Регулируемое по высоте сиденьеавтомобиля

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

< 305939 (61) Дополнительный к патенту (22) Заявлено 1006.77 (21) 2494008/27-11 (23) Приоритет - (32) 12. 06. 76 (3$ ) P 262 644 1 ° -5 (33) фРГ

P 2626442.6 (51)М. Кл.

В 60 и 1/02

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий

Опубликовано 15.02.81.Бюллетень М 6 (53) УДК 629. 113.042(088.8) Дата опубликования описания 15.0281

Иностранцы

Авторы (54) РЕГУЛИРУЕМОЕ ПО ВЫСОТЕ СИДЕНЬЕ

АВТОМОБИЛЯ

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в сиденьях, имеющих регулировку по высоте.

Известны регулируемые по высоте автомобильные сиденья, содержащие закрепленные на каркасе подушку сиденья со спинкой, основание, соединенное с каркасом посредством шарнирно установленных на них и шарнирно соединенных между собой рычагов, образующих приводные звенья, и стопорное устройство (1) .

Недостаток этих сидений заключает- ся в том, что приводные звенья соединены по типу "нюрнбергских рычагов", а такое соединение влечет за собой увеличение габаритов сиденья по высоте, что не всегда приемлемо ввиду ограниченного средства, где устанавливаются сиденья.

Наиболее близким техническим рещением к изобретению является реГулируемое по высоте сиденье автомобиля, 2S содержащее закрепленные на каркасе подушку сиденья со спинкой, основаниеу соединенное с каркасом посредством шарнирно установленных на них рычагов, снабженных приводными звеньями, кинематически связанных с рычагами зубчатых секторов, входящих попарно в зацепление (2).

Однако в этом сиденье приводные звенья также выполнены в виде рыча-гов, а зубчатые секторы обеспечивают, только фиксацию сиденья, поэтому при регулировании сиденья по высоте они выводятся из зацепления. Такое конструктивное выполнение потребует при подъеме нагруженного сиденья приложения максимального крутящего момента.

Но в связи с тем, что привод подъема сиденья осуществляется вручную, изза ограниченных габаритов кузов является затруднительным манипулировать с приводной рукояткой для осуществления подъема сиденья.

Цель изобретения — повышение удобства регулирования за счет приложения постоянной силы на всем диапазоне регулирования сидения.

Для осуществления этой цели приводные звенья образованы упомянутыми парами зубчатых секторов, один из каждой пары которых закреплен на основании жестко, другой установлен на каркасе с возможностью обкатывания относительно не подвижного, причем указанные сектора выполнены из некруглых или эксцентричных колес.

80 5 9.39

По одному варианту выполнения сиденья, оба зубчатых сектора каждой пары выполнены эллиптическими.

В другом варианте - один из зубчатых секторов каждой пары выполнен эллиптическим, а другой — эксцентрическим.

На фиг. 1 изображено сиденье в опущенном положении, вид сбоку1 на фиг. 2 - сиденье в поднятом положении, вид сбоку, на фиг. 3 — разрез

A-A на фиг. 2; на фиг. 4 — разрез

Б-Б на фиг . 1; на фиг. 5 — один вариант выполнения сиденья изображенного в опущенном положении, вид сбоку, на фиг. б — вариант сиденья по фиг. 5 при его поднятом положении, на фиг. 7 — другой вариант выполнения сиденья, изображенного в опущенном положении, вид сбоку, на фиг.8 вариант сиденья по фиг. 7 при его поднятом положении, на фиг. 9 — раз- 20 рез В-В на фиг. 8; на фиг. 10 — разрез Г-Г на фиг. 7.

Сиденье (фиг. 1-4} имеет две параллельные опоры 1 образующие осно- д вание сиденья и перемещаемые в положенных на полу 2 автомобиля направляющих 3, при этом опоры выполнены углового профиля и имеют опорные вы-; ступы 4,5, расположенные в передней ЗО и задней части каждой опоры. В опор-, ных выступах 4, 5 каждой опоры 1 попарно установлены с воэможностью поворота посредством цапф соответст— венно 6 и 7 угловые рычаги 8 и 9.

Между нижними концами угловых рычагов 8, 9 с каждой боковой стороны сиденья установлена соединительная штанга 10, которая служит для управления рычагами 9, расположенными в задней части сиденья. Верхние концы 40 рычагов 9 установлены с возможностью вращения на опорной оси 11 каркаса

12 подушки 13 сиденья, имеющего спинку 14. В свою очередь верхние концы: каждого иэ рычагов 8 установлены с 4 воэможностью вращения на зубчатых цапфах 15 и 16,установленных в полой; трубе 17,при этом на цапфе 16 закреплена рукоятка 18, посредством которой и осуществляется поворот цапф 15 $0 и 16, а также трубы 17. Закрепленное на рукоятке 18 тормозное приспособление 19 исключает поворот цапф 15 и 16 и трубы 17 при воздействии на них крутящего момента. На торцовых сторонах трубы 17 жестко установлены зубчатые секторы 20, которые входят в зацепление с зубчатыми секторами

21, причем секторы 20 и 21 выполнены из эллиптических колес, а ось трубы

17 проходит через центр эллиптичес- 60 ких колес секторов 20. Секторы 21 жестко закреплены на опорных выступах 4 каждой опоры 1, а каждая пара секторов 20 и 21 образует приводные звенья. Каждый зубчатый сектор 21 65 установлен таким образом, что при повороте его ось вращения расположена горизонтально, а цапфа б соответствующего сектору углового рычага 8 совмещена с осью вращения данного сектора. В свою очередь зубчатые секторы 20 установлены таким образом,что при полностью опущенном сиденьи (фиг. 1) они совместно с зубчатыми цапфами 15 и 16 и трубой 17 расположены в одной горизонтальной плоскости и в этом положении сиденья зубчатые сектора 20 и 21 входят в зацепление с наименьшим плечом рычага, определяемым расстоянием между осями их вращения. В связи с тем, что при подъеме сиденья это расстояние не меняется, достигается постоянный приводной крутящий момент, осуществляемый рукояткой 18 для регулирования сиденья по высоте. Вариант выпол-, нения сиденья по фиг. 5, б в основном аналогичен выполнению сиденья по фиг. 1-4 с той разницей, что на торцовых сторонах трубы 17 установлены зубчатые колеса 22, причем они эксцентрично расположены относительно оси этой трубы. Входящий в зацепление с каждым колесом 22 зубчатый сектор 23 выполнен эллиптической формы,причем такое зубчатое зацепление также обеспечивает постоянный приводной момент при регулировании сиденья по высоте.

Другой вариант сиденья по фиг.710, в отличие от сиденья по фиг.1-6: имеет следующие отличия. На опорных выступах 4.с обеих боковых сторон сиденья установлены через прокладки 24 опорные цапфы 25, на каждой из которых закреплен одним концом дополнительный изогнутый рычаг 26, при этом его длина соответствует плечу 27 соответствующего углового рычага 8. На обеих зубчатых цапфах 15 и 16 установлены опоры 28, которые со стороны, обращенной к трубе 17, имеют зубча-. тый сегмент 29, который при опущенном положении сиденья (фиг. 7) входит в зацепление с зубчатым сегментом 30, соединенным с прокладкой 24. Опоры установлены на цапфах 31 изогнутых рычагов 26. Как и в вариантах выполнения сиденья по фиг. 1-6, нижние концы угловых рычагов 8 попарно,связаны с нижними концами угловых рычагов 9 посредством соединительной штан. ги 10, связь которой с каждым из рычагов осуществлена болтом 32. Таким образом, во всех вариантах выполнения сиденья его элементы располагаются симметрично с обеих сторон сиденья за исключением рукоятки 18 с тормозным приспособлением 19. Для изменения высоты сиденья необходимо повернуть рукоятку 18 (см. фиг. 8), при этом произойдет перекатывание относительно друг друга зубчатых сегментов 29 и 30, после чего в работу

805939 вступят дополнительные изогнутые рычаги,.обеспечивая дальнейший подъем: ло высоте сиденья. В этом случае характеристика изменения передаточного отношения будет соответствовать.зацеплению зубчатых эллиптических колес, причем необходимым условием для этого является равенство расстояния, соответствующего плечу 27 каждого углового рычага 8, расстоянию между точками ее крепления опоры 28 к рычагу 8 и дополнительному изогнутому рычагу 26. Кроме того, величина плеча

27 каждого углового рычага 8 должна быть равна расстоянию между точками крепления соответствующего дополнительного изогнутого рычага. 15

Формула изобретения

1. Регулируемое по высоте сиденье 20 автомобиля, содержащее закрепленные на каркасе подушку сиденья со спинкой, основание, соединенное с каркасом посредством шарнирно установленных на них рычагов, снабженных приводными звеньями икинематически связанных с рычагами зубчатых секторов, входящих попарно в зацепление, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью .повышения удобства регулирова-, ния эа счет приложения постоянной силы на всем диапазоне регулирования сиденья, приводные звенья образованы упомянутыми парами зубчатых секторов, один из каждой пары которых закреп-, лен на основании жестко, другой - установлен на каркасе с возможностью обкатывания относительно неподвижного, причем указанные сектора выполнены из некруглых или эксцентричных колес.

2. Сиденье по п. 1, о т л и ч а ю» щ е е с я тем, что оба зубчатых сектора каждой пары выполнены эллиптическими.

3. Сиденье по п. 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что один иэ зубчатых секторов каждой пары выполнен эллип-. тическим, а другой — эксцентричным.

Источники инФормации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

В 159414, кл. В 60 и 1/02, 1963. 2 Патент Франции В 2158976, кл. В 60 и 1/00, 1973 (прототип).

805939

Составитель Г. Петрова

Редактор M. Погориляк Техред И.Федорнак Корректор Г. Решетник т

Заказ 10960/82 Тираж,74 3 Подпи с ное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Регулируемое по высоте сиденьеавтомобиля Регулируемое по высоте сиденьеавтомобиля Регулируемое по высоте сиденьеавтомобиля Регулируемое по высоте сиденьеавтомобиля Регулируемое по высоте сиденьеавтомобиля Регулируемое по высоте сиденьеавтомобиля Регулируемое по высоте сиденьеавтомобиля 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности касается пространственных посадочных макетов, применяемых для оценки позы водителя, положения агрегатов автомобиля, уточнения внешней формы и оформления салона автомобиля

Изобретение относится к оборудованию салонов пассажирских транспортных средств, преимущественно летательных аппаратов
Наверх