Эластичная муфта п.м.тривайло

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. свил-ву N 666321 (22)Заявлено 18.05.81 (21) 3288321/25-27 с присоединением заявки М(23) Приоритет

Опубликовано 23. 10. 82. Бюллетень М 39 (Sl)M. Кл.

F 16 0 3/56

Ркудеретееай кеетет

СССР ею аелаи изобретений и юткрытей (5З) УДК 621. 825. .7(088.8) Дата опубликования описания 23. 1О. 82 (72) Автор изобретения

П. М. Тривайло (71) заявитель (54) ЭЛАСТИ4НАЯ МУФТА П. M. ТРИВАИЛО

Изобретение относится.к машиностроению.

По основному авт. св. Ю 666321 известна эластичная муфта, содержащая две расположенные с зазором одна в другой чашеобразные полумуфты с радиальными пазами, в которых размещены хвостовики нажимных пластин, охватывающих с натягом эластичный стержень с центральным отверстием P 1)

Недостатками известной муфты являются невозможность регулирования, жесткости и низкая надежность при перегрузках.

Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик путем обеспечения регулировки жесткости и повышение надежности при перегрузках.

Поставленная цель достигается тем, ю что эластичная муфта, содержащая две расположенные с зазором одна относи тельно другой чашеобразные полумуфты с радиальными пазами, в которых раз2 мещены хвостовики нажимных пластин, охватывающих с натягом эластичный стержень с центральным отверстием, снабжена узлом регулировки жесткости эластичного стержня, выполненным в виде двух полуколец с резьбовыми отверстиями, двух винтов и прямоугольwx шайб, при этом в эластичном стерж. не выполнены радиальные отверстия полукольца расположены в центральном отверстии эластичного стержня, винты с шайбами смонтированы в радиальных отверстиях эластичного стержня между хвостовиками нажимных пластин, а концы винтов установлены в резьбовых отверстиях полуколец.

На фиг. l изображен общий вид муфты с частичным разрезом; на фиг, 2разрез А-А на фиг. 1.

Муфта содержит две расположенные с зазором одна в другой чашеобразные полумуфты 1 и 2, .в которых диаметраль. но противоположно выполнены совпадаю3 96852 щие (открытые с торцов) одинакового размера радиальные пазы длиной Г и шириной В. Полумуфты 1 и 2 взаимодей ствуют между собой через эластичный, например, резиновый стержень 3 диамет- ром 4 с центральным отверстием и прямоугольными (толщиной Н) выступами 4.

Стержень 3 охватывают жесткие пластиI ны 5 с отогнутыми хвостовиками 6.

Хвостовики 6 пластин 5 опираются на 1î боковые стенки пазов полумуфт 1 и 2.

Эластичный стержень 3 снабжен установленными в его центральном отверстии двумя жесткими металлическими полукольцами 7 с резьбовыми отверстиями, и в которые ввинчены винты 8 с прямоугольными шайбами 9. Шайбы 9 установлены между хвостовиками 6 пластин 5 с гарантированным боковым зазором h.

Суммарная величина 2 h зазора между в шайбами 9 и хвостовиками 6 пластин

5 равна максимально допустимой деформации эластичнсго стержня 3. Винты 8 размещены в выполненных для этой цели отверстиях в эластичном стержне 2S

3. Наружная поверхность по диаметру

0 полумуфты 1 выполнена бочкообразной, в связи с чем она может свободно поворачиваться (как сферический шар; нир) в полумуфте 2, допуская значительные угловые перемещения полумуфт.

Детали 3, 5 и 9 имеют одинаковую ширину, несколько меньшую длины радиальных пазов. Длина полуколец 7 равна расстоянию между торцами полумуфт.

Сборка муфты осуществляется следующим образом.

Вначале в эластичный стержень ставятся полукольца 7 и в их резьбовые

40 отверстия ввинчиваются до упора винты 8 с шайбами 9. В таком виде стержень 3 вместе с пластинами 5 располагают в пазах полумуфты 1. После этого на полумуфту 1 одеваются полумуфта

2 и вращением винтов 8 производится выборка люфтов, а затем — установка (регулировка) требуемой жесткости муфты. Вращение винтов 8 осуществляется обычным или динамометрическим ключом.

