Способ сборки внутренних колец подшипников качения с цапфами осей и валов

 

CAHHE „941

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву № 271949 (22) Заявлено 10.11.80 (21) 3002022/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 07.07.82. Бюллетень №25

Дата опубликования описания 17.07.82 (51) М.К .

F 16 С 35/06

Гееудлретеенный кемнтет (53) УДК 621.822..6 (088.8) по делам изобретений н аткрытий

13 " "; /

ХЕХцк,:.;," (72) Автор изобретения

Н. К. Блинов

Ижевский механический институт (71) Заявитель (54) СПОСОБ СБОРКИ ВНУТРЕННИХ КОЛЕЦ ПОДШИПНИКОВ

КАЧЕНИЯ С ЦАПФАМИ ОСЕЙ И ВАЛОВ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к сборке подшипников.

По основному авт. св. № 271949 известен способ сборки внутренних колец подшипников качения с цапфами осей и валов, включающий сортировку деталей на размерные группы, измерение и маркировку больших и малых осей овалов, измерение конусности, сборку деталей путем согласования овалов и конусов посадочных поверхностей (1) .

Недостатками известного способа являются невысокая точность и надежность соединения деталей вследствие монтажного перекоса колец.

Цель изобретения — повышение точности и надежности соединения деталей путем устранения перекоса колец.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу сборки внутренних колец подшипников качения с цапфами осей и валов, в каждой размерной группе деталей в процессе согласования овалов и конусов, измеряют величины биения торцов относительно посадочных поверхностей и маркируют на торцах участки, имеющие наибольшую величину торцового биения, а для

2 сборки подбирают детали, у которых маркировочные метки расположены симметрично относительно одноименных осей овала.

На фиг. 1 и 2 показано взаимное положение соединяемых деталей в начале и в конце операции досылания колец до занлечиков цапф, собираемых по известному способу, разрез; на фиг. 3 — сечение А — А на фиг. 2; на фиг. 4 — 6 — то же, для соединения, собранного по предлагаемому способу; на

10 фиг. 7 и 8 — торцовые планы кольца и цапфы с маркировочными метками торцовых биений.

Способ сборки осуществляют следующим образом.

15 Предварительно сортируют оси или валы 1 и кольца 2 в зависимости от величины диаметров посадочных поверхностей на размерные группы, измеряют и маркируют на торцах соединяемых деталей большие и малые оси овалов 3.

Дополнительно, в каждой группе у собираемых деталей измеряют биения торцов относительно посадочных поверхностей и маркируют участки 4, имеющие небольшую величину биения, на торцовых поверхнос941 729

Формула изобретения

Фиг.1 фиг. д

3 тях заплечиков цапф осей или валов 1 и колец 2.

Затем берут из одной сортировочной группы ось или вал 1 и, учитывая положение маркировочных меток относительно одной из осей овала 3, подбирают соответствующее кольцо 2, которое на плане торца имеет маркировочную метку, расположенную симметрично относительно одноименной оси овала 3.

Поворачивая кольцо 2 относительно оси или вала 1, добиваются совпадения овалов

3 и легким нажимом посылают кольцо 2 к заплечику цапфы и определяют глубину захода кольца 2 на цапфу оси или вала 1.

Перевернув кольцо 2 другим торцом, снова добиваются совпадения овалов 3 и опре- is деляют глубину захода кольца 2 на цапфу оси или вала 1.

По наибольшей величине захода кольца

2 на цапфу оси или вала судят о совпадении конусов 5 посадочных поверхностей, а по противоположному положению меток, которыми отмечены участки 4 с наибольшим биением торцов, судят о рассогласовании биений торцовых поверхностей и досылают кольцо 2 до заплечика цапфы оси или вала 1. 25

В случае совпадения в плоскости стыка упомянутых маркировочных меток, кольцо

2 разворачивают относительно оси цапфы на угол 180, вновь совмещают овалы 3 и досылают до заплечика при постоянном зо усилии.

Такая последовательность операций обеспечивает во всех соединениях согласование деталей не только по посадочным поверхностям, но и по сопрягаемым торцам, исключая, тем самым, перекос колец после досылания их до упора в заплечики цапф.

Изобретение позволяет повысить качество и надежность собираемых деталей путем устранения перекосов колец.

Способ сборки внутренних колец подшипников качения с цапфами осей и валов по авт. св. № 271949, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и надежности сборки путем устранения перекосов колец, в каждой размерной группе деталей в процессе согласования овалов и конусов измеряют величины биения торцов относительно посадочных поверхностей и маркируют на торцах участки, имеющие наибольшую величину торцового биения, а для сборки подбирают детали, у которых маркировочные метки расположены симметрично относительно одноименных осей овала.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 271949, кл. F 16 С 35/06, 18.12.68 (прототип) .

941729

1 4

b-б

Фиг. 5

Фиг. 7

Составитель Т. Ракитина

Редактор Н. Бобкова Тех ред А. Бойкас Корректор А. Ференц

Заказ 4801/25 Тираж 803 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ сборки внутренних колец подшипников качения с цапфами осей и валов Способ сборки внутренних колец подшипников качения с цапфами осей и валов Способ сборки внутренних колец подшипников качения с цапфами осей и валов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях машин, механизмов и, в частности, в подшипниковых узлах

Изобретение относится к устройствам для удержания подшипника и может быть использовано в составе компрессора высокого давления турбомашины авиационного двигателя

Изобретение относится к устройствам для удержания подшипника и может быть использовано в составе компрессора высокого давления турбомашины авиационного двигателя

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве безлюфтовых опор качения механизмов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях машин и механизмов

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к способам обеспечения заданного значения величины люфта (натяга) в опорных узлах качения системы "вал - корпус", например в шпиндельных узлах металлообрабатывающих станков различного назначения

Изобретение относится к области машиностроения и может применяться в механизмах, имеющих подшипники качения, установленные на шлицевых валах

Изобретение относится к креплению подшипника, которое обеспечивает уплотнение против просачивания масла и стопорение подшипника на валу
Наверх