Воздухораспределительное устройство системы вентиляции транспортного средства

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик п>950554 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 030480 (21) 2904181/27-11

151}М Кп з с присоединением заявки №

В 60 Н 1/24

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 15.08.82. Бюллетень ¹ 30

Дата опубликования описания 150882 (53) УДК 6 29 ° 1 1 3 °

° 06у 628. 83 (088. 8) (72) Авторы изобретения

Н.В.Шипош и В.В.Сушко (71) Заявитель

Всесоюзный конструкторско-эксперимента ный Щнститут автобусостроения 4втйюс (54) ВОЭДУХОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВб

СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

1 2

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к воэдухораспределительным устройствам систем вентиляции и кондиционирования воздуха.

Известны воздухораспределительные устройства для обдува пассажиров в транспортном средстве, содержащие сферический корпус с размещенным в нем соплом и сферический козырек для спрямления воздушного потока, при этом для изменения производительности заборное отверстие сопла расположено под углом к его продольной оси.

Такие .устройства применяются, в основном, в туристских и междугородних автобусах и устанавливаются над каждым гассажирским сидением 1.1).

Цель .изобретения — повышение эффективности обдува стекол кузова транспортного средства и пассажиров в салоне путем расширения диапазона регулирования направления подачи возЗо, духа

Однако эти устройства малоэффективны в случае применения их для обдува ветровых и боковых стекол, а также для вентиляции центральной части салонов городских автобусов и троллейбусов.

Наиболее близким к изобретению по техническому решению является воэдухораспределительное устройство системы вентиляции транспортного средства, содержащее корпус, в котором поворотно установлен дефлектор с направляющими пла"тинами.

При подаче воздуха в устройствоего можно поворотом дефлектора направлять или в салон транспортного средства, или на ветровое стекло для удаления эапотевания $2).

Недостатком известного устройства является то, что при вращении дефлектора направление потока воздуха изменяется только по конусу, угол которого задан наклоном пластин дефлектора. В случае использования таких устройств для автобусов, где стекла больших размеров по высоте и ширине, из-за .недостаточной регулировки они не обеспечивают достижения направленного потока воздуха в каждую зону стекла. В случае использования их для вентиляции салона и установки на воздуховодах, они не обеспечивают подачи направленного потока воздуха в центральную часть салона, для обдува пассажиров, находящихся в проходе между сиденьями.

950554

Эта цель достигается тем, что дефлектор выполнен в виде цилиндра со сквозным продольным пазом,:в котором с одной стороны расположены спрямляющие пластины, а другая, противоположная сторона, обращена. в =а- 5 лон, при этом направляющие пластины шарнирно установлены внутри дефлектора и разделены на группы, в каждой из которых пластины шарнирно соединены тягой с ручкой управления. li0 .Кроме того, нижняя часть дефлектора выполнена с продольной перегородкой, в направляющих пластинах выполнены продольные пазы, в которых расположена указанная перегородка и выступы для соединения с тягой, а упомянутые пластины установлены с натягом между перегородкой и стенками сквозного паза.

Дефлектор поджат к корпусу пружинами.

На фиг.1 показаны возможные эоны установки устройства в системах вентиляции; на фиг.2 - вид А на фиг.1; на фиг.З - устройство со стороны са- 25 лона, общий вид; на фиг.4 — разрез

Б-Б на фиг.З; на фиг.5 - вид В на фиг.4; на фиг.6 — разрез Г-Г на фиг.4.

Воздухораспределительное устройст-, во содержит корпус 1, в отверстии ко,30 торого поворотно установлен дефлектор, выполненный в виде цилиндра со сквозным продольным пазом "а". Дефлектор 2 выполнен из двух частей, соединенных между собой склеиванием. ЗТ

В пазе "a" верхней части дефлектора

2 расположены спрямляющие пластины 3, которые придают необходимую жесткость дефлектору и служат для спрямления потока воздуха a устройство. В паэе 40 a" нижней части дефлектора 2, со стороны салона выполнена декоративная решетка 4 для выпуска воздуха, а также продольная перегородка 5 и поперечная герегородка 6, которые связывают декоративную решетку с боковыми стенками дефлектора 2. В гнездах между. верхней и нижней частями дефлектора 2 шарнирно установлены наконечники 7 направляющих пластин 8. 0

