Гидродинамическая предохранительная муфта

 

Союз Советскии

Социалистическим

Республик

<1>889948

Ф

4 (61) Дополнительное к авт. саид-ву(22) Заявлено 150280 (21) 2884174/25-27 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 151281. Бюллетень №46

Дата опубликования описания 15.1281

С51) м. кл.з

F 16 D 33/08

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (5Ç) УДК 621. 825. .6(088.8) (72) Авторы изобретения

А.В.Мурин и Б.А.Сериков (71) Заявитель (54)ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ

МУФТА

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения.

Известна гидродинамическая муфта, содержащая смонтированные на валу насосные и турбинные колеса 1 1).

Недостатком ее является большой вес и габариты.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому результату является гидродинамическая предохранительная муфта, содержащая насосное и турбинное колеса, с радиальными лопатками и микропорогами расположенными на обращенных друг к другу сторонах колес (2 ).

Эта муфта характеризуется низкими эксплуатационными характеристиками. фель изобретения — повышение эксплуатационных характеристик.

Поставленная цель достигается тем, что отношение внутреннего диаметра колес к активному диаметру рав( но 0,61-0,67, а высота микропорогов . 0,005-0,015 активного диаметра.

На чертеже, изображена предлагаемая гидродинамическая предохранительная муфта с микропорогами в виде уступов на входе в насосное и турбинное колеса.

Гидромуфта содержит насосное 1 и турбинное 2 колеса с радиальными лопастями 3 и 4. Профили насосного и турбинного колес одинаковы, но у тур" бинного колеса этот профиль смещен к оси вращения муфты на величину Ь высоты микропорога.Вследствие этого на входе в турбинное и насосное колеса образуются микропороги в виде уступов с и Ь соответственно.

Рабочая полость 5 выполнена с соотношением ее внутреннего (втулочного) диаметра 0 к активному D, рав.;ом 0,61-0,67. Высота уступов а и Ь

15 выполнена равной 0,005-0,015 активного диаметра гидромуфты.

Между внутренними стенками с и полуторов и ступицами 8 и насосного и турбинного колес расположена цен20 тральная вспомогательная полость б.

Объем вспомогательной полости б равен

20-50% от объема рабочей полости муфты. Вспомогательная полость сообщается с рабочей полостью 5 через зазор

7 между колесами.

Уменьшение втулочного отношения приводит к увеличению момента, передаваемого муфтой, или к уменьшению скольжения (повышению КПД) при оди30 наковом моменте и прочих равных ус889948 лОвиях. Требуемая энергоемкость или допустимый коэффициент перегрузки обеспечиваются с помощью микропорогов указанной величины на входе в тур бинное и насосное колеса. При небольших скольжениях (в том числе и при расчетном) и, следовательно, при небольших скоростях относительного движения потока жидкости в рабочей полости эти уступы (при рекомендуемой высоте) не оказывают заметного сопротивления потоку. При скольжениях, соответствующих нерабочему участку характеристики-и, следователь но,при больших скоростях потока в относительном движении, микроуступы оказывают заметное сопротивление 15 потоку и тем самым существенно умень.— шают момент, передаваемый муфтой.

Все остальные свойства предлагаемой муфты обусловлены наличием центральной вспомогательной полости 6 указан- щ ного объема как и в известной муфте.

В результате исследований установлено, что для муфт с предлагаемым диапазоном втулочных отношений 0ь/0, применение двух микропорогов (в виде уступов на входе в турбинное и насосное колеса) рекомендуемой высоты существенно (на 20-30) снижает максимальный момент, передаваемый муфтой, при практически неизменном КПД и неизменной энергоемкости (по срав- З0 нению с муфтой без всяких порогов и с одинаковыми остальными параметрами) или в 1,25-1,4 раза уменьшает скольжение при неизменном коэффициенте перегрузки и некотором (на 5- З5

20% j уменьшении энергоемкости. Исследования показывают, что предлагаемые муфты обеспечивают одновременно и повышение энергоемкости (на 40-45%) и КПД на расчетном режиме (уменьшение расчетного скольжения в 1,31,35 раза) при неизменном коэффициенте перегрузки по сравнению с известной муфтой.

Рекомендуемые значения втулочных отношений и высоты микропорогов установлены на основании анализа результатов экспериментальных исследований среди гидромуфт с одинаковым активным диаметром и различными отношениями наименьшего диаметра рабочей полости к активному диаметру, равным

0,71:0,68; 0,67, 0,64; 0,63l0,59 при различных значениях высоты микропорогов от А =0 до A =0,145D ) .

Формула изобретения

Гидродинамическая предохранительная муфта, содержащая насосное и турбинное колеса с радиальными лопатками и микропорогами, расположенными на обращенных одна к другой поверхностях колес, о т л и ч а ю щ ая с я тем, чтор с целью повышения эксплуатационных характеристик, отношение внутреннего диаметра колес к активному диаметру равно 0,61-0,67 а высота микропорогов 0,005-0,015 активного диаметра.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент ФРГ Р 1172085,кл.47 С 14, 1969.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2735134/25-27, кл. F 16 0 33/08, 1979(прототип), 889948

С

Составитель И.Яцунов

Редактор М.Келемеш Техред T. Маточка, Корректор A.Äýÿ-.ко

Заказ 10933/56 Тираж 1009 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва,Ж-35, Раушская наб.,д.4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул.Проектная,4

Гидродинамическая предохранительная муфта Гидродинамическая предохранительная муфта Гидродинамическая предохранительная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и предназначено, предпочтительно, для плавного пуска машин и защиты приводов от перегрузок

Изобретение относится к гидравлическим машинам, в частности к регулируемым гидродинамическим передачам, и может быть использовано для бесступенчатого изменения частоты вращения приводной машины при относительно постоянном числе оборотов двигателя
Наверх