Способ проверки положения по высоте элементов конструкции и обводов корпуса судна

 

Б. И. Гильбурт, И. А. Мэйгур, А. А. льт у(ц-",Н; .:С,",.Фалеев

\ (72) Авторы изобретения (Vl ) Заявнтель (54) СПОСОБ ПРОВЕРКИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЫСОТЕ

ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИИ И ОБВОДОВ КОРПУСА СУДНА

Изобретение относится к судостроению и касается технологии проверки положения по высоте конструкций и обводов корпуса судна.

Известен способ, проверки положения

1 5 по высоте конструкций и обводов корпуса судна, состоящий в том, что проверяемую точку проецируют на базовую поверхность, измеряют теодолитом, установленным вместе с градуированной рейкой на плите стапеля с базовой точкой, .угол наклона линии визирования, проходящей через проверяемую точку относительно горизонта теодолита, и определяют высоту по величине полученного угла (1 ).

Недостаток указанного способа заключается в высокой трудоемкости и низкой точности. го

Цель изобретения - уменьшение трудоемкости и повышение точности измерений при проверке.

Поставленная цель достигается тем, что теодолит устанавливают над базовой точкой, произвольно расположенной на плите стапеля над проекцией проверяемой точки, центрируют градуированную рейку. и обеспечивают ее вертикальность наводят горизонтальный штрих сетки зрительной трубы теодолита на нулевой штрих градуированной рейки и измеряют угол наклона оптичес кой оси теодолита относительно гори . зонта, а затем переводят трубу теодолита в нулевое положение вертикального круга и считывают на упомянутой рейке величину отрезка между ее ну- левым-штрихом и точкой, совпадающей с горизонтальным штрихом сетки зрительной трубы теодолита в ее горизонтальном положении.

На фиг. 1 показан участок стапеля с расположенной над ниж частью строящегося судна, вид в плане; на фиг. 2сечение А-А на фиг. 1.

3 9658

Проверка положения по высоте констрУкций и обводов корпуса судна осуществляется (на примере измерения высоты, относительно основной плоскости, точек наружной обшивки в процессе про-5 верки обводов судна) следующим образом.

Для измерения высоты некоторой точки А 1.на наружной обшивке 1 судна, . строящегося на горизонтальном стапеле 10

) .плита которого представляет собой базовую поверхность 2; посредством известного оптического способа (пересечением на базовой поверхности 2 двух вертикальных плоскостей, визируемых теодолитом с двух позиций и проходящих через проверяемую:точку) проецируют на базовую поверхность 2 проверяемую точку А, получая при этом ее проекцию А4 20

Над точкой -А., центрируют с обеспечением ее вертикальности градуиро-. ванную рейку 3, закрепленную на штативе 4 и снабженную круглым уровнем 5, На базовой поверхности 2, т. е. д на плите стапеля, устанавливают теодолит 6 над базовой тачкой В, расположенной в плане произвольно относи1 тельно проекции точки А„.

Наводят точку пересечения горизон- 30 тального и вертикального штрихов сет-, ки зрительной трубы теодолита 6 на проверяемую точку Я4, закрепляют от вращения вертикальную ось теодолита и измеряют угол4А48Р = 9.1,наклона линии визирования относительно. горизонта теодолита. Вслед 3а этим визи- руют зрительную трубу теодолита 6 на рейку 3, совмещая горизонтальный штрих сетки трубы с нулевым штрихом

40 (точка С) миллиметровой градуировки рейки 3 и измеряют при этом угол

4DBC = В наклона оптической оси трубы относительно горизонта теодолита

6. Трубу теодолита 6 переводят в ну45 левое положение его вертикального круга (т. е. в горизонт инструмента), закрепляют от вращения горизонтальную ось теодолита и считывают (в точке 0), на грудуированной рейке 3 размер вертикального линейного отрезка С0, 50 т.е. расстояние между ее нулевым штрихом и точкой, совпадающей с горизонтальным штрихом сетки зрительной трубы теодолита 6 в ее горизонтальном положении.

Освобождают вращение вертикальной оси теодолита 6, переводят его зри75 4 тельную трубу на неподвижную вертикальную конструкцию 7 в стапеле (колонну эллинга, стенку сухого дока, стрйку и т. и.), на которой законтролирована (точка F) основная плоскость 8 строящегося судна и измеряют линейкой вертикальное расстояние EF . между горизонтальным штрихом сетки трубы теодолита 6 и основной плоскостью 8 судна. Вслед за этим на основании полученных угловых -и линейных данных и, пользуясь тригонометрическими функциями углов, определяют положение точки А4 по высоте относительно основной плоскости 8 судна, т. е. находят длину отрезка А К =

= Н по формуле

И=А„К=СВ " у.

