный подшипник, воспринимающий осевое усилие только своего ротора.

Однако эксплуатация указанной муфты

HB паротурбинных установках выявила ряд недостатков, а иaмMеeнaнHоo: выполнение гибких пластин плоскими, а пазов в полумуфтах сложной конфигурации со скосами приводит к тому, что в каждом пазу скосы выполняются индивйдуально, что обуславливает существенную разницу в их размерах как в пределах одной полумуфты, так и обеих полумуфт.

Поскольку конфигурация пазов опредэ» лает работу пластин, т.е. прогибы и напряжения в пластинах, то различная конфигурация пазов обуславливает различное нат ружение пластин, следовательно, крутящий момент с одного ротора на другой передьется наиболее нагруженными пластинами.

9 силу того, что контактные нагрузки йа

684202 ати пластины существенно выше расчетных, они интенсивно изнашиваются совместно с пазами, в которых уложены. то приводит

K ухудшению вибрационных характеристик агрегата, а также к заклиниванию муфгы.

В результате заклинивания часть осевых

3 усилий с одного ротора передается на упорный подшипник другого ротора, который перегружается и часто выходит иа строя.

Выполненная в прототипе система смаз е ки предусматривает подачу свежего масла к наиболее иэнашиваемым участкам пазов и пластин. Однако зона контакта находит ся в периферийной части полумуфт, а пода. ча масла as сопел осуществляется далеко от пазов, у ступиц полумуфт. Поэтому масло от сопла до эоны контакта проходит длительный путь, где оно нагревается, окис ляется и вспенивается, особенно в простран стве между полумуфтами.

l .

Кроме того, из-за малой величины эазо ра между пластиной и пазом масло фактически не может поступать в зону контыта и проходит к спивным отверстиям между торцами пластины и дном паза, не выпол- няя своего назначения. Некачественная смазка усугубляет истирание пазов и плас, тин, а окисленное и вспененное масло, поступающее к венцам полумуфл, интенсивно шла э муется. Шламование еще более ухудшает виброхарактеристику агрегата и способсь вует заклиниванию муфты.

Целью изобретения является повышение надежности и долговечности гибкой муфты.

Поставленная цепь достигается тем, чтои в предлагаемой муфте на бсковых поверх носящих гибких элементов выполнены выстуцы,. например, криволинейной формы, взаимодействующие с боковыми поверхностями пазов полумуфт, маслоулавливающие коаырь 4э ки и каналы подвода масла выполнены на торцах кожуха, а отверстия для слива масла выполнены на его периферичехсой цоверхности и связаны с ингушами, для подачи масла через впадины между выступами упругих алементов.

Кроме того, гибкий элемент может быть выполнен либо в виде одной пластины, либо иа двух сопряженных между собой плоскими торцами пластин, либо в виде набора пластин, На фиг, 1 изображена гибкая муфта, эид спереди с частичным раареэом; на фиг.

2 - полумуфты с гибким элементом в виде одной пластины, вксонометрическая проек- ция; на фиг, 3 - полумуфты с упругими элементами в вице двух пластин, аксонометрическая проекция; на фиг. 4 - полуму фты с гибким элементом в виде набора пластин, аксонометрическая проекция; на фиг. 5 - полумуфты с упругими элемента ми в виде плоских пластин и штифтами, аксонометрическая проекция.

ГМбкая муфта содержит две соосные полумуфты - ведущую 1 и ведомую 2. На наружной поверхности полумуфт выполнены пазы 3, в которых размещены гибкие плао» тины 4, Полумуфты с гибкими пластинами заключены в кожух 5, состоящий из двух частей для обеспечения воэможности сбор

Ка муфты. На торцах кожуха снаружи выполнены маслоулавливающие козырьки 6, а в теле кожуха - каналы 7, соединяющие пространство под козырьками с внутренней полостью кожуха 5, где находятся па эы 3 и гибкие пластины 4, Свежее масло подается в маслоулавлнвающие козырьки 6 через сопла 8, связанные трубопроводами с системой смажи агрегата. В центральной части периферической поверхности кожуха имеются маслосливные отверстия 9.

Пазы в полумуфтах выполнены простей шей конФйгурации - плоскими, без скосов.

f то дает возможность беэ особых эатруд нений выполнить их точно н одинаковыми в обеих полумуфтах. и бкие пластины 4 имеют выступы 10, взаимодействующие с боковыми поверхностями 11 пазов и расположенные таким образом, чтобы обеопечить оптимальные прогибы и напряжения в пластинах, Благодаря тому, что боковые поверхности пазов 3 взаимодействуют то лько с выступами 10 пластин 4, которые можно легко подгонять к павам 3, обеспечивается одинакс вое нагруженне всех пластин 4. Выступы 10 играют и другую положительную роль. Поскольку толщина упругой пластины 4 равна ширине паза 3 только на участке выступов 10, занимакв» щем не более 5% поверхности пласжн, а на остальной части поверхности пластина

4 значительно уже паза 3 и, кроме того, в каждом выступе 10 выполнены выемки

12 для прохода масла, последнее может свободно поступать к контактным поверхностям, обеспечивая надежную смажу, Свежее масло, подаваемое через сопла, собирается под маслоуправляющими козырьками 6 и под действием центробеж ной силы поступает через каналы 7 внутрь кожуха, проходит в пространство между пластинами 4 и пазами 3 и далее через

684202 выемки 12 в выступах 10 поступает к сливным отверстиям 9.

