Регулируемая опора сиденья транс-портного средства

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

4 (61) Дополнительное к авт. свид-sy «е 645868 (22) Заявлено 2205.79 (21) 2769667/27-11

< «831643 (51)М. Кл. с присоединением заявки М

В 60 «! 1/02.

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 230581. Бюллетень Ко 19

Дата опубликования описания 250581 (5Ç) У4К 629.113. .042.2(088.8) (72) Автор изобретения

Е.М. Гаврилов е

4 (71) Заявитель (54 ) РЕГУЛИРУЕМАЯ ОПОРА СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к средствам повышения комфортабельности. транспортных средств.

По основному авт. св. 9 645868, известна регулируемая опора сиденья транспортного средства, содержащая шарнирно-рычажный параллелограмм, снабженный фиксатором его положения и шестерней для подвижного закрепления на основании, подвижным упором, выполненным в виде шарика, и втулкой из пластичного материала, на внешней поверхности которой выполнена винтовая канавка для упора, а на внутренней поверхности венца шестерни выпол- 1э нен продольный паз для упомянутого упора, кроме того, венец шестерни снабжен фигурной поворотной собачкой, выступ которой оперт на втулку (1).

Недостатком известной регулируемой опоры является то, что, в случае действия силы большой интенсивности на рабочее место водителя транспортного средства, в момент гашения ударного импульса регулируемой опорой, происходит разворот шарнирного параллелограмма с пластичной втулкой относительно венца шестерни с подвижным упором. При этом на подвижный упор действует сила 1400 кг, которая соз- 30 дает высокое контактное напряжение в месте соприкосновения его с продольным пазом венца шестерни и на поверхности последнего появляется вмятина, которая препятствует смещению подвижного упора по продольной оси паза.

Термическая обработка продольного паза венца шестерни не всегда дает положительный результат, а операция его сопряжена с рядом трудностей.

Цель изобретения — повышение эксплуатационной надежности.

Поставленная цель достигается тем, что известная регулируемая опора сиденья транспортного средства снабжена наружными и внутренними вкладышами, попарно закрепленными в продольных пазах венца шестерни, а торцы внутренних вкладышей выполнены год углом к оси вращения венца шестерни для взаимодействия с подвижными упорами;

На фиг. 1 изображено сиденье транспортного средства, вид сбоку, на фиг. 2 — сечение A-A на фиг. 1, увеличенный масштаб, на фиг. 3 — вид по стрелке Б на фиг. 2, увеличенный масштаб; на фиг. 4 — вид по стрелке В на фиг. ", на фиг. 5 — вид по стрелке Г на фиг. 2.

831643

Регулируемая опора сиденья транспортного средства содержит шарнирно-. рычажный параллелограмм 1, стороны 2 и 3 которого в верхней части связаны со штангой 4, на консолях которой закреплены направляющие 5 подвески 6 подушки 7 сиденья.

Сторона 2 шарнирно-рычажного параллелограмма 1 жестко связана шлицевым валиком 8 со ступицей 9 шестерни и подвижно установлена на каретке 10.

Ступица 9 шестерни изготовляется 10 из пластичного материала (стали,бронзы, чугуна и т.д.), на внешней ее поверхности выполнена винтовая канавка а, деформируемая при ее повороте подвижным упором 11 (фиг. 2-4), кото- 15 рый зафиксирован вкладышами — наружным 12 и внутренним 13. Вкладыши 12 и 13 попарно закреплены в продольных пазах б венца 14 шестерни (фиг. 5).

Торцы внутренних вкладышей 13,. вза- 7й имодействующие с подвижными упорами

Ь

11, выполнены под углом с = 8 + 10 к оси вращения венца 14 шестерни.

Вкладыши 12 и 13 перед установкой в и одольный паз б венца 14 шестерни проходят термообработку до твердости не ниже твердости подвижных упоров 11.

Венец 14 шестерни кинематически связан со штоком 15, подвижно установленным в глухом отверстии каретки 10 и управляемым валиком 16, на консоли которого установлена рукоятка 17 управления.

В зависимости от условий эксплуатации и технических характеристик транспортного средства на венце 14 шестерни может быть выполнен один или более продольных пазов б, а подвижные упоры 11 могут устанавливаться в них последовательно или парал- 4О лельно.

Регулируемая опора сиденья работает следующим.образом.

При действии перегрузки на рабочем месте в момент преодоления транспортным средством препятствия на большой скорости, которое водитель своевременно не заметил, подвеска 6 сиденья выберет полный динамический ход и, в момент соударения каркаса подушки 7 сиденья со штангой 4, стороны 2 и 3 шарнирного параллелограмма 1 разворачиваются в нижнее положение с подушкой 7, подвижный упор 11 деформирует (раэвальцовывает) винтовую канавку а ступицы,9 шестерни и гасит ударный импульс, следовательно, защищает водителя от действия ударного импульса.

После разворота шарнирного парал лелограмма с подушкой сиденья, в нижнее положение, водитель разворотом рукоятки 17 управления освобождает шток 15 от связи венца 14 шестерни с кареткой 10 опоры, после чего подушка 7 сиденья возвращается в исходное положение.

Наличие в сиденье транспортного средства устройства защиты водителя от ударных перегрузок большой интенсивности позволяет предохранить водителя от действия сильных толчков.

Формула изобретения

Регулируемая опора сиденья транспортного средства по авт. св.

9 645868, отличающаяся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, она снабжена наружными и внутренними вкладышами, попарно закрепленными в продольных пазах венца шестерни, а торцы внутренних вкладышей выполнены под углом к оси вращения венца шестерни для взаимодействия с подвижными упорами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 645868, кл. В 60 и 1/02, 1976 (прототип).

831643

Вид б

12

Фиг. 4

Фис Х

Составитель Н. Пуголовкина

Редактор В. Лазаренко Техред М.Коштура Корректор Ю. Макаренко

Заказ 2938/10

Тираж 732 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Регулируемая опора сиденья транс-портного средства Регулируемая опора сиденья транс-портного средства Регулируемая опора сиденья транс-портного средства Регулируемая опора сиденья транс-портного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности касается пространственных посадочных макетов, применяемых для оценки позы водителя, положения агрегатов автомобиля, уточнения внешней формы и оформления салона автомобиля

Изобретение относится к оборудованию салонов пассажирских транспортных средств, преимущественно летательных аппаратов
Наверх