Каждая направляющая пластина 8 имеет продольный паз 9 и цилиндрический выступ 10 для шарнирного соединения группы пластин с тягой 11, которая снабжена ручкой управления 12. При сборке продольная перегородка. 5 входит в продольные пазы 9 направляющих пластин 8, которые совместно с тягами 11 установлены с натягом между упорами наконечников 7 и продольной перегородкой 5. При этом последняя деформируется, а вследствие упругих свойств пластмассы, иэ которой выполнен дефлектор, направляющие пластины 8 неподвижно удерживаются в каждом из выбранных положений. 65

При вибрациях устройства не изменяется выбранное направление потока воздуха. Дефлектор 2 установлен в отверстии корпуса 1 и прижимается к его стенкам пружинами 13,. концы которых заведены в прорези корпуса, а средняя часть охватывает цилиндрические выступы 14 торцовых стенок дефлектора. Для ограничения угла его поворота в нижией части цилиндрических выступов 14 выполнены ограничители 15, а в стенках корпуса — упоры 16.

Для вентиляции салона и обдува стекол воздухораспределительное устройство устанавливается на воздуховодах 17 над пассажирскими сиденьями, в передней части кузова у ветровых стекол, а также на боковых поверхностях воздуховодов со стороны центрального прохода салона автобуса. Поворотом дефлектора 2 вокруг его продольной оси осуществляется изменение воздушного потока в сторону салона или стекол, а поворотом направляющих пластин 8 потоку воздуха придается расширенная или сконцентрированная форма струи, что позволяет обдувать всю ширину стекла или зону пассажирского салона, а также направить поток воздуха в определенное место, например пассажирское сиденье.

Технико-экономические преимущества предложенного устройства над известными заключаются в том, что одно и то же устройство используется как для повышения эффективности обдува стекол, так и для обдува пассажиров, что снижает количество прессформ и трудоемкость производства. 3а счет того, что в устройстве все подвижные детали подпружинены, устраняется самопроизвольное изменение выбранного направления потока воздуха при движении автобуса и вибрациях устройства.

Формула изобретения

1. Воздухораспределительное устройство системы вентиляции транспортно1го средства, содержащее корпус, в ко тором поворотно установлен дефлектор с направляющими пластинами,,о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности обдува стекол кузова транспортного средства и пассажиров в салоне путем расширения, диапазона регулирования направления подачи воздуха, дефлектор выполнен в виде цилиндра со сквозным продольным пазом, в котором с одной стороны расположены спрямляющие пластины, а другая, противоположная сторона, обращена в салон, при этом направляющие пластины шарнирно установле950554

10 ны внутри дефлектора и разделены на группы, в каждой иэ которых пластины шарнирно соединены тягой с ручкой управления.

2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, нижняя часть дефлектора выполнена с про дольной перегородкой, в направляющих пластинах выполнены продольные пазы,. в которых расположена укаэанная перегородка, и выступы для соединения с тягой, а упомянутые пластины установлены с натягом между перегород кой и стенками сквозного паза.

3. Устройство по п.1, о т л ич а ю щ е е с я тем,.что дефлектор поджат к корпусу пружинами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. авторское свидетельство СССР

Р 4б2747, кл. В 60 Н 1/24, 1972.

2. Каталог деталей "Жигули", М., "Машиностроение", 1977, с.173. (про:тотип).

950554 б"б

Вийе

Фиг. б

Составитель Л. Смольская

Техред М.Надь Корректор А.Ференц

Редактор A. Химчук

<филиал ППП Патент", r.Ужгород, ул.Проектная,4

Заказ 5868/18 Тираж 718 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Воздухораспределительное устройство системы вентиляции транспортного средства Воздухораспределительное устройство системы вентиляции транспортного средства Воздухораспределительное устройство системы вентиляции транспортного средства Воздухораспределительное устройство системы вентиляции транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к вентиляции, отоплению и кондиционированию воздуха в кабинах транспортных средств, например легковых автомобилей

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к системам вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха в кабинах транспортных средств, например, легковых автомобилей

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к вентиляции и отоплению салонов кузовов автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к вентиляции, отоплению и кондиционированию воздуха в кабинах транспортных средств

Изобретение относится к системам вентиляции кабин и может быть использовано на сельскохозяйственной и строительной технике

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к системам регулирования микроклимата в салонах транспортных средств, а также в кузовах-фургонах, оснащенных вычислительной, медицинской, измерительной, геологической и другой аналогичной аппаратурой, обслуживаемой операторами

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к системам вентиляции салонов транспортных средств

Изобретение относится к отоплению и вентиляции промышленных зданий и предназначено для подачи приточного (наружного) воздуха в кабины кранов для создания в кабинах крановщиков требуемых (по санитарно-гигиеническим нормам) условий труда [1]
Наверх