Устройство для автоматической регулировки зазоров в тормозе

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз оветскын

Социалистических

Республик (iii720235 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 17.02.78 (21) 2582023/25-27 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 05.03.80. Бюллетень Ж 9 (5! )М. Кд.

F 1633 65/56

Ввудлрстввнньй квмнтвт

СССР но двявм нзебретеннй н открытий (53) УДК 62-597..8 (088.8) Дата опубликования описания 10.03.80 (72) Автор изобретения

В- И. Даценко

Волжское обьединение по производству легковых автомобилей (71) Заявитель (54) УСТРСЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКСЙ РЕГУЛИРОВКИ

ЗАЗОРОВ В ТОРМСЗЕ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к тормозам транспортных средств, оснащенных раздельными гидравлическим и механическим приводами, в частности к дисковым тормозам.

Известно устройство для автоматиче3 ской регулировки зазоров в тормозе, содержащее цилиндр, установлений в нем поршень с гайкой, пружину сжатия, voaкатель, связанный с рычагом управления и винт, установленный в резьбовом отвер1О стии гайки, взаимодействующий одним концом через элемент сцепления с толкателем (1) .

В данной конструкции толкатель и винт имеют элементы храповой муфты.

Винт должен быть с особым фланцем и большого диаметра для охвата толкателя, имеющим внутренние зубья храповой полумуфты. На толкателе закреплена на оси минимум одна собачка. Винт постоянно поджимается к толкателю .пружиной, чем создает перегородку в корпусе. Для сохранения эффективной плошади поршня, необходимо увеличение диаметра цилиндра, при прохождении винта через перегородку в корпусе цилиндра.

Эти конструктивные особенности определяют сравнительно большие габаритные размеры устройства, делают его металлоемким и усложняют конструкцию, снижая надежность. Кроме того, все осевые перемещения поршня копируют винт и толкатель, т.е. при каждом цикле торможения детали устройства для регулировки зазора, подвергаясь дополнительному износу, повторяют все те же циклы, которые необходимы только при осуществлении регулировки зазора, что резко снижает долговечность устройства.

Бель изобретения — повышение долговечности устройства.

Указанная цель достигается тем, что элемент сцепления винта с толкателем выполнен в виде конусной шайбы, установленной на толкателе, винт снабжен головкой со сферической поверхностью, взаимодействующей с торцом толкателя, 3 7202 н конической поверхностью, конпентричной конической поверхности конусной шайбы, при этом поршень снабжен упорной шайбой, размещенной в выполненной в нем кольцевой канавке между гайкой и толкателем и поджатой ко дну канавки, а гайка установлена с осевы.м зазором относительно упорной шайбы,, На чертеже представлена схема устройства для автоматической регулировки 10 зазоров в тормозе.

Устройство имеет цилиндр 1, в котором установлен поршень 2 с кольцевым уплотнением 3. В уступ глухого отверстия поршня упирается гайка 4, в которую завернут регулировочный винт 5. Осевое перемещение гайки ограничивается упорной шайбой 6, поджатой ко дну кольцевой канавки поршня 2 пружиной 7 и не имеющей возможности вращаться относительно поршня. Осевой зазор б. между гайкой 4 и упорной шайбой 6 является частью нормального зазора между фрикционными накладками и тормозным диском . Осталь= ную часть этого зазора (зазор 6 ) составляет зазор между элементами сцепления регулировочного винта 5 и толкателя 8. Одним из них является головка регулировочного винта 5, а конической поверхностью второго — жестко закрепЗО ленная на толкателе 8 конусная шайба

9. Шайба 9 закреплена обоймой 3 О,. толкатель 8,кинематически связан с рычагом привода стояночного тормоза. Осевой зазор размыкания их элементов сцен- ления. Тарельчатая часть толкателя 8 и неподвижная обойма 11 имеют обращенные друг к другу спиральные лунки, в ко== торых расположены разжимные шарики сО

12. Цилиндрический хвостовик толкателя

8 проходит через отверстие в днище цилиндра и уплотнен уплотнительным кольцом 13. 1-1а наружном конце толкателя закреплен неподвижно приводной рычаг

14 и размещена врзвратная пружина 3.5.

При торможении гидравлическим давлением жидкость, подаваемая в полость цилиндра 1, давит на поршень 2, он перемешается и прижимает фрикционнук накладку к диску. При отрегулированном тормозе полное перемещение поршня происходит в пределах суммы величин зазоров 6 и Ь

При увеличенном зазоре (при наличии износа накладок) гайка 4 упирается в

55 шайбу 6 и вызывает осевое смещение шаибы относительно поршня, сжимая при этом пружину 7.

35 ф

При торможении стояно шым тормо: ом поьорачивается ры аг 34, а вместе с ним и толкатель 8 на onðoäåëåínûé угол, шаt. рики 12> выкатываясь по наклонным поверхностям лунок толкателя и обоймы 11, отжимают их друг от друга. Толкатель, перемещаясь вдоль оси цилиндра, передает осевое усилие на сферическую головку регулировочного винта 5, предварительно выбрав зазор В и::разомкнув элементы сцепления„.

Головка винта выполнена сферической, контакт толкателя и винта осуществляется с минимальным трением, вследствие этого крутящий момент на винт не передается. Винт, перемещаясь вдоль оси цилиндра без вращения, воздействует через гайку 4 на поршень, который прижимает фрикционную накладку к диску.

Лвтоматическая регулировка зазоров в тормозе (вь,ворачивание из гайки 4 винта 5 на величину износа фрикционных накладок) происходит при растормаживании стояночного тормоза. При растормаживании толкатель 8 возвращается в исходное положение под воздействием пружины

15, вращаясь и перемешаясь вдоль оси цилиндра„

При перемещении толкателя на величину зазора Ь коническая фрикционная муфта замыкается, при этом винт вращается не выворачиваясь из гайки и перемещается совместно с толкателем и гайкой от поршня.

Поршень возвращается на величину зазора а . Гайка, не свинчиваясь с винта, совместно с ним будет вращаться и перемещаться вдоль оси, пока не соприкоснется с упорной шайбой 6. В случае наличия износа накладок, т.е, если сумма зазора а и Ь будет меньше зазора между накладками и диском, гайка, соприкоснувшись с шайбой 6, останавливается в результате появления силы трепля между фланцем гайки 4 и шайбой 6, винт 5 вывертывается из гайки на величину износа накладок.

Перерегулировка тормоза исключает- ся, так как свинчивание винта из гайки происходит только при растормаживании стояночным тормозом после образования зазора между торцом гайки 4 и уступом поршня 2, т.е. после снятия усилий, испытываемых суппортом тормоза.

Данное устройство для регулировки зазоров в тормозе, совмещенное с приводом стояночного тормоза, исключает работу (а, значит, и износ) деталей это5 72 го устройства вне рабочих режимов, т.е. тарельчатая шариковая муфта, элементы сцепления, резьбовое соединение винта и гайки находятся в статическом положении (покоя) при торможении основным тормозным гидравлическим давлением, что значительно увеличивает долговечность работы устройства и его надежность.

Формула изобретения

Устройство для автоматической регулировки зазоров в тормозе, содержащее цилиндр, установленный в нем поршень с гайкой, пружину сжатия, толкатель, связанный с рычагом управления и винт, становленный в резьбовом отверстии гайки, взаимодействующий одним концом через элемент сцепления с толкателем, о т личаюшеесятем, что,сцелью увеличения долговечности, элемент сцепления винта с толкателем выполнен в виде конусной шайбы, установленной на толкателе, винт снабжен головкой со сферической поверхностью, взаимодействующей с торцом толкателя, и конической поверхностью, концентоичной конической поверхности конусной шайбы, при этом поршень

10 снабжен упорной шайбой, размещенной в выполненной в нем кольцевой канавке между гайкой и толкателем и поджатой ко дну канавки, а гайка установлена с осевым зазором относительно упорной шайбы.

Источники информации, принятые Во внимание прп экспертизе

1. Патент Франции Ко. 2219336, кл. F 16 I) 65/52, 1974.

Составитель Г. Абрамова

Редактор Н. Шильникова Техред Э. Чужик Корректор Т. Скворцова

Заказ 305/14 Тираж 1095 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для автоматической регулировки зазоров в тормозе Устройство для автоматической регулировки зазоров в тормозе Устройство для автоматической регулировки зазоров в тормозе 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к барабанному тормозному механизму, включающему: - тормозной щит; - первую и вторую дугообразные тормозные колодки, имеющие соответственно первый и второй концы, обращенные друг к другу; - разжимной механизм, закрепленный на тормозном щите и приводимый в действие для раздвигания первых концов двух колодок; - регулировочный механизм, длину которого регулируют винтовым элементом и который удерживает вторые концы двух тормозных колодок на определенном расстоянии друг от друга; - и регулировочное средство для изменения длины регулировочного механизма в зависимости от износа колодок, состоящее из зубчатого колеса, соединенного с винтовым элементом, балансира с храповым механизмом, поворотно установленного на второй колодке и способного поворачивать зубчатое колесо в направлении, позволяющем увеличить длину регулировочного механизма, а также рычажной передачи для приведения в действие балансира, причем рычажная передача в свою очередь состоит из рычага, повторно закрепленного в точке на второй колодке, и двух тяг, соединенных этим рычагом, причем первый конец первой тяги поворотно закреплен на опорной точке, а второй конец поворотно закреплен на рычаге для перемещения последнего в случае приведения в действие разжимного механизма, первый конец второй тяти поворотно закреплен на рычаге, а второй конец поворотно закреплен на балансире так, чтобы передать на последний перемещение рычага

Изобретение относится к машиностроению, а именно к дисковым тормозам транспортных средств, оснащенных механическим приводом

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в барабанных тормозных системах транспортных средств

Изобретение относится к барабанным тормозам транспортных средств и предназначено для компенсации износа тормозных накладок барабанных тормозов

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к колесным тормозным системам транспортных средств с автоматической компенсацией износа контактных поверхностей колодок и диска

Изобретение относится к машиностроению, в частности к тормозным системам колесных машин

Изобретение относится к области рельсового транспорта, в частности к встроенным блокам для создания тормозного усилия на колесных парах рельсового транспортного средства

Тормоз // 765556
Наверх