Регулируемая передача

 

(72) Автор изобретения

А. И. Полету чий с@ ) вс кого, (71) Заявитель Харьковский авиационный институт им. Н.E. (54) РЕГУЛИРУЕМАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах для передачи вращательного движения с плавно регулируемой скоростью.

v S

Известен шариковыи вариатор, содержащий корпус, размещенный в нем ведущий вал, ведомое звено, взаимодействующие с ним два ряда шариков, каждый из которых взаимодействует с уста10 новленными на ведущем валу двумя внутренними кольцами и одним внешним кольцом, связанным с корпусом упругим элементом, и регулирующее гидравлическое устройство $13.

К недостаткам этого устройства от.носится его низкая нагруэочная способность по передаваемому вращающе" му моменту.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является регу-. лируемая передача, содерЖащая корпус, размещенные в нем на подшипниковых опорах ведущий и ведомый Валы, связанные с последним водило с сателлитами, взаимодействующие с ними заторможенный эпицикл и солнечную шестерню, связанный с ней шариковый вариатор, включающий два ряда шариков, взаимодействующие с каждым из них внешние кольца и установленные на веведущем валу с возможностью осевого перемещения два внутренних кольца, упругие элементы и гидравлическое регулируемое устройство f2).

К недостаткам этой передачи относятся ее большие габариты и металлоемкост.ь, обусловленные тем, что вариатор и планетарный механизм, включающий солнечную шестерню, водило с сателлитами и эпицикл выполнены в . виде двух последовательно соединенных самостоятельных узлов.

Цель изобретения - уменьшение ее габаритов и металлоемкости.

Укаэанная цель обеспечивается тем, что ведущий вал установлен.на подшипниковых опорах в водиле, солнеч"

При вращении ведущего вала 4 вра.цаются внутренние кольца 16-19, их вращение через ряды шариков 12 и 13 ,передаются солнечной шестерне 11, а от него саттелитам 9, водилу 8 и ведомому валу 7. Натяг во фрикционном контакте шариков с соответствующими кольцами создается давлением рабочей жидкости на смежныв внутренние кольца 16 "и 17, создаваемые гидроприводом (не показан) в гидравлическом ре50

3 8942 ная шестерня расположена между рядами шариков и на ее торцовых поверхностях выполнены взаимодействующие с шариками фрикционные дорожки качения, а внешние кольца установлены в .водиле с возможностью осевого перемещения и связаны с ним посредством упругих элементов.

На фиг. 1 схематично изображена регулируемая передача, продольный io разрез, на фиг. 2 - схема, поясняющая работу шариков вариатора.

Регулируемая передача содержит корпус 1, размещенные в нем на подшипниковых опорах 2 и 3 ведущий вал 4 ина подшипниковых опорах 5 и 6 ведомый вал 7, связанное с последним водило

8 с сателлитами 9, взаимодействующие с сателлитами заторможенный эпицикл

10 и солнечную шестерню 11, шарико20 вый вариатор, включающий два ряда шариков 12 и 13, взаимодействующие с каждым из них внешних кольца 14 и 15 и установленные на ведущем валу 4 с возможностью осевого перемещения внут25 ренние кольца 16-19 и гидравлическое регулируемое устройство 20, имеющее поршень 21 и гидроканалы 22, 23 и 24.

Подшипниковые опоры 2 и 3 установлены в водиле 8, солнечная шестерня 11

Зо расположена между рядами шариков 12 и 13 и на ее торцовых поверхностях выполнены взаимодействующие с шариками дорожки качения 25 и 26, а внешние кольца 14 и 15 установлены в водиле

8 с воэможностью осевого перемещения и связаны с ними посредством упругих элементов 27 и 28.

Поршень 29 совместно с внутренними кольцами 16 и 17 образуют гкдрокамеры, в которые через гидроканалы 22, 23 и 24 подается рабочая жидкость.

Осевая фиксация внутренних колец 18 и 19 осуществляется посредством гаек 29 и 30.

Передача работает следующим обра- 45 зом.

87

4 гулируемом устройстве и давлением упругих элементов 27 и 28.

Регулирование скорости вращения водила 8 и следовательно ведомого вала 7, производится эа счет варьирования скорости вращения солнечной шестерни 11 путем изменения давления жидкости на внутренние кольца 16 и

17, приводящего к осевому перемещению этих колец и радиальному перемещению шариков 12 и 13, что приводит к изменению положений точек контакта шариков с кольцами и соответственно к изменению передаточного отношения в кинематической цепи: ведущий вал 4 - солнечная шестерня 11.

Общее передаточное отношение передачи i определяется зависимостью:

М)4 Z 44РЭ где (О„, Ц)2- скорости вращения ведущего и ведомого валов;

Z,Z — числа зубьев солнечной шестерни и эпицикла; расстояние точек

Ь 3 Ь контакта А, В, С, О шарика, показанные на фи r. 2, где точка О являетсл центром мгновенного вращения шарика при остановленном водиле.

Предлагаемая передача эа счет размещения шарикового вариатора внутри солнечной шестерни позволяет уменьшить ее вес и габариты примерно в

1,7-2 5 раза.

Формула изобретения

Регулируемая передача, содержащая корпус, размещенные в нем на псдшипниковых опорах ведущий и ведомый валы, связанное с последним водило с сасателлитами, взаимодействующие с ними заторможенный эпицикл и солнечную шестерню, связанный с ней шарнирный вариатор, включающий два ряда шариков, взаимодействующие с каждым из них внешние кольца и установленные на ведущем валу с возможностью

4 осевого перемещения внутренние кольца, упругие элементы и гидравлическое регулируемое устройство, о т л ич à ю щ а я с я тем, что, с целью уменьшения габаритов передачи, ведущий вал установлен на подшипниковых опорах в водиле, солнечная шестерня расположена между рядами шариков и

894287 на ее торцовых поверхностях выполнены взаимодействующие с шариками дорожки качения, а внешние кольца установлены в водиле с возможностью осевого перемещения и связаны с ним посредством упругих элементов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке М" 25 38116/28, кл. Г 16 Н 15/50, 1977.

2. Волков Д, П., Крайнев А. Ф. ТрансS миссии строительных и дорожных машин.

Справочное пособие. И., "Иашиностроение", 1974 с. 329, табл. 38 (прототип).

894287

Составитель О. Косарев

Техред Т. Иаточка Корректор Н. Стец

Редактор И. Тыкей

Заказ 11429/57 - Тираж 1009 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Иосква, Ж-35, Рауаская наб., д . 4/5 филиал AllA "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Регулируемая передача Регулируемая передача Регулируемая передача Регулируемая передача 

 

Похожие патенты:

Привод // 2238193
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к приводу для автомобилей

Изобретение относится к машиностроению, в частности к бесступенчатым передачам, и может быть использовано в качестве широкодиапазонного передаточного механизма

Изобретение относится к области машиностроения и других механизмов, в которых необходимо изменение передаточного отношения при увеличении нагрузки на выходном валу

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортном машиностроении, в частности в качестве бесступенчатой коробки передач автомобилей и других транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях тягово-транспортных средств

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к раздаточным коробкам транспортных средств

Изобретение относится к автоматизированным коробкам передач с двумя несоосными входными валами, двумя сцеплениями и одним выходным валом

Изобретение относится к трансмиссионному модулю (10) для трактора, который может выборочно конфигурироваться между механизмом бесступенчатой трансмиссии и механизмом трансмиссии с мульти-передаточным числом

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на транспорте вместо коробки передач
Наверх