Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДИЗЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

<в943550 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву(22) Заявлено 24.03. 80 (21) 2898445/25-06 с присоединением заявки Йо (23) Приоритет

f$g)+ Кд 3

G 01 М 15/00

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (Щ УДК 621. 43. 001.

5 (088.8) Опубликовано 1507.82. Бюллетень Йо26

Дата опубликования описания 15. 07. 82 (72) Авторы. изобретения

И.Д. Бухтияров, В.Б. Ан, В.И. Лутай, В.И. Маракин и В.A. Слепчук

1

Специальное опытное проектно-конструкторско.†.хехидлогическоф бюро Сибирского отделения Всесоюзной ордена Ленина академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (71) Заявитель

1547 СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к способам и устройствам диагностирования двигателей внутреннего сгорания.

Известны способы оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, закЛючающиеся в том, что на заданном скоростном режиме двигателя при положении поршня вблизи верхней мертвой точки (ВМТ) подают на свечу зажигания импульсы высокого напряжения, измеряют напряжение пробоя искрового промежутка свечи и результаты измерения сравнивают с эталонными значениями {12.

В таких способах результат диагностики отягощен ошибкой, связанной с тем, что результат не связан с внешними атмосферными давлениями.

Известны также устройства для осуществления известного способа, содержащие усилитель и индикатор (12.

Такие устройства не позволяют повысить точность оценки состояния двигателя, в связи с отсутствием измерителя атмосферных условий. 25

Цель изобретения — повышение точности оценки технического состояния двигателя.

Укаэанная цель достигается тем, что дополнительно подают импульсы 30 высокого напряжения и измеряют напряжение пробоя при положении поршня вблизи нижней мертвой точки (НМТ), причем импульсы подают многократно с заданной частотой, а заданный скоростной режим обеспечивают, прокручивая вал двигателя. В качестве результатов измерений принимают отношения напряжений пробоя.

B устройстве указанная цель дости-. гается тем, что в него введены амплитудно-временной преобразователь, время-импульсный преобразователь, блок памяти, схема деления, соединенные последовательно и включенные между усилителем и индикатором, а также датчик напряжения пробоя, схема управления, генератор высокого напряжения и датчик синхронизации, причем первый выход схемы управления связан с амплитудно-временным преобразователем, второй выход — с блоком памяти, а третий — с генератором высокого напряжения, датчик напряжения пробоя соединен с усилителем и первым входом схемы управления, второй вход которой связан с датчиком синхронизации.

На фиг. 1 изображена структурная схема устройства для осуществления

943550 способа оценки технологического со стояния ДВС; на фиг. 2 - эпюры электрических процессов, поясняющие принцип работы устройства.

Устройс тво, реали зующее предлагаемый способ, содержит последовательно 5 соединенные датчик 1 напряжения про- боя, усилитель 2, амплитудно-временной преобразователь 3, время-импуль оный преобразователь 4, блок 5 памяти, схему б деления и индикатор 7. 10

Кроме того, устройство содержит датчик 8 синхронизации, схему 9 управления и генератор 10 высокого напряжения. При этом вторые входы амплитудно-временного преобразователя 3 и блока. 5 памяти соединены с первым и вторым выходами схемы 9 управления, третий выход которой подключен к генератору 10 высокого напряжения, выход которого через высоковольтный проводник 11 соединен со свечой 12 зажигания двигателя 13. Вход усилителя 2 и первый вход схемы 9 управле-, ния соединены с выходом датчика 1 напряжения пробоя, а второй вход

25 схемы 9 управления соединен .с выходом датчика 8 синхронизации. Кроме того, выход схемы б деления соединен с ин. дикатором 7, а первый вход амплитудно-временного преобразователя 3 — с ,выходом усилителя 2.

Устройство, реализующее предлагаемый способ оценки технического состояния, работает следующим образом.

В режиме прокручивания двигателя от стартера или от другого внешнего источника вращения прн достижении стабильных оборотов по электрическим 40 сигналам, поступающим с датчика 8 синхронизации, в качестве которого в конкретном случае использован контакт прерывателя, схема 9 управления начинает формировать импульс дФ, передним фронтом которого запускается генератор 10 высокого напряжения.

Генератор 10 высокого напряжения выдает высокое напряжение через высоковольтный проводник 1 1 на свечу 12 зажигания двигателя 13. В межэлектродном пространстве свечи 12 зажигания происходит искровой пробой (разряд). В основу предлагаемого.способа оценки технического состояния

ДВС положен известный. закон Пашена, 55 согласно которому пробивное напряже ние П„Р = f (P Ü), где τР— величина пробивного напряжения; Р - давление

A- величина искрового промежутка.

Следовательно, измерив напряжение 60 пробоя искрового промежутка свечи зажигания в режиме прокручивания в верхней мертвой точке на такте сжатия, получаем выражение

ЦпР - (Рм +)ó 65

1 где U — напряжение пробоя в верхней мертвой точке на такте .сжатия;

P - давление конца такта сжатия;

b - величина искрового проме жутка, а в нижней мертвой точке на такте вса сывания, получаем выражение Пп

= f(Р д ), где П <> - напряжение пробоя в нижней мертвой точке .на такте всасывания; P — давление конца такта всасывания или давления начала такта сжатия; A- величина искрового промежутка.

Разделив U пР„ на Uzp< получаем некоторый козффйциент )еР дk (Pq ) %(Рсмс)

0др д (Ръс) (Рес) Поскольку величина искрового промежутка Ь в данном выражении есть величина постоянная, то ее можно вынести за знак функции f,т.е.

Uïp д% P< ) 1(Рек)

0pp< b% (.Рес) Е(Рвс) Учитывая, что напряжение пробоя искрового промежутка изменяется линейно с некоторым коэффициентом Й в зависимости от давления, можно записать Uqp< Р,„, К=% илч K =k

ОЛГ2 Р Опр

Коэффициент К показывает во сколько раз давление конца такта сжатия больше, чем давление начала такта сжатия.

По величине К можно судить о6 общем техническом состоянии узлов, влияющих на герметичность камеры сгорания,т.е. по величине К можно судить о неплотности сопряженных узлов цилиндр — поршень, впускной клапан седло, выпускной клапан - седло. Применяя различные комбинации принудительного закрытия и открытия впускных и выпускных окон головки блока, можно в режиме прокручивания двигателя по закону изменения напряжения пробоя в соответствующих тактах работы двигателя и его сравнения с величиной К определить неплотности отдельных узлов. Так„ например, при закрытых выпускных но при открытых впускных окнах, по закону изменения напряжения пробоя на такте выхлопа и его сравнения с коэффициентом К, можно судить о неплотности узла, выпускной клапан - седло, так как закон изменения напряжения пробоя в этом случае зависит от неплотности узлов цилиндр— поршень и впускной клапан — седло.

Аналогично при закрытых впускных и открытых выпускных окнах по закону из- .

943550 менения напряжения пробоя -на такте всасывания и его сравнения с коэффициентом К можно судить о неплотности узла впускной клапан - седло. Наконец, зная отдельно неплотности узлов впускной клапан — седло и выпускной клапан - седло можно определить неплотность узла цилиндр — поршень.

Поскольку Ь остается постоянной, то амплитуда напряжения пробоя пропорциональна давлению P в камере сгорания ДВС. Известно, что давление P в камере сгорания увеличивается на такте сжатия и оно достигает максимума в верхней мертвой точке. Затем давление P постепенно уменьшается на такте рабочего хода, .а на последующих тактах выпуска и всасывания достигает атмосферного давления или может быть даже ниже атмосферного. Величина давления, с которого начинается сжатие, соотьетствует давлению конца такта всасывания в области нижней мертвой точки или давлению начала такта сжатия °

Таким образом, если известна диаграмма работы двигателя, то закон изменения давления в камере сгорания можно представить в виде функции P.

Поскольку амплитуда напряжения ,пробоя пропорциональна давлению, то закон изменения амплитуды напряжения ЗО пробоя повторяет закон изменения давления в камере сгорания, т.е. огибающая амплитуда A В„С вЂ” A n, В„, С и

Ал B „„С< A„ B„ C„vanpaxcee@a пробо" в некоторой области соответствует за- 35 кону изменения давления P в этой же области. Датчик 1; в качестве которого йрнменен обыкновенный емкостной

}целитель напряжения, выдает напряжения А„ В, С и т.д.,амплитуда кото- 4Я ! рых пропорциональна амплитуде напряжения пробоя промежутка, а следовательно и давлению в камере сгорания, на вход усилителя 2 и на первый вход схемы 9 управления. 45

В усилителе 2 происходит усиление этих напряжений по мощности и далее онн поступают на первый вход амплитудно-временного преобразователя 3.

Схема 9 управления в каждом цикле работы двигателя по сигналам, поступающим с датчика 8 синхронизации и с датчика 1 напряжения пробоя, формирует импульсы с временными интервалами bt«bt — at< в области верхней мертвой .точки на такте сжатия и

Ь1, Аt+ — ntn â области нижней мертвой точки на такте всасывания, которая поступает на второй вход амплитудно-временного преобразователя 3.

Временной интервал любого иэ этих им-50 пульсов соответствует генерированию

ЮпределенноГо числа импульсов генератора 9 высокого напряжения а в данном конкретном примере это число равно трем импульсам. Так например, за вре-65 мя А генерируются три импульса

А«В«С, эа dtg — A Вк, С за и Аи Вni Q i соответственно эа у Е

» I

btn - A<, В„, С эа М Aà ° В, С

Аt4 An В С Амплитудновременной преобразователь 3 выделяет и преобразовывает амплитуды импульсов

A В С

Л, „, - A>, В„С-„и АЛ, B„, Cq-

7 t i

I 1 . Ф

Ау г Вп С В пропорциональные длительности. На выходе амплитудно-временного преобразователя 3 формируются импульсы, длительность которых пропорциональна соответствующим амплитудам напряжения пробоя искрового промежутка. Далее эти импульсы поступают на вход время-импульсного преобразователя 4, в котором длительность импульса преобразовывается в пропорциональное число импульсов mg — !R !

4 и и m„ — m„, Эти серии импульсов поступают на первый вход блока 5 памяти, на второй вход которого поступают сигналы со схемы 9 управления.

Блок 5 памяти управляется таким образом, что сумма всех импульсов серий m„— mn поступает в одну ячейку блока 5 памяти, а сумма всех импульсов серии щ„ — m„ — во вторую ячейку блока 5 памяти.

Таким образом, в первой ячейке блока 5 памяти накапливается число, импульсов, пропорциональное средней ампЛитуде импульсов. Напряжения пробоя А, В C — А, Вп, Си появляются в интервалах времени А — at в области верхней мертвой точки за и, циклов работы двигателя.

Во второй ячейке блока 5 памяти соответственно накапливается число импульсов, пропорциональное средней амплитуде импульсов напряжения пробоя ,. f

В,, С - Аи, В,, С, которые появляются в интервалах времени at

Ай в. области нижней мертвой точки

I .ф на такте всасывания за п циклов работы двигателя. После окончания и-го цикла работы двигателя содеркимое. первой и второй ячеек блока.5 памяти переносится в схему 6 деления, где производятся операции деления содержимого первой ячейки на содеркимое второй ячейки . В результате операции деления, ьы получаем некоторый

N ц»» коэф»»ициенг »:», гце г = 1-ц

»» ;

»=1

Далее результат частного выдается на индикатор 7.

Коэффициент К показывает во сколь ко раз средняя амплитуда напряжения пробоя в конце такта сжатия больще чем средняя амплитуда напряжения пробоя в начале такта сжатия. Поскольку средняя амплитуда пропорциональна среднему давлению, то коэф; фициент К показывает во сколько из

943550 давление конца такта сжатия больше, чем давление начала такта сжатия.

