Конечная передача транспортного средства

 

1. КОНЕЧНАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая ведомую шестерню, полую полуось, .установленный в ней тбрсиояный вал, один конец которого связан с концом полуоси, и ограничитель углового поворота ведомой шестерни относительно, полуоси, связанный с ведомой шестерней, другим концом торсионного вала и с другим концом полуоси, отличающаяся тем, что с целью повышения надежности и долговечности, ограничитель углового поворота ведомой шестерни относительно полуоси выполнен в виде соосного полуоси трехзвенного планетарного механизма , один из элементов которого связан с веаомой шестерней, другой - с другим концом полуоси, а третий - с другим концом торсионного вала, и упоров для ограничения поворота одного элемента планетарного механизма относительно другого, при этом между взаимодействующими поверхностями упоров в свободном состоянии торсионного вала выполнен зазор. (Л

з!5!1 В 60 К 1732

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ HOMHTET СССР

ГЮ ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

Н ABTGPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3529557 27-!! (22) 12.11.82 (46) 30.12.83. Бюл. № 48 (72) А. Т. Скойбеда, А. И. Бобровник, В. Л. Николаенко, В. Ф. Чабан, П. А. Амельчелко, П. А, Стецко и О. К. Довнар (71) Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт и

Минский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции тракторный завод (53) 629.113.012 (088.8) (56) I, Авторское свидетельство СССР № 413067, кл. В 60 К 17/32, 1974.

2. Авторское свидетельство СССР № 688352, кл. В 60 К !7/32, 1979 {прототип). (54) (57) 1. КОНЕЧНАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая ведомую шестерню, полую полуось, устаяов„„ЯЦ„„1О63651 ленный в ней тбрсиояяый вал, одия конец которого связан с концом полуоси, и ограничител ь угловогО поворота ведомой шестерни относительно. полуоси, связанный с ведомой шестерней, другим концом торсиояйого вала и с другим концом полуоси, отли. чающаяся тем, что с целью повышения надежности и долговечности, ограничитель углового поворота ведомой шестерни относительно полуоси выполнен в виде соосного полуоси трехзвеняого планетарного мехаяизма, один из элементов которого связан с ведомой шестерней, другой — с другим концом полуоси, а третий — с другим кояцом торсионного вала, и упоров для ограничения поворота одного элемента планетарного механизма относительно другого, при этом между взаимодействующими поверхностями упоров в свободном состоянии торсионного saла выполяея зазор.

1063651 в корпусе, при этом на двухопорном валу по обе стороны от солнечной шестерни установлены подшипники щек водила, наружный диаметр одного из которых, расположенного у эпициклической шестерни, больше диаметра окружности вершин солнечной шестерни.

На фиг. 1 изображена передача, общиМ вид; на фиг. 2 -- разрез А-А на фиг. 1.

Конечная передача транспортного средства содержит ведомую шестерню 1, полую полуось 2, торсионный вал 3, размещенные !и в корпусе 4 заднего моста, ведушую шестерню 5, подшипники 6 и 7, установленные в рукаве 8, связываемом с корпусом 4 по средством болтов 9. Водило 10 планетарного механизма состоит из двух щек 11 и 12, между которыми яа осях 13 установлены !5 сателлиты 14, при этом ведомая шестерня 1 выполнена на щеке I I. Эпициклическая шестерня 15 планетарного механизма посредством шлиц 16 связана с концом 17 полуоси 2, а солнечная шестерня 18 выполнена яа двухопорном полом валу 19, один конец 20 которого на подшипнике 21 установлен в конце 17 полуоси 2, а другой 22 на подшипнике 23 в корпусе 4 заднего моста. Торсионный вал 3 посредством шлиц 24 связан с концом 25 полуоси 2 и посредством шлиц 26 д с кон цом 22 вал а 19.

Щека 11 водила 10 установлена относительно вала 19 на подшипнике 27, а шека 12 — на подшипнике 28, диаметр которого больше наружного диаметра зубьев солнечной шестерни 18. 30

Кроме того, на ведомой шестерйе 1 выполнены упоры 29, 30, между которыми с зазором а установлены упоры 31 эпицикли ческо " шестерни 15.

Конечная передача транспортного средства работает следующим образом.

В начале движения транспортного средства крутящий момент посредством ведушей шестерни 5 и связанной с ней ведомой шестерни 1 передается к водилу 10. Так как яа эпициклическую шестерню 15, связанную 4р с полуосью 2, действует момент сопротивления и ояа остановлена, сателлиты 14 смеeàþT солнечную шестерню 18, которая через вал 19 закручивает торсионяый вал 3. Происходит это до тех пор, пока момент от закрутки торсионного вала 3 с учетом переда- 45 точного отношения планетарного механизма не превысит момента сопротивления на эпициклической шестерне !5, после чего oJi3 начинает нрагцаться совместно с полуосью

2, приводя в движение транспортное средство.

При увеличении момента сопротивления на полуоси 2, например, при наезде колеса на препятствие, увеличении сопротивления грунта и так далее, что вызывает увеличение момента на эпициклической шестерне 15, происходит дальнейшее относительное смещение солнечной шестерни 18, дополнительзакручиваюц ей торсионный вал 3, что исключает ударные нагрузки на детали трансмиссии и повышает их надежность и долговечность. При уменьшении момента сопротивления на полуоси 2 и эпициклической шестерне 15 происходит обратная раскрутка торсионного вала 3, при этом энергия закрутки преобразуется в работу. движения, улучшая экономичность работы транспортного средства.

При черезмерном увеличении момента на полуоси 2 и эпициклической шестерне 15, например, при резком торможении, в работу вступают упоры 29 и 31 или 30 и 31, исключающие превышение наг-,узк . на торсионный вал 3, сверх допустим)A предотвращающие его разрушение.

Так как в планетарном механизме момент ведущего элемента — водила 10 раскладывается на два меньших по величине момента эпициклической шестерни 15 и сол нечной шестерни 18, то связанные с ними полуось 2 и торсионный вал 3 разгружаются, что повышает их надежность и долговечность, а также увел чивает диапазон предохранения.

Таким образом, выполнение ограничителя углового поворота ведомой шестерни относите..ьно полуоси в виде соосного полуоси трехзвенного планетарного механизма, один из элементов которого связан с ведомои шестерней, другой — с другим концом полуоси, а третий — с другим концом торсионного вала, обеспечивает повышение надежности и долговечности конечной передачи транспортного средства при одновременном увеличении диапазона предохранс иия.

ВКИИПИ Закаэ l042268 Тираж б7; Подпнсное

Фклиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Лроехтная, 4

Конечная передача транспортного средства Конечная передача транспортного средства Конечная передача транспортного средства Конечная передача транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к трансмиссиям тракторных средств

Изобретение относится к сельскохозяйственному и транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к трансмиссиям автомобилей, тракторов, строительных машин

Изобретение относится к приводу оси колес и поворотным рычагам подвесок, в частности к устройству обеспечения поворота моста вокруг своей поперечной оси для компенсации поворота моста вокруг продольной оси при пересечении неровностей

Изобретение относится к самоходным дорожным транспортным средствам

Изобретение относится к колесным транспортным средствам, а именно к их трансмиссиям

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкции колес
Наверх