Фрикционная муфта

 

(i 11 827873

ОБВИСЛИ И Е

ИЗОБРЕ7ЕИ ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

И АВТОРСИОМУ СВИДЕТЕ1 ЬСТВУ (61) Дополнительное к anò. свид-ву

I (22) Заявлено 02.10.78 (21) 2670371 25-27 (51) М. Кл. з

F 16 D 13/52 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.05.81. Бюллетень ¹ 17 (45) Дата опубликования оппсанпя 07.05.81

Государственный комитет

СССР (53) УДК 621.825.54 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения

В. И. Убей г ! ! !!:.. ! (71) Заявитель Рязанский завод тяжелого кузнеч (54) ФРИКЦИОНБАЯ МУФТА

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для передачи вращения.

Известна фрикционная муфта, содержащая две полумуфты и фрикционпые диски, . 5 сжимаемые поршнем (1).

Недостатком ее является жесткость пуска.

Извсстна также фрпкционная муфта, содержащая две полумуфты и фрикционный 10 диск, сжимаемый ступенчаты vI поршнем, образующим с одной пз полумуфт две полости с вводом энергоносителя (2).

Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической Б сущности и достигаемому результату.

Недостатком его являются низкие эксплуатационные характеристики.

Целью изобретения является повышение эксплуатационных характеристик муфты.

Поставленная цель достигается тем, что полости изолированы одна от другой и выполнены с автономнымн вводамп энергоноситсля.

На чсртс>кс изоб >а>«сна схема фрпкцп- д онной муфты.

Муфта содер>кит ведущую полумуфту 1, являющуюся маховиком и, как правило, шкивом клиноременной передачи, ведомую полумуфту 2, соединснную с приводным . o валом 3, упорный диск 4, закрепленный на ведущей полумуфте, и нажимной диск 5, закрепленный на пневмопоршне 6. В гнездах ведомой полумуфты находятся фрикционные диски 7. Ступенчатый вал установлен в крышке 8. Крышка 8, пневмопоршень

6 и уплотнения 9 и 10 образуют две герметичные полости 11 и 12. Пружины 13,установленные на крышке 8, предназначены для удержания пневмопоршня в исходном положении и обеспечения необходимых зазоров между дисками 4 и 5 и фрикционными элементами 7 при выключенной муфте.

Муфта работает следующим образом.

Вращение и крутящий момент от маховика 1 валу 3 с ведомой полумуфтой 2 передается при подаче рабочей среды в поршневую полость 11. Поршень 6 с диском 5, преодолевая сопротивление пружин 13, перемещаются по оси и воздействуют на фрикцпонные элементы 7, производя их смыкание с упорным диском 4. Между дисками возникает усилие трения, достаточное для пуска и разгона машины, и вращение от маховика 1 через упорный диск передается ведомой полумуфте 2 и ведомому валу машины, жестко соединенному с ней.

После ТОГО, ка«скорости вращения маховика и диска 2 выравниваются, рабочая среда подается в поршневую полость 12

827873

Составитель И. Яцунов

Техред А. Камышникова

Редактор ж. Рожкова

Корректоры: Л. Слепая и Е. Осипова

Заказ 743/13 Изд. № 333 Тираж 1007 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 поршня 6, создавая дополнительное давление на нажимной диск 5, обеспечивая передачу заданного основного технологического крутящего момента валу 3 машины. После совершения полезной работы оба управляющих клапана отключаются, снимая давление в обеих полостях 11 и 12, Диск 5 отходит в исходное положение. Цикл работы завершен.

Фрикционные элементы 4, 5 и 7 рассчи- 10 тываются на передачу пускового момента, а соотношение торцевых площадей пневмопоршня 6, образующих полости 11 и 12 подбираются таким образом, чтобы усилие, развиваемое пневмопоршнем при по- 15 даче рабочей среды в полость 11, обеспечивало надежное смыкание фрикционных дисков и плавный пуск — разгон машины, а суммарное усилие при подаче рабочей среды в обе полости — передачу заданного (технологического) крутящего момента.

Возможность подобного расчета определяется тем, что передача технологического крутящего момента происходит при равных скоростях ведущей и ведомой полумуфт и отсутствии проскальзывания последних, а фрикционные элементы, работающие без скольжения, допускают значительное превышение удельных давлений по сравнению с элементами, работающими в условиях интенсивного скольжения, при этом коэффициент трения покоя также больше коэффициента трения скольжения.

Использование предлагаемой муфты упрощает изготовление ее базовых деталей, уменьшает количество элементов, входящих в конструкцию, облегчает техническое обслуживание и эксплуатацию муфты, повышает ее надежность и долговечность.

Муфта не требует дополнительной регулировки вплоть до полного износа фрикционных элементов, так как увеличение зазоров между фрикционными дисками компенсируется ходом поршня и не влияет на работу муфты. Сводится к минимуму момент инерции разгоняемых частей муфты за счет сокращения габаритов ведомой полумуфты.

Формула изобретения

Фрикционная муфта, содержащая две полумуфты и фрикционный диск, сжимаемый ступенчатым поршнем, образующим с одной из полумуфт две полости с вводом энергоносителя, отличающаяся тем, что, с целью, повышения эксплуатационных характеристик ее, полости изолированы одна от другой и выполнены с автономными вводами энергоносителя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 474651, кл. F 16 D 13/75, 1972.

2. Авторское свидетельство СССР № 553372, кл. F 16 D 13/52, 1974 (прототип).

Фрикционная муфта Фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Муфта // 721602

Муфта // 661173

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для передачи крутящего момента от ведущего вала к ведомому

Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для трансмиссий транспортных средств, а именно для выключения сцепления при переключении передач

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к гидроуправляемым фрикционным муфтам коробок передач транспортных средств, преимущественно тракторов

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к управляемым муфтам сцепления и предназначено для установки в многоскоростных коробках передач самоходных машин различного назначения

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, в частности к муфтам с управляемым приводом бурового ротора, а также к автомобильной промышленности

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к фрикционным муфтам
Наверх