Дифференциал наземного транспортного средства
(72) Автор нзобретеняя
В .А. Парфенов (73) заявитель (54) ДИФФЕРЕНЦИАЛ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА
Изобретение относится к транспорту, а именно к трансмиссиям наземных транспортных средств повышенной проходимости.
Известен дифференциал наземного транспортного средства, связанный с движителями и содержащий корпус, размещенный в корпусе редуктор, на входном валу которого, связанном с двигателем транспортного средства, установлена приводная шестерня, и планетарный механизм с блокировочным устройством (1).
В известном устройстве планетарный механизм блокируется остановкой коронной шестерни относительно солнечной шестерни в тот момент, когда частота вращения коронной шестерни достигает частоты вращения солнечной шестерни, что приводит к ударному нагруженню всех элементов трансмис10 сии.
Недостатком устройства является динамичность нагружения и связанный
2 с этим повышенный износ элементов трансмиссии и блокирующего устройства.
Цель изобретения — обеспечение плавности включения.
Укаэанная цель достигается тем, что в дифференциале наземного транспортного средства, связанном с движителями и содержащем корпус, размещенный в корпусе редуктор, на входном валу которого, связанном с двигателем транспортного средства, установлена приводная шестерня, и планетарный механизм с блокировочньм устройством, на коронной шестерне планетарного механизма установлен зубчатый венец, с которыми находится в зацеплении приводная шестерня, блокировочное устройство выполнено в виде снабженного центробежным регулятором тормоза, включающее подвижную и неподвижную части, причем подвижная часть тормоза связана с валом водила планетарного механизма, 893605 4
40 б5
50 а с движителями связаны входной вал редуктора и вал солнечной шестерни планетарного механизма, при этом отношение количества зубьев коронной и солнечной шестерен равно отношению количества зубьев зубчатого венца и приводной шестерни.
На чертеже изображена кинематическая схема дифференциала наземного транспортного средства.
Дифференциал наземного транспортного средства содержит корпус 1. В корпусе 1 размещен редуктор, входной вал 2 которого связан с двигателем транспортного средства (не показан).
На входном валу 2 установлена приводная шестерня 3. В корпусе 1 размещен также планетарный механизм, содержащий коронную шестерню 4 с зубчатым венцом 5, солнечную шестерню
6 и сателлиты 7 с водилом 8. Приводная шестерня 3 находится в эацеплении с зубчатым венцом 5. Коронная шестерня 4 снабжена крышкой 9 и установлена в корпусе 1 через подшипники. На валу 10 водила 8 закреплены оси рычагов 11, на одних концах которых размещены грузики 12, а другие концы опираются на установленную с возможностью перемещения вдоль вала
10 и снабженную возвратной пружиной
13 подвижную часть 14 тормоза блокировочного устройства. Ответная неподвижная часть тормоза закреплена на корпусе l Вал 15 солнечной шестерни 6 и входной вал 2 связаны с движителями транспортного средства.
Причем отношение количества зубьев коронной и солнечной шестерен 4 и 6 равно отношению количества зубьев зубчатого венца 5 и приводной шестерни 3. Подвижная часть тормоза снабжена рычагом !6 для принудительной блокировки дифференциала.
Дифференциал работает следующим образом.
При прямолинейном движении транспортного средства беэ пробуксовки ведущих движителей частоты вращения валов 2 и 15 совпадают и водило 8 неподвижно. Передача крутящего момента от двигателя осуществляется к движителям, связанным с валом 2. При движении транспортного средства на повороте или при пробуксовке движителей, связанных с ведущим валом 2, возникает разница в частотах вращения валов 2 и !5. Водило 8 начинает вращаться. Вращающиеся на валу !О водила 8 грузики !2 .через рычаги 11, преодолевая усилие пружины 13, замыкают тормоз блокирующего устройства.
Вследствие подтормаживания водила 8 на вал привода передается крутящий момент пропорциональный тормозному моменту, который в свою очередь пропорционален разности частот вращения валов 2 и 15.
Применение предлагаемого дифференциала позволяет обеспечить повышение проходимости транспортного средства независимо от направления его движения.
Формула изобретения
Дифференциал наземного транспортного средства, связанный с движителями и содержащий корпус, размещенный в корпусе редуктор, на входном валу которого, связанном с двигателем транспортного средства, установлена приводная шестерня, и планетарный механизм с блокировочным устройством, отличающийся тем, что, с целью обеспечения плавности включения, на коронной шестерне планетарного механизма установлен зубчатый венец, с которым находится
s зацеплении приводная шестерня, блокировочное устройство выполнено в виде снабженного центробежным регулятором тормоза, включающего подвижную и неподвижную части, причем подвижная часть тормоза связана с валом водила планетарного механизма, а с движителями связаны входной вал редуктора и вал солнечной шестерни планетарного механизма, при этом отношение количества зубьев коронной и солнечной шестерен равно отношению количества зубьев зубчатого венца и приводной шестерни.
Источники информации, принятые so внимание при экспертизе
1. Патент СССР У 332609, кл. В 60 К 17/16, 12.04.68.
893605
Составитель О.Богословский
Техред А. Бабинец Корректор Л.Бокшан
Редактор Н,Чубелко
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 11350/ 23 Тираж 735 Подпис но е
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., Д. 4/5