1, Айалогично определяют высоту . положения точек А, А,...

При установке теодолита над базовой точкой В выполнять операцию его центровки над этой точкой. нЬ. необходимости, так как положение ее в плане является произвольным и должно обеспечивать лишь .удобство визирования с учетом расположения на стапеле лесов, башен и других устройств, которые мог ли бы служить препятствием для выполнения проверочных работ.

Предлагаемые проверочные работы описаны вйше на примере постройки судна на горизонтальном стапеле, однако в равной степени они могут выполняться .на наклонных стапелях, при этом проверяемые точки корпусных конструкций судна проецируются на любые,- в том числе негоризонтальные и .неровные поверхности, которые в цанном .случае играют роль базовых (поверхность стапеля, настил второго дна, фундаменты и т. д.) На базе использования современных точных теодолитов настоящий способ обеспечивает высокую точность измерений линейных размеров (погрешность. в пределах 0,5 мм).

Технико-экономический эффект предлагаемого изобретения заключается в сокращении трудоемкости проверочных работ и повышении точности измерений, повышении культуры производства.

5 965875 d

Формула изобретения трируют градуированную рейку и обеспечивают ее вертикальность, наводят

Способ проверки положения по высо- горизонтальный штрих сетки зрительной те элементов конструкции и обводов трубы теодолита на нулевой штрих гракорпуса судна, состоящий в том, что s дуированной рейки и измеряют угол напроверяемую точку проецируют на ба- клона оптической оси теодолита относизовую поверхность, измеряют теодоли- тельно горизонта, а затем переводят том, установленным с градуированной трубу теодолита в нулевое положение рейкой на плите стапеля с базовой вертикального круга. и считывают на точкой, угол наклона линии визирова- о упомянутой рейке величину отрезка межния, проходящей через проверяемую жу ее нулевым штрихом и точкой, совточку относительно горизонта теодо- падающей с горизонтальным штрихом сетлита и определяют высоту по: величине,ки Зрительной трубы теодолита в ее полученного угла, о т л и ч а ю— горизонтальном положении.. щ.и и с я тем,, что, с целью уменьше- 15 ния трудоемкости и повышения точности Источники информации, измерений при проверке, теодолит ус- принятые во внимание при экспертизе танавливают, над базовой точкой, произ» 1; Даниленко Г. С. Геодезическое вольно расположенной на плите стапеля . обеспечение монтажных работ. И., над проекцией проверяемой .точки, цен- 2В "Недра", 1971, с. 110 (прототип).

965875

А-A

Составитель Б. Даньшин

Техред Г. Иаточка Корректор Н. Король

Редактор Н. Горват

Тираж 462 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

bio делам изобретений и открытий

113035-, Иосква, Ж-35; Раушская наб., д. 4/5

Заказ 7752/26 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ проверки положения по высоте элементов конструкции и обводов корпуса судна Способ проверки положения по высоте элементов конструкции и обводов корпуса судна Способ проверки положения по высоте элементов конструкции и обводов корпуса судна Способ проверки положения по высоте элементов конструкции и обводов корпуса судна 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, к устройствам для нанесения эластичного покрытия на корпусы и корпусные конструкции судов и изделий химического и транспортного машиностроения

Изобретение относится к технологии судостроения, а именно к способам изготовления и спуска на воду железобетонных наплавных блоков

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при стыковке частей корпуса крупнотоннажного сооружения на плаву

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при постройке на плаву корпусов плавсооружений

Изобретение относится к технологии судостроения и судоремонта, касаясь сборки корпусов судов из частей, стыкуемых и соединяемых на плаву

Изобретение относится к судостроению, в частности к технологии сборки корпусов судов из легких сплавов

Изобретение относится к судостроению и касается проектирования корпусов, например, подводных скоростных аппаратов цилиндрической или сигарообразной формы и с уменьшенным сопротивлением воды их поступательному движению

Изобретение относится к судостроению и, в частности, к созданию устройств для герметизации стыков соединяемых частей гравитационной платформы на плаву

Изобретение относится к области судостроения, в частности к способам сборки стыкуемых частей корпуса судна на плаву

Изобретение относится к судостроению и касается создания оборудования, предназначенного для изготовления корпусных конструкций и, в частности, для сборки и электроприхватки балок продольного и поперечного направлений с полотнищами
Наверх