Стенд для испытаний опор скольжения турбомашины

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Свюз Советских

Социалистических

Республик п11862024

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлеио 230379 (21) 2741818/25-06 (51)м. кл.

G 01 M 15/00 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет—

Государствеииый комитет

СССР по делам изобретеиий и открытий

Опубликовано 07.0981 Бюллетень N9 33 (53) УДК Ы1. 438 (088. 8) Дата опубликования описания (72) Авторы изобретения

A.Н.Брагин, Г.Л.Луцкий и В.Г.Баранов (71) Заявитель (5 4 ) стенд для испытАний ОПОР скОльжения

ТУР БОИАШИНЫ

Изобретение относится к стендам для испытаний опор скольжения турбомашины, преимущественно турбохолодильников систем кондиционирования воздуха.

Известен стенд для испытаний опор скольжения турбомашины, содержащий размещенный в испытуемой опоре вал с цапфами и устройством для консольного крепления турбомашины, устройст- 10 ва контроля частоты вращения вала и держатель испытуемых, опор (1).

Однако такой стенд принципиально не позволяет определить анизотропию демпфирующих свойств опоры околыше- 15 ния (измерение силы демпфирования по окружной координате) и зависимость анизотропных демпфирующих свойств от эксцентриситета цапфы в опоре скольжения. 20

Так, например, для обеспечения необходимой для измерения демпфирования величины амплитуды прецессии при частоте вращения вала, превосходящей частоту синхронного резонанса жестко- 25

ro вала в опоре скольжения, может потребоваться внесение дисбаланса такой величины, что вал не сможет пройти резонансный режим иэ-за контактов цапфы с опорой.

Данный стенд не позволяет за один пуск вала осуществить ряд последовательных измерений с целью получения среднего выборочного значения величины демпфирования, так как амплитуды колебаний и угол сдвига фазы определяют на выбеге вала.

Кроме того, в этом стенде коэффициент демпфирования определяют обращением уравнений движения жесткого ротора, при этом используют экспериментально измеренные величины амплитуды и угла сдвига возмущающей силы и перемещения. Соответственно, погрешность измерения демпфирования будет зависеть в основном от точности измерения последних, а также от погрешности математической модели, используемой при составлении уравнений движения.

Цель изобретения — повышение эффективности определения нелинейных демпфирующих свойств. указанная цель достигается тем, что стенд снабжен дополнительными цапфами и опорами, расположенными у торца вала, цапфы, размещенные в испытуемой опоре, выполнены с эксцентричными осями, а держатель опорв виде стойки, установленной с воз862024 мэжностью возвратно-поступательного перемещения вдоль оси, проходящей через дополнительные цапфы вала.

На чертеже изображен стенд для измерения демпфирования опоры скольжения, общий вид.

Стенд содержит вал 1, снабженный турбинным приводом 2 и цапфами 3, размещенными в испытуемой опоре 4 скольжения, установленной в держателе 5, выполненном в виде стойки 6, 10 установленной с воэможностью возвратно-поступального перемещения. Вал 1 имеет дополнительные цапфы 7, выполненные с эксцентричными осями, размещенные в дополнительных опорах 8.

Стенд содержит устройство 9 контроля частоты вращения вала 1 и тензодатчики 10.

Измерения ведут следующим образом.

Установив цапфу 3 вала 1, имеющую на- о именьшее радиальное биение относительно дополнительных цапф 7 в испытуемую опору 4 скольжения, путем перемещения стойки 6 держателя 5 испытуемой опо-. ры 4, соосной дополнительным опорам 8, 25 тензометрируют тензодатчиками 10 усилия, передаваемые на корпус испытуемой опоры 4 скольжения (полную реакцию опоры) на заданной рабочей частоте вращения в выбранных характерных )ц направлениях путем контроля частоты вращения устройством 9. После этого путем перемещения стойки 6 держателя 5 испытуемой опоры 4 вводят в последнюю цапфу 3, имеющую увеличенное 35 радиальное биение. Процесс повторяют для всех величин радиального биения цапф 3 в пределах зазора испытуемой опоры 4. При максимальном значении амплитуды прецессии цапфы 3, имитируемой радиальным биением, после 4О отключения привода 2 осуществляют поворот вала 1 в опорах 4 не менее чем на один оборот при частоте вращения 0,10.,2 Гц. При этом тензометрируют упругую составляющую реакции опоры 4 скольжения 4 в выбранных характерных направлениях.

При частоте вращения 0,1-0,2 Гц составляющая реакции испытуемой опоры 4 скольжения эа счет действия демпфирующих сил мала, по сравнению с упру- 5Q гой составляющей реакции испытуемой опоры 4 скольжения, поскольку мала .скорость прецессии. Вычитая иэ зарегистрированных на заданной рабочей частоте вращения усилий, передаваемых на корпус испытуемой опоры 4 скольжения, усилия, эарегестрированные при соответствующих величинах смещения поверхности цапфы 3 в испытуемой опоре 4 на частоте вращения 0,1-0,2 Гц, и силы инерции получают величины со- 60 ответствующих реакций, определяемые искомым демпфированием. Изменением радиального биения, имитирующего прецессию цапфы 3 в испытуемой опоре 4 скольжения, определяют зависимость 65 демпфирования от величины эксцентриситета цапфы в опоре.

Стенд позволяет определить аниэотропию демпфирующих свойств опоры скольжения в любых направлениях в пРоцессе одного измерения (за один оборот на заданной частоте вращения и один оборот с частотой вращения

0,1-0,2 Гц), при этом позволяет осуществить любое количество последовательных измерений эа один пуск. вала с целью получения среднего выборочного значения величины демпфирования.

Анализ показал, что точность определения демпфированил с использованием данного стенда примерно в 2-5 раз выше, чем при использовании известного стенда, а это достигается прямым измерением реакции испытуемой опоры в противоположность косвенным измерениям на известном стенде.

Таким образом, стенд позволяет повысить точность измерения величины нелинейных демпфирующих свойств опоры скольжения, обеспечивает возможность проведения любого числа измерений с целью получения среднего выборочного значения демпфирования за один пуск вала, упрощает математическую обработку результатов измерения, может быть использован для определения нелинейных демпфирующих свойств опор скольжения как при их исследованиях, так и в процессе контроля серийной продукции.

Формула изобретения

Стенд для испытаний опор скольжения турбомашины, содержащий размещенный в испытуемой опоре вал с цапфами и устройством для консольного крепления турбомашины, устройство контроля частоты вращения вала и держатель испытуемых опор, о т л и ч а ю щ и й. с я тем, что, с целью повышения эффективности определения нелинейных демпфирующих свойств, стенд снабжен дополнительными цапфами и опорами, расположенными у торца вала, цапфы, размещенные в испытуемой опоре,выполнены с эксцентричными осями, а держатель опор — в виде стойки, установленной с возможностью возвратнопоступательного перемещения вдоль оси, проходящей через дополнительные цапфы вала.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Флеминг С.Д. Динамическая жесткость и демпфирование газовых радиальных подшипников с внешним наддувом. — "Проблемы трения и смазки" (М., "Мир"), 1971, е 1, с. 105110.

862024

Состав и тель Е . Крейдин

Тепрел A. Бабинец

Корректор E Рошко

Редактор С.Суркова

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 6534/38 Тираж 907 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам. изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Стенд для испытаний опор скольжения турбомашины Стенд для испытаний опор скольжения турбомашины Стенд для испытаний опор скольжения турбомашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх