Транспортное средство для работы на склонах

 

1. ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ РАБОТЫ НА СКЛОНАХ, содержащее остов и ходовую часть, имеющую передний мост, выполненный в виде поперечной свободно качающейся на продольном шарнире балки с направляющими колесами , и задний мост, снабженный устройством для принудительного перемещения его колес по высоте, причем щарнир балки переднего моста соединен с остовом подвижно в поперечном направлении с помощью шарнирного пapaлJleлограмма , одно звено которого снабжено плечом, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции , снижения металлоемкости и повышения агротехнической проходимости и клиренса, указанное плечо кинематически связано с балкой переднего моста. 2. Транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что упомянутая кинематическая связь выполнеИа -з виде тяги, шарнирно соеди (Л ненной одним концом с плечом, a другим - с концом рычага, которым снабжена балка переднего моста, причем рычаг расположен на оси качания балки переднего моста. Од со ю О)

COOS СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК ш В 60 С 19/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ 1

1 (21) 3472261/27-11 (22) 26.07.82 (46) 07.01.85. Бюл. ¹- 1 (72) П.В. Зеленый, В.В. Гуськов, В.В. Яцкевич и В.П. Зарецкий (71) Белорусский ордена Трудового

Красного Знамени политехнический институт (53) 629.11.012.325.5(088.) (56) 1. Амельченко П.А. и др. Колесные тракторы для работы на склоне.

M. "Машиностроение", 1978, с. 160165. рис. 99, 101-103.

2. Авторское свидетельство СССР . ¹ 854761, кл. В 60 С 19/10, 1979. (54)(57) 1. ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ РАБОТЫ НА СКЛОНАХ, содержащее остов и ходовую часть, имеющую передний . мост, выполненный в виде поперечной свободно качающейся на продольном шарнире балки с направляющими колесами, и задний МосТ снабженный устрой..Я0„„.1133126 А ством для принудительного перемещения его колес по высоте, причем шарнир балки переднего моста соединен с остовом подвижно в поперечном направлении с помощью шарнирного параллелограмма, одно звено которого снабжено плечом, о т л и ч а ю щ е е с я . тем, что, с целью упрощения конструкции, снижения металлоемкости и повышения агротехнической проходимости и клиренса, указанное плечо кинематически связано с балкой переднего моста.

2. Транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что упомянутая кинематическая связь выполнена:в виде тяги, шарнирно соединенной одним концом с плечом, а другим — с концом рычага, которым снабжена балка переднего моста, причем рычаг расположен на оси качания балки переднего моста.

1 11331

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к крутосклонным тракторам.

Известен крутосклонный трактор, содержащий передний самостоятельно

5 приспосабливающийся к склону мост и задний мост, снабженный механизмом выравнивания — устройством для перемещения задних колес по высоте, выполненным в виде поворотных бортовых редукторов, корпусы которых кинематически связаны друг с другом посредством двух тяг и установленного на остове коромысла, поворачиваемого управляемым датчиком крена силовыми гидравлическими цилиндрами (1) .

Такой крутосклонный трактор обладает двумя существенными недостатI камь, затрудняющими его проходимость в междурядиях пропашных культур. Первый из них заключается в невозможнос- ти совмещения колеи передних и задних .колес при движении трактора на поперечном склоне с разворотом в плане, который (разворот) обусловлен сползанием и уводом заднего неуправляемого, моста; второй — в уменьшении агротехнического просвета у выше расположенного по склону колеса из-за перемещения последнего вверх при стабилизации трактора.

Известно также транспортное средство для работы на склонах, содержащее остов и ходовую часть, включающую передний мост, выполненный в виде поперечной свободно качающейся на продольном шарнире балки с направляющими колесами, и задний мост, снабженный устройством цля принудительного перемещения его колес по высоте, причем шарнир балки переднего моста 40 связан с остовом подвижно в поперечном направлении посредством шарнирного параллелограмма, одно звено которого снабжено плечом )2) .

Однако известное устройство кон- 45 структивно сложно и металлоемко из-за наличия тяги, связывающей указанное плечо с приводом устройства для перемещения задних колес по высоте— механизмом стабилизации, — которую 50 необходимо тянуть через весь трактор от его переднего моста к заднему.

Во-вторых, такая длинная тяга может быть размещена только под днищем трактора, что снижает его агротехни- 55, ческую проходимость иклиренс.В-треть- их, она требует наличия у тракторамеханизма, связывающего между собой

26 2 левое и правое устройства для переме; щения колес.

Целью изобретения является упрощение конструкции, снижение металлоемкости, повышение агротехнической проходимости и клиренса.

Поставленная цель достигается тем, что в транспортном средстве для работы на склонах, имеющем остов и ходовую часть, включающую передний мост, выполненный в виде поперечной свободно качающейся на продольном шарнире балки с направляющими колесами, и задний мост, снабженный устройством для принудительного перемещения его колес по высоте, причем шарнир балки переднего моста соединен с остовом подвижно в поперечном направлении с помощью шарнирного параллелограмма, одно звено которого снабжено плечом, последнее кинематически связано с балкой переднего моста.

Упомянутая кинематическая связь выполнена в виде тяги, шарнирно соединенной одним концом с плечом, а другим — с концом рычага, которым снабжена балка переднего моста, причем рычаг расположен на оси качания балки переднего моста.

На фиг. 1.приведена пространственная схема транспортного средства для работы на склонах; на фиг. 2 — устройство для смещения балки переднего моста; на фиг. 3 — транспортное средство, вид сбоку; на фиг. 4 — то же, вид сзади; фиг. 5 и 6 — принцип работы устройства при движении на склоне в междурядиях.

Транспортное средство для работы на склонах содержит остов 1 и .ходовую часть, включающую передний самостоятельно приспосабливающийся к склону мост и задний мост, снабженный устройством для принудительного перемещения его колес по высоте. Передний мост выполнен в виде поперечной свободно качающейся на продольной оси 2 балки 3 с направляющими колесами 4, оси 5 которых снабжены стаканами 6, насаженными на нижние плечи вертикальных двухплечих рычагов 7 с возможностью поворота. Стаканы 6 содержат плечи 8, шарнирно связанные тягами 9 с рулевой сошкой 10, ось 11 поворота которой связана с балкой 3 посредством ее продольной оси 2, а посредством кардана 12, вала 13 конической зубчатой передачи 14 и казанных валов 15 — с рулевым колесом 16.

133126 .4 зонтальное положение занимает и бал ка 3, удерживая передний мост в нейтральном симметричном относительно ,остальной части транспортного средства положении, когда колея обоих мостов совпадает с плоскостями враще" ния колес.

При въезде на поперечный склон транспортное средство получает перво1О начально некоторый боковой крен. Маятник 27, занимая под действием силы к- собственной тяжести вновь вертикальное положение, переводит золотник гидрораспределителя 28 в одну из крайних позиций — левую или правую, в зависимости от направления крена, соединяя штоковую полость ниже расположенного по склону силового цилиндра 26 с источником 29 давления, а его бесштоковую полость — со слйвом 31. Под давлением нагнетаемой в указанную полость рабочей жидкости силовой цилиндр 26 нижерасположенного по склону борта поворачивает рычаг-редУктор 24 последнего, обеспечивая тем самым перемещение заднего ведущего нижнего по склону колеса 25 по высоте вниз и, благодаря этому— возвращение транспортного средства

30 в вертикальное положение. Как только последнее будет достигнуто, маятник

27 вновь обеспечит переводом золотника гидрораспределителя 28 в нейтральную позицию запирание .силовых цилиндров 26 и удержание нижнего по склону

М колеса 25 в таком положении относительно остова 1 до следующего изменения крутизны .склона данного направ.ления. Колесо противоположного борта (расположенное выше) находится при этом в исходном положении до тех пор, пока транспортное средство не наедет на склон обратной крутизны и бортовые механизмы перемещения колес не поменяются ролями.

Передний мост, благодаря возможности поворота балки 3 на оси 2, приспосабливается .r, склону самосто-" ятельно. Упомянутая балка 3 на склоне занимает положение, параллельное

50 поверхности склона. Поворачиваясь при этом на оси 2, она посредством рычага 21, плеча 20 и тяги 22 поворачивает звено 18, а вместе с ним и звено 19 в горизонтальной плоскости, И обуславливая тем самым попере ное . смещение передней части остова 1 вверх

3 1

Ось 2 качания балки 3 в поперечной плоскости вмонтирована с возможностью поворота в подвижную полураму 17, шарнирно связанную двумя 18 и 19 продольными звеньями с остовом 1 таким образом, что образует с ними шарнирный параллелограмм. Одно из звеньев параллелограмма — .18 — снабжено плечом 20, соединенным с выполненным на балке 3 рычагом 21 шарнирной тягой 22. Помимо оси качания 2 балки 3 полурама 17 несет на себе та же упомянутую коническую зубчатую передачу 14.

Вторые — верхние — плечи рычагов 7 связанных с балкой 3 с воэможностью поворота в поперечной плоскости, шар нирно связаны с полурамой 17 распорками 23, образуя параллелограмм.

Задний мост вынолнен в виде поворотных бортовых рычагов — редукторов 24, несущих опорные ведущие колеса 25 — от перемещения по высоте

I вверх.

Управление силовыми цилиндрами 26 выполнено автоматическим от автоматастабилизатора маятникового типа.

Автомат-стабилизатор содержит подвешенный на горизонтальной продольной оси физический маятник 27, шарнирно связанный с золотником трехпозиционного гидрораспределителя 28, через который осуществлен подвод рабочего тела от гидросистемы транспортного средства к упомянутым силовым цилиндрам 26. Гидросистема включает в себя источник 29 давления, предохранительный клапан 30 и..слив 31. Подсоединение силовых цилиндров 26 осуществлено так, что штоковая полость каждого из них сообщена с бесштоковой полостью силового цилиндра противоположного борта, а сообщающие их магистрали — . с гидрораспределителем 28.

Транспортное средство работает следующим образом.

При движении по горизонтальной поверхности маятник 27 занимает вертикальное положение, удерживая золотник гидрораспределителя 28 в нейтральной позиции, обеспечивающей запирание силовых цилиндров 26. Бортовые рыча-. ги-редукторы 24 находятся при этом в исходном положении и удерживаются от перемещений вверх вытолкнутыми до отказа штоками силовых цилиндров 26.

Как передние направляющие колеса 4, так и задние 25 катятся при этом в одной горизонтальной плоскости. Горипо склону. В результате такого перемещения передней части остова 1 тран1133 спортное средство совместно с задними неуправляемыми колесайи 25 займет угловое положение относительно курса движения передних управляемых колес 4 (фиг. 6). Благодаря этому задние колеса 25 будут противостоять боковому уводу и сползанию на склоне, обеспечивая тем самым совпадение следов, ьставляемых на поверхности склона колесами обоих мостов, а следователь- 10 йо, и высокую проходимость в междурядиях возделываемых на склонах пропашных культур.

Необходимое поперечное смещение мостов в плане, а следовательно, и 15 угол поворота задних колес 25 совместно с остовом, достаточный для качения их по следу передних управляемых колес 4, обеспечивают в функции крутизны склона подбором длин плеча 20 щ и рычага 21.

При повороте балки 3 на оси 2 на, склоне передние колеса 4 так же, как и задние 25, занимают вертикальное положение благодаря шарнирной уста- 25 йовке на .балке 3 несущих их двуплечих рычагов 7 и связи последних с.полурамой 17 распорками 23 в виде паралле-, лограмма.

Независимо от положения балки 3 относительно остова 1, как углового, так и поперечного, передние колеса 3

Йе теряют связи с рулевым колесом 16, воздействуя на которое водитель задает посредством карданного вала 15, зубчатой конической передачи 14, вала 13, кардана 12,. оси 11, сошки 10, тяг"9 и плеч 8 необходимое положение

126 6 передних колес 4 в плане, организовывая их движение в пределах междуря дии е

Предлагаемое устройство обладает более высокой по сравнению с известными проходимостью в междурядиях культур возделываемых на горных склонах, обеепечиваемой не только за счет совмещения следов колес переднего и заднего мостов, но и благодаря сохранению агротехнических просветов у выше расположенных на склоне колес при стабилизации. Последнее достигается выравниванием транспортного средства в .вертикальное положение не двумя, а. одним бортом заднего моста, расположенным ниже по склону, при неподвижном по высоте колесе противоположного борта. Повышение агротехнической проходимости крутосклонных тракторов открывает возможности для механизированного выполнения пропашных работ на склонах, в том числе и при возделывании высокостебельных культур, Это поднимет производительность труда в горном растениеводстве более, чем на 25, по сравнению с существующим уровнем.

Техническим преимуществом предлагаемого устройства является независимость механизма смещения переднего моста от механизма выравнивания заднего, который может быть различным по принципу действия: одним или двумя бортами, что расширяет его применимость..Кроме того, предлагаемое уст ройство менее металлоемко.

1133126

1133126

1133126

Фиг.4

1133126

1133126

Составитель М. Ляско

Редактор Н. Егорова Техред Т.Фанта Корректор Е. Сирохман

Заказ 9903/17 Тирам 650 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ултород, ул. Проектная, 4

Транспортное средство для работы на склонах Транспортное средство для работы на склонах Транспортное средство для работы на склонах Транспортное средство для работы на склонах Транспортное средство для работы на склонах Транспортное средство для работы на склонах Транспортное средство для работы на склонах Транспортное средство для работы на склонах Транспортное средство для работы на склонах 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для блокировки подвески шасси автомобильного стрелового крана

Изобретение относится к лесозаготовительному оборудованию и, в частности, к лесозаготовительным машинам

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано для оснащения крупногабаритных большегрузных автопоездов

Изобретение относится к колесным транспортным средствам, а именно к их рессорным подвескам
Наверх