Вал со шлицами

 

Оп ИСАНИЕ

И 306РЕТЕ Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

<»>958753 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 25.02.81 (21) 3255592/25-27 (51) М. К .

F 16 Н 57/04 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 15.09.82. Бюллетень № 34

Дата опубликования описания 25.09.82

Гоеударетеелкый комитет

СССР (53) УДК 621.833 (088.8) ло делам «зобретеннй и открытий. В. Уйвюк; —,. дар6нкс (72) Авторы изобретения.

В. Я. Анилович, А. С. Гринченко, О. И. Черненьки

И. Ш. Чернявский, Э. И. Кармазин и Е. А..,1

Харьковский институт механизации и электри ации сельского хозяйства

С 5. (71) Заявитель (54) ВАЛ СО ШЛИЦАМИ ба (1) .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструктивных элементах передач, смазываемых в процессе работы для устранения износа.

Известен вал со шлицами, на рабочих поверхностях которых выполнены глухие канавки параллельно контактной полосе с обеих сторон рабочей поверхности каждого зуНедостатком известной конструкции является ее полая износостойкость. Участки, расположенные.у торцев шлица изнашиваются в большей степени, чем участки в серединной части шлица. Количество смазки, подаваемое ко всем участкам шлица, одинаково и недостаточно в зоне наибольшего износа.

Цель изобретения — повышение износостойкости путем улучшения смазки наиболее нагруженных участков шлицев.

Эта цель достигается за счет того, что в вале со шлицами на рабочих поверхностях которых выполнены глухие канавки, каждая из этих канавок выполнена под углом в направлении к оси вала, при этом одна из торцевых стенок канавки расположена в основании шлица, а другая — в его торцевой части.

Канавка (одна или несколько) наклонена так, что смазка под действием центробежной силы направляется в наиболее изнашиваемую часть шлица, а так как в этой части присутствует смазка, то скорость износа уменьшается и тем самым повышается износостойкость.

На фиг. 1 представлено расположение канавок на рабочей поверхности шлица.

Шлиц содержит одну или несколько смазкоудерживающих глухих, наклонных канавок со скругленными краями. Канавка проходит по поверхности рабочей части шлица, так, что один ее конец находится у основания шлица, а другой — у торца.

При работе вала в условиях несоосности вала и втулки происходит неравномерный по длине шлица износ. На участках, близких

20 к торцам, износ имеет наибольшую величину.

Канавка, проходя через рабочую поверхность, заканчивается в наиболее изнашиваемой части шлица. Таким образом, под действием центробежной силы при вращении

958753

Формула изобретения

Составитель А. Тарновский

Техред А. Бойкас Корректор Г. Решетник

Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор К. Волощук

Заказ 6751/49 вала со шлицами обеспечивается смазывание контактирующих поверхностей в местах наибольшего износа.

Вал со шлицами, на рабочих поверхностях которых выполнены глухие канавки, отличающийся тем, что, с целью повышения износостойкости путем улучшения смазки

4 наиболее нагруженных участков шлицев, каждая, канавка выполнена под углом в направлении к оси вала, при этом одна из торцовых стенок канавки расположена в основании шлица, а другая — в его торцовой части.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 706631, кл. F 16 Н 57/04, 1978 (прототип).

Вал со шлицами Вал со шлицами 

 

Похожие патенты:

Передача // 916832

Редуктор // 868215

Изобретение относится к авиационной технике, а более конкретно к конструктивным особенностям, относящимся к охлаждению редукторов вертолета

Отдушина // 2112174

Картер // 2115854
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для конструирования корпусных деталей редукторов, работающих в условиях перемещения в пространстве

Редуктор // 2124660

Изобретение относится к системам смазки, в частности к гибридной системе смазки с автономной откачкой масла для применения в агрегате трансмиссии

Изобретение относится к машиностроению, в частности к закрытой быстроходной цепной передаче с роликовыми и зубчатыми цепями

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к бронетанковой технике, в частности к устройствам системы смазки и гидроуправления трансмиссией

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания
Наверх