Устройство для упрочняющей обработки конических зубчатых колес с круговым зубом

 

О П И С А Н И Е (i)781488

ИЗОБРЕТЕНИЯ

ЙФ3 Сойетсиих йциаиистичесиих

Республии

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ф"

- / (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 14.02.77 (21) 2453009/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. Кл з

В 21Н 5/04

Государственный к= иитс (43) Опубликовано 30.07.80. Бюллетень № 28 (53) УДК 621.771.67..07 (088.8) по дедам изобретений н от;<рытнй (45) Дата опубликования описания 30.07.80 (72) Авторы изобретения

Э. В. Рыжов, В. А. Павлов и С. П. Козуб

Брянский институт транспортного машиностроения (71) Заявитель (14) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРОЧНЯЮЩЕЙ ОБРАБОТКИ

КОНИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС С КРУГОВЫМ ЗУБОМ

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано при изготовлении конических зубчатых колес.

Известно устройство для упрочнения зубьев цилиндрических зубчатых колес, содержащее два установленных на оправке зубообрабатывающего станка и подпружиненных навстречу один другому цилиндрических корпуса с деформирующими ролика- 10 ми, и токопроводящую к деформирующим роликам и обрабатываемому зубчатому колесу систему, электрически связанную с источником питания (1).

Недостатком данного устройства являют- 15 ся невозможность обработки конических зубчатых колес с круговым зубом и сравнительно невысокая термостойкость деформпрующих роликов в связи с отсутствием интенсивного их охлаждения. 20

Наиболее близким решением из известных по технической сущности к изобретению является инструмент для калибровки зубьев зубчатых колес, состоящий из двух подпружиненных корпу сов, смонтированных концентрично между собой, и деформирующих роликов, установленных на корпусах в шахматном порядке на двух концентрических окружностях. При этом оси диаметрально расположенных дефор- 30 мирующих роликов обеих частей корпуса р асположены на одной окружности. Для обработки зубчатых колес с прямобочным профилем деформирующие ролики выполнены разновысокими и разного диаметра (2).

Недостатком известной кострукции инструмента является низкая производительность обработки, связанная с тем, что после обработки одной впадины между зубьями зубчатое колесо отводится для деления на шаг, и невозможность проведения электромеханической обработки пз-за отсутствия на указанном инструменте токоподводящей системы, что не позволяет повысить твердость рабочей поверхности зубьев и увеличить нагрузочную способность зубчатого колеса.

Целью изобретения является повышение производительности путем более совершенного расположения их в корпусе и рационального конструктивного исполнения.

Эта цель достигается тем, что деформирующие ролики установлены на поверхности диска по сипрали, при этом в каждом ролике выполнены каналы для подвода охлаждающей среды.

На фиг. 1 изображено устройство, общий вид, в разрезе; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фпг. 3 — схема установки уст751488 ройства на зубообрабатывающем станке; на фиг. 4 — разрез А — А на фиг. 1, Устройство состоит из корпуса 1 (фиг. 1), установленного на шпиндель 2 зубообрабатывающего станка, например, мод. 528.

Корпус 1 соединен со шпинделем шпонкой

3 и закреплен от осевого перемещения гайкой 4 со шпинделем 5.

В корпусе на игольчатых 6 и упорных 7 подшипниках установлены по винтовой линии с шагом t, равным шагу зубьев обрабатываемого колеса, деформирующие ролики 8 (фиг. 2) с коррегированным профилем. От осевого перемещения деформирующие ролики закреплены стопорной шайбой 9 и гайкой 10. Для увеличения тсрмостойкости деформирующих роликов в них просверлены каналы 11 подачи охлаждающей жидкости, выходные отверстия 12 которых расположены вне зоны контакта.

Корпус 1 соединен через сальники 13 с масляной ванной 14, которая через шарнир 15 прикреплена к станине зубообрабатывающего станка 16. К масляной ванне

14 подведен маслопровод 17 от системы охлаждения станка.

К корпусу 1 устройства подключен электрический ток через подпружиненную пружиной 18 щетку 19 и токопровод 20, соединенный с источником питания.

Шпиндель станка 2 (фиг. 3) установлен в подшипнике 21, смонтированном в ползуне 22. Последний установлен в напрз;:,— ляющей 23 типа ласточкина хвоста (фиг. 4).

Ползун 22 подпружинен в радиальном направлении пружинами 24, имеющими возможность регулировки усилия сжатия болтами 25 и 26 (фиг. 3) и величины вдавливания деформирующих роликов 8 в зуб колеса. Перемещение ползуна 22 ограничивается стопорными болтами 27 (фиг. 1).

Шпиндель 2 (фиг. 3) соединен через шарнир 28 с коробкой скоростей, гитарой и электродвигателем зубообрабатывающего станка.

Обрабатываемое зубчатое колесо 29 (фиг. 3) установлено на подставке, изолированной от деталей и узлов станка (не показано) . К зубчатому колесу 29 подведен электрический ток от источника питания с помощью щетки 30 и токопровода 31. Переключения электрического тока выполняет прерыватель игнитронный шовный типа ПИШ-100 (не показан).

Устройство работает следующим образом.

Вращение шпинделя 2 осуществляется от шарнира 28, связанного с кинематикой станка (фиг. 3). При вращении шпинделя

2 вращается корпус 1 с деформирующимп

60 роликами 8. Деформирующие ролики 8 периодически контактируют с рабочим профилем зуба обрабатываемого колеса 29.

За один оборот корпуса со скоростью обрабатываемое зубчатое колесо повернется со скоростью V, на один шаг t. Усилие вдавливания деформирующего ролика 8 в зуб колеса регулируется с помощью пружины 24 путем вворачивания илп выворачивания болта 25, при этом болт 26 вывернут и пружина 24 не нагружена, а корпус перемещают с подачей S>.

После вхождения каждого деформирующего ролика 8 в контакт с зубом колеса через контакт пропускается электрический ток по токопроводам 20, 31 » m.сткам 19 и 30.

Перед выходом из контакта деформируюLUcI o ролика с зубом 1(QJlccB электрический ток выключается.

Интенсивное охлаждение дсформирующих роликов обсспечива:Tc51 охлаждающей жидкостью, которая пропускается через трубопровод 17, масляную ванну 14 и дсформирующий ролик 8.

Чтобы обработать противоположный профиль зуба, выворачивают болт 25 и, вворачивая болт 26, сжимают пружину 24 до расчетного усилия и перемещают корпус 1 с подачей 5. Дальнейшая обработка ведется аналогично.

Применение данного устройства позволит обрабатывать конические зубчатые колеса с круговым зубом электромеханическим способом, который повысит нагрузочную способность зубчатого колеса.

Формула изобретения

Устройство для упрочняющей обработки конических зубчатых колес с круговым зубом, содержащее подпружпненный корпус в виде диска, имеющий возможность радиального персмещеш;я с деформирующими роликами, смонтированными с возможностью вращательного движения относительно собственных осей, и токоподводящую систему с источником питания, имеющим трансформатор с электронным прерыватслем, отличающееся тем, что, с целью повышения про зводительности, деформирующие ролики установлены на поверхности диска по спирали, при этом в каждом ролике выполнены каналы для подвода охлаждающей среды.

Источники информации, 1 рннятые во внимание при экспертизе

1. Лвторскос свидетельство СССР № 570440, кл. В 21Н 5/02, 1976.

2. Лвторское свидетсльство СССР № 442877, кл. В 21Н 5/04, 1973.

А -А

Qua 4

Составитель В. Муконин

Редактор Н. Суханова

Тсхрсд В, Серикова

Корректор О. Тюрина

Заказ 1465/17 Изд. М 381 Тираж 995 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Устройство для упрочняющей обработки конических зубчатых колес с круговым зубом Устройство для упрочняющей обработки конических зубчатых колес с круговым зубом Устройство для упрочняющей обработки конических зубчатых колес с круговым зубом Устройство для упрочняющей обработки конических зубчатых колес с круговым зубом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области изготовления деталей типа дисков, в частности конических зубчатых колес, пластическим деформированием и может быть использовано в машиностроении

Изобретение относится к технологии машиностроения, а именно к способам формообразования резьб пластическим деформированием

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства для накатывания методом пластического деформирования зубчатых конических колес как в холодном, так и в нагретом состоянии
Наверх