Следовательно по величине коэффициента К можно судить о техническом состоянни ДВС, поскольку при хорошем техническом состоянии коэффициент К должен быть в пределах сжатия данного типа двигателя. Следует отметить,,что в качестве датчика 8 синхронизации можно испольэовать также угловые

Метки, например. сигналы от зубьев l0 маховика, при этом генератором 10 высокого напряжения следует. Упранлять синхронно со скоростью вращения двигателя 13 и запускать от угловых меток. При этом усреднение амплитуд 15 напряжения пробоя производится a оп-. ределенном угловом интервале по циклу работы двигателя 13.

Предлагаемое устройство может работать и н другом режиме, при кото- 7П ром усилитель выполняет кроме операции усиления по мощности еще следующие операции: выделение огибающей амплитуды напряжения пробоя-функции

Р; выделение макенмальной амплитуды 25 огибающей и выдавение минимальной амплитуды огибаищей.

Далеее производится преобразование McLROEMBJlbHOA и минимальной амплитуд.огибающей в пропорциональную Зр длительность в амплитудно-временном

ПРе@бразонателе. В время-импульсноМ преобразователе 4 эти длительности импульсов преобразовываются в пропорциональное число импульсов, которые накапливаются в блоке 5 памяти, Причем, в первой ячейке памяти накапливается число импульсов, пропорциональное средней максимальной амплитуде огибающей, а но второй ячейке — число импульсов, пропорциональное сред- 40 ней минимальной амплитуде огибающей за и циклов работы двигателя. По окончании и цикла в схеме б деления производится операция деления содержимого первой и второй ячеек 5 па- 45 мяти; Результат частного, показывающий во сколько раз среднее давление. конца такта сжатия больше, чем минимальное давление такта всасывания, далее выводится на индикатор 7. Пос- сО кольку минимальное давление всегда близко давлению начала такта сжатия, то результат частного при хорошем техническом состоянии ДВС близок степени сжатия двигателя.

Предлагаемое устройство может также работать в режиме, когда в блоке 5 памяти выделяется полный цикл огибаЮщей в виде дискретных .значений. При этом каждое дискретное значение получают путем усреднения по множеству амплитуд. напряжения пробоя в заданной фазе цикла работы двигателя эа и циклов работы двигателя. Блок б вычисления по определенному алгоритму проводит обработку значений огибающей амплитуд напряжения пробоя, на основании которого судят о техническом состоянии двигателя.

Формула изобретения

1. Способ оценки технического состояния двигатех:я ннутреннего сгора-. ния, заключающийся в том, что на заданном скоростном режиме двигателя при положении поршня вблизи верхней мертвой точки подают на свечу зажигания импульсы высокого напряжения, измеряют напряжение пробоя искрового промежутка и результаты измерения сравнивают с эталонными значениями, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, дополнительно подают импульсы высокого напряжения и измеряют напряжение пробоя при положении поршня вблизи нижней мертвой точки, причем импульсы подают многократно с заданной частотой, а за-. данный скоростной режим обеспечивают прокручиванием вала двигателя и в качестве результатов измерений принимают отношения напряжений пробоя.

2. Устройство для осуществления способа по и. 1, содержащее усилитель и индикатор, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что в него введены амплитудно-временной преобразователь, время-импульсный преобразователь, блок памяти, схема деления, соеди" ненные последовательно и включенные между усилителем и индикатором, а также датчик напряжения пробоя, схема управления, генератор высокого напряжения и датчик синхронизации, причем первый выход схемы управления связан с амплитудно-временным преобразователем,второй выход — c блоком памяти, а третий — с генератором выcoKoFo напряжения, датчик напряжения пробоя соединен с усилителем и первым входом схемы управления, второй вход которой связан с датчиком синхронизации.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США Р 3943795, кл. 73-119, опублик. 1977.

94 3550

Составитель Н. Патрахальцев

Техред М Рейв ес Корректор Е. Рошко

Редактор Т. ПарФенова

Заказ 5095/47

Тираж 887 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, москва Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП. Патент, Г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх