Устройство автоматической блокировкидифференциала транспортного средства

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ (ii>852651 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 080579 (21) 2756657/27-11 с присоединением заявки HP (я)м. к .з

В 60 К 17/20

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет !

Опубликовано 070881. Бюллетень Но 29 (53) УД% 629. 11З-.

-587(088 ° 8) Дата опубликования описания 0708.81

A. Т. Скойбеда, В. В. Гуськов и В. Д. Талашкевич!

Белорусские ордена Трудоиого Красного Знамени пол!Ггиинмчиед!!ий институт (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54 ) УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКИРОВКИ

ДИФФЕРЕНЦИАЛА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам автоматической блокировки дифференциалов транспортных средств.

Известно устроиство автоматической блокировки дифференциала транспортного средства, содержащее многодисковую фрикционную муфту, ведущие диски которой кинематически связаны с корпусом дифференциала, а ведомые посредством трубчатой полуоси — с одной иэ полуосевых шестерен последнего, кулачковую муфту, одна полумуфта которой связана с упомянутой полуосью,и 15 управляемый распределитель, вход которого связан с источником давления, а два выхода соответственно — c выходом рабочего агента и с полостью управления упомянутой фрикционной муф- 20 ты (1 ).

Недостатком такого устройства автоматической блокировки является то, что разблокирование дифференциала происходит на повороте под действием разности моментов на колесах ведущего моста. Для этого необходимо, чтобы разность моментов превысила статический момент трения фрикционной муфты. В этом случае диски муфты буксу- 30 ют и происходит относительный проворот полуосей, кулачковые полумуфты. расходятся и подвижная полумуфта перемещает золотник, который сообщает ра, бочую полость муфты его сливом. Дифференциал разблокируется. То есть разблокирование дифференциала сопровождается повышенным буксованием дис- ков, их нагревом и износом.

Цель изобретения — повышение долговечности путем уменьшения времени буксования дисков фрикционной муфты.

Поставленная цель достигается тем, что кинематическая связь ведущих дисков фрикционной муфты с корпусом дифференциала выполнена в виде дополнительного трубчатого вала, расположе*ного внутри упомянутой полуоси и снабкенного внутренними ижицами на одном из концов, второй конец которого.кинематически связан с органом управления распределителя и другой полумуфтой кулачковой муфты, и торсионного вала, расположенного внутри дополнительного трубчатого вала, причем один конец торсионного вала закреплен на водиле дифференциала и посредством внешних шлицев связан с упомянутым трубчатым валом, а другой с кэрпусом фрикционной муфты.

852651

Формула изобретения

На фиг. 1 представлено предлагаемое устройство автоматической блокировки дифференциала транспортного средства (расположение деталей при заблокированном дифФеренциале); на фиг. 2 — то же, при разблокированном дифференциале.

Устройство автоматической блокировки состоит из фрикционной многодисковой муфты 1, диски 2 которой расположены на шлицах трубчатой полуоси 3, связаннЬй с одной из полуосеьых шестерен дифференциала 4. Корпус 5 фрикционной муфты 1 связан через торсионный вал б с водилом 7 дифференциала 4. На этом же конце торсионного вала выполнены шлицы, а на них ус- 15 тановлен трубчатый вал 8. На концах трубчатой полуоси 3 и трубчатого вала 8 выполнены нормально сцепленные между собой кулачки 9 и 10. В корпусе 5 фрикционной муфты закрепле- 2О на упругая мембрана 11 для оказания силового воздействия на диски 2 фрикционной муфты 1. Снабженный кулачками конец трубчатого вала выполнен также с упором 12 для воздействия на орган управления гидрораспределителя 13. Гидрораспределитель 13 закреплен на корпусе.фрикционной муфты со стороны мембраны и содержит впускной клапан 14, подпружиненный относительно корпуса гидрораспределителя, и выпускной клапан 15, также подпружиненный относительно корпуса гидрораспределителя. Вход гидрораспределителя 16 связан с нагнетательной магистралью гидросистемы, а два З5 выхода 17 и 18 соответственно — со сливом и управляющей полостью 19 фрикционной муфты 1.

Выпускной клапан 15 относительно упора 12 расположен с зазором 20.

Работает устройство следующим образом.

При движении по прямой, когда число оборотов Колес транспортного сред- 4 ства и полуосей одинаково, относиФ тельное вращение полуоси 3 и торсионного вала б с трубчатым валом 8 отсутствует, кулачки .9 и 10 сомкнуты (см. фиг. 1) . В этом слУчае упор 12 занимает крайнее правое положение. и между упором 12 и клапаном 15 устанавливается зазор 20. ПоД действием пружины клапан 15 разобщает полость муфты с выходом рабочего агента, а под действием давления агента, поступайаего по гидрораспределителю 16, и пружины клапан 14 перемещается вправо и сообщает управляющую полость фрикционной муфты с источником давления. Стрелками (см. фиг. 1) показано . направление потока рабочего агента.

Под давлением рабочего агента упругая мембрана.11 перемещается, сжимает диски 2 и соединяет полуось 3 через торсионный вал 6 и ось сателлитов с корпусом 5 дифференциала 4.Дифференциал -заблокирован..

При повороте транспортного средства крутящие моменты на полуосях пере— распределяются - на забегающей полуоси (наружное колесо) момент уменьша— ется, а на отстающей — (внутреннее колесо) возрастает. Разность крутящих моментов воздействует на торсионный вал и закручивает его на определенный угол, равный углу подъема кулачков.

9 и,10. При достижении заданного угла закрутки торсионного вала и поворота вместе с ним на этот же угол трубчатоro вала 8 кулачки 9 и 10 разомкнутся.

В процессе размыкания вал 8 переместит упор 12. Упор 12 выбирает зазор

20, при этом через пружину перемещает клапан 15 и разобщает магистраль давления с управляющей полостью муф.ты. При дальнейшем перемещении упор

12 воздеиствует на клапан 15 и перемещает его влево, открывая тем самым связь управляющей полости муфты с выходом агента. Направление потока рабочего агента показано стрелками (см. фиг. 2). С падением давления упругая мембрана 11 перемещается влево, освобождает фрикционные диски 2.

Диски фрикционной муфты, связанные с торсионным валом б и полуосью 3, разобщаются, и полуоси свободно вращаются друг относительно друга.Дифференциал разблокирован.

Таким образом, разблокирование . дифференциала осуществляется без предварительного буксования дисков фрикционной.муфты, что снижает их нагрев и износ.

Предлагаемое изобретение позволяет повысить долговечность устройства автоматической блокировки дифференциала транспортного средства за счет уменьшения времени буксования фрик— ционных дисков.

Устройство автоматической блокировки дифференциала транспортного средства, содержащее многодисковую фрикционную муфту, ведущие диски которой кинематически связаны с корпусом дифференциала, а ведомые посредством трубчатой полуоси — с одной из полуосевых шестерен последнего,кулачковую муфту, одна полумуфта которой связана с упомянутой полуосью, и управляемый распределитель, вход которого связан с источником давления, а два выхода соответственно с выходом рабочего агента и с полостью управления упомянутой фрикционной муфтой, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения долговечности путем уменьшения времени буксования дисков фрикционной муфты, кинема852651

ВНИИПИ Заказ 8783/31 Тираж 735 Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород,ул.Проектная,4 т треская связь ведУЩих дисков фРикционной муфты с корпусом дифференциала выполнена в виде дополнительного трубчатого вала, расположенного внутри упомянутой полуоси и снабженного внутренними шлицами на одном из концов, второй конец которого кинематически связан с органом управления распределителя и другой полумуфтой кулачковой муфты, и торсионного вала, расположенного внутри дополнительного трубчатого вала, причем один конец торсионного вала закреплен на водиле дифференциала и посредством внешних шлицев связан с упомянутым трубчатым валом, а другой - с корпусом фрикционной муфты.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 386786, кл. В 60 К 17/20, 1969 (прототип).

Устройство автоматической блокировкидифференциала транспортного средства Устройство автоматической блокировкидифференциала транспортного средства Устройство автоматической блокировкидифференциала транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дифференциалам транспортных средств с механизмами автоматической блокировки и реверса ведущих колес одной оси для движения задним ходом, предназначенным для использования в колесных транспортных средствах в основном для движения по бездорожью (скользкая дорога, песчаная и т.п.)
Наверх