При таком маслоснабжении муфты вся ее рабочая поверхность обильно смазывает ся свежим маслом, и этим предотвращает ся шламование, 5

В целях обеспечення требуемой в конкретных условиях работы жесткостн и ïðñ чности гибких пластин в каждый паз можно устанавливать гибкий элемент в виде двух пластин или комплекта из нескольких 56 пластин.

При установке упругого элемента в виду двух пластин 13 и 14 одна сторона каждой пластины выполняется плоской, а противоположная ей сторона имеет высту- ° 5 пы 10, взаимодействующие с боковыми

:поверхностями 11 пазов 3 полумуфты, как показано на фиг. 3, Пластины 13 и 14 сопрягаются плоскими сторонами 15.

В случае установки в каждый паз ком 5Е плекта гнбких пластин средние пластины

16 комплекта выполняются плоскими, а крайние пластины 17 и 18 с одной стороны выполнены плоскими, а с другой, противоположной стороны, имеют выступы 10, взаимодействующие с боковыми поверхностями 11 пазов 3 полумуфт, как показано на фиг. 4.

Выступы 10 предпочтительно выполнятьщ криволинейной формы для обеспечения надежного контакта с пластинами и уменьшэния контактных напряжений, Кроме того, необходимо иметь достаточную поверхностнуЮ твердость материалов в зоне контак«55 та гибких пластин 4 и пазов. Пластины выполняются из закаленной стали. Полумуфты, как правило, тоже сделаны из высококачественной стали. В тех случаях, когда твердость боковых поверхностей 11 пазов 4Ф

3 недостаточна, можно либо их упрочнить, например, токами высокой частоты, либо сделать специальные вставки, например в виде закаленных штифтов 19, установленных в прорезях 20, выполненных в полу -

21-23 выполняются без выступов - плос кими.

Таким образом, в предлагаемой гибкой муфте обеспечивается равномерное нагружение всех пластин комплекта, а также качественная смазка их рабочих поверхноотей, Благодаря этому устраняются основные недостаткн. прототкпа - повышенный износ наиболее нагруженных пластнн и па зов, BBKJIHHHBBHHå и шламование муфты, т.е. йовужается надежность и долговечность ее.

Кроме того, предлеаемая конструкция технологична в изготовлении, допускает переделку муфт при миннмальных трудозатратах н может быть выполнена на электростанции без участия заводов-изготовителей энергомашиностроительного оборудования.

Формула изобретения

1. Гибкая муфта, содержащая две соосно расположенные полумуфты, установленные в кожухе и имеющие на наружной поверхности пазы для гибких элементов, сообщающиеся с каналамн,для подачн масла к труиямся поверхностям посредством маслоулавливаюших козырьков и отверстнями для слива масла о t л и ч а ю ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежностн и долговечности муфты на боковых поверхностях гибких элементов выполнены выступы, например, криволинейной формы, взаимодействующие с боковымн по верхностямн пазов полумуфт, маслоулавливающне козырьки и каналы подвода масла выполнены на торцах кожуха, а отверстия для сява масла - на его наружной поверхности и связаны с каналами для подачи масла через впадины между выступамн упругих элементов.

2. 7ибкая муфта; по п, 1, о т л и ч аю ш а я с я тем, что гибкий элемент выпо тнен в виде пластины.

3. Гибкая муфта по. п. 1, о т л и ч sю ш а я с я тем, что гибкий элемент выполнен из двух сопряженных между собой плоскими торцами пластин.

4. 1 ибкая муфт" .по п.1, о т л и ч аю ш а я с я тем, что гибкий элемент выполнен в виде набора пластин.

Источники информации, цринятые во внимание прн экспертизе

1, Авторское свидетельство СССР № 253498, кл. Р 16 D 3/56, 1968.

2. Авторское свидетельство СССР

¹ 389310, кл. + 16 D 3/56, 1971 (прототип) .

684202 гг О

Составитель Ю. Логвинова

Техред Н. Бабурка

Зака э, 5252/24 Тираж 1139 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР но делам ыэобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушсяаи наб., д. 4/S

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Гибкая муфта Гибкая муфта Гибкая муфта Гибкая муфта Гибкая муфта Гибкая муфта 

 

Похожие патенты:

Муфта // 667721

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для передачи крутящего момента от одного вала к другому при наличии смещений осей валов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к трансмиссионным системам вертолетов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для передачи крутящего момента между вращающимися деталями, в частности, в судостроении

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для передачи крутящих моментов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для снижения уровня шума различных трансмиссий, в частности при соединении валов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам, передающим крутящий момент между валами, оси которых пересекаются

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для передачи крутящего момента от источника энергии к потребителю, в частности для электрического запуска газотурбинной установки

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для передачи крутящего момента и осевого усилия

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к упругим муфтам

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к крестовым муфтам
Наверх