Дифференциал транспортного средства

 

Союз Советских

Сецналнстнческнк

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлечо 130479 (21) 2764386/27-11 (Я{)М. Ка. с присоединением заявки М

-(23) Приоритет

В 60 K 17/20

Государственны{{ комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 071081. Бюллетень N9 37

Дата опубликования описания 071,81 (53) УДК б29. 113-58 (088.8) (72) Авторы изобретения

A.Õ.Зимагулов и Д.Ш.Гимадеев

Казанский ордена "Знак Почета" сельскохозяйственный институт им. М.Горького (71) Заявитель (54) ДИФФЕРЕНЦИАЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к автотрак торостроению, в частности к самоблокнрующимся дифференциалам.

Известен дифференциал транспортного средства, содержащий две концент5 рично расположенные втулки соответ- ственно с внешней и внутренней профильными поверхностями, связанные кинематически с колесами транспортного средства, находящийся в зацеплении с ведомой шестерней главной передачи кольцевой сепаратор, установленный между втулками, и сухари, установленные в кольцевом сепараторе в шахматном порядке для одновременного {5 взаимодействия с поверхностями втулок Ы °

Недостатками прототипа явля1отся: необходимость для изготовления диф- 2{) ференциала хромоникельвольфрамовой стали;, сложность обработки. рабочих поверхностей (цементация, закалка и фосфотирование, малая долговечность рабочих поверхностей, так как 25 они работают все время на трение (по износу дифференциал работает только удовлетворительно) невозможность передачи всего крутящего момента к отстающему колесу. 30

Цель изобретения — повъзаение долговечности путем уменьшения износа.

Поставленная цель достигается тем, что каждый сухарь выполнен в виде двух подпружиненных один относительно. другого элементов, установленных в кольцевом сепараторе с возможностью радиального перемещения, а профильные поверхности втул н выполнены ступенчатыми, при этом количество ступеней равно количеству подпружиненных элементов.

Эти элементы могут быть выполнены в .виде призм с усеченными, вершинами.

На фиг. 1 показан продольный разрез дифференциала; на фиг. 2 - блокировка дифференциала при движении вперед; на фиг. 3 — блокировка дифференциала при движении назад.

Ведущей частью дифференциала является кольцевой сепаратор 1, расположенный между втулками 2 и 3 полуосей, в отверстия его установлены сухари 4, состоящие из двух элементов, прижатых при помощи пружин 5 к выступам. втуiJIoK полуосей. В паре сухари расположены друг от друга на расстоянии равном высоте Выступа втулок. Для установки пружин внутренние торцы элементов сухаря 4 на глубину одну

870208 третью часть длины просверлены, а наружные концы имеют форму призмы с усеченной вершиной, являющейся рабочей поверхностью. В сепараторе 1 двадцать четыре пары сухарей, расположенных в два ряда в шахматном порядке. Расстояние межпу выступами двух втулок не менЕе суммы высот двух выступов.

Дифференциал работает следующим образом.

1. Движение вперед под действием тягового усилия. Сепаратор 1, вращаясь вместе с корпусом дифференциала через сухари 4, передает усилие на втулки 2 и 3 полуосей. Пружина 5 отодвигает призматические элементы сухарей на максимальное расстояние.

Полуоси сблокированы.

2. Движение вперед накатом. Двигатель отключен. В дифференциале втулки 2 и 3 полуосей становятся ведущими элементами. Сепаратор отстает от втулок. Призматические элементы сухарей 4 за счет сил трения .отжимаются между собой, сжимая при этом пружину 5. Сухари 4 заклиниваются между обоймаги, вращение передается от колеса к корпусу дифференциала.

3. Движение назад под действием тягового усилия . При этом ведущим является сепаратор. В том слу;ае, как и при движении накатом, сухари

4 заклиниваются между втулками 2 и 3 полуосей.

4. Поворот при движении вперед под,цействием тягового усилия. Как известно, для поворота требуется не равная частота вращения втулок. В этом случае забегающая втулка сначала разгружается от передаваемого к колесу усилия, а затем следующий выступ на втулке, сжимая пружину, утопляет сухарь в отверстие сепаратора, что освобождает забегающее колесо от передачи крутящего момента.

При этом отстающее колесо передает максимальный крутящий момент.

По окончании поворота втулки имеют одинаковую частоту вращения и под действием пружин призматические элементы сухарей 4 выходят из сепаратора до упора в торцы втулок полуосей.

5. Поворот при движении вперед накатом и назад. При этом втулка забегающего колеса своими выступами перемещает внутрь сепаратора сухари, находящиеся с ее стороны, а сухари со стороны отстающей втулки будут находиться между выступами отстающей втулки.

Таким образом, при прямолинейном движении вперед, назад и накатом дифференциал сблокирован. При поворотах и буксовании ведущих колес отстающее колесо передает максимальное усилие.

Изобретение позволяет упростить конструкцию дифференциала, снизить

15 износ, что повышает его долговечность.

Формула изобретения щ g,, Дифференциал транспортного средства, содержащий две концентрично расположенные втулки соответственно с внешней и внутренней профильными поверхностями, связанные кинематически с колесами транспортного средства, находящийся в зацеплении с ведомой шестерней главной передачи кольцевой сепаратор, установленный между втул— ками, и сухари, установленные в кольцевом сепараторе в шахматном порядке для одновременного взаимодействия с поверхностями втулок, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения долговечности путем уменьшения износа, каждый сухрь выполнен

З5 в виде двух подпружиненных один относительно другого элементов, установленных в кольцевом сепараторе с возможностью радиального перемещения, а. профильные поверхности втулок выполнены ступенчатыми, при этом количество ступеней равно количеству подпружиненных элементов.

2. Дифференциал по п.1, о т л ич а ю щ и и а я тем, что элементы выполнены в виде призм с усеченными вершинами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Анохин В.И. Отечественные автомобили. М., "Машиностроение", 1968, с. 547, рис. 327 (прототип).

870208

Составитель С.Белоусько

Техред А,Савка. Корректор B.Sóòÿãà

Редактор С.Титова

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 8819/39 Тираж 735 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рауюская наб., д. 4/5

Дифференциал транспортного средства Дифференциал транспортного средства Дифференциал транспортного средства Дифференциал транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дифференциалам транспортных средств с механизмами автоматической блокировки и реверса ведущих колес одной оси для движения задним ходом, предназначенным для использования в колесных транспортных средствах в основном для движения по бездорожью (скользкая дорога, песчаная и т.п.)
Наверх