При вращении винтов 8 происходит уменьшение расстояния С между деталями 7 и 9 и сжатие эластичного элемента 3, сопровождаемое одновременным увеличением толщины Н выступов.

Вследствие этого пластины 5 стремятся раздвинуться и плотно прижимаются к стенкам пазов полумуфт. Этим обеспечивается выборка в муфте люфтов, При

1 4 дальнейшем вращении винтов 8 деформация эластичного стержнй возрастает, чем обеспечивается создание предварительного натяга, а следовательно, и регулирование жесткости муфты. При достижении необходимого натяга (жесткости) эластичного стержня 3 вращение винтов 8 прекращают. Затем, для исключения произвольного самоотвинчивания, винты 8 фиксируются любым известным методом, например, применяя штифты. После этого муфта готова к работе

Работа муфты происходит следующим образом.

При вращении полумуфты 1, например по часовой стрелке, она гранями своих пазов усилием Р оказывает через пластины 5 и эластичный стержень 3 давление R на боковые стенки пазов полумуфты 2, вызывая ее вращение. При этом происходит упругая деформация эластичного стержня 3 и его выступов 4, чем обеспечивается эластичность передачи нагрузки между полумуфтами. При достижении максимально допустимой деформации д эластичного стержня, т. е. при д = 2 h, выступы 4 пластин 5 упираются в стенки металлических шайб 9 и дальнейшая деформация эластичного стержня прекращается. Этим обеспечивается защита эластичного элемента 3 от разрушения при черезмерных перегрузках, при этом муфта работает как жесткая до.тех пор, пока не устранится перегрузка. Устранение в муфте люфтов, образовавшихся в результате длительной работы, и восстановление ее первоначальной жесткости осуществляется дальнейшим вращением винтов 8 ранее описанным способом. Таким образом, наличие в муфте деталей 7, 8 и 9 позволяет поддерживать требуемую работоспособность в течение длительного времени, т. е. компенсировать влияние износа на работу муфты, настраивать ее на любой требуемый режим работы по демпфированию (жесткости) и повысить надежность при перегрузках.

Кроме этого, упрощается сборка и разборка муфты, поскольку отпадает необходимость при сборке устанавливать упругий элемент в муфту с предва рительным натягом. Снижаются также требования к точности изготовления деталей муфты, так как погрешности изготовления легко компенсируются регулировкой натяга упругого элемента

Эластичная муфта по авт. св.

Р666321, отличающаяся тем, что, с целью улучшения .эксплуатационных возможностей, она снабжена узлом регулировки жесткости эластичного стержня, выполненным в виде двух

Источники информации принятые во внимание при экспертизе

1, Авторское свидетельство СССР и 666321, кл.. Г 16 0 3/56, 1977 (прототип).

Фиг.

5 968521 d после его свободной постановки в полуколец с резьбовыми отверстиями, муфту. двух винтов и прямоугольных шайб, «1редлагаемая муфта может быть при- при этом в эластичном стержне выполменена в длительно работающих приво-,нены радиальные отверстия, полукольца, дах подверженных частым перегрузкам расположены в центральном отверстии и вибрациям, например в кузнечно-прес- эластичного стержня, винты с шайбами совом и горном оборудовании. смонтированы в радиальных отверстиях эластичного стержня между хвостовиками нажимных пластин, а концы винтов

Формула изобретения 10 установлены в резьбовых отверстиях полуколец.

968521

Фиг.2

Заказ SiOy/62

Ь.Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель Ю. Абалтусов

Редактор В. Лазаренко Техред Т.йаточка Корректор А, Гриценко

Эластичная муфта п.м.тривайло Эластичная муфта п.м.тривайло Эластичная муфта п.м.тривайло Эластичная муфта п.м.тривайло 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для передачи крутящего момента от одного вала к другому при наличии смещений осей валов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к трансмиссионным системам вертолетов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для передачи крутящего момента между вращающимися деталями, в частности, в судостроении

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для передачи крутящих моментов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для снижения уровня шума различных трансмиссий, в частности при соединении валов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам, передающим крутящий момент между валами, оси которых пересекаются

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для передачи крутящего момента от источника энергии к потребителю, в частности для электрического запуска газотурбинной установки

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для передачи крутящего момента и осевого усилия

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к упругим муфтам

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к крестовым муфтам
Наверх