Зубчатая передача

 

ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА, сопсржащая зацепляющиеся зубчатые колеса, установленные на валах, отличающаяся тем, что, с целью повьпнения нагрузочной способности путем изменения распределения температур и снижения концентрации нагрузки вдоль зубьев зубчатых, колес, торцы каждого кйлеса покрыты теплоизолирующими покрытиями или вблизи них вьшолнены параллель-i ные торцам маслоподводящие каналы от вала к впадинам между зубьямл.

С(МОЗ СОВЕТСКИХ . СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕсгвьлик (19) (И) 3(5ц F 16Н 57/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ЛО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3.487874/25- 2 8 (22) 22.06.82 (46) 07.10.83.Бюл. N 37 (72) К, И. Заблонский, Б. Яб Щекин и Вб Bý Иванов (7 1) Одесский ордена Трудового Красного .Знамени политехнический институт. (53) 621.831 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

И. 700798) кл. 6 01М 13/02) 1976.

2 .Заблонский К. И. Зубчатые передачи. Киев, Техн1ка, 1977, сб 7 . (прототип). (54)(57) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА, сод<. жашая зацепляюшиеся зубчатые колеса, установленные на валах, о т л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью повышения нагрузочной способности путем изменения распределения температур и снижения концентрации нагрузки вдоль зубьев зубчатых. колес, торцы каждого колеса покрыты теплоизолируюшими покрытия= ми или вблизи них выполнены параллель, ные торцам маслоподводящие каналы от вала к впадинам между зубьями.

1046561

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых зубчатых .передачах.

Известны зубчатые передачи, содержащие колеса, в средних торцовых сече- 5 ниях которых выполнены маслоподводящие каналы для измерения давления смазки в зоне контакта (1).

Недостатком известных зубчатых пвредач является невозможность снижения концентрации нагрузки при работе.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту к изобретению является зубчатая передача, содержаща зацепляюшиеся зубчатые коле- l5 са, установленные на валах. Торцы зубча тых колес свободны от теплоиэоляищи (2)

Недостатком известной передачи является ограниченная нагрузочная способность ввиду отсутствия воэможности рас- 20 пределять температуры и снижать концентрацию нагрузки вдоль зубьев зубчатых колес.

Целью изобретения является повыше ние нагрузочной способности путем изменения распределения температур и ь снижения концентрации нагрузки вдоль зубьев зубчатых колес.

Указанная цель достигается тем, что в зубчатой передаче, содержащей зацеппя- 30 юшиеся зубчатые колеса, установленные на валах, торцы каждого колеса покрыты теплоизолируюшими покрытиями или вблизи . них выполнены параллельные торцам маслоподводяшие каналы от вала к впадинам 35 между зубьями.

На фиг. 1 показано колесо зубчатой передачи с торцами, покрытыми теплоизолируюшими покрытиями; на фиг. 2 —. то же с маслоподводящими каналами 40 вблизи торцов, на фиг. 3 — изотермы, наложенные на проекцию зубчатого колеса»

Зубчатая передача содержит зацэпля|ющиеся зубчатые колеса 1 (показано од- 4g но колесо), установленные на валах 2, торцы 3 и 4 каждого колеса покрыты теплоизолируюшими покрытиями 5 или вблизи них выполнены параллельные торцам маслоподводящие каналы 6 и 7 от вела 2 к впадинам между зубьями колеса.

На проекцию зубчатого колеса нанесены изотермы 8 (фиг. 3), характеризующие распределение температур вдоль ширины зубчатого колеса.

Зубчатая передача работает следующим образом.

B том случае, когда тепловые деформации превалируют над деформация,ми изгиба .валов 2, торцы 3 и 4 колес покрывают теплоизолирующими покрытиями 5, что приводит к нагреву торцовых сечений колес и выравнИванию температур по ширине зубчатого колеса 1 . В результате, хотя тепловые деформации увеличиваются, неравномерность их падает. Деформации изгиба вала 2 и тепловые деформации взаимно компенсируются, и коэффициент концентрации нагрузки уменьшается.

Если режим работы передачи теплонапряженный и общее увеличение тепловых деформаций может привести к закхц ниванию, следует подводить смазку в зацепление через каналы, расположенные в среднем сечении тела колеса. В результате тепловые деформации выравниваются и одновременно уменьшаются.

В случае, когда тепловые деформации меньше деформаций изгиба вала, каналы 6 и 7 для подвода масла располагают вблизи торцовых сечений.

Наличие деформации кручения приводит к концентрации нагрузки на каком-либо из торцов зубчатых колес. Для выравнивания нагрузки теплоизолируют малонагруженный торец, что приводит к расшире-. нию этой части зубчатого колеса и выравниванию распределения нагрузки по длине контактных линий.

Изобретение повышает долговечность и нагрузочную способность зубчатых передач.

1046561

Составитель А. Ве," овский

Редактор P. Цицика Техред М.Тепер Корректор,И .Эрцейи

Заказ 7701/38 . Тираж 925 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий

115035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4 /5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Редуктор // 983361

Редуктор // 979767

Изобретение относится к авиационной технике, а более конкретно к конструктивным особенностям, относящимся к охлаждению редукторов вертолета

Отдушина // 2112174

Картер // 2115854
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для конструирования корпусных деталей редукторов, работающих в условиях перемещения в пространстве

Редуктор // 2124660

Изобретение относится к системам смазки, в частности к гибридной системе смазки с автономной откачкой масла для применения в агрегате трансмиссии

Изобретение относится к машиностроению, в частности к закрытой быстроходной цепной передаче с роликовыми и зубчатыми цепями

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к бронетанковой технике, в частности к устройствам системы смазки и гидроуправления трансмиссией

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания
Наверх