Устройство для контроля зубчатых колес

 

Зс -.с:-.к s q

„,;теитио-тех иичесив4В ли ив аА дддцр тениЯ

Союз Советских

Социапистиыеских

Республик пп 767506

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к ввт. свид-ву 9 204610 (22) Заявлено 130778. (21) 2643281/25-28 (51)M. КЛ. с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет

С 01 В 7/28

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открыти й

Опубликовано 3008„80. Бюллетень ¹ 36

Дата опубликования описания 300980 (53) УДК 5 31. 717. 2 г

:621.833(088.8) (72) Авторы изобретения

К.С.Серов, В.Г.Серов, Б.Д.Константинов, Т.Б.Серова и А.Р.Болдырев

Московский станкоинструментальный институт и Бюро взаимозаменяемости в металлообрабатывающей промышленности (71) Заявители (54) УСТРОЯСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ

КОЛЕС

Изобретение относится к области измерительной техники в машиностроении, а именно к средствам для контроля зубчатых колес. 5

По основному авт.св. 9 204610 известно устройство для контроля зубчатых колес, содержащее два концентрично расположенных шпинделя, на одном из которых установлено измерительное колесо, а другой предназначен для установки контролируемого колеса, промежуточное колесо, предназначенное для зацепления с обоими колесами, и регистрирующее устройство, где промежуточное колесо выполнено сборным, состоящим иэ трех изолированных одно от другого и от ступицы колеса зубчатых венцов, иэ которых один находится в зацеплении с измерительным колесом, а два других предназначены для зацепления с контролируемым колесом, и зубья на них сфрезерованы через один, причем зубья контролируемого колеса образу- 25 ют с зубьями эацепляющихся с ним венцов электрические контакты, включенные в цепь регистрирующего устройства, обеспечивающего вычерчивание еще двух кривых, характеризующих фазы зацепления, к которым могут бйть определены другие параметры зубчатого зацепления, например коэффициент перекрытия.

Известное устройство не обладает достаточной информативностью контроля, поскольку не позволяет получить по кривым фаэ зацепления зубьев таких важных для анализа точности изготовления колес характеристик зацепления, как погрешности продолжительности контакта зубьев.

Целью иэобрЕтения является повышение информативности контроля.

Эта цель достигается тем, что промежуточное колесо выполнено с четвер.-. тым зубчатым венцом, электрически изолированным от трех его других венцов, и ступицы, и зацепляющимся с измерительным колесом, пара венцов, зацепляющихся с измерительным колесом, имеет форму и взаимное расположение зубьев, аналогичные форме и взаимному расположению зубьев пары венцов, эацепляющихся с контролируемым колесом, а устройство снабжено измерительным узлом с источником импульсов высокой частоты и двумя идентичными каналами, включающими каждый блок

767506 (помощью измерительного электронного узла осуществляется измерение и регистрация погрешностей процолжительности контакта зубьевр пропор цкональных погрешностям дуг зацепления

На фкг. 3 представлены кривые сигналов, снимаемых с сопротивлений

12-15 преобразователей угла поворота для их дальнейшей электронной обработки, Кривые изображены попарно в соответствии с группировкой преобразователей угла поворота по фа зам зацепления зубьев. Иэ чертежа видно, что погрешность продолжительности контакта зубьев определяется как разность между участками, характеризующими продолжителен-ность пересопряженкя зубьев измеряемого и промежуточного колес и измерительного к промежуточного колес, находящихся в одинаковых фазах зацепления. Операция по измерению этой разности к выполняется измерительным электронным узлом 16.

Измерение кчнематической погрешности производится с помощью преобразователя 33 угла поворота, элементы которого установлены на концентрично расположенных шпинделях

1 и 2. Преобразователь 33 подключен через усилитель (не показан) к регистратору 31. устройство работает следующим образом.

Измеряемое колесо 4 устанавливается на шпиндель 2 к вводится в зацепление с венцами 7, 8 промежуточного колеса 6. Включается кэмерительнорегистрирующая аппаратура, а также привод устройства (не показан). Производится обкатка в течение одного оборота измеряемого и измерительного колес совместно с промежуточным.

При обкатке в зависимости от погрешностей изготовления измеряемого колеса изменяется положение элементов преобразователя 33 у ла поворота. Сигналы с преобразователя усиливаются и подаются на регистратор

31 для записи кривой кинематической погрешности.

Кроме того, в зависимости от погрешностей изготовления колес, изменяются продолжительность контакта зубьев и соотношение их фаз зацепления. Эти изменения улавливаются с помощью преобразователей угла поворота 4-7, 4-8, 3-9, 3-10. Сигналы с каждой пары преобразователей угла поворота, находящихся в одинаковой фазе зацепления, подаются на соответствующий канал измерительного узла 16, причем сигнал от одного преобразователя пары поступает непосредственно на вход блока сравнения канала, сигнал от другого преобразователя предварительно инвертируется.

Блоки 17 к 18 сравнения вырабатывают результирующие сигналы, определяющие разницу по времени в зацеплении сопоставляемых сопряженных пар зубьев.

Сигналы с блоков 17 и 18 сравнения поступают на считывающие блоки

21 и 22, где стоят ровно столько, сколько длится разница. За это время считывающие блоки 21 и 22 пропускают от источника 32 сигналов высокой частоты определенное количество импульсов, которые вместе с сигналами счетчиков 23 и 24 циклов и блоков 25 и 26 определения знаков поступают в запоминающие блоки 29 и 30, 15 откуда по потребности передаются регистрирующему устройству 31 для записи погрешностей продолжительности контакта каждой отдельной сопряженной пары зубьев измеряемого и промеЩ жуточного колес по отношению к соответствующей ей по Фазе зацепления сопряженной паре зубьев измерительного и промежуточного колес.

Кроме того, записываются две кри25 вые фаз зацепления зубьев, измеряемого и промежуточного колес, для чего сигналы с преобразователей угла поворота 4-7 и 4-8 сразу пбдаются на регистркруюший блок 31.

В результате осуществления дополнительной записи двух кривых для зацепления зубьев венцсв промежуточного колеса с измерительным колесом появилась возможность путем совместной . электронной обработки этих кривых с двумя кривыми фаэ зацепления зубьев венцов промежуточного колеса с контролкруемьм колесом получать дополнительную характеристику зацепления— погрешности продолжительности контак4О та зубьев, т.е. повысить информативность контроля зубчатых колес. формула, изобретения устройство для контроля зубчатых колес по авт.св. Р 204610, о т л и - ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения информативности контроля, промежуточное колесо выполнено с

5О четвертым зубчатым венцом, электрически изолированным от трех его других венцов и ступицы и эацепляющимся с кзмерительным колесом, пара венцов, зацепляющихся с измерительным колесом, имеет форму и взаимное расположение зубьев, аналогичные форме и взаимному расположению зубьев пары венцов, эацепляющихся с контро" лируемым колесом, а устройство снабжено измерительным узлом с ксточни4О ком импульсов высокой частоты к двумя идентичными каналами, включающими каждый блок сравнения, кнвертор, считывающий блок, счетчик циклов, блоки определения знаков импульсов плюс

Я илу минус и запоминающий блок, на

«йЬ« «..«."«;.

767506 входы каналов измерительного узла под" ключена попарно сопротивления цепей

"" в«сеi электрических преобразователей угла поворота, образуемых соответству«ющими зубьями при обкатке заНепляю I

= цихся" венцов, каждая пара составлена. из венцов с одинаковым угловым расположением зубьев, один иэ преобразо- вателей каждой пары подключен к входу блока сравнения через инвертор, выход блбка сравнения связан с входами считываю его блока, счетчика циклов и блоков определения знака импульсов вход блока определения знака минус соединен с входом блока сравнения, вход блока определения знака плюс

c"âéõoäoì инвертбра, выход источника импульсов высокой частоты соединен с входом считываю@его блока, выходы счетчика циклов и блоков определения знаков импульсов подключены к входу запоминающего блока, а с регистратором связаны выходы запоминающих блоков в обоих каналах.

767506

Фиг. 2

Фие. 3

Составитель Л. Кениг

Техред Н.Граб Корректор Л. Иван

Редактор Г. Улыбина

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Эаказ 7227/54 Тираж S01 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для контроля зубчатых колес Устройство для контроля зубчатых колес Устройство для контроля зубчатых колес Устройство для контроля зубчатых колес Устройство для контроля зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к методам контроля профиля литых лопаток и профиля стержней

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для регистрации деформации поверхности зданий и сооружений и т.п
Наверх