Устройство управления гусеничного транспортного средства

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ »i737283

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 05.03.77 (21) 2459805/27-11 (51) М.К ° с присоединением заявки №вЂ”

В 62 D 11/08

Государстееииык комитет

СССР (23) Приоритет—

Опубликовано 30.05.80. Бюллетень № 20 . Дата опубликования описания 05.06.80

{53) УДК 629.113, .014.5 (088.8) до делам иэооретеиий и открытий (54) УСТРОИСТВО УПРАВЛЕНИЯ

ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к управлению гусеничным транспортным средством, в трансмиссии которого имеются гидроуправляемые фрикционные элементы для поворота и торможения.

Известно устройство управления гусеничного транспортного средства, содержащее педаль управления и руль,, кинематически связанные с механизмом управления, гидравлически соединенным с-гидронасосом, двумя управляемыми тормозами, фрикционными элементами удвоителей коробки перемены передач транспортного средства, распределителем коробки передач транспортного средства и сливом (1).

Недостатком устройства является то, что оно содержит два гидравлических распределителя управления фрикционными элементами поворота и тормозами, соответственно для левого и правого борта. Кинематическая связь этих распределителей с рулем требует наличия тяг и передающего «мостика»; крой е того, известное устройство не обеспечивает возможность трогания на гидроуправляемых фрикционных элементах, так как раздельные гидравлические распределители

-:.àü.:ох .:.;: ;-ымйвас юайя ъМ@иЫ» а ЬМжаых.:. :..м.;: = иаы . 1 .

2 практически исключают равенство давления в гидроцилиндрах фрикционных элементов правого и левого борта в процессе его изменения.

Цель изобретения — упрощение конструкции и расширенйе функциональных возможностей устройства управления гусеничного транспортного средства.

Указанная цель достигается тем, что механизм управления выполнен в виде распределйтеля, состоящего из корпуса, трех золотников, первые два из которых подпружинены по обоим торцам, кинематически связаны между собой и с рулем и образуют с корпу"сом- каждый по пять полостей, а третий подпружйнен с одной стороны, кинематически связай -с- педалью управления и образует с корпусом восемь полостей, перепуск"ного"клайана=й" Шести ред уФЯонйых клапа-нов, установленных в осевых сверлениях

- корпуса -по тбрцам трех упомяйутых золотнйков для пЕрепуска рабочей жидкости по направлению к торцам золотников, причем первые и пятые полости первого и второго золотников, вторая и первая, четвертая, пя=

"тая й"шеста я "подлости", соответственйо, второго и третьего золотников сообщены между 1

737283

so каналами 19 и 20 — с гидроцилиндрами тормозов 6 и 7, каналами 21 и 22 — с гид- З5 роуправляемыми фрикционными элементами, 2, 3, 4 и 5 удвоителей, используемых для поворота, каналом 23 — с распределителем 17 коробки передач, и каналом 24— с перепускным клапаном 11.

Гидравлический распределитель 13 управз собой, вторая и четвертая полости первого золотника сообщены с фрикционными элементами удвоителей коробки передач, а третья его полость — с перепускным клапаном, третья полость второго золотника соединена со сливом; вторая и пятая полости третьего золотника — с гидроуправляемыми тормозами, третья и седьмая полости третьего золотника — с напорной гидролинией насоса, а восьмая полость третьего золотника — с распределителем коробки передач.

На фиг. 1 показана кинематическая схема трансмиссии в части, обеспечивающей поворот, разгон и торможение машины; на фиг. 2 — гидравлическая схема устройства; на фиг. 3 — гидравлический распределитель управления поворотом, троганием и торможением.

Трансмиссия гусеничного транспортного средства содержит раздаточную коробку 1 передач, которая делит поток мощности на два борта. В коробке 1 передач имеются гидроуправляемые фрикционные элементы 2 и 3 удвоителей — правого борта, 4 и 5— левого борта.

На правом и левом выходных валах коробки 1 имеются гидроуправляемые тормо-, за 6 и 7 соответственно.

Гидросистема устройства содержит насос 8, фильтр 9, предохранительный клапан 10, перепускной клапан 11, радиатор 12, гидравлический распределитель 13 управления, кинематически связанный с рулем 14 и педалью 15, распределитель 16 удвоителя и распределитель 17 коробки передач.

Гидравлический распределитель 13 управления каналом 18 соединен с насосом 8, ления состоит из корпуса 25, в котором расположены золотники 26 и 27, кинематически связанные с рулем 14, и золотник 28, связанный с педалью 15

Первые два золотника удерживаются в среднем (нейтральном) положении с помощью пружин 29, 30, 31 и 32, воздействующих на торцы золотников. Эти золотники устроены одинаково: они имеют осевые отверстия 33, 34, 35 и 36, закрываемые редукционными клапанами 37, 38, 39 и 40 соответственно. Клапаны 37 и 38 первого золотника 26 поджаты пружинами 41 и 42 и имеют упоры 43 и 44. В исходном положении эти клапаны закрыты.

Клапаны 39 и 40 второго золотника 27 поджаты пружинами 45 и 46. В исходном (нейтральном) положении золотника эти клапаны открыты и пружины их свободны.

so

4

Осевые отверстия обоих золотников радиальными дроссельными отврстиями 47, 48, 49 и 5() соединены с соответствующими проточками 51, 52, 53, 54 золотников. Кроме того, упомянутые осевые отверстия соединены радиальными отверстиями 55, 56, 57 и 58 большого сечения с соответствующими широкими проточками золотников.

Золотники 26 и 27 образуют с корпусом по пять полостей: первые 59 и 60, вторые 61 и 62, третьи 63 и 64, четвертые 65 и 66 и пятые 67 и 68.

Третий золотник 28 удерживается в исходном (крайнем) положении пружиной 69, воздействуюшей на верхний торец. Этот золотник также имеет осевые отверстия 70 и 71, закрываемые клапанами 72 и 73. Причем,клапан 73, поджатый пружиной 74, имеет упор 75 и в исходном положении закрыт„ а клапан 72 с пружиной 76 в исходном положений открыт и пружина 76 его свободна. Осевое отверстие 71 радиальным дроссельным каналом 77 соединаюмпроточкой?8 золотника и каналом 79 с проточкой 80, а осевое отверстие 70 радиальными каналами 81, 82 и 83 соединено с соответствующими проточками 84, 85 и 86.

Третий золотник 28 образует с корпусом восемь полостей: первая 87, вторая 88, третья 89, четвертая 90, пятая 91, шестая 92, седьмая 93 и восьмая 94.

Упомянутые полости всех трех золотников соединены между собой узлами гидросистемы следующим образом: первые и пятые полости 59, 60, 67 и 68 первого 26 и второго 27 золотников, вторая 62 и первая 87, четвертые 66 и 90, пятая 68 и шестая 92 полости соответственно второго 27 и третьего.

28 золотников сообщены между собой; вторая 61 и четвертая 65 полости первого золотника 26 сообщены с фрикционными элементами удвоителей коробки 1 передач, а третья полость 63 с перепускным клапаном 11; третья полость 64 второго золотника 27 соединена со сливом; вторая 88 и пятая 91 полости третьего золотника 28 — с гидроуправляемыми тормозами, третья 89 и седьмая 93 полости — с напорной гидролинией насоса, а восьмая 94 полость — с каналом 23 распределителя.

Торцовые полости всех трех золотников связаны со сливом каналами 95, 96, 97, 98, 99 и 100, В режиме установившегося прямолинейного движения масло от насоса 8 поступает в канал 18 и йолости 89 и 93 третьего золотника 28. Из полости 93 масло через проточку 78 золотника поступает в канал 23 распределителя 17 переключения передач, а через проточку 80 и радиальные каналы 77 и 79 в полость 92 и далее в полости 68, 60, 67 и 59, соответственно, второго золотника 27 и первого — 26, затем поступает в каналы 21 и 22 фрикционных элементов удвоителей

5 коробки передач. После заполнения всех полостей и гидроцилиндров фрикционных элементов избыточное количество масла направляется по каналу 24 к перепускному (напорно(иу) клапану 11, который поддерживает во всей гидросистеме определенное рабочее давление.

Для остановки машины необходимо нажать педаль 15. При этом золотник 28 перемещается вверх. В самом начале этого перемещения напорная полость 93 золотника разобщается с проточкой 80 и.полостью 92, из которой масло поступает к фрикцнонным элементам удвоителя. В связи с этим в полость 92 может попасть только дозированный поток масла, поступающий через дроссельное отверстие 77. Одновременно с началом движения золотника клапан 73 отходит до упора 75, и ослабляется поджатие пружины 74. При этом дозированный поток масла, поступающий через дроссельное отверстие 77, начинает понемногу стравливаться через канал 100 на слив, и давление в осевом отверстии 71, полости клапана 72 и в соединенных с нею фрикционных элементах удвоителя понижается в соответствии с уменьшением усилия пружины 74. Когда перемещением золотника пружина полностью освободится, и давление станет равным нулю, что соответствует полному выключению обеих муфт удвоителя (правого и левого бортов), проточка 85 золотника подойдет к полости 89, и масло из нагнетательного канала 18 от насоса начнет поступать в осевое отверстие 70 золотника, а из него через каналы 81 и 83 и соответствующие проточки 84 и 86 — в полости 88 и 91, сообщающиеся с каналами 19 и 20 гидроцилиндров тормозов. Поскольку при движении золотника 28 вверх постепенно сжимается пружина 76 шарикового клапана 72, то давление в осевом отверстии 70, а также в каналах 19 и 20 постепенно нарастает в соответствии с возрастанием усилия пружины, благодаря чему увеличивается тормозной момент в фрикционных элементах тормозов. Темп торможения зависит от темпа воздействия на педаль 15. Машина останавливаетсяся.

В конце хода золотника 28 канал 23 распределителя сообщается со сливным каналом 100 и распределитель 17 коробки передач выключается.

Таким образом, при нажатии на педаль

15 силовой поток в трансмиссии прерывается в двух местах: в коробке передач и в удвоителе. Это дает возможность производить переключение в механическом отсеке коробки передач, например, включение заднего хода.

Для трогания водитель постепенно отпускает педаль 15, вследствие чего золотник под действием пружины 69 перемещается вниз.! м1 МФиФФ@Ф1щйФй:ЫФай4 м;ъМаФйййй М. айтЬк;

737283

" "-В самом начале движения золотник своим йижййм пояскбм открывает доступ масла из нагнетательного канала 18 в канал 23, благодаря чему первым включается распределитель 17 коробки передач. ..- Последующим перемещением золотника 28 вйиз производится снижение давления в каналах 19 и 20 тормозов, благодаря уменьШенйю jñèëèÿ пружины 76 клапана 72, и окончательное их соединение со сливом через полости 62, 66 и 64 второго золот<о ника 27.

После выключения тормозов начинается сжатие пружины 74 клапана 73. В потоке масла, поступающем в осевое отверстие 71 через=дроссельный канал 77, начинает увеличиваться давление. Поскольку этот осевой канал через полость 92 третьего золотника R8 и полости 68, 67, 59, 61 и 65 второго и первого золотников соединен с гидроуправ"ляемйми муфтами удвоителя правого и левого бортов, в указанных муфтах также плавно щ нарастает давление сжатия фрикционных элементов в соответствии с возрастанием усилия-пружины 74. Когда золотник ходом педали 15 переместится в крайнее нижнее положение, клапан 73 упрется в упор 75 и давление в упомянутых каналах и муфтах достигнет максимального, определяемого настройкой перепускного (напорного) клапана 11. Разгон машины заканчивается.

Плавность разгона завйсит от Скоростй от= пускания педали 15.

Для осуществления поворота поворачивают руль 14, например вправо. При этом зоЛбТНМки 26 и 27 начинают постепенно перемещаться вниз. В самом начале их перемещения перекрывается доступ основному потоку масла из полостей 65 и 67 первого золотника в канал 24, соединеннь и с перепускным (напорным) клапаном 11, и давление в указанных полостях поднимается до величины, определяемой настройкой предохранительного клапана 10. Тем самым повышается давление в гидроуправляемых муфтах забегающего левого борта, который остается ведущим и несет удвоенную нагруз"ку отключеййя"правого борта.

Одновременно перекрывается свободный проход масла из полости 59 в полость 61, 4$ соедйненную" с "гидроуправляемой муфтой удвоителя правого борта. Масло туда может поступать только через дроссельное отверстие 47.

По мере перемещения золотников вниз усилие пружины 41 уменьшается, благодаря чему давление в осевом отверстии 33 и связанных с ним муфтах отстающего борта понижается. Сброс масла. при этом происходит через сливной канал 95.

Когда золотник 26 переместится вниз и на столько, что пружина 41 полностью освободится, давление в канале 21 муфты отстающего борта достигнет нуля и борт

-Полйостью выключится.

737283 г

Формула изобретения

7

В этот момент золотник 27, перемещающийся одновременно с золотником 26, соединит свою проточку 54 с полостью 68, и масло от йасоса через дроссельное отверстие 50 начнет поступать в осевое отверстие 36, из него — в полость 66 и далее к золотнику 28 в канал 19 тормоза отстающего борта. Так как этот канал еще в самом начале движения золотника был разобщен со сливной полостью 64, поэтому давление в канале тормоза возрастает по мере сжатия пружины 46. Отстающий борт затормаживается.

Если требуется более плавный поворот, то руль 14 поворачивают на меньший угол, не доводя золотник до момента включения тормозов. В этом случае радиус поворота зависит от силы тяги на крюке.

С целью уменьшения холостого хода руля 14 клапаны 37 и 38 имеют упоры 43 и

44, . через которые на них дйствует усилие мощных центрирующих пружин 29 и 30.

Благодаря этому пружины 41 и 42 клапанов сжаты на величину, эквивалентную примерно половине рабочего давления без потери герметичности клапанов 37 и 38. Такое выполнение клапанов позволяет при малейшем повороте руля, а следовательно, и при перемещении золотника, снизить давление в муфте отстающего борта примерно вдвое.

При этом давлении начинается пробуксовка фрикционных элементов, а значит, и поворот машины.

Клапан 73 также имеет упор 75, который обеспечивает поджатие пружины 74, соответствующее рабочему давлению. Герметичность этого клапана обеспечивается возвратной пружиной 69, прижимающей шарик с силой большей, чем сила рабочего давления.

Такое выполнение клапана позволяет плавно наращивать давление в каналах муфт удвоителя, на которых производится трогание, от нуля до рабочего давления, определяемого настройкой перепускного (напорного) клапана 11, и исключить утечку через клапан в установившемся режиме движения.

Устройство управления гусеничного транспортного средства, содержа щее педаль управления и руль, кинематически связанные с механизмом управления, гидравлически соединенным с гидронасосом, двумя управляемыми тормозами, фрикционными элементами удвоителей коробки передач транспортного средства, распределителем коробки передач транспортного средства и сливом, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции и расширения его функциональных возможностей, механизм управления выполнен в виде распределителя > состоящего из корпуса, трех золотников, первые два из которых подпружинены по обоим торцам, кинематически связаны между собой и с рулем и образуют с корпусом каждый по пять полостей, а третий подпружинен с одной стороны, кинематически связан с педалью управления и образует с корпусом восемь полостей, перепускного клапана и шести редукционных клапанов, установленных в осевых сверлениях корпуса по торцам трех упомянутых золотников для перепуска рабочей жидкости по направлению к торцам золотников, причем первые и пятые полости первого и второго золотников, вторая и первая, четвертые, пятая и шестая полости соответственно второго и третьего золотников сообщены между собой, вторая и четвертая полости первого золотника сообщены с фрикционными элементами удвоителей коробки передач, а третья полость — с перепускным клапаном, третья полость второго золотника соединена со сливом, вторая и пятая полости третьего золотника — с и упомянутыми управляемыми тормозами, третья и седьмая полости третьего золотника — с напорной гидролинией насоса, а восьмая полость третьего золотника — с распределителем коробки передач.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 485022, кл. В 62 D 11/08, 1972 (прототип).

59

7/ д

/8 М 75 74

ЦНИИПИ Заказ 2537/3 Тираж 730 Подписное

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство управления гусеничного транспортного средства Устройство управления гусеничного транспортного средства Устройство управления гусеничного транспортного средства Устройство управления гусеничного транспортного средства Устройство управления гусеничного транспортного средства Устройство управления гусеничного транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к быстроходным военным гусеничным машинам /ВГМ/, тягачам и бронетранспортерам

Изобретение относится к тормозам поворота гусеничных машин

Изобретение относится к горному машиностроению

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к тракторному машиностроению и может быть использовано в конструкциях лесохозяйственных тракторов

Изобретение относится к транспортному и сельскохозяйственному машиностроению